ЮрФак: изучение права онлайн

О некоторых аспектах преступлений экстремистской и террористической направленности, совершаемых с использованием сферы телекоммуникаций и компьютерной информации

Автор: Алескеров В.И.

Преступления экстремистской и террористической направленности, совершаемые с использованием сферы телекоммуникаций и компьютерной информации, несут глобальные угрозы и являются весьма опасными как для нашего общества и государства, так и для всего мирового сообщества в целом. Ущерб, наносимый этими видами преступлений, в настоящее время имеет рост геометрической прогрессии. Сложности в выявлении и раскрытии преступлений данного вида приводят к порождению у преступников чувства безнаказанности, уверенности в том, что их не удастся привлечь к ответственности, в силу чего каждое последующее преступление является более опасным, чем предыдущее, несет все большее количество жертв и причиняет более существенный вред.

Проведенный анализ рассматриваемых видов преступлений показывает, что практически каждое крупное преступление террористической и экстремистской направленности совершается с применением телекоммуникационных систем и компьютерной информации, что требует адекватных мер реагирования на такие деяния со стороны государства и законодательства. В связи с этим возникает необходимость введения в уголовное законодательство норм, предусматривающих ответственность за невосполнимый вред, причиняемый вследствие незаконного использования телекоммуникаций и компьютерной информации.

Анализ криминальной обстановки последних лет явно свидетельствует о росте случаев использования телекоммуникаций и компьютерной информации в криминальных целях, что явно свидетельствует о насущной необходимости повышения уголовной ответственности за деяния, сопряженные с несанкционированным использованием электронной информации террористической и экстремистской направленности как путем внесения изменений в уже имеющиеся нормы, так и путем дополнения УК РФ новыми статьями[1].

Все мировое сообщество бросает огромные силы, разрабатывает новые способы и средства борьбы с такими особо тяжкими преступлениями, как экстремизм и терроризм, приносящие весьма жестокие и порой непоправимые последствия[2].

Россия здесь исключением не является, и с учетом зарубежного и международного опыта противодействия деяниям анализируемой категории ведет активную деятельность по разработке мер, носящих упреждающий характер в рассматриваемой сфере, реализации их с помощью различных инструментариев. Несмотря на принимаемые меры, нельзя не отметить с большим сожалением тот факт, что до сих пор многие учреждения, организации и предприятия не в состоянии обеспечить надлежащий уровень безопасности информации, хранящейся в электронном виде, в силу чего, несмотря на развитие научно-технического прогресса, повсеместное расширение электронного документооборота, в ряде учреждений, в силу высокой уязвимости сферы телекоммуникаций и компьютерной информации, наиболее безопасным признается фиксация информации на электронных носителях.

Анализ действующих норм Уголовного кодекса Российской Федерации свидетельствует о появлении в гл. 28 "Преступления в сфере компьютерной информации" ряда дефиниций, отсутствовавших ранее в понятийно-терминологическом аппарате и уголовного, и "информационного" права в силу отсутствия практических наработок и теоретических рекомендаций по раскрытию и расследованию таких деяний. Однако масштабы их роста в последние годы потребовали принять ряд законодательных и организационных мер, что привело к появлению в структуре МВД в 2001 году нового подразделения — Управление "К" БСТМ МВД России, наделенного специфическими полномочиями в целях своевременного документирования анализируемых деяний и дополнительных возможностей получения доказательственной базы. С той же целью противодействия преступности в области информационных технологий 6 сентября 2008 г. было создано ГУПЭ[3] МВД России.

Специфика деятельности вышеуказанных подразделений в системе МВД России находит свое проявление в особых, присущих им функциях. Так, в качестве основных направлений оперативно-служебной деятельности Управления "К" БСТМ МВД России можно назвать следующие:

1. Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации.

2. Пресечение противоправных действий в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет.

3. Борьба с незаконным оборотом радиоэлектронных и специальных технических средств.

4. Выявление и пресечение фактов нарушения авторских и смежных прав на продукты информационных технологий.

5. Борьба с международными преступлениями в сфере информационных технологий.

6. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью, использующей информационные технологии[4].

Основными направлениями оперативно-служебной деятельности ГУПЭ МВД России являются:

противодействие экстремистской деятельности и терроризму;

участие в выработке основных направлений государственной политики по вопросам своей деятельности;

организация взаимодействия подразделений Министерства внутренних дел с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам своей компетенции;

координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности ГУПЭ МВД России;

организационно-методическое обеспечение и оказание практической помощи территориальным органам МВД России и их структурным подразделениям[5].

Несмотря на достаточно широкое разнообразие преступных действий, которые могут иметь место при незаконном использовании сферы телекоммуникаций и компьютерной информации, все они обладают определенными сходными чертами, что позволяет выделить некоторые типичные следственные ситуации:

1. Нарушение целостности информационной системы либо конфиденциальности информации выявлено непосредственно ее собственником, виновный установлен.

2. Нарушение целостности информационной системы либо конфиденциальности информации выявлено непосредственно ее собственником, виновный не установлен.

3. Нарушение целостности информационной системы либо конфиденциальности информации виновным выявлено правоохранительными органами либо стало общеизвестным.

4. Размещение на странице пользователей, в группах, сообществах, файлов различных форматов, содержащих экстремистские и террористические материалы.

5. Распространение по различным сайтам идей, пропагандирующих терроризм, экстремизм, сепаратизм и религиозную нетерпимость.

Не вызывает сомнений, что наиболее благоприятными для раскрытия и расследования преступлений являются ситуации, в которых лицо, виновное в совершении преступления, установлено. В таком случае деятельность сотрудников следственного и оперативного аппарата в основном направлена на установление обстоятельств содеянного, поиск возможных источников доказательств вины лица в совершении конкретного преступного деяния. В данном случае необходимыми обстоятельствами, подлежащими установлению и доказыванию, будут являться данные:

а) о нарушении целостности или конфиденциальности информации в системе;

б) о размере ущерба, причиненного указанным преступным деянием;

в) о механизме преступного деяния;

г) об отношении виновного к совершенным действиям и наступившим последствиям;

д) о попытках противодействия расследованию.

При задержании виновных непосредственно после совершения преступления возможно предложить следующий алгоритм производства первоначальных следственных действий:

а) личный обыск;

б) допрос задержанного;

в) обыски по месту жительства, работы, задержания, в иных местах пребывания.

Отметим, что по рассматриваемой категории преступлений поисковые следственные действия, к коим относятся осмотр, обыск и, в определенной степени, выемка, — это важнейшие инструменты получения сведений об обстоятельствах совершенного преступления, имеющих доказательственное значение, а также средства обнаружения и изъятия документов, впоследствии получающих статус вещественных доказательств. При этом следует учитывать и тот факт, что по рассматриваемой категории преступлений именно вещественные доказательства обладают наиболее важным значением, в определенной степени преобладающим над такими доказательствами, как показания участников уголовного процесса, поскольку именно наличие определенных следов и предметов, раскрывающих непосредственный способ совершения преступления, позволяет наиболее полно установить обстоятельства содеянного.

Планируя производство таких поисковых следственных действий, как выемка, осмотр и обыск, по уголовным делам о преступлениях в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации, необходимо рассмотреть вопрос о привлечении к участию в производстве следственного действия специалиста (ст. 58 УПК РФ), поскольку специфика осмотра и изъятия компьютерной техники, носителей информации нередко приводит к возникновению определенных проблем, а в ряде случаев — к допущению ошибок, ведущих к невосполнимой утрате информации, имеющей доказательственное значение. Не вызывает сомнений, что наиболее эффективно данные следственные действия могут быть произведены следователем, обладающим специальными познаниями в сфере компьютерных и телекоммуникационных технологий, однако, к сожалению, сотрудников следственных подразделений, обладающих таковыми познаниями и опытом расследования анализируемой категории, крайне мало, не выработано фундаментальных и эффективных методик расследования таких преступлений, а также рекомендаций по производству отдельных следственных действий.

В то же время, производя следственные действия по таким преступлениям, всегда следует учитывать возможность оказания противодействия со стороны преступников, заключающегося в том числе и в попытках уничтожения вещественных доказательств, к примеру, с использованием специального оборудования с сильным магнитным полем, уничтожающим информацию. Основной проблемой здесь также выступает недостаточная подготовленность сотрудников правоохранительных органов, отсутствие у них тех специальных знаний, которыми обладают преступники. Но путем грамотной совместной подготовки следователей и оперативных сотрудников к производству поисковых следственных действий возможно просчитать вероятность оказания такого противодействия и разработать необходимые предупредительные меры, не позволяющие злоумышленникам уничтожить следы преступления.

Также необходимо учитывать и возможности принятия преступником иных мер по предотвращению доступа к информации, способной иметь доказательственное значение по рассматриваемой категории преступлений, например установление программы, требующей введение пароля в определенное время и автоматически уничтожающей данные на магнитных носителях при невыполнении данного требования[6].

Прогнозирование возможного преступного противодействия и разработку мер противодействия рекомендуется также проводить с участием специалиста, который может дать исчерпывающую информацию о том, с помощью каких средств возможно его осуществление и с помощью каких средств и способов оно может быть преодолено. Все вышеуказанное свидетельствует о том, что успех поисковых следственных действий по анализируемой категории преступлений зависит не только от включения в состав их участников специалиста, но также и от оснащения сотрудников правоохранительных органов необходимым оборудованием, в частности устройством для определения наличия и измерения магнитных полей.

Несмотря на уже рассмотренную специфику преступлений анализируемого вида, влияющую и на особенности механизма следообразования, не следует исключать и возможность обнаружения иных видов следов, свойственных для преступлений любой категории, в том числе следов пальцев рук на клавиатуре, иных частях компьютерной системы.

Осмотру подлежат все устройства конкретной телекоммуникационной сети и компьютерной системы.

Наиболее оптимальный вариант изъятия носителей информации и компьютерного оборудования — фиксация их на месте обнаружения, сохранение конфигурации и упаковка таким образом, чтобы впоследствии было возможно подключить аппаратуру в том же порядке[7].

Первоочередной задачей поискового следственного действия является обеспечение сохранности всей информации, содержащейся в компьютерах и электронных носителях, для чего требуется принятие необходимых мер, которые будут рассмотрены в последующих исследованиях.

Список использованной литературы:

1. Ворошилова Т.В. Социальная и психологическая характеристика личности компьютерного преступника / Т.В. Ворошилова. Москва, 2009.

2. Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2003. N 2(26).

3. Акопов Г.Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций / Г.Л. Акопов. Москва: Кнорус, 2014.

4. Батурин Ю.М., Жодзишский А.М. Компьютерная преступность и компьютерная безопасность / Ю.М. Батурин. Москва: Юридическая литература, 1991.

5. Безверхов А. О некоторых вопросах квалификации преступлений террористической направленности / А. Безверхов // Уголовное право. 2013. N 1.

6. Белоножкин В.И. Информационные аспекты противодействия терроризму / В.И. Белоножкин, Г.А. Остапенко. Москва: Горячая линия-Телеком, 2015.

7. Вехов Б.В. Компьютерные преступления: способы совершения, методика расследования / Б.В. Вехов. Москва: Право и закон, 1996.

8. Гладких В.И. Новые правовые механизмы противодействия терроризму: критический анализ / В.И. Гладких // Российский следователь. 2014. N 5.

9. Дуленко В.А. Преступление в сфере высоких технологий: Учебное пособие / В.А. Дуленко, Р.Р. Мамлеев, В.А. Пестриков. Москва: ЦОКР МВД России, 2010.

10. Мельников Д.А. Организация и обеспечение безопасности информационно-телекоммуникационных сетей и систем: Учебник / Д.А. Мельников. Москва: ИД КДУ, 2015.

11. Нардина О.В. Российский конституционализм и противодействие терроризму: современные проблемы / О.В. Нардина. Москва: Юрлитинформ, 2014.

12. Теория и практика информационного противодействия экстремистской и террористической деятельности / И.Ю. Сундиев, А.А. Смирнов, А.И. Кундетов, В.П. Федотов. Москва, 2014.

13. Терроризм в современном мире. 2-е издание / Под редакцией В.Л. Шульца. Москва: Наука, 2011.

 


[1] Акопов Г.Л. Интернет и политика. Модернизация политической системы на основе инновационных политических интернет-коммуникаций. М.: Кнорус, 2014.

[2] Дуленко В.А, Мамлеев Р.Р., Пестриков В.А. Преступление в сфере высоких технологий: Учебное пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2010.

[3] ГУПЭ МВД России — Главное управление по борьбе с экстремизмом и терроризмом.

[4] Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii.htm (дата обращения: 10.06.2018).

[5] Министерство внутренних дел Российской Федерации. URL: https://мвд.рф/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/Glavnoe_upravlenie_po_protivodejstviju_j.htm (дата обращения: 10.06.2018).

[6] Ворошилова Т.В. Социальная и психологическая характеристика личности компьютерного преступника. М., 2009. С. 5.

[7] Вехов Б.В. Компьютерные преступления: способы совершения, методика расследования. М.: Право и закон, 1996.


Рекомендуется Вам: