ЮрФак: изучение права онлайн

К вопросу о формировании пенсионного обеспечения в России

Авторы: Бондаренко И.В., Фроловская Ю.И.

С 2001 г. одним из главных направлений политики государства в рамках социального обеспечения является реформирование пенсионного законодательства. Постепенная модернизация пенсионной системы связана с желанием государства создать максимально благоприятные условия для лиц, достигших пенсионного возраста. При осуществлении трудовой деятельности и отчислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации человек должен себя чувствовать максимально защищенным. От величины пенсионного капитала, формируемого страховыми взносами, должен зависеть размер пенсионного обеспечения. Забота о завтрашнем дне является первоочередной задачей как для государства, так и для человека.

Пенсионное обеспечение в настоящий момент делится на три вида в зависимости от источника финансирования: государственные пенсии, страховые пенсии, накопительные пенсии. Безусловно, реформирование, начавшееся 18 лет назад, было связано с реализацией программы внедрения пенсионных накоплений для обеспечения граждан в случае нетрудоспособности в силу возраста либо состояния здоровья. По смыслу данной реформы трудоспособное население должно само быть заинтересовано в завтрашнем дне. Формирование пенсионных накоплений гражданами и должно было быть отправной точкой пенсионной системы Российской Федерации. В настоящий момент мы можем констатировать, к сожалению, тот факт, что пенсионные накопления не связаны ни с социальной защищенностью, ни с уверенностью в завтрашнем дне у будущих пенсионеров. Поскольку пенсионные накопления, которые до конца 2015 г. были составной частью трудовой пенсии, в настоящий период оказались "замороженными". Но при этом работодатель либо самозанятое лицо обязаны ежемесячно отчислять 6% на формирование пенсионных накоплений либо в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР), либо в негосударственный пенсионный фонд (далее — НПФ). В том случае, если человек не желает формировать накопительную пенсию, данные взносы работодателем не прекращают отчисляться, но уже в рамках права работника на страховую пенсию. Тем самым страховой взнос составит 26%. Денежная сумма фиксируется на лицевом счете и является подтверждением того, что государство обязуется выплачивать пенсионное обеспечение. При этом страховые взносы будут являться собственностью государства, а не самого застрахованного лица. Как следствие этого, если гражданин не доживет до пенсионного возраста либо не сформирует страховой стаж или страховые баллы, то данные денежные средства не будут возвращены в рамках Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. С пенсионными накоплениями же ситуация диаметрально противоположная. Данные денежные средства являются собственностью граждан. А значит, их реализация не зависит от дожития до пенсионного возраста. Необходимо заметить, что увеличение пенсионного возраста не повлекло за собой изменений в Федеральный закон "О накопительной пенсии" от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ. С 1 января 2005 г. накопительную пенсию формируют лица моложе 1967 г. р., которые сделали выбор в ее пользу. По-прежнему право на этот вид пенсионного обеспечения возникает у женщин, достигших возраста 55 лет, и у мужчин, достигших 60-летнего возраста при наличии соответствующего стажа и пенсионных баллов, необходимых для ее получения. Лица, имеющие право на получение государственного пенсионного обеспечения, не имеют возможности за счет накопительных взносов формировать данный вид пенсий, что, на наш взгляд, является несправедливым по отношению к данной категории граждан. Но при этом есть возможность самостоятельно добровольно формировать данный вид пенсий, заключив соответствующий договор, и самостоятельно производить отчисления в НПФ либо в частную управляющую компанию (далее — ЧУК). Проблемным моментом при формировании пенсионных накоплений является зависимость выплаты накопительной пенсии от страхового стажа лица. Полагаем, данное правило должно быть скорректировано, поскольку пенсионные накопления формируются исключительно на добровольной основе и лицо, участвующее в формировании этого вида пенсии, должно иметь гарантии, что при достижении установленного законом возраста оно будет иметь право воспользоваться пенсионными накоплениями. Считаем возможным предусмотреть на законодательном уровне лицам, формирующим государственную пенсию, одновременно производить взносы в НПФ для дальнейшей реализации своего права на пенсионные накопления.

Государственное пенсионное обеспечение формируется за счет средств федерального бюджета. Круг лиц, имеющих право на данный вид обеспечения, закреплен в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". К ним относятся: федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, граждане из числа космонавтов, граждане из числа работников летно-испытательного состава.

На настоящий момент к законам, регламентирующим государственное пенсионное обеспечение, относятся:

1) Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ;

2) Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ;

3) Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1;

4) Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ;

5) Федеральный закон "О накопительной пенсии" от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ[1].

При формировании государственного пенсионного обеспечения главным критерием является специальный трудовой стаж (выслуга лет). Выслуга лет связана с особым видом трудовой деятельности. Лица, имеющие право на государственное пенсионное обеспечение, находятся в более благоприятных условиях при формировании стажа, поскольку не зависят от страховых взносов, а значит, формируют по основному месту работы специальный страховой стаж (выслугу лет). Особенность формирования данного вида стажа заключается в льготном порядке его исчисления. При определении размера пенсии за выслугу лет берутся в расчет три величины: оклад по должности, оклад за звание, надбавка за выслугу лет. Они являются основой государственного пенсионного обеспечения. Указанная категория лиц имеет возможность формировать не только государственную пенсию, но и страховую в зависимости от тех видов трудовой деятельности, которую они осуществляли.

При формировании страховой пенсии основой является страховой стаж. При исчислении страхового стажа в первую очередь речь идет о страховых взносах в ПФР. Страховые взносы являются и доказательством страхового стажа во время трудовой либо предпринимательской деятельности застрахованного лица. Причем исходя из ст. 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ являются и обязательными платежами в ПФР. Страховые взносы направлены на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Исходя из закона есть и иные периоды деятельности, причем как оплачиваемой, так и нет, которые засчитываются в страховой стаж лица. Для формирования страховой пенсии по старости необходимы, помимо страхового стажа, и другие условия, к которым относятся достижение пенсионного возраста и наличие соответствующего индивидуального пенсионного коэффициента.

Получение двух видов пенсионного обеспечения возможно исключительно на основании Федерального закона "О страховых пенсиях" и Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Данный факт зависит от источника финансирования пенсионного обеспечения. В случае со страховой пенсией в пенсионных правоотношениях появляется специальный субъект — Пенсионный фонд Российской Федерации. Поскольку страховые взносы отчисляются на индивидуальный лицевой счет гражданина, который формируется непосредственно в данном юридическом лице. Страховая пенсия выплачивается независимо от накопительной пенсии. Страховые взносы и пенсионные накопления формируются параллельно по желанию граждан, либо пенсионные накопления вовсе не формируются. В этом случае все денежные средства в рамках страховых взносов формируются на лицевом счете в ПФР.

В настоящее время в России страховые пенсии делятся на три вида: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. И только для получения страховой пенсии по старости необходимо выработать страховой стаж в полном объеме. Для назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца достаточно хотя бы одного дня страхового стажа. Если страховой стаж отсутствует, то таким лицам выплачивается социальная пенсия из средств федерального бюджета. Именно поэтому мы будем говорить только о страховом стаже применительно к пенсии по старости. На наш взгляд, проблемой в реализации страхового стажа является тот факт, что лицо согласно Закону о страховых пенсиях не имеет возможности формировать два вида стажа одновременно за один период трудовой деятельности. В том случае, если лицо формирует специальный трудовой стаж, т.е. выслугу лет, и работает в это же время по совместительству, тем самым отчисляя страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, несмотря на тот факт, что денежные средства номинально действительно находятся в ПФР, реально эти взносы не формируют страховой стаж человека. На наш взгляд, данная позиция законодателя должна быть изменена, поскольку работа по совместительству связана с трудовой деятельностью, а это значит, что человек должен получить право на формирование двух видов стажа. Поскольку повышенные физические и умственные затраты приводят к повышенным психоэмоциональным нагрузкам и забирать у человека право на формирование двух видов стажа является неправильным, допускается получение пенсионного обеспечения по двум разным законам одновременно. Это означает, что необходимо законодательно закрепить возможность формировать два вида стажа одновременно. Зачастую сотрудники правоохранительных органов, помимо своей основной работы, занимаются иной творческой либо преподавательской деятельностью, отчисляя в установленном порядке страховые взносы, при этом не формируя страховой стаж. Полагаем, ситуация является несправедливой по отношению к данной категории лиц, осуществляющих трудовую деятельность по трудовому либо гражданско-правовому договору. Вместе с тем гарантии лиц, работающих по основному месту работы, не отличаются от гарантий, предоставляемых совместителям. И вне зависимости от вида совместительства (внутреннее или внешнее) человек выполняет работу в свободное от основной трудовой функции время.

Поскольку в страховой стаж включаются периоды работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, мы сталкиваемся с ситуацией, когда работник, имеющий право на государственное пенсионное обеспечение, выполняет параллельно работу по трудовому либо гражданско-правовому договору и производит отчисления в ПФР. Данные страховые взносы с точки зрения нормативных актов не формируют страховой стаж данной категории лиц, если в тот же самый период времени исчислялся специальный трудовой стаж (ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом подтверждением страхового стажа по совместительству являются страховые взносы в ПФР.

Таким образом, мы приходим к выводу, что реформирование пенсионного законодательства необходимо начинать осуществлять с пересмотра вопросов об исчислении страхового стажа при назначении страховой, накопительной и государственной пенсии. Считаем необходимым исключить норму о величине страхового стажа при назначении накопительной пенсии по достижении возраста, указанного в Законе. Вместе с тем необходимо предусмотреть возможность формирования одновременно страхового стажа и выслуги лет для дальнейшей реализации права на два вида пенсионного обеспечения одновременно: по Федеральному закону "О страховых пенсиях" и Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Полагаем, что данные изменения были бы возможны в том случае, если внести поправку в ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" и к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, не относить период военной и иной приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Литература

1. Колябин А.Ю. К вопросу о страховом стаже и "нестраховых периодах" в пенсионной реформе 2015 года / А.Ю. Колябин // Социальное и пенсионное право. 2015. N 1. С. 15 — 18.

2. Менкенов А.В. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации / А.В. Менкенов // Социальное и пенсионное право. 2015. N 3. С. 23 — 26.

3. Савин И.Г. Пенсия за выслугу лет. Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих / И.Г. Савин // Право в Вооруженных Силах. 2018. N 11. С. 22 — 31.

 


[1] Савин И.Г. Пенсия за выслугу лет. Особенности пенсионного обеспечения военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2018. N 11. С. 22 — 31.


Рекомендуется Вам: