ЮрФак: изучение права онлайн

Об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажоре) в контрактной системе

Автор: Удалихин А.

Правоотношения в области контрактной системы во всем их многообразии часто касаются понятия непреодолимой силы[1]. Закон N 44-ФЗ упоминает действие непреодолимой силы как основание, от наличия которого зависят:

— освобождение от уплаты стороной по контракту неустойки[2];

— право заказчика отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до заключения контракта[3];

— возможность приостановить подписание контракта[4];

— право заказчика закупить товары, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)[5].

Вместе с тем у субъектов контрактной системы очень часто возникает вопрос об отнесении причин конкретного обстоятельства к действию непреодолимой силы. Дефиниция "непреодолимая сила" в Законе N 44-ФЗ отсутствует, однако это понятие определено в гражданском законодательстве, являющемся нормативной основой.

ГК РФ определяет непреодолимую силу как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам не относятся нарушение обязанностей со стороны контрагентов, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств[6].

Несколько более подробная характеристика признаков неотвратимой силы дана в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7[7], в соответствии с которым "требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства".

Данная характеристика согласуется с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 21.06.2012 N 3352/12 и в Постановлении от 20.03.2012 N 14316/11.

Автор считает также удачной еще одну характеристику, дополняющую понятие непреодолимой силы, которая была дана в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12. Суды до сих пор часто ее повторяют: так, в решении АС г. Москвы по одному из дел[8] суд вслед за ВАС РФ указывает, что "чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость".

Разумеется, наибольший интерес для специалистов в области контрактной системы представляет актуальная судебная практика, которая позволяет определить конкретнее, какие из обстоятельств, возникающих в процессе осуществления закупок, следует отнести к непреодолимой силе, а какие из них к таковой не относятся.

По результатам проведенного автором анализа можно сделать вывод о том, что арбитражные суды достаточно редко относят какие-либо обстоятельства к действию непреодолимой силы.

Так, к действию непреодолимой силы суды относят санкции Европейского союза, а также ответные санкции РФ.

Например, решением АС г. Москвы от 04.08.2017 по делу N А40-39224/2017[9] было установлено, что нарушение обществом сроков исполнения обязательств по государственному контракту явилось следствием введения правительственными актами Европейского союза ограничений[10] на оказание услуг и проведение работ, что в соответствии с п. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ освобождает сторону контракта от уплаты неустойки.

Аналогичная позиция отображена и в решении АС г. Москвы от 21.12.2018 по делу N А40-42441/2018[11]. Данное решение примечательно ссылкой суда на Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), в соответствии со ст. 7.1.7 которых под непреодолимой силой (форс-мажором) подразумевается препятствие, находящееся вне контроля лица, не исполнившего обязательство.

Однако не всегда сам факт наличия санкций ЕС и ответных санкций РФ освобождает сторону контракта от уплаты неустойки.

Пример.

Решением АС Краснодарского края от 11.12.2018 по делу N А32-55321/2017[12] установлено, что ответчик ссылался на приостановку деятельности ООО "Сименс Здравоохранение" по поставке ангиографических аппаратов Artis One в адрес российских потребителей в связи с внутренней реорганизацией, а также в связи с вводом в октябре 2017 г. международных санкций, введенных против России, и ответных санкций России, запрещающих экспорт или импорт товаров в/из Российскую(ой) Федерацию(и), что привело к невозможности исполнения заключенного между ответчиком и ООО "Сименс Здравоохранение" договора. Вместе с тем ответчиком своевременно, в порядке, предусмотренном контрактом, не был представлен истцу документ (сертификат), подтверждающий свидетельствование уполномоченным органом — Торгово-промышленной палатой России — наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). Поскольку ответчиком не были совершены все возможные и необходимые действия в целях уведомления заказчика о наличии обстоятельств непреодолимой силы и их надлежащего подтверждения, суд взыскал штраф в полном объеме.

Следовательно, наличие действия непреодолимой силы должно быть установлено в порядке, определенном сторонами в контракте, или, при его отсутствии в контракте, в порядке, определяемом обычаями делового оборота, и о наличии такого обстоятельства контрагент должен быть надлежащим образом уведомлен.

Ведя речь о правовых актах, следует отметить, что многие заказчики в проектах контрактов указывают, что принятие нормативных правовых актов является действием непреодолимой силы. Вместе с тем автором выявлена судебная практика, указывающая на то, что вступление в силу каких-либо нормативных актов государственных органов не относится к форс-мажору.

Пример.

Решением АС Челябинской области от 14.11.2017 по делу N А76-10272/2017[13] признано законным решение Челябинского УФАС России от 27.03.2017 N 62-ВП/2017. В указанном решении антимонопольный орган признал противоречащими законодательству о контрактной системе положения проекта контракта об освобождении сторон от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, к которым среди прочих относятся вновь принятые правовые акты РФ, субъекта РФ — Челябинской области и органов местного самоуправления города Челябинска. Суд указал, что "правовые акты принимаются путем осуществления определенных последовательных действий, процесс принятия правовых актов не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Таким образом, неправильно признавать обстоятельством непреодолимой силы принятие публичными органами нормативных актов в порядке обычной правотворческой деятельности". Поэтому суд согласился с выводом антимонопольного органа о том, что заказчик включил в проект контракта основание освобождения от ответственности, которое не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, и тем самым установил в проекте контракта условие освобождения от ответственности, не предусмотренное ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Аналогичное по сути решение было принято АС Челябинской области 08.07.2019 по делу N А76-33111/2018. Таким образом, данную практику можно считать устоявшейся на территории данного субъекта. Однако аналогичный подход встречается и в решениях иных судов[14].

Возвращаясь к примерам, когда суд признавал причиной обстоятельства действие непреодолимой силы, обратим внимание на решение АС Нижегородской области от 10.09.2018 по делу N А43-19973/2018[15], которым к действию непреодолимой силы был отнесен аномально высокий уровень воды в реке Волге, препятствующий выполнению берегоукрепительных работ. Отметим, что ответчик по данному делу при исполнении своих обязательств вел себя добросовестно, выполняя те виды работ, на которых действие непреодолимой силы не сказывалось, а также надлежащим образом фиксируя факт действия непреодолимой силы и уведомляя о нем заказчика.

Природные явления зачастую принято относить к непреодолимой силе. В первую очередь речь идет, разумеется, об осадках, однако далеко не всегда суд относит их к таковой.

Решение АС Хабаровского края от 14.08.2019 по делу N А73-9171/2019 является тем случаем, когда суд посчитал обильные осадки действием непреодолимой силы, в связи с чем представляет интерес обоснование данного факта.

Извлечение.

Согласно представленной в материалы дела ответчиком справке ФГБУ "Камчатское УГМС" от 12.09.2018 N 04/7-2473 в период с 27.08.2018 по 10.09.2018 (за исключением двух дней) наблюдалось ежедневное выпадение атмосферных осадков в виде дождя с суточными суммами 0,1 мм и более.

Согласно ОДМ 218.3.102-2017 "Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по устройству асфальтобетонных покрытий при неблагоприятных погодных условиях"[16] при выпадении обильных осадков производить работы по устройству асфальтобетонных покрытий запрещается.

В соответствии с СП 78.13330.2012 "Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85" асфальтобетонные смеси следует укладывать в сухую погоду, выполнение работ недопустимо при повышенной влажности.

Следовательно, выполнение работ в период выпадения атмосферных осадков с 27.08.2018 по 10.09.2018 повлекло бы нарушение технологии выполнения работ и требований к качеству работ, что является недопустимым в силу условий контракта.

При этом предусмотреть значительное отклонение климатических показателей в указанный период стороны на момент заключения контракта не могли.

Таким образом, ответчик не имел реальной возможности завершить работы в сроки, определенные контрактом, так как сам по себе характер работ на открытой местности не позволяет создать необходимые условия (защита от осадков), которые позволяли бы выполнять работы на значительной площади.

Однако подобная точка зрения является скорее исключением из общего правила, по которому суды отказываются признавать осадки проявлением действия непреодолимой силы.

Пример 1.

В решении Арбитражного суда Республики Коми от 02.05.2017 по делу N А29-25/2017[17] суд пришел к следующим выводам. Решение о заключении контракта на выполнение работ в осенний период с неустойчивой погодой и возможностью выпадения осадков, равно как и последующие решения, принимаемые обществом в ходе исполнения контракта, относятся к риску осуществления им самостоятельной коммерческой деятельности с наступлением соответствующих последствий, в т.ч. неблагоприятных. Судами установлено, что в период проведения работ (с 30.09.2016 по 31.10.2016) погодные условия (низкая температура воздуха, осадки в виде дождя) являлись обычными для климатической зоны города Воркуты (район Крайнего Севера за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты) и правильно не отнесены к обстоятельствам непреодолимой силы.

Пример 2.

Согласно решению АС Ростовской области от 17.10.2017 по делу N А53-23596/2017[18], возражая против заявленных заказчиком требований об оплате неустойки, ответчик указал, что в период исполнения контрактов имело место выпадение осадков выше нормы на 285% (март) и 274% (май). Указанное обстоятельство повлияло на темпы и виды выполнения работ не только в указанный период, но и после него, так, и в июне 2016 г. затруднительным являлось выполнение работ по влажному и непросохшему основанию, что также отражено в заключении Торгово-промышленной палаты. Рассматривая указанный довод ответчика, суд пришел к выводу о том, что установление в Ростовской области в марте и мае 2017 г. погоды с обильными осадками не может относиться к природным явлениям стихийного характера, поскольку является прогнозируемым событием, а следовательно, не может рассматриваться в качестве непреодолимой силы, так как не обладает признаками исключительности и объективной непредотвратимости, в т.ч. учитывая, что объектом долевого строительства является квартира.

Пример 3.

Согласно решению АС Самарской области от 17.08.2018 по делу N А55-5722/2018 ответчик указал, что согласно справке Гидрометеорологического центра ФГБУ "Приволжское УГМС" от 20.07.2017 N 09-07-04/170 в период с 01.03.2017 по 17.07.2017 были неблагоприятные погодные условия, а в силу п. 10.3 контракта в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы срок выполнения обязательств по контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют такие обстоятельства и их последствия. Однако суд пришел к выводу о том, что ответчиком не представлены доказательства того, что погодные условия в период с марта по июль 2017 г. препятствовали выполнению работ на объекте и что указанные виды работ не могут выполняться в конкретных погодных условиях.

Пример 4.

Решением АС Челябинской области от 07.11.2017 по делу N А76-7758/2017[19] был признан обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что заказчик незаконно отменил электронный аукцион на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Водопойка — Луговая на основании ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, связанной с аномально большим количеством снежного покрова в кюветах, резервах, полосе отвода, придорожной полосе на автомобильных дорогах IV — V категории. Указанное обстоятельство, по мнению заказчика, могло повлечь за собой максимальное водонасыщение земляного полотна и дорожной одежды указанных автомобильных дорог Челябинской области, в связи с чем выполнение работ по ремонту, капитальному ремонту, реконструкции, строительству щебеночных и грунтовых автомобильных дорог необходимо выполнять в летний период с установившимися положительными среднесуточными ночными температурами воздуха после просыхания земляного полотна и дорожной одежды.

В соответствии с ГСН 81-05-02-2007 летним периодом времени является период с 10 апреля по 25 октября.

Таким образом, заказчик осознавал, что в период с октября по март для климатической зоны, на которой расположена Челябинская область, характерны наличие низких температур и выпадение осадков в виде снега. Кроме того, в проектно-сметной документации указано, что разрушение снежного покрова начинается в начале первой декады апреля, сход снежного покрова происходит в конце второй декады апреля. На основании изложенного судом подтвержден вывод Челябинского УФАС России о необоснованной ссылке заказчика на действие непреодолимой силы.

Разрешая дела о заключении заказчиками контрактов с единственным поставщиком, суды также обращают внимание на временной промежуток, разделяющий наступление природного явления и дату заключения контракта.

Пример.

Согласно решению АС г. Москвы от 14.09.2016 по делу N А40-130138/2016[20] заказчик ссылался на тот факт, что 20.09.2015 в результате удара молнии были выведены из строя автоматическая пожарная сигнализация, система технических средств охраны периметра и система телевизионного охранного наблюдения в административных зданиях и на территории заказчика. 07.04.2016 заказчик опубликовал в ЕИС информацию о контракте N 32 от 06.04.2016[21], заключенном на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ("закупка у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы"). Доводы заявителя об отсутствии финансирования в спорный период не были приняты судом во внимание, поскольку с момента происшествия (21 сентября 2015 г.) и до заключения контракта (6 апреля 2016 г.) прошел значительный промежуток времени, в течение которого у заказчика имелась возможность провести конкурентные процедуры, предусмотренные Законом N 44-ФЗ[22].

Достаточно часто в обоснование наличия действия непреодолимой силы стороны ссылаются на перебои с электроснабжением и, как следствие, отсутствие связи с сетью Интернет. Однако арбитражные суды редко признают такого рода проблемы непреодолимой силой.

В качестве исключения из общего правила можно привести решение АС г. Севастополя от 23.03.2017 по делу N А84-2545/2016. Суд пришел к выводу, что неисполнение исполнителем обязательств по контракту обусловлено наступлением обстоятельств непреодолимой силы: перебоями в энергоснабжении и, как следствие, нестабильной работой сети Интернет. Наличие указанных обстоятельств подтверждалось представленным в материалы дела указом Губернатора г. Севастополя от 22.11.2015 N 113-95, согласно которому с 01:00 22.11.2015 на территории г. Севастополя введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Севастопольской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Однако весьма показательно, что данное решение было отменено Постановлением Двадцать первого ААС от 17.07.2017[23], в котором апелляционный суд принял новое решение по делу.

Извлечение.

Действия обстоятельств непреодолимой силы оговорены сторонами в разд. 8 контракта, а сами обстоятельства перечислены в п. 8.1. При этом указанные истцом обстоятельства — режим чрезвычайной ситуации, введенный указом Губернатора Севастополя, — к данным обстоятельствам не относятся. Кроме того, в п. 8.4 контракта установлен порядок уведомления о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, который обществом не соблюден, что лишает сторону права ссылаться на наступление обстоятельств непреодолимой силы при невозможности выполнения своих обязательств.

Кроме того, условиями контракта не предусмотрена необходимость обеспечения заказчиком бесперебойного и удаленного доступа к сети заказчика, необходимость наличия бесперебойного подключения к сети Интернет также отсутствует в контракте и технических условиях к нему. Доказательства невозможности исполнения контракта без доступа к сети Интернет суду не представлены. Кроме того, согласно п. 1.2 контракта местом оказания услуг является город Севастополь, иных договоренностей о месте исполнения обязательств стороны не имеют, доказательств обратного суду не представили.

Таким образом, даже перебои электроснабжения на всей территории отдельного субъекта РФ, подтвержденные указом главы такого субъекта, не являются достаточным основанием полагать, что исполнение обязательств по контракту невозможно вследствие действия непреодолимой силы. Разумеется, к перебоям электроснабжения и проблемам с подключением к сети Интернет в отдельном офисе суды обычно относятся критически[24].

Отметим также, что обоснование невозможности подписания контракта в связи с выходом из рабочего строя компьютера судами также не принимается в качестве обстоятельства, свидетельствующего о непреодолимой силе[25].

Традиционно колебание курсов валют суды не относят к непреодолимой силе[26]. Более того, в настоящее время п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора)[27] прямо предусматривает, что к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых.

Данное положение акта ТПП РФ суды часто упоминают в решениях, в т.ч. по делам, в которых поставщик оправдывает нарушение обязательств по поставке товара недобросовестностью своих контрагентов.

Так, АС Забайкальского края в решении от 23.11.2017 по делу N А78-14200/2017 указал, что несоблюдение заводом-производителем сроков поставки товара не является обстоятельством непреодолимой силы. К аналогичным выводам пришел АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области в решении от 21.05.2019 по делу N А56-12936/2019, в котором признал снятие с производства товара (узла вращения карусели "Солнышко") обстоятельством, не относящимся к непреодолимой силе. Решением АС Республики Крым от 04.12.2017 по делу N А83-1396/2017 установлено, что ответчик не смог доказать относимость случая снятия с производства товара к форс-мажору.

Ожидаемо, что повышения цен на комплектующие изделия, материалы и оборудование также не признаются судами проявлениями непреодолимой силы[28].

Достаточно интересный случай стал предметом судебного разбирательства в АС Иркутской области.

Фабула дела.

Заказчик отменил процедуру определения поставщика после подведения итогов электронного аукциона. В качестве причины отмены определения поставщика заказчик указал: "Приказ от 15.09.2017 об отмене аукциона в связи с увольнением генерального директора Колесникова Н.В. на основании распоряжения главы администрации от 11.09.2017 N 438". Таким образом, на момент начала срока, в течение которого должен быть заключен контракт, у заказчика отсутствовал руководитель, а какое-либо иное лицо правом подписания контракта наделено не было.

Один из участников закупки пожаловался в Иркутское УФАС России. Отмена электронного аукциона была признана незаконной.

АС Иркутской области решением от 17.01.2017 по делу N А19-21253/2017 признал действия заказчика законными, а решение антимонопольного органа недействительным, поскольку оформить электронную подпись на иное должностное лицо и подписать контракт в единой электронной системе в течение срока, предусмотренного ч. 7 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, заказчик не имел объективной возможности.

Вместе с тем решение суда первой инстанции было отменено Постановлением Четвертого ААС от 11.04.2018. Суд апелляционной инстанции указал, что увольнение генерального директора не может являться чрезвычайным и исключительным обстоятельством, поскольку, "имея в наличии единственную ЭЦП, заказчик мог и должен был предвидеть наступление необходимости использования электронной подписи в момент отсутствия генерального директора (отпуск, временная нетрудоспособность, служебная командировка, увольнение, смерть). Решение о наличии только одной ЭЦП, равно как и решение об отсутствии дополнительной электронной подписи является прямым волеизъявлением самого заказчика".

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2018 решение апелляционной инстанции оставлено без изменения.

Отсутствие денежных средств также не признается судами обстоятельством, свидетельствующим о действии непреодолимой силы.

Так, АС Забайкальского края в решении от 18.12.2017 по делу N А78-11271/2017 напомнил, что согласно разъяснению ВАС РФ в п. 8 Постановления Пленума от 22.06.2006 N 21 отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота. Из чего суд заключил, что "недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения".

Аналогичную позицию занял и АС Республики Ингушетия в решении от 13.03.2017[29] по делу N А18-1335/2016 (по иронии судьбы в данном деле, ссылаясь на экономический кризис и вызванное им перераспределение денежных средств, заказчик не в полной мере оплатил услуги по корректировке Стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009 — 2020 гг. и на период до 2030 г.).

Ту же позицию указал в своем решении и АС Нижегородской области в решении от 20.12.2018 по делу N А43-45244/2018[30].

В другом деле ФГБУ ВО "Ивановский государственный университет" (заказчик), не оспаривая наличие долга за отопление помещений общежитий, указал, что Министерство образования и науки РФ ввело ограничение приема на педагогические специальности для обучения за счет средств бюджета. Для выполнения данных заданий за Ивановским государственным университетом закреплены здания учебных корпусов и общежитий, которые университет должен отапливать независимо от числа студентов. По мнению вуза, ограничение приема студентов на обучение за счет бюджетных средств, введенное Минобрнауки РФ, является обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем университет подлежит освобождению от ответственности за просрочку исполнения денежного обязательства. Однако АС Ивановской области решением от 14.06.2017 по делу N А17-2797/2017 встал на сторону истца, указав, что уменьшение размеров финансирования учебного заведения к действию непреодолимой силы не относится.

Случаются и вовсе курьезные попытки выдать ситуацию за обстоятельства, которые являются проявлением непреодолимой силы.

Так, согласно решению АС Челябинской области от 27.09.2017 по делу N А76-21217/2017 заказчик, следуя расхожей присказке о том, что "зима в России всегда наступает внезапно", обосновал заключение контракта на газификацию населенного пункта с единственным подрядчиком ссылкой на приближение отопительного сезона. Разумеется, ни Прокуратура Челябинской области, ни Челябинское УФАС России, ни суд не удовлетворились таким обоснованием.

Решением АС Республики Крым от 04.07.2019 по делу N А83-18262/2018 установлено, что заказчик обосновал отмену закупки письмом Управления транспорта и связи администрации г. Симферополя от 27.08.2018 N 1040/14-05, в котором содержится требование о том, что в целях предотвращения нецелевого расходования бюджетных средств необходимо воздержаться от самостоятельного приобретения программного обеспечения и оборудования (стационарных и мобильных валидаторов). Однако суд первой инстанции такое решение законным не признал[31].

Впрочем, не признаются действием непреодолимой силы и факты нецелевого расходования денежных средств, а также возбуждение уголовного дела с изъятием предмета закупки.

Пример.

В решении АС Воронежской области от 10.04.2017 по делу N А14-17873/2016 отмечается, что факт просрочки исполнения обязательства по оплате подтверждается материалами дела и ответчиком (заказчиком) не оспаривается. Возможность освобождения ответчика от ответственности за просрочку исполнения обязательства по оплате оказанных услуг (работ) в связи с установлением комиссией ТФОМС Воронежской области использования ответчиком денежных средств ОМС не по целевому назначению в сумме 4 100 000 руб. (акт внеплановой тематической проверки использования средств обязательного медицинского страхования в БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 8" от 05.08.2016, предписание N 34 об устранении нарушений в использовании средств ОМС, выявленных в проверяемом периоде с 01.01.2016 по 01.08.2016, требование N 28 о возврате денежных средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа) и изъятием Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Воронежской области в ходе оперативных мероприятий в рамках расследования уголовного дела части компьютерного томографа Bright Speed с приостановлением всех видов работ с ним (письмо от 10.11.2016 N 22/2/3280, протокол обыска от 03.10.2016) не может быть отнесена к обстоятельствам непреодолимой силы и не освобождает ответчика от выполнения обязательств по оплате, а также от ответственности за нарушение обязательств. Таким образом, суд признал требования истца о взыскании пени подлежащими удовлетворению.

Отметим, что даже такое явление, как пожар, отнюдь не всегда рассматривается судами в качестве непреодолимой силы, действие которой освобождает от ответственности за неисполнение обязательства.

Пример.

Так, в решении[32] от 18.09.2017 по делу N А40-61614/2017 АС г. Москвы установил, что при проведении испытаний товара 27 июня 2014 г. произошло возгорание оборудования, вследствие чего изделие было повреждено. Однако, по мнению суда, возникший в помещении ФГУП "ГосНИИПП" пожар не может быть отнесен к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку не отвечает признакам чрезвычайности и непредотвратимости. В обоснование данного вывода судом приведены ссылки на положения Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в соответствии с которыми руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. В то же время, как отмечается в решении, представленный в материалы судебного дела акт о возгорании не может быть использован в качестве доказательства пожара как обстоятельства непреодолимой силы, т.к. составлен заинтересованными лицами, не содержит требующую специальных познаний экспертизу причин и условий возникновения пожара, характера протекания пожара, причиненного ущерба.

В заключение отметим, что зачастую заказчики включают в проекты контрактов условие, согласно которому срок действия контракта продлевается на период действия непреодолимой силы. Данное условие, хотя прямо и не предусмотрено законодательством о контрактной системе, признается судами соответствующим положениям гражданского законодательства[33]. Однако такие решения судов принимаются зачастую при обжаловании решений антимонопольных органов. Таким образом, включение подобного условия в проект контракта является риском заказчика.

В заключение отметим, что отказ квалификации обстоятельства в качестве действия необратимой силы еще не означает, что на определенное обстоятельство ссылаться бессмысленно. Возможно, более продуктивно было бы рассматривать отдельно взятую ситуацию в качестве существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (ст. 451 ГК РФ). Кроме того, любое обстоятельство (хотя бы и не относящееся к действию непреодолимой силы) может быть истолковано судом или антимонопольным органом как подтверждение отсутствия умысла, направленного на недобросовестное поведение.

Надеемся, данная статья поможет субъектам контрактной системы при определении возможности отнесения конкретной ситуации к проявлению действия непреодолимой силы в процессе профессиональной деятельности.

 


[1] Здесь и далее по тексту автор считает понятия "непреодолимая сила" и "форс-мажор" тождественными. Несмотря на то что ГК РФ не оперирует понятием "форс-мажор", на практике данные понятия принято считать таковыми. См., например, приложение к Постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14 "Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)".

[2] См.: ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

[3] См.: ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ.

[4] См.: ч. 9 ст. 54, ч. 15 ст. 78, ч. 21 ст. 83, ч. 16 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ.

При этом следует помнить, что в соответствии с ч. 9 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, если обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта, действуют более чем тридцать дней, конкурс признается несостоявшимся и денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, возвращаются победителю конкурса в течение пяти рабочих дней с даты признания конкурса несостоявшимся.

[5] См.: ч. 3 ст. 80, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

[6] Пункт 1 ст. 401 ГК РФ.

[7] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".

[8] Решение АС г. Москвы от 20.06.2019 по делу N А40-286/2019; данная формулировка, по сути, воспроизводит отрывок Постановления Президиума ВАС РФ от 21.06.2012 N 3352/12 по делу N Л40-25926/2011-13-230.

[9] Решение оставлено в силе Постановлением Девятого ААС от 16.10.2017 и Постановлением ФАС Московского округа от 20.02.2018, Определением Верховного Суда РФ от 22.06.2018 N 305-ЭС18-7696 Министерству обороны РФ в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.

[10] А именно Постановление Совета ЕС от 30.07.2014 N 825/2014, Постановление Совета ЕС от 30.07.2014 N 826/2014, решение Совета ЕС от 21.047.2014 N 2014/512/CFSP, Постановление Совета ЕС от 31.07.2014 N 833/2014, согласно которым запрещено продавать, поставлять, перевозить и экспортировать, напрямую или опосредованно, товары двойного назначения и технологии, независимо от того, производятся они в Европейском союзе или нет, какому-либо физическому или юридическому лицу, организации или органу в России или для целей России, если эти позиции предназначаются или могут предназначаться, полностью или частично, для военного использования или для военного конечного потребителя. Указанные акты послужили для компании "Роллс-Ройс Марин Дойчланд ГМбХ" обоснованием отказа в проведении пусконаладочных работ поставленного оборудования.

[11] Решение оставлено в силе Постановлением Девятого ААС от 02.04.2019 и Постановлением ФАС Московского округа от 24.07.2019, кассационная жалоба истца 25.09.2019 поступила в Верховный Суд РФ.

[12] Решение оставлено в силе Постановлением Пятнадцатого ААС от 22.02.2018 и Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2019, Определением Верховного Суда РФ N 308-ЭС19-20713 от 24.10.2019 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.

[13] Решение оставлено в силе Постановлением Восемнадцатого ААС от 30.01.2018.

[14] См., например: решение АС Иркутской области от 08.11.2016 по делу N А19-6956/2016.

[15] Решение оставлено в силе Постановлением Первого ААС от 30.10.2018.

[16] Издан на основании распоряжения Росавтодора от 06.09.2018 N 3372-р.

[17] Решение оставлено в силе Постановлением Второго ААС от 22.08.2017, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2017.

[18] Решение оставлено в силе Постановлением Пятнадцатого ААС от 26.12.2017.

[19] Решение оставлено в силе Постановлением Восемнадцатого ААС от 30.01.2018 и Постановлением ФАС Уральского округа от 26.06.2018, Определением Верховного Суда РФ от 17.10.2018 N 309-КГ18-16308 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.

[20] Решение оставлено в силе Постановлением Девятого ААС от 01.12.2016.

[21] Реестровый номер 1505008904216000020.

[22] Аргументация суда согласуется с позицией ФАС Московского округа, изложенной в Постановлении от 01.04.2016 по делу N А40-97911/15-121-785.

[23] Постановление суда апелляционной инстанции оставлено в силе Постановлением ФАС Центрального округа от 21.11.2017.

[24] См., например: решение АС г. Москвы от 27.12.2017 по делу N А40-167044/2017, оставлено в силе Постановлением Девятого ААС от 26.04.2018 и Постановлением ФАС Московского округа от 08.08.2018.

[25] См., например: решение АС Омской области от 03.08.2018 по делу N А46-23256/2017.

[26] См., например: решение АС г. Москвы от 21.12.2018 по делу N А40-161670/2018.

[27] Утв. Постановлением Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14.

[28] См., например: решение АС г. Москвы от 06.10.2017 по делу N А40-75335/2017, оставлено в силе Постановлением Девятого ААС от 16.01.2018 и Постановлением ФАС Московского округа от 10.05.2018; решение АС Республики Коми от 13.08.2018 по делу N А29-3687/2018, оставлено в силе Постановлением Второго ААС от 03.12.2018 и Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 22.04.2019.

[29] Решение оставлено в силе Постановлением Шестнадцатого ААС от 24.05.2017 и Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 07.09.2017.

[30] Решение оставлено в силе Постановлением Первого ААС от 18.03.2019, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 07.06.2019, Определением Верховного Суда РФ N 301-ЭС19-14021 от 03.09.2019 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.

[31] Решение оставлено в силе Постановлением Двадцать первого ААС от 17.09.2019.

[32] Решение оставлено в силе Постановлением Девятого ААС от 29.01.2018 и Постановлением ФАС Московского округа от 21.05.2018.

[33] См., например: решение АС Республики Коми от 28.06.2019 по делу N А29-14471/2018, решение АС Республики Коми от 20.02.2019 по делу N А29-15782/2018 (оставлено в силе Постановлением Второго ААС от 23.05.2019), решение АС Республики Крым от 24.06.2019 по делу N А83-20104/2018 (оставлено в силе Постановлением Двадцать первого ААС от 04.09.2019).


Рекомендуется Вам: