ЮрФак: изучение права онлайн

Проблемы подтверждения статуса малых и средних предприятий в условиях функционирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

Автор: Трофимова Е.В.

Важной предпосылкой развития малого и среднего предпринимательства является закрепление такого порядка приобретения специального статуса малого или среднего предприятия, который излишне не обременял бы бизнес и не требовал бы от него дополнительных затрат.

Необходимость специальной регистрации и получения субъектами малого предпринимательства соответствующего статуса в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством, была предусмотрена в ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"[1] (далее — Закон N 88-ФЗ).

А.Ю. Пахолковой в связи с этим предлагалось возложить функции по предоставлению информации о субъектах малого предпринимательства на органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[2]. Однако положения об особой системе регистрации для субъектов малого предпринимательства реализованы на законодательном уровне не были, так же как не был разработан и упрощенный порядок регистрации субъектов малого предпринимательства в качестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренный ч. 1 ст. 6 Закона N 88-ФЗ в качестве одной из опций их государственной поддержки. Не были востребованы законодателем и предложения об определении в качестве момента государственной регистрации субъекта малого предпринимательства даты подачи соответствующего заявления[3], а также об установлении упрощенного порядка добровольной ликвидации субъекта малого предпринимательства[4].

Следует отметить, что двойная регистрация (сначала в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а затем в качестве субъекта малого предпринимательства) действительно выглядит избыточным административным барьером, однако, как показало будущее, зафиксировать принадлежность субъекта предпринимательства к числу малых (а позднее и средних) предприятий оказалось все же необходимо.

В течение всего периода действия Закона N 88-ФЗ статус субъекта малого предпринимательства приобретался в силу государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица и его соответствия установленным законом критериям. В то же время для получения региональных мер поддержки могло быть предъявлено требование приобрести статус субъекта малого предпринимательства в уполномоченном органе субъекта РФ[5].

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"[6] (далее — Закон N 209-ФЗ) сохранил существовавшее ранее положение в отношении приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) данного статуса в силу соответствия критериям, определенным в Законе. Единственной процедурой легитимации субъектов МСП продолжает оставаться их государственная регистрация в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей[7]. Согласно ст. 8 Закона N 88-ФЗ было также предусмотрено ведение реестров субъектов МСП — получателей поддержки.

На практике подтверждение статуса субъекта МСП могло потребовать приложения документов, подтверждающих соответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям, установленным для таких субъектов. Для того чтобы исключить подобные требования в правовой науке, предлагалось обеспечить внесение регистрирующим органом сведений о соответствии субъекта предпринимательства критериям отнесения к микропредприятиям, малым или средним предприятиям непосредственно в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей[8]. Зарубежный опыт (например, Литвы) также демонстрирует, что сочетание одним органом функций государственной регистрации и функций представления субъектам предпринимательства дополнительного статуса, например получателей помощи, является оптимальным[9].

Известной оригинальностью отличалось в этом отношении законодательство г. Москвы, где юридические лица и индивидуальные предприниматели имели возможность ежегодно подтверждать свой статус посредством внесения сведений о них в Реестр субъектов МСП Москвы[10]. Этого было достаточно для использования привилегий, предусмотренных действующим законодательством, а также получения мер государственной поддержки без представления каких-либо дополнительных документов и в любой момент времени, пока сведения о данных субъектах находятся в упомянутом Реестре[11]. Очевидно, что указанный опыт был учтен при разработке аналогичного механизма на федеральном уровне.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дополнил Закон N 209-ФЗ ст. 4.1 "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства", в соответствии с которой в данный реестр (далее — единый реестр субъектов МСП) вносятся сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, отвечающих критериям отнесения к субъектам МСП. Появлению указанного реестра способствовало выражение руководством страны мнения о необходимости обеспечить субъектам МСП более широкий доступ к государственным закупкам. Ведение данного реестра было поручено ФНС России.

Основные параметры нового реестра: формирование на основании сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и поступающих в составе налоговой отчетности, а также от органов и лиц, перечисленных в Законе N 209-ФЗ; возможность субъекта МСП представлять в реестр на добровольной основе некоторые дополнительные сведения; общедоступность сведений, содержащихся в реестре и размещаемых на официальном сайте ФНС России.

Единый реестр субъектов МСП позволяет автоматически подтверждать статус субъекта МСП, для чего достаточно зайти на сайт ФНС России. Сведения из единого реестра субъектов МСП в электронной форме, подписанные усиленной квалифицированной цифровой подписью, обладают юридической силой. При обращении за оказанием поддержки вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов МСП, заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам МСП по форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 г. N 113[12].

Создание указанного реестра одновременно должно снизить затраты крупных компаний, связанные с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий, обеспечить реализацию "надзорных каникул" для малых предприятий, повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства.

Ключевое значение для настоящего исследования имеет вопрос о правовом значении включения в единый реестр субъектов МСП сведений о микропредприятиях, малых и средних предприятиях, а также исключения указанных сведений.

Содержание ст. 3 и 4 Закона N 209-ФЗ позволяет прийти к выводу о приобретении статуса всеми субъектами МСП в силу соответствия критериям, определенным в ст. 4 данного Закона, а не в связи с внесением сведений о них в единый реестр субъектов МСП. Формулировки ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ также не позволяют заключить, что статус субъекта МСП присваивается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям органом, ведущим данный реестр (ФНС России).

Тем не менее позиции, высказываемые по данному вопросу представителями федеральных органов исполнительной власти, находятся в диапазоне от мнения о мгновенном подтверждении статуса субъекта МСП[13] до утверждения о присвоении указанного статуса хозяйствующим субъектам ФНС России[14].

Диаметрально противоположные мнения можно обнаружить и среди ученых и практиков. В то время как В.А. Вайпан указывает, что "включение юридического лица или индивидуального предпринимателя в единый реестр субъектов МСП… не влечет правовых последствий для самого субъекта МСП, поскольку в соответствии с законом за получением поддержки может обратиться любое лицо, если оно отвечает критериям отнесения к субъекту МСП, независимо от включения в какой-либо реестр"[15], И. Атласкирова, оценивая последствия отсутствия сведений об участнике закупок в едином реестре субъектов МСП, полагает, что заказчик государственных закупок может принять решение либо об отказе в допуске к участию в процессе закупок такого участника, либо об отказе от заключения договора[16].

Первая из обозначенных позиций находит подтверждение в судебно-арбитражной практике и практике ФАС России.

Так, разрешая вопрос об отнесении ООО "АКВАМАРИН" к категории микропредприятия, суд сделал вывод, что отсутствие сведений об обществе в едином реестре субъектов МСП не свидетельствует о том, что оно не может быть отнесено к числу субъектов малого предпринимательства, поскольку данное обстоятельство, в соответствии с вышеприведенными законоположениями не установлено, в качестве критерия отнесения лица к субъектам малого предпринимательства[17].

В решении Санкт-Петербургского УФАС России от 16 мая 2017 г. N 44-1977/17 также отмечается, что "обязанность субъектов малого предпринимательства вносить сведения в единый реестр МСП в настоящее время не предусмотрена. Отсутствие информации о данном участнике в едином реестре МСП, на официальном сайте ФНС России в сети Интернет не может однозначно свидетельствовать о его несоответствии установленному требованию"[18].

Проведенный анализ положений Закона N 209-ФЗ и правоприменительной практики позволяет утверждать, что единый реестр субъектов МСП реализует учетно-контрольные и информационные, но не легитимационные функции[19].

Информационная функция реестра не исчерпывается тем, что он оперативно снабжает органы государственной власти и контрагентов сведениями о наличии у конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя статуса микропредприятия, малого или среднего предприятия. Обращение к данным единого реестра субъектов МСП[20] позволяет увидеть, что, несмотря на все предпринимаемые государством меры по поддержке субъектов МСП и созданию для их деятельности специального правового режима[21], темпы роста количества таких субъектов довольно низки: всего 1,3% в год, причем увеличивается исключительно число микропредприятий, а численность малых и средних предприятий за последний год сократилась соответственно на 1,6 и 3,4%[22].

В соответствии со ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о субъекте МСП исключаются из единого реестра субъектов МСП 10 августа текущего календарного года в случаях, когда субъект предпринимательства перестал отвечать критериям, установленным ст. 4 указанного Закона, а также в случае, когда субъект предпринимательства не представил данные о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Таким образом, сохранить свое место в реестре имеет шанс только субъект предпринимательства, своевременно представляющий предусмотренную законодательством отчетность, что позволяет говорить не только об учетном значении единого реестра субъектов МСП, но и о его контрольной функции.

Как было указано выше, включение сведений в единый реестр субъектов МСП должно служить лишь подтверждению, но не приобретению соответствующего статуса юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Тем не менее согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[23] для участия в правоотношениях, связанных с реализацией преимущественного права на приобретение недвижимого имущества в соответствии с данным Законом, сведения о субъекте МСП на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не должны быть исключены из единого реестра субъектов МСП[24]. Затруднительным может быть и использование после 1 августа 2016 г. микропредприятиями, малыми и средними предприятиями, не включенными в единый реестр субъектов МСП, мер государственной и муниципальной поддержки[25].

В ситуации, когда сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе некорректно отражены либо не внесены в единый реестр субъектов МСП, программное обеспечение имеет возможность их принудительного включения в реестр на основании сообщения, направляемого через сайт ФНС России. После проверки ФНС России сообщения в случае выявления в сведениях некорректных данных, приведших к отсутствию сведений о субъекте МСП, вносится запись в реестр.

Главный вопрос, который встает перед субъектом предпринимательства, сведения о котором в указанном реестре по тем или иным причинам отсутствуют (или категория которого изменилась): может ли он подтверждать свой статус микропредприятия, малого или среднего предприятия другими способами? Поскольку единственной процедурой легитимации субъектов МСП является их государственная регистрация в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, на данный вопрос представляется возможным ответить утвердительно. Внесение сведений в единый реестр субъектов МСП не носит правоустанавливающего характера, поэтому такие субъекты должны иметь возможность подтвердить свой статус иным образом. ФНС России при этом считает недопустимым подтверждение территориальными налоговыми органами принадлежности юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам МСП при отсутствии сведений о них в едином реестре субъектов МСП[26].

Судебная практика, складывающаяся в отношении подтверждения статуса субъекта МСП, сведения о котором отсутствуют в едином реестре, довольно противоречива.

Например, суд не увидел оснований для применения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение для юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, поскольку ООО "ИВА 92" включено в единый реестр субъектов МСП 1 августа 2016 г., т.е. после совершения административного правонарушения[27]. В связи с тем что названный реестр до 1 августа 2016 г. не функционировал, указанная позиция суда озадачивает.

Другой суд в аналогичной ситуации, напротив, указал, что "само по себе отсутствие сведений о ЗАО "Арсенал вин" в ЕРСМСП не может влиять на обстоятельства соответствия общества критериям субъекта малого предпринимательства. Тем более что в период проведения проверки указанный реестр не велся"[28].

Субъекту МСП может также потребоваться подтвердить изменение его категории (прежде всего, с точки зрения использования существующих законодательных льгот). По общему правилу категория субъекта МСП изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже установленных законом предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим. В связи с тем что правила, касающиеся условий отнесения к субъектам МСП по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 1 января 2016 г., ближайшая дата, когда может быть изменена категория субъекта МСП, — 10 августа 2019 г.[29]

Фактическую неактуальность данных единого реестра субъектов МСП отмечает В.А. Вайпан[30]. Учитывается данное обстоятельство и судами. Так, судом было принято во внимание, что в течение рассматриваемого периода времени экономические показатели и масштабы деятельности юридического лица либо индивидуального предпринимателя могут претерпеть существенные изменения, что обусловит фактическую смену ими такого статуса при его юридической неизменности. Указанное означает, что даже при наличии установленного уполномоченным органом правового статуса "субъект среднего предпринимательства" юридическое лицо может фактически являться субъектом малого предпринимательства с распространением на него соответствующих прав и обязанностей. При этом отклонение таких лиц от участия в закупочных процедурах, проводимых среди субъектов МСП, со ссылкой на формальное их нахождение в соответствующем реестре с иным статусом не способствует обеспечению развития конкуренции и эффективности осуществления закупок, ведет к необоснованному ограничению количества потенциальных участников закупки и, как следствие, является недопустимым[31]. Данный пример наглядно демонстрирует, что положения ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, обеспечивающие неизменность категории субъекта МСП в течение трехлетнего периода, не являются оптимальными для среднего (малого) предприятия, которое может просто не дождаться его окончания без получения дополнительных льгот и поддержки, предусмотренных для малых предприятий (микропредприятий), к которым оно относится фактически, но не юридически. Интересам бизнеса отвечало бы законодательное закрепление возможности заявлять об изменении категории субъекта МСП в случае фактического изменения соответствующих критериев (размер дохода, среднесписочная численность работников) в предшествующий год деятельности.

Своеобразное положение сложилось с внесением в единый реестр субъектов МСП сведений об акционерных обществах. Технология формирования данных указанного реестра потребовала внесения в 2015 г. в Закон N 209-ФЗ значительных изменений в части критериев отнесения к микропредприятиям, малым или средним предприятиям, после чего значительная часть акционерных обществ перестала им соответствовать[32]. Эта ситуация начала меняться лишь после принятия Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"[33], предусмотревшего с 1 июля 2017 г. новое основание для отнесения акционерных обществ к субъектам МСП и установившего обязанность держателей реестра представлять в налоговый орган перечни акционерных обществ, структура уставного капитала которых соответствует требованиям подп. "е" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона N 209-ФЗ к акционерным обществам не применимо положение об автоматическом отнесении к микропредприятиям в силу самого факта создания. Поэтому для акционерных обществ, зарегистрированных в Едином государственном реестре юридических лиц не позднее 30 ноября текущего календарного года, категория субъекта МСП может быть определена только после внесения в единый реестр субъектов МСП в следующем календарном году. Для акционерных обществ, зарегистрированных позднее 30 ноября, момент возможного включения в единый реестр субъектов МСП наступит соответственно еще на год позже (в связи с особенностями определения налогового периода, предусмотренными п. 2 ст. 55 НК РФ).

Следовательно, 10 августа 2017 г. в единый реестр субъектов МСП были включены сведения об акционерных обществах, отвечавших установленным условиям по доле участия в капитале, однако они содержат данные только тех акционерных обществ, которые созданы не позднее 30 ноября 2016 г. Также реестр пока не содержит информацию об акционерных обществах, более 49% акций в которых принадлежат другим акционерным обществам, так как в отношении таких акционеров налоговый орган в 2017 г. не имеет возможности проверить выполнение требований, предусмотренных подп. "е" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Можно понять нежелание законодателя автоматически относить вновь созданные акционерные общества к микропредприятиям, поскольку данная организационно-правовая форма свидетельствует о принадлежности скорее к крупному или среднему бизнесу. Однако представляется неверным вовсе лишать акционерные общества возможности использовать льготы и меры поддержки, предназначенные для субъектов МСП, в течение практически всего первого года их деятельности, когда такая поддержка наиболее востребована. Предоставление акционерным обществам права заявить о своей будущей принадлежности к категории микропредприятия, малого или среднего предприятия при представлении документов для государственной регистрации позволило бы решить данную проблему.

Литература

1. Атласкирова И. Новеллы в сфере госзакупок / И. Атласкирова // ЭЖ-Юрист. 2017. N 25.

2. Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства / В.А. Вайпан // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 9 — 16.

3. Ершова И.В. Понятийно-правовая пертурбация как способ достижения государственной цели (на примере понятия субъекта малого и среднего предпринимательства) / И.В. Ершова // Гражданское право. 2016. N 4. С. 33 — 36.

4. Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы / И.В. Ершова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 22 — 26.

5. Ершова И.В. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, А.Г. Бобкова и др.; Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.

6. Илюшина М.Н. Проблемы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства / М.Н. Илюшина // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2008. N 3. С. 23 — 27.

7. Пахолкова А.Ю. Правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук / А.Ю. Пахолкова. М., 2002. 241 с.

8. Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: зарубежный опыт / Отв. ред. РА. Адельханян. М.: Статут, 2012. 525 с.

9. Татарская О.В. Правовые проблемы малого предпринимательства в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук / О.В. Татарская. М., 2003. 214 с.

10. Трофимова Е.В. Легитимация субъектов предпринимательства: понятие и правовые механизмы / Е.В. Трофимова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. N 1. С. 50 — 61.

11. Трофимова Е.В. Приобретение и подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы) / Е.В. Трофимова // Приложение к журналу "Предпринимательское право". 2013. N 2. С. 38 — 40.

 


[1] Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343. (Утратил силу.)

[2] Пахолкова А.Ю. Правовое регулирование малого предпринимательства в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

[3] Илюшина М.Н. Проблемы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2008. N 3. С. 24.

[4] Татарская О.В. Правовые проблемы малого предпринимательства в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 10.

[5] См., напр.: п. 3.2 ст. 3 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" // СПС "КонсультантПлюс". (Утратил силу.)

[6] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

[7] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

[8] Ершова И.В., Андреева Л.В., Бобкова А.Г. и др. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 99.

[9] Регистрация субъектов предпринимательской деятельности: зарубежный опыт / Отв. ред. Р.А. Адельханян. М., 2012. С. 231 — 232.

[10] Постановление Правительства г. Москвы от 8 декабря 2009 г. N 1338-ПП "О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы" // СПС "КонсультантПлюс". (Утратило силу.)

[11] Трофимова Е.В. Приобретение и подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (на примере г. Москвы) // Приложение к журналу "Предпринимательское право". 2013. N 2. С. 38 — 40.

[12] Приказ Министерства экономического развития РФ от 10 марта 2016 г. N 113 "Об утверждении формы заявления о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // БНА. 2016. N 23.

[13] Интервью руководителя ФНС России М.В. Мишустина // Коммерсантъ. 2016. 22 нояб.

[14] Письмо Министерства экономического развития РФ от 24 февраля 2016 г. N ОГ-Д05-2069 // СПС "Гарант".

[15] Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 13.

[16] Атласкирова И. Новеллы в сфере госзакупок // ЭЖ-Юрист. 2017. N 25.

[17] Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2017 г. N 05АП-4877/2017 по делу N А59-1594/2017 // СПС "КонсультантПлюс".

[18] Судебная и административная практика // Вестник Института госзакупок. 2017. N 6. С. 11.

[19] Трофимова Е.В. Легитимация субъектов предпринимательства: понятие и правовые механизмы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. N 1. С. 56.

[20] Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 10.02.2018).

[21] Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 23.

[22] Николаева Д. Малый бизнес растет малыми темпами // Коммерсантъ. 2017. 8 нояб.

[23] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 30 (часть I). Ст. 3615.

[24] См., напр.: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2017 г. N 13АП-20259/2017 по делу N А56-19689/2017 // СПС "КонсультантПлюс".

[25] Письмо Министерства экономического развития РФ от 9 сентября 2016 г. N Д05и-1025 "О реализации мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" // СПС "Гарант".

[26] Письмо Федеральной налоговой службы от 8 августа 2017 г. N ГД-4-14/15554@ // СПС "Гарант".

[27] Постановление Московского городского суда от 17 апреля 2017 г. N 4а-1182/2017 // СПС "КонсультантПлюс".

[28] Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 августа 2017 г. N 13АП-10685/2017 по делу N А56-79331/2016; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 апреля 2017 г. N 13АП-10985/2017 по делу N А56-90030/2016 // СПС "КонсультантПлюс".

[29] Письмо Федеральной налоговой службы от 18 августа 2016 г. N 14-2-04/0870@ "О направлении разъяснений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства" // СПС "Гарант".

[30] Вайпан В.А. Указ. соч. С. 13.

[31] Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2017 г. N 09АП-38206/2017 по делу N А40-43259/17 // СПС "КонсультантПлюс".

[32] Произошедшее в 2015 г. изменение пороговых значений дохода для отнесения к микропредприятиям, малым и средним предприятиям привело одновременно к значительному искусственному росту числа субъектов малого и среднего бизнеса. См.: Ершова И.В. Понятийно-правовая пертурбация как способ достижения государственной цели (на примере понятия субъекта малого и среднего предпринимательства) // Гражданское право. 2016. N 4. С. 33 — 36.

[33] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 27 (часть I). Ст. 4198.


Рекомендуется Вам: