ЮрФак: изучение права онлайн

Информационная составляющая в корпоративных отношениях в условиях цифровой экономики

Авторы: Ситдикова Л.Б., Стародумова С.Ю.

В настоящее время так называемая цифровая экономика находится в стадии своего становления и весьма динамического развития. Экономические и технологические модели отношений, которые предполагаются как характерные для цифровой экономики, не являются еще устоявшимися, появляясь, видоизменяясь и отчасти исчезая из хозяйственной практики[1]. Данное обстоятельство требует повышенного внимания к проблеме внедрения цифровой экономики во все стороны жизни общества.

В программе "Цифровая экономика", которая нашла свое дальнейшее развитие в Национальном проекте "Цифровая экономика", определяя цели и задачи, указано, что в современных условиях "…данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства"[2]. Можно согласиться, что в наиболее простой форме цифровая экономика означает "…максимальное удовлетворение потребностей всех ее участников за счет использования информации"[3].

Широкое внедрение элементов цифровой экономики в деятельность корпорации позволит выстраивать бизнес-процессы на основе больших возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями, и повысить эффективность бизнеса. Следует отметить, что к настоящему времени проблема развития цифровой экономики в корпоративной среде предпринимательства недостаточно хорошо разработана не только в экономической, но также и в юридической науке. Деятельность корпорации обеспечивается через взаимодействие определенной системы отношений. Понятие "корпоративные отношения" определяет ст. 2 ГК РФ, под которыми понимаются отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими[4]. Исходя из смысла данной статьи отношения, связанные с корпоративным управлением, являются частью корпоративных отношений. Важнейшим направлением политики корпоративного управления является информационное обеспечение деятельности общества. Информационное обеспечение деятельности общества регулируется положением об информационной политике общества. Основные требования к информационной политике в управленческой деятельности корпорации изложены в Кодексе корпоративного управления, разработанном Банком России[5].

Как отмечает И.А. Юрченко, информационная политика компании должна быть нацелена "…на эффективное взаимодействие между корпорацией, ее членами, инвесторами и другими заинтересованными сторонами (партнерами, клиентами, поставщиками, общественностью, государственными и муниципальными органами)"[6]. Данное взаимодействие предполагает не только активное движение корпоративной информации внутри самой организации, но и выход определенной ее части за ее пределы. Разделение корпоративной информации на две составляющие также просматривается и в п. 274 Кодекса корпоративного управления.

Таким образом следует разделять внутреннюю корпоративную информацию, под которой понимается "…отчетная, плановая, справочная, сводная, аналитическая и прочая информация, необходимая подразделениям компании (предприятия, фирмы, корпорации) для производственных нужд и являющаяся предметом информационного обмена между ними"[7], и внешнюю корпоративную информацию, которая используется при коммуникации "…членов органов управления, должностных лиц и работников общества с… представителями средств массовой информации и иными заинтересованными лицами"[8]. В этой связи весьма актуальным и дискуссионным выступает вопрос о месте информации в корпоративных отношениях.

В условиях широкого внедрения элементов цифровой экономики в экономические отношения цивилистами указывается на необходимость более глубоких изменений нормативной правовой базы, затрагивающих принципы правового регулирования и синхронизированных с технологическими особенностями функционирования цифровой экономики[9]. В этой связи в научном сообществе снова возникла дискуссия о месте информации в гражданских правоотношениях.

Так, В.А. Вайпан, рассматривая проблему включения информации в гражданский оборот, высказывает свое мнение о необходимости ее закрепления в качестве объекта гражданских прав в ст. 128 ГК РФ. При этом он не определяет, в качестве каких благ стоит рассматривать информацию — материальных или нематериальных[10]. Свое мнение автор аргументирует позицией по данному вопросу ряда исследователей (А.А. Инюшкин, О.В. Кириченко, Е.А. Зверева). Однако анализ выводов, сделанных А.А. Инюшкиным[11], не позволяет однозначно говорить о необходимости рассматривать информацию в качестве объекта гражданских прав. В работе сделан вывод, что только при соблюдении описанных условий (наличие правовой связи между интеллектуальной собственностью и информацией через использование информации в объекте интеллектуальной собственности) допускается легальная возможность совершения гражданских правовых отношений в отношении информации[12]. Как видим, эти условия вытекают из положений главы 4 ГК РФ и никоим образом не указывают на необходимость включения информации в перечень гражданских прав ст. 128 ГК РФ. Такие же выводы можно сделать из работы О.В. Кириченко[13]. Относительно точки зрения А.Е. Зверевой следует заметить, что она была написана в то время, когда информация входила в перечень гражданских прав, оговоренных ст. 128 ГК РФ, и не может рассматриваться в качестве аргумента о необходимости восстановления информации в перечне объектов гражданских прав ст. 128 ГК РФ.

Вышесказанное позволяет говорить об отсутствии в настоящее время как таковых аргументов в предложении включения информации в перечень объектов гражданских прав ст. 128 ГК РФ. В то же время нельзя исключать и возможность, что в определенный период развития цифровой экономики возникнет необходимость переосмысления юридических представлений об информации.

Следует остановиться на предложении о внедрении совокупного названия инструментов и методов для обработки результатов — большие данные (big data)[14]. Любая организация в процессе своей деятельности накапливает огромное количество информации в собственных информационных системах, которые являются результатом внедрения цифровых технологий в ее деятельность. Данная информация, как правило, структурируется в форме, обеспечивающей интерес самой организации, и не предусматривает ее использования вне организации[15]. Эта часть внутренней корпоративной информации, не имеющей коммерческую ценность, несекретная, обезличенная, но в силу положения о информационной политике корпорации не подлежащая распространению, может накапливаться и использоваться в общей системе, обеспечивающей функционирование цифровой экономики. Такая информационная система может формироваться как на основе соглашения о стратегическом партнерстве[16], между корпоративными организациями, так и на основе государственных нормативных актов, определяющих правовой статус субъектов цифровой экономики. Технологии, предполагаемые для обеспечения функционирования цифровой экономики, потребуют сбора и конвертирования открытой информации, находящейся в информационных системах хозяйствующих субъектов, в единую информационную систему, в которой объем информации организаций из постоянно растущего числа источников будет достигать огромных размеров, систематизирован и обработан таким образом, что пользователь обработанных данных сможет получить качественно новую информацию о явлении. Поэтому предложение о необходимости легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации и законодательного закрепления конструкции договора об оказании услуг по предоставлению информации выглядит убедительным.

Список использованной литературы:

1. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики / В.А. Вайпан // Право и экономика. 2017. N 11.

2. Городов О.А. Основные направления совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики в России / О.А. Городов, М.А. Егорова // Право и цифровая экономика. 2018. N 1.

3. Инюшкин А.А. Информация в системе объектов гражданских прав и ее взаимосвязь с интеллектуальной собственностью на примере баз данных / А.А. Инюшкин // Информационное право. 2016. N 4.

4. Кириченко О.В. Информация как объект гражданских правоотношений / О.В. Кириченко // Современное право. 2014. N 9.

5. Лаптев В.А. Предпринимательское право в условиях инновационной (цифровой) экономики: пути развития / В.А. Лаптев, Н.И. Соловяненко // Юрист. 2019. N 5.

6. Михайлов А.В. Вопросы развития цифровой экономики и проблемы становления предпринимательского права / А.В. Михайлов // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 11.

7. Юрченко И.А. Уголовно-правовые основы обеспечения безопасности корпоративной информации / И.А. Юрченко // Пробелы в российском законодательстве. 2016. N 5.

 


[1] Экспертное заключение (проект) Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по проекту Федерального закона N 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации". URL: http://priviaw.ru/wp-content/uploads/2018/04/meeting-190418-zakonoproekt-2-project-conclusion.pdf (дата обращения: 18.07.2019).

[2] Программа "Цифровая экономика Российской Федерации" утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 (утратил силу) // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Михайлов А.В. Вопросы развития цифровой экономики и проблемы становления предпринимательского права // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 11. С. 68.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 03.07.2019) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

[5] Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" // СПС "КонсультантПлюс".

[6] Юрченко И.А. Уголовно-правовые основы обеспечения безопасности корпоративной информации // Пробелы в российском законодательстве. 2016. N 5. С. 53 — 59.

[7] Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело; Л.И. Лопатников, 2003. URL.: https://economic_mathematics.academic.ru/2161 (дата обращения: 20.07.2019).

[8] Пункт 274 Кодекса корпоративного управления. См.: письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" // СПС "КонсультантПлюс".

[9] Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. N 11. С. 5 — 18; Городов О.А., Егорова М.А. Основные направления совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики в России // Право и цифровая экономика. 2018. N 1. С. 6 — 21 и др.

[10] Вайпан В.А. Указ. соч. С. 40.

[11] Инюшкин А.А. Информация в системе объектов гражданских прав и ее взаимосвязь с интеллектуальной собственностью на примере баз данных // Информационное право. 2016. N 4. С. 4 — 7.

[12] Там же. С. 7.

[13] Кириченко О.В. Информация как объект гражданских правоотношений // Современное право. 2014. N 9. С. 77 — 81.

[14] Городов О.А., Егорова М.А. Основные направления совершенствования правового регулирования в сфере цифровой экономики в России // Право и цифровая экономика. 2018. N 1. С. 8.

[15] Горшков С. Использование онтологий в корпоративных автоматизированных системах // Цифровая экономика. URL: http://digital-economy.ru/mneniya/ispolzovanie-ontologij-v-korporativnykh-avtomatizirovannykh-sistemakh (дата обращения: 28.07.2019).

[16] Лаптев В.А., Соловяненко Н.И. Предпринимательское право в условиях инновационной (цифровой) экономики: пути развития // Юрист. 2019. N 5. С. 45 — 50 // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: