ЮрФак: изучение права онлайн

Правовые перспективы использования криптовалюты как универсального средства платежа

Автор: Макарчук Н.В.

Полемика относительно правовой природы криптовалюты не утихает уже несколько лет. В литературе высказываются различные мнения: предлагается определять криптовалюту как вещь, имущество, имущественные или обязательственные права, средства платежа и прочее. В настоящее время в практике выработан подход, согласно которому криптовалюта — это имущество, в связи с чем она включается в конкурсную массу и истребуется. В судебных актах можно увидеть определение "токенизированное имущество" (криптовалюта) (см., например, [1]). При этом суды отмечают, что сегодня деятельность по продаже криптовалюты не регламентирована законодательством Российской Федерации, как и статус самой криптовалюты.

Исходя из прямого толкования норм права криптовалюта не относится к объектам гражданских прав, находится вне правового поля на территории Российской Федерации, исполнение сделок с криптовалютой, ее транзакции не обеспечиваются принудительной силой государства, а отсутствие в системе криптовалюты контролирующего центра, анонимность пользователей криптовалют не позволяет с определенностью установить принадлежность криптовалюты в криптокошельке, находящемся в сети Интернет, конкретному лицу.

В нормативных актах, в частности, в письме Федеральной налоговой службы от 22 ноября 2018 года N БС-4-11/22635@ "О налогообложении доходов физических лиц" (в приложении к которому — письмо Министерства финансов Российской Федерации от 8 ноября 2018 года N 03-0407/80764), отмечается, что российским законодательством правовой статус криптовалют как особого вида имущества не определен.

В проекте федерального закона N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" (о цифровых правах)" предполагалось определить криптовалюту как цифровые деньги и ввести это понятие в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ). Под цифровыми деньгами понималась не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей. Согласно проекту закона в случаях и на условиях, установленных законом, цифровые деньги могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства. Однако это понятие в ГК РФ внесено не было, очевидно, по причине спорности как самого понятия, так и определения его правовой природы и возможности использования в качестве средства платежа.

Для ответа на вопрос, возможно ли использование в перспективе криптовалюты в качестве универсального платежного средства в России, необходимо проанализировать имеющиеся подходы к определению правовой природы такой валюты и выявить сущность этого явления.

Как уже отмечалось, в практике и доктрине распространено мнение о том, что криптовалюта — это разновидность имущества. При этом рассмотрение ее в качестве объекта имущественных прав продиктовано фактическими экономико-технологическими отношениями. Однако полагаю, что попытки распространения на криптовалюту режима вещей либо имущества, несмотря на поддержку целого ряда исследователей, противоречит самой сущности криптовалюты. Такой подход в принципе не решает проблему правовой квалификации криптовалюты и не позволяет вписать ее в существующую систему объектов прав. Кроме того, очевидно, что криптовалюта не является объектом материального мира, в связи с чем попытки квалифицировать ее как имущество или объект имущественных прав можно рассматривать не иначе как правовую фикцию. При этом применение приема правовой фикции, целью которого является распространение права собственности на объекты, которые вещами не являются, никаким образом не решает вопроса о правовом режиме криптовалюты, не позволяет найти адекватные меры правовой защиты, предоставляемой участникам соответствующих правоотношений.

В рамках другого подхода криптовалюта рассматривается в качестве объекта обязательственных прав, необходимость вещно-правовой квалификации криптовалюты вообще отрицается, она рассматривается исключительно как предмет обязательственных правоотношений. При таком подходе речь идет об обороте не самой криптовалюты, а прав на нее. С одной стороны, подобный правовой механизм оборота криптовалюты в наибольшей степени учитывает ее особенности как явления нематериального мира. Достоинством такого подхода является то, что криптовалюта признается особым объектом правового регулирования, который обладает специальным правовым режимом. Главной особенностью такого режима становится то, что для оборота криптовалюты должна применяться система специальных правовых инструментов. Также достоинством такого подхода является то, что учитывается динамическая природа криптовалюты, которая имеет существенное значение при определении типа правоотношений, возникающих по поводу обращения этого объекта. Если вещно-правовые институты направлены на регулирование материальных статических объектов правоотношений, то для виртуальных динамических объектов, к числу которых относится криптовалюта, они неприменимы. При этом необходимость конструирования специального правового режима имущества (и тем более вещи) для виртуального динамического объекта в принципе отсутствует. Однако, несмотря на определенные преимущества, при таком подходе не учитывается сущность криптовалюты и не представляется возможным определить способы защиты и, главное, реализовать их.

По существу, каждый из представленных подходов к правовой квалификации криптовалюты не лишен рационального содержания и направлен на решение определенной функциональной задачи. Принятие какой-либо из названных квалификаций криптовалюты приведет к выстраиванию на ее основе определенной системы оборота такой валюты. Одним из важных аспектов функционирования каждой подобной системы становится обеспечение баланса интересов участников отношений.

Наиболее перспективным подходом следует считать специализацию правового режима криптовалюты, определение правовых механизмов, которые в равной степени будут учитывать ее технологические особенности, а также экономические и социальные аспекты.

С позиции учета социальных аспектов полагаю возможным рассматривать криптовалюту как средство платежа, потому что именно такой подход отражает в большей степени суть этого явления, поскольку появление криптовалют — это следствие объективного процесса конкуренции между системами фиксации фактов перехода стоимости [4]. Безусловно, очевидна схожесть некоторых функций криптовалюты с денежными средствами. Так, она может являться средством расчета и платежа. Во многих правопорядках, например в Швейцарии, криптовалюта используется для расчета за товары и услуги [5].

Центральный банк Германии и Франкфуртская фондовая биржа разрабатывают основанный на блокчейне прототип механизма расчетно-клиринговой деятельности, который предлагает расчетные операции в режиме "поставка против платежа" для цифровой валюты, выпущенной Центробанком, а также обычные переводы цифровых монет или ценных бумаг. Также этот механизм предоставляет возможность завершения расчетов по основным корпоративным сделкам вроде платежей по купонам и погашения вышедших в тираж бумаг [6].

В законодательстве США специально оговаривается, что криптовалюта может быть платежной единицей, в которой выдается заработная плата [7].

Это означает, что в рассматриваемых правопорядках криптовалюта стала единицей расчета, которая активно признается и принимается различными субъектами на рынке. Это делает ее схожей с денежными средствами. Однако для денежных средств характерно и то, что они являются продуктом государственного порядка. Этого ключевого признака нет у криптовалюты, государство не имеет никакого отношения к ее выпуску или эмиссии, которые происходят независимо от государственного регулирования в Интернете. Однако возникает вопрос, является ли это основанием для отрицания правовой природы и сущности криптовалюты как средства платежа. Действительно, именно государство осуществляет эмиссию денежных средств, обеспечивая своим государственным актом определенную их ценность, и признает их законным средством платежа, которое участники рынка обязаны принимать. Криптовалюта, напротив, не эмитируется государством, государство не гарантирует ее ценность и не установлена обязанность принимать ее как платежное средство. Также у криптовалюты отсутствует такой признак, как нарицательная стоимость, принятый у законного средства платежа согласно статье 140 ГК РФ.

Абсолютное большинство центральных банков не рассматривают криптовалюты как реальные деньги и законные платежные средства, поскольку такие инструменты не выполняют ключевые функции денег — единицы учета, средства платежа и сохранения стоимости [9].

Между тем криптовалюта эмитируется самими участниками, ее ценность гарантируется возможностями децентрализованной системы, она добровольно, без принуждения принимается участниками отношений в качестве платежного средства. Специальная среда доверия между анонимными контрагентами, передача, создание и введение активов в оборот не требуют участия посредников (подробнее см. [10]), в том числе государства.

Следует согласиться с Г. Грефом, который заявил, что криптовалюты — это очень интересный международный эксперимент, который ломает парадигму валютной эмиссии. И их определенно не стоит запрещать, но следует попытаться понять, изучить и, возможно, начать правильно регулировать [11].

Несмотря на то что в настоящее время криптовалюта рассматривается, скорее, как инвестиции, а не в качестве денег, в перспективе ожидается, что она будут использоваться в качестве платежного инструмента в случаях и на условиях, установленных законом [12].

Ограниченность эмиссии, отсутствие центрального эмитента и поддержание свободного оборота криптовалют свидетельствуют о возможности принятия ими функции средств накопления. Увеличение спроса на криптовалюты вместе с их ограниченностью и формированием цены за счет динамики спроса и предложения влечет за собой возможность торговать без привязки к национальным валютам, что свидетельствует о возможности принятия криптовалютами функции мировых денег.

Криптовалюта — это валюта, которая доступна только в цифровой или электронной, а не в физической форме. Криптовалюты неосязаемы и могут использоваться только с помощью компьютеров или электронных кошельков, подключенных к Интернету или указанным сетям. В отличие от криптовалют физические валюты, такие как банкноты и чеканные монеты, являются материальными, и операции возможны только их держателями, которые имеют свою физическую собственность.

Как и любая стандартная фиатная валюта, криптовалюта по своей сути может использоваться для покупки товаров, а также для оплаты услуг либо ограниченно использоваться среди определенных онлайн-сообществ, таких как игровые сайты, игровые порталы или социальные сети.

Криптовалюта имеет все внутренние свойства, как физическая валюта, и позволяет осуществлять мгновенные транзакции, которые могут быть легко выполнены для осуществления платежей через границы при подключении к поддерживаемым устройствам и сетям. Криптовалюты как средства платежа имеют множество преимуществ. Поскольку платежи в криптовалюте производятся непосредственно между сторонами сделки без каких-либо посредников, сделки обычно являются мгновенными и либо ничего не стоят, либо имеют низкую стоимость. Это гораздо выгоднее по сравнению с традиционными способами оплаты. Также электронные транзакции на основе криптовалюты обеспечивают необходимую отчетность и прозрачность в сделках.

Криптовалюты могут быть в регулируемой форме, если выпускаются центральным банком страны. Пока такие криптовалюты существуют в концептуальной форме, однако ряд стран (Англия, Швеция, Уругвай) рассматривали планы запуска цифровой версии своих фиатных валют (так называемых CBDC), то есть гарантированной центральным банком цифровой версии фиатных денег [13].

Также криптовалюта как средство платежа может существовать в нерегулируемом виде. В этом случае она может находиться под контролем разработчиков валюты, организации-учредителя или определенного сетевого протокола, а не контролироваться централизованным регулятором.

Таким образом, полагаю, что по своей природе криптовалюта является именно средством платежа. В этом качестве она используется в настоящее время. В перспективе использование криптовалюты может стать регулируемым, либо, напротив, станет возможным нерегулируемое использование криптовалют в случаях и на условиях, предусмотренных законом.

Информационные источники

1. Определение Арбитражного суда Хабаровского края от 13 мая 2019 года по делу N А73-17941/2017. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

2. О налогообложении доходов физических лиц: письмо Федеральной налоговой службы от 22 ноября 2018 года N БС-4-11/22635@. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

3. О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" (о цифровых правах): проект федерального закона N 424632-7. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

4. Вахрушев Д.С., Железов О.В. Криптовалюта как феномен современной информационной экономики: проблемы теоретического осмысления // Интернет-журнал "Науковедение". 2014. Вып. 5 (24).

5. URL: https://forklog.com/shvejtsariya-kak-i-pochemu-nebolshaya-strana-stala-stolitsej-kriptomira/.

6. Саркисянц А. Банки и перспективы технологии блокчейн // Бухгалтерия и банки. 2017. N 11. С. 55 — 61.

7. URL: https://tjournal.ru/news/58564-bitkoin-i-zakon.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

9. Криворучко С.В. Криптовалюты и подходы к их регулированию // Финансовый журнал. 2018. N 5. С. 120 — 129

10. Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Правовая сущность новых цифровых активов // Закон. 2018. N 9. С. 86 — 95.

11. URL: http://newmoneyfeed.com/news/german-gref-o-kriptovalyutah-v-davose.

12. URL: https://ruscoins.info/news/kriptovalyutyi-kak-platezhnoe-sredstvo-v-rossii-vozmozhno-li-eto/.

13. URL: https://hashtelegraph.com/bank-italii-nacionalnye-kriptovaljuty-mogli-by-sjekonomit-es-svyshe-e70-mlrd/.


Рекомендуется Вам: