ЮрФак: изучение права онлайн

Перспективы развития биржевой торговли энергоресурсами в Российской Федерации: правовые аспекты

Автор: Мубарякова Э.А.

Биржевая торговля — это способ реализации товаров при помощи специального организатора торгов — биржи. В текущих российских условиях главной функцией товарной биржи является развитие конкуренции и формирование рыночной цены на торгуемые товары.

Среди источников регулирования биржевых торгов энергоресурсами можно выделить две группы нормативных правовых актов: регулирующие деятельность бирж и клиринговых организаций и регулирующие отношения в газовой и нефтяной отраслях[1].

В настоящее время следующие виды энергоресурсов: природный газ, нефтепродукты, нефть — реализуются на торгах, организованных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей (далее — АО "СПбМТСБ", Биржа).

Учитывая, что энергоресурсы торгуются в России на бирже на протяжении нескольких лет, есть возможность подвести некоторые итоги, обозначить проблемы, связанные с текущим состоянием биржевой торговли энергоресурсами и соответствующей нормативной правовой базы и, исходя из этого, наметить определенные тенденции развития биржевой торговли энергоресурсами, к примеру, следующие:

— увеличение объема продаж энергоресурсов на организованных торгах.

Исходя из информации о результатах торгов, размещенной на официальном сайте Биржи (http://spimex.com), можно констатировать увеличение общего количества биржевых сделок с энергоресурсами за последние несколько лет. Полагаю, что и в будущем объемы реализованных на организованных торгах энергоресурсов будут расти.

На рынке природного газа вопрос увеличения объемов реализованного на бирже товара стоит наиболее остро. Объем торгов секции "Газ природный" в 2018 г. составил всего около 15,1 млрд м3, что на 25,6% меньше показателя предыдущего года[2].

В Плане мероприятий ("дорожная карта") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 — 2020 гг., утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации (РФ) от 16 августа 2018 г. N 1697-р (далее — План развития конкуренции) закреплено, что доля реализованного на биржевых торгах газа к общему объему реализованного газа на внутреннем рынке в 2019 и 2020 гг. должна быть не менее 10, а для этого необходимо наращивать объемы биржевой торговли газом.

Президент АО "СПбМТСБ" Алексей Рыбников отмечает, что "газ сейчас торгуется в реалиях действующих нормативных документов. Чтобы двигаться дальше, надо менять ряд постановлений Правительства, корректировать совместные приказы Минэнерго и ФАС, принимать жесткие административные меры"[3]. Увеличению общего объема проданного на бирже газа будет способствовать внесение изменений в совместный Приказ Федеральной антимонопольной службы России (ФАС России) и Министерства энергетики РФ (речь об этом пойдет в следующем разделе). Органами, ответственными за результат, являются ФАС России, Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России).

Объем реализованного на бирже газа можно будет увеличить за счет газа, проданного независимыми производителями газа. Для этого необходимо принимать меры, стимулирующие независимых производителей продавать на Бирже больше природного газа;

— изменение установленных государством минимальных (для нефтепродуктов) и максимальных (для природного газа) объемов энергоресурсов, реализуемых на бирже.

В соответствии с анализом биржевого товарного рынка за 2018 г., проведенным Департаментом рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России, на бирже продается до 24% от объема производства нефтепродуктов[4]. Минимальный размер продаваемых на бирже нефтепродуктов лицами, занимающими доминирующее положение, установлен совместным Приказом ФАС России N 3/15 и Министерства энергетики РФ N 3 от 12 января 2015 г. "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов" и составляет для бензина 10%, дизельного топлива — 5%, авиакеросина — 10%, мазута — 2%. Эксперты полагают, что текущие нормативы по объемам продаж на бирже бесконечно отстали от реальности и выступают с инициативой увеличения нормативов биржевых продаж топлива[5]. В настоящее время подготовлены изменения в указанный Приказ[6], которые увеличивают показатели в полтора раза, для того чтобы показатели отражали действительную ситуацию на рынке нефтепродуктов. Изменение процентных показателей должно стимулировать увеличение объема продаж нефтепродуктов на организованных торгах.

Характеризуя биржевую торговлю природным газом, необходимо отметить следующие обстоятельства. На российском газовом рынке можно выделить две группы поставщиков газа. В первую входят ПАО "Газпром" и его аффилированные лица, во вторую — так называемые независимые производители газа, наиболее крупными из которых являются ПАО "Новатэк", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Лукойл". Цены на природный газ, добытый и реализуемый группой компаний ПАО "Газпром" на российском оптовом рынке, устанавливаются государством. Исключение составляют рыночные цены, сложившиеся на организованных торгах природным газом. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 323 "О реализации природного газа на организованных торгах и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" (далее — Постановление Правительства РФ N 323) установлен максимальный объем газа, который Газпром может реализовать на организованных торгах по рыночным ценам, — 17,5 млрд м3 в год. При этом совокупный объем газа, поставленный независимыми компаниями, в любом случае должен быть больше объема газа, реализованного на бирже Газпромом, то есть на рынке природного газа установлен принцип паритета между объемами газа, реализованного Газпромом и независимыми производителями. Между тем принцип паритета фактически не выполнялся, и ФАС России без внесения изменений в Постановление Правительства РФ N 323 в 2016 г. установила, что указанное правило носит рекомендательный характер[7].

Сложившаяся на организованном рынке природного газа ситуация, связанная с неликвидностью торгов, требует изменения правил, установленных Постановлением Правительства РФ N 323. Внесение изменений в Постановление Правительства N 323 предусмотрено также Планом развития конкуренции. Ожидаемый результат — увеличение объемов реализации газа на организованных торгах.

Заинтересованные в этом органы, прежде всего ФАС России и Минэнерго РФ, предлагали различные варианты решения проблемы. Итогом длительных обсуждений стало следующее. Газпром будет иметь право реализовывать до 25 млрд м3 в год. При этом отменяется правило паритета между Газпромом и независимыми производителями газа. Отмечается, что соответствующие изменения могут быть приняты во второй половине 2019 г.[8].

С одной стороны, такое увеличение может негативно повлиять на конкуренцию, Газпром будет продолжать занимать доминирующее положение на биржевом рынке природного газа. С другой стороны, как отмечает ФАС России, такой объем позволит поддерживать ликвидность торгов[9]. Проект изменений сейчас находится на стадии согласования и, полагаю, в ближайшее время будет утвержден;

— поэтапная отмена государственного регулирования цен на газ.

По мнению экспертов, текущая система госрегулирования оптовых цен на газ как для промышленности, так и для населения не отвечает интересам российской газовой отрасли[10]. Необходимость отмены государственного регулирования цен на газ и перехода на рыночное ценообразование осознается всеми участниками газового рынка и государством.

Увеличение объема продаж природного газа на организованных торгах является одним из факторов перехода к рыночному ценообразованию на рынке природного газа, что в свою очередь является ожидаемым результатом развития конкуренции на рынке природного газа в соответствии с Планом развития конкуренции. П.Г. Лахно отмечает, что развитие биржевой торговли и существенное увеличение объемов продаж на организованных торгах возможно с постепенным переходом от государственного регулирования цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке[11].

На XVI Международном форуме "Газ России-2018" заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин сообщил, что во исполнение мероприятий Плана развития конкуренции разработан и обсуждается с заинтересованными ведомствами и организациями проект постановления Правительства РФ по вопросам развития рыночных принципов ценообразования на внутреннем рынке газа. Документ предполагает отменить государственное регулирование оптовой цены на газ (за исключением населения и приравненных к нему групп), реализуемой ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, установить единый тариф на транспортировку газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа, равно как и для ПАО "Газпром" и его аффилированных лиц[12].

Развитие биржевой торговли природным газом, увеличение количества продавцов и наращивание объема газа, реализованного на бирже, — факторы, способствующие переходу к рыночному ценообразованию на внутреннем оптовом рынке газа;

— усиление государственного регулирования биржевых торгов энергоресурсами.

Торговля на бирже всегда связана со спекуляцией. Еще в начале XX в. А.А. Васильев отмечал, что спекуляция является совершенно неизбежной и необходимой, что она есть естественное и часто полезное следствие и импульс к расцвету торгово-промышленной жизни страны, которую необходимо отличать от игры, то есть от намерения быстрого, на дармовщинку и даже от мошеннического обогащения[13]. Очевидно, что некоторые участники биржевых торгов покупают биржевой товар с целью последующей перепродажи (что и есть спекуляция). Однако участники торгов при осуществлении любых действий на бирже должны быть добросовестными.

Торговля на биржевом рынке нефтепродуктов в настоящее время проходит в условиях манипуляций и злоупотреблений со стороны участников торгов. Субъекты, регулирующие процесс биржевой торговли товарами, прежде всего АО "СПбМТСБ", ФАС России, Центральный банк, разрабатывают меры, направленные на недопущение злоупотреблений. В частности, АО "СПБМТСБ" выступила с инициативой введения обязательного лицензирования брокерской деятельности на товарном рынке: исходя из п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах"[14] специальное лицензирование посреднической деятельности на товарном биржевом рынке отсутствует. Данная идея не была поддержана Банком России: он считает преждевременным вводить лицензирование на биржевых торгах товарами, поскольку дополнительное регулирование может повредить развитию рынка[15].

Банк России предлагает разработать кодекс этики участников торгов, куда будет включен пункт о лишении недобросовестного трейдера права торговать на бирже[16].

ПАО "НК "Роснефть" совместно с Биржей также предлагает меры, направленные на ограничение количества спекулятивных операций в ходе биржевых торгов. Например, предлагается ввести повышенные ставки денежного обеспечения для трейдеров, а также увеличить размер неустойки за неисполнение сделок, установить повышенную плату за заявки на покупку ресурса, которые не привели к заключению договоров[17].

Биржевые торги должны проходить в условиях, не допускающих манипуляции с рынком, пресекающих недобросовестное поведение участников торгов. Регулирующим органам необходимо разработать правовые механизмы, направленные на превентивную защиту добросовестных участников торгов, при этом не допуская ситуации чрезмерного регулирования биржевого рынка, которое неизбежно затормозит развитие биржевой торговли;

— проведение организованных торгов новыми видами биржевых товаров.

Вопрос, связанный с запуском биржевых торгов углем, в последнее время активно рассматривается ФАС России, Минэнерго РФ, АО "СПБМТСБ". Президент АО "СПБМТСБ" отмечает, что "Биржа будет экспериментировать на рынке угля. Уже о многом здесь договорились, есть общее понимание и программа действий. В качестве пилотного проекта планируем запустить торги наиболее распространенным и востребованным длиннопламенным углем"[18].

Также Биржа заинтересована в проведении организованных торгов электроэнергией. Летом 2018 г. Биржа провела имитационные торги электроэнергией на общем рынке Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз). В учебных торгах приняло участие свыше 30 компаний из стран ЕАЭС. Отмечается, что проведение имитационных торгов продемонстрировало, что торговля электрической энергией в рамках общего рынка Союза без ущерба для конкуренции и равноправия участников может осуществляться на межгосударственных сечениях[19].

АО "СПБМТСБ" стремится расширить направление своей деятельности, в том числе путем проведения торгов углем и электроэнергией. Реализация указанных планов потребует разработки нормативных правовых актов, принятия Биржей внутренних документов, устанавливающих порядок проведения биржевых торгов углем и электроэнергией;

— проведение биржевых торгов на общем энергетическом рынке Евразийского экономического союза.

В апреле 2018 г. аналогичные общесоюзные торги электроэнергией прошли на базе Казахстанского оператора рынка электрической энергии и мощности (АО "КОРЭМ"). Указанные мероприятия проходили в рамках Программы формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза[20].

В планах участников Союза также создать общий рынок газа, нефти и нефтепродуктов. Одним из факторов, влияющих на возможность достижения данной цели, является проведение общесоюзных биржевых торгов указанными энергоресурсами. Высший Евразийский экономический совет утвердил План и Программу формирования общесоюзного рынка газа[21]. До 1 января 2021 г. необходимо установить согласованный порядок осуществления биржевых торгов газом; до 1 января 2022 г. необходимо обеспечить функционирование бирж, на которых могут осуществляться биржевые торги газом, а также обеспечить недискриминационный доступ участников общего рынка газа Союза к биржевым торгам на товарных биржах государств-членов.

Аналогичные документы (план и программа) в отношении общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза утверждены решением Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. N 23 "О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза"[22]. Одним из ожидаемых результатов реализации программы является формирование в рамках общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза единого биржевого пространства, обеспечение недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов государств-членов к биржевым торгам нефтью и нефтепродуктами.

Члены Союза нацелены на взаимовыгодное сотрудничество в области энергетики, развитие конкуренции, формирование рыночных цен на энергоресурсы, поэтапное формирование общего энергетического рынка. Достижению указанных целей будет способствовать проведение общесоюзных биржевых торгов нефтью, нефтепродуктами, природным газом, электроэнергией.

Оценивая намеченные перспективы развития биржевой торговли энергоресурсами и анализируя правовые аспекты, можно отметить следующее. Биржевая торговля — институт, который не стоит на месте и постоянно развивается. В постоянном развитии находится нормативная правовая база, регулирующая организованную торговлю энергоресурсами. Биржевая торговля нефтепродуктами и природным газом имеет большой нераскрытый потенциал, и в этой связи необходимо комплексное изменение нормативных правовых актов. Усиление государственного регулирования на данном этапе предполагается обоснованным и направленным на недопущение злоупотреблений и нарушений участниками торгов установленных правил. Полагаю, что инициатива АО "СПБМТСБ", связанная с проведением биржевых торгов углем и электроэнергией, должна быть поддержана государством. Государственным органам (прежде всего Правительству РФ, Банку России, Федеральной антимонопольной службе РФ), а также Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже необходимо принимать меры, направленные на увеличение числа участников торгов, повышение заинтересованности текущих участников торгов в покупке/продаже энергоресурсов на торгах, достижение установленного максимального годового объема реализации природного газа на организованных торгах, усовершенствование инфраструктуры биржевого рынка.

Литература

1. Васильев А.А. Биржевая спекуляция. Теория и практика / А.А. Васильев / СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1912. 168 с.

2. Вильданова М.М. Правовое регулирование биржевых торгов газом, нефтью, нефтепродуктами / М.М. Вильданова // Правовой энергетический форум. 2016. N 2. С. 9 — 14.

3. Губайдуллина А. Рынок газа: на Петербургской бирже установили новые правила торгов / А. Губайдуллина // Реальное время. URL: https://realnoevremya.ru/articles/143227-na-peterburgskoy-birzhe-ustanovili-novye-pravila-torgov (дата обращения: 12.08.2019).

4. Митрова Т. Основные элементы и возможные сценарии дерегулирования цен на газ в России и реформирования газового рынка. Центр энергетики Московской школы управления Сколково / Т. Митрова, С. Капитонов, Д. Хендерсон. URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/documents/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_research_01022019.pdf (дата обращения: 12.08.2019).

5. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017. 991 с.

6. Фабричная Е. ЦБР не поддержал идею ввести лицензирование нефтепродуктовых трейдеров / Е. Фабричная // Reuters. URL: https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN1Q016Q-ORUBS (дата обращения: 12.08.2019).

7. Хренков Н. Заговор от сговора: ЦБ хочет усилить контроль над торговлей бензином / Н. Хренков // Известия. URL: https://iz.ru/844698/nikolai-khrenkov/zagovor-ot-sgovora-tcb-khochet-usilit-kontrol-nad-torgovlei-benzinom (дата обращения: 12.08.2019).

 


[1] Вильданова М.М. Правовое регулирование биржевых торгов газом, нефтью, нефтепродуктами // Правовой энергетический форум. 2016. N 2. С. 9 — 14.

[2] Рынок газа: на Петербургской бирже установили новые правила торгов. URL: https://realnoevremya.ru/articles/143227-na-peterburgskoy-birzhe-ustanovili-novye-pravila-torgov (дата обращения: 12.08.2019).

[3] Интервью президента СПбМТСБ А. Рыбникова "Интерфаксу" "Глава СПбМТСБ: биржевые цены стали ориентиром рынка топлива, это нужно сохранить и развивать". URL: https://www.interfax.ru/interview/642097 (дата обращения: 12.08.2019).

[4] Анализ биржевого товарного рынка за 2018 г. URL: https://www.cbr.ru/analytics/analytics_nfo/#a_50810 (дата обращения: 12.08.2019).

[5] Интервью "Интерфаксу" председателя правления Некоммерческого партнерства "Совет по товарным рынкам" (СПТР) И. Мороза "Глава СПТР: биржевой торговле топливом нужны новые нормативы, а рынку — больше активности ФАС". URL: https://www.interfax.ru/interview/585487 (дата обращения: 12.08.2019).

[6] URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=88877 (дата обращения: 12.08.2019).

[7] ФАС в СМИ. URL: https://fas.gov.ru/publications/14942 (дата обращения: 12.08.2019).

[8] ФАС ожидает во II полугодии повышения продаж "Газпрома" на бирже до 25 млрд кубов в год. URL: https://1prime.ru/Financial_market/20190625/830103119.html (дата обращения: 12.08.2019).

[9] ФАС устанавливает на бирже порог. URL: https://oilcapital.ru/news/regulation/20-05-2019/fas-ustanavlivaet-na-birzhe-porog (дата обращения: 12.08.2019).

[10] Основные элементы и возможные сценарии дерегулирования цен на газ в России и реформирования газового рынка. Центр энергетики Московской школы управления Сколково. URL: https://energy.skolkovo.ru/downloads/do-cuments/SEneC/Research/SKOLKOVO_EneC_RU_research_01022019.pdf (дата обращения: 12.08.2019).

[11] Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2017.

[12] Анатолий Голомолзин: при развитии рынков газа и рыночного ценообразования должна возрастать роль потребителей. URL: https://fas.gov.ru/news/26582 (дата обращения: 12.08.2019).

[13] Васильев А.А. Биржевая спекуляция. Теория и практика. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1912. С. 3.

[14] Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" // Российская газета. 2011. 26 ноября.

[15] ЦБР не поддержал идею ввести лицензирование нефтепродуктовых трейдеров. URL: https://ru.reuters.com/article/businessNews/idRUKCN1Q016Q-ORUBS (дата обращения: 12.08.2019).

[16] Заговор от сговора: ЦБ хочет усилить контроль над торговлей бензином. URL: https://iz.ru/844698/nikolai-khrenkov/zagovor-ot-sgovora-tcb-khochet-usilit-kontrol-nad-torgovlei-benzinom (дата обращения: 12.08.2019).

[17] Роснефть и Петербургская биржа направили в ЦБ предложения по усилению надзора за биржей. URL: https://tass.ru/ekonomika/5837529 (дата обращения: 12.08.2019).

[18] Интервью президента СПбМТСБ А. Рыбникова "Интерфаксу" "Глава СПбМТСБ: биржевые цены стали ориентиром рынка топлива, это нужно сохранить и развивать".

[19] ЕЭК, АТС и СПбМТСБ протестировали торги электроэнергией в режиме деловой игры. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/09-06-18.aspx (дата обращения: 12.08.2019).

[20] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. N 20 "О формировании общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза" // СПС "КонсультантПлюс".

[21] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. N 18 "О формировании общего рынка газа Евразийского экономического союза" // СПС "КонсультантПлюс".

[22] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 6 декабря 2018 г. N 23 "О формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза" // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: