ЮрФак: изучение права онлайн

Прогнозная оценка эффективности изменения правил об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в регламентированных закупках

Право: Андреева Л.В.

Вопросам деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) уделяется большое внимание в юридической литературе, что обусловлено активно проводимой государственной политикой, направленной на укрепление и поддержку субъектов МСП. Правовой режим деятельности данных субъектов определяется в качестве специального, элементами которого являются специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.[1]

В то же время в рамках специального правового режима признается дифференциация на правовой режим деятельности малых предприятий и, соответственно, средних предприятий[2].

Законодательное регулирование участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, осуществляемое Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"[3] (далее — Закон N 223-ФЗ), направлено на расширение возможностей участия субъектов МСП в закупках и стимулирование такого участия.

В Законе N 223-ФЗ установлены единые правила участия в закупках как субъектов малого предпринимательства (далее — МП), так и субъектов среднего предпринимательства (далее — СП), в то время как в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"[4] (далее — Закон N 44-ФЗ) отсутствуют специальные правила участия в закупках субъектов СП.

Разработке цели и задач государственной политики в области среднего предпринимательства посвящена кандидатская диссертация А.Ю. Прохорской[5]. Автор обосновывает необходимость предоставлять общую поддержку субъектам СП, а некоторые формы поддержки — только отдельным категориям субъектов СП. В то же время автором не рассмотрены правила участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг по Закону N 223-ФЗ и не выделены специальные формы поддержки субъектов СП в закупках по сравнению с субъектами МП.

В Законе N 223-ФЗ дифференциация правил участия в закупках субъектов МСП не проводится, правила участия субъектов МСП в закупках характеризуются как особенности участия (ст. 3.4). В учебной литературе указанные правила рассматриваются в числе особенностей нормативного правового регулирования деятельности субъектов МСП[6]. В то же время данные правила в доктрине рассматриваются как мера поддержки малого и среднего бизнеса в системе общих мер и видов государственной поддержки данных субъектов[7].

Следует отметить, что в Законе N 44-ФЗ в отношении участия субъектов МП в закупках в некоторых статьях употребляется термин "ограничение" в закупках (ст. 30), в некоторых — "преимущества" (ч. 1 ст. 27 и др.), что породило непонимание и споры в правоприменительной деятельности. При употреблении термина "ограничение" имеется в виду ограничение участия в закупке иных участников помимо субъектов МП и социально ориентированных некоммерческих организаций, что следует расценивать как предоставление преимущества субъектам МП, поскольку они участвуют в конкурентной борьбе за заключение контракта среди равных субъектов по рыночной силе.

Внесенные в конце декабря 2017 г. несколькими федеральными законами изменения и дополнения, наиболее значительные из которых — Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[8] в Закон N 223-ФЗ, можно охарактеризовать как второй пакет изменений в правила участия субъектов МСП в закупках.

Первый пакет изменений в правила участия субъектов МСП в закупках, направленных на стимулирование участия субъектов МСП в закупках, регулируемых Законом N 223-ФЗ, был внесен Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"[9] (далее — Закон N 209-ФЗ) и Закон N 223-ФЗ.

Законодательные новеллы были вызваны необходимостью принятия мер, определенных в Плане мероприятий ("дорожной карте") по расширению доступа субъектов МСП к закупкам инфраструктурных мероприятий и компаний с государственным участием, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 г. N 867-р[10], в котором констатировалось, что, несмотря на огромный объем закупок заказчиков, который составляет не менее 7 трлн руб. в год, доля субъектов МСП в закупках составляет суммарно не более 10%, что во многом связано с ориентацией системы закупок заказчиков на интересы крупного бизнеса, в первую очередь дочерних и аффилированных компаний заказчиков. Менеджмент заказчиков не стимулирован на активное привлечение субъектов МСП к закупкам и развитие полноценной конкурентной среды, наличие которой позволяет заказчикам осуществлять закупки у ответственных и квалифицированных исполнителей по оптимальным ценам.

Указом Президента РФ от 5 июня 2015 г. N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" была создана Корпорация развития МСП в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, которая призвана участвовать в реализации полномочий органов государственной власти РФ по вопросам развития субъектов МСП[11]. Целью Корпорации в сфере закупок является организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок у субъектов МСП (п. 4 ч. 2 ст. 25.1 Закона N 209-ФЗ).

Значение созданной Корпорации развития заключается и в том, что в сфере регламентированных закупок она имеет особые полномочия по проведению оценки соответствия и мониторинга соответствия планов закупок заказчиков, проектов планов, годовых отчетов требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие в закупках субъектов МСП (п. 2 — 7 ч. 4 ст. 25.1 Закона N 209-ФЗ). Правила и порядок проведения мониторинга и оценки соответствия установлены в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга"[12].

Вместе с тем предпринятые государством меры по расширению доступа субъектов МСП к закупкам не принесли того эффекта, на который законодатель рассчитывал.

Институт закупок может стать достаточно эффективным механизмом укрепления и развития субъектов МСП, стимулирования ими производства и коммерциализации инновационной и высокотехнологичной продукции, увеличения их численности.

Расширение доступа субъектов МСП к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и к закупкам товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в качестве ключевого показателя предусмотрено в Национальном плане развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, утвержденном Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции"[13].

В Национальном плане развития конкуренции в системе мер по развитию конкуренции признано необходимым разработать программы по повышению качества управления закупочной деятельностью, предусматривающие показатели эффективности таких программ, оценку и повышение квалификации персонала, ответственного за осуществление закупочной деятельности.

Государственные корпорации и государственные компании при организации закупочной деятельности должны обеспечить внедрение показателей, характеризующих эффективность закупок товаров, работ, услуг, в том числе подведомственными организациями.

Доля закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, согласно Национальному плану развития конкуренции, должна составлять к 2020 г. до 18%.

Программируемые меры по увеличению квоты закупок товаров, работ, услуг у субъектов МСП коррелируют с комплексом мероприятий по развитию малого и среднего бизнеса, содержащихся в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 1083-р[14].

Таким образом, основная цель и показатель эффективности участия субъектов МСП в закупках определяются документами стратегического планирования и прогнозирования и состоят в увеличении их доли участия в закупках, осуществляемых государственными корпорациями, государственными компаниями, организациями с государственным участием и другими организациями в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Для реализации поставленной цели расширения доступа субъектов МСП в закупках Федеральным законом от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ в Закон N 223-ФЗ внесены масштабные изменения и дополнения, не только относящиеся к закупкам с участием субъектов МСП, но и носящие принципиальный характер, касающиеся общих правил осуществления закупок.

Расширение доступа субъектов МСП к закупкам достигается путем осуществления закупок с соблюдением общих принципов закупок, установленных в ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в том числе информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, отсутствия ограничения доступа к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также дополнительных правил преференциального характера, направленных на достижение результата и соблюдение показателей эффективности закупок, установленных в документах стратегического планирования и прогнозирования.

Какие же дополнительные правовые меры предлагается использовать для повышения эффективности закупок с участием субъектов МСП? Нововведения следует рассматривать в контексте общих введенных в Закон N 223-ФЗ новых правил, направленных на повышение эффективности закупок.

Следует сказать, что позиция законодателя в сфере регламентированных закупок значительно изменена вследствие низкой результативности закупок и выявленных коррупционных и иных недостатков в применении Закона N 223-ФЗ, вследствие чего от общих принципов и основных требований к закупке товаров, работ, услуг, провозглашенных в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, законодатель перешел к установлению более подробных правил и порядка осуществления процедур закупок.

Новые меры по реформированию в сфере закупок заключаются, прежде всего, в переходе на электронную форму закупок не только аукциона, но и конкурса, а также запроса предложений и запроса котировок.

С 1 июля 2018 г. в положении о закупке должны предусматриваться конкурентные и неконкурентные способы закупок. Конкурентные закупки потребуется проводить в электронной форме, если иное заказчик не закрепит в положении о закупке. При этом конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП, осуществляться должны в электронной форме.

В ч. 2.1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено право учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения, органа или организации, осуществляющих полномочия собственника унитарного предприятия, утвердить типовое положение о закупке, а также определить бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, для которых применение такого типового положения о закупке является обязательным при утверждении ими положения о закупке или внесении в него изменений. Типовое положение о закупке должно предусматривать особенности участия субъектов МСП в закупках.

Введение нового понятия конкурентной закупки следует, на наш взгляд, расценить как одно из основных понятий в сфере закупок. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке. В случаях, установленных данным Законом, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

В ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ содержатся, по существу, критерии признания той или иной закупки конкурентной. Для осуществления конкурентной закупки необходимо соблюдение в совокупности трех условий: размещение заказчиком информации о закупке с соблюдением принципа информационной открытости закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3); описание предмета закупки с соблюдением принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3) и отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установлений неизмеряемых требований к участникам закупки (п. 4 ч. 1 ст. 3), а также обеспечение конкуренции среди участников закупки за право заключить договор с заказчиком. Соблюдение перечисленных условий возлагается на заказчиков, а обеспечение конкурентной среды в определенной сфере экономики является задачей антимонопольного органа, чтобы среди участников закупки была конкурентная борьба за право заключения договора с заказчиком.

При этом в ст. 3 Закона N 223-ФЗ была введена новая ч. 6.1, содержащая правила по описанию предмета закупки, схожие с аналогичными правилами описания предмета закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В описании предмета закупки должны указываться функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики предмета закупки; при указании на товарный знак необходимо использовать слова или эквивалент за исключением установленных случаев; в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований или других объектов интеллектуальной собственности при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Таким образом, если до введения правил по описанию предмета закупки заказчик самостоятельно устанавливал данные правила в положении о закупке, в настоящее время при установлении соответствующих правил заказчик должен руководствоваться ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Соответственно, неконкурентной закупкой считается закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (ч. 3.2 ст. 3).

В соответствии с новой ч. 3.1 Закона N 223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются путем торгов и иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими правилам ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Вместе с тем формы торгов, которые определены в ст. 447 ГК РФ, Законом N 223-ФЗ расширены. В ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ к торгам отнесены, помимо конкурса и аукциона, запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок) и запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений). ГК РФ допускает, что торги, помимо конкурса и аукциона, могут проводиться в иной форме, если иная форма торгов предусмотрена законом (п. 4 ст. 447). В Законе N 44-ФЗ понятие торгов осталось прежним (аукцион и конкурс).

Расширение форм конкурентных процедур, признаваемых торгами, в Законе N 223-ФЗ направлено, как представляется, на защиту прав победителя торгов, который, согласно п. 6 ст. 448 ГК РФ, вправе обратиться в суд о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения. При проведении иных конкурентных процедур победитель таким правом не обладает.

Вместе с тем в доктрине запрос котировок, запрос предложений не признаются формами торгов[15]. Введение в Закон N 223-ФЗ правил о торгах должно исключить порочную практику применения преобладающего способа закупки — у единственного поставщика[16].

Конкурентные закупки, в которых могут участвовать только субъекты МСП, согласно новому правилу ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчики должны проводить только в электронной форме.

Для отдельных заказчиков Правительством РФ может быть установлена обязанность осуществлять закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП.

Наряду с общими правилами о порядке осуществления конкурентной закупки (ст. 3.2) и конкурентной закупки в электронной форме (ст. 3.3) в Закон N 223-ФЗ введена ст. 3.4, предусматривающая особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты МСП.

В ст. 3.4 предусмотрены подробные правила по срокам и порядку проведения различных форм торгов (конкурса, аукциона, запроса котировок и запроса предложений в электронной форме), требования к участникам конкурентной закупки, подаваемым заявкам, оформлению протоколов и пр.

Более того, закупки у субъектов МСП будут проводиться на электронных площадках, отобранных в соответствии с требованиями, установленными Законом N 44-ФЗ, что повысит степень прозрачности проводимых торгов и снизит риск совершаемых правонарушений.

Дополнительной гарантией соблюдения прав субъектов МСП может рассматриваться и установленное ч. 13 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ правило о внесении денежных средств субъектами МСП для обеспечения заявки на специальный счет в банке, включенном в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Предусмотренные кардинальные изменения правил участия субъектов МСП в закупках, в том числе внедрение электронных технологий, распространение действия Закона N 44-ФЗ в некоторых случаях на субъектов МСП создают благоприятные условия для расширения доступа субъектов МСП в закупках, а в этом и состоит цель введенных законодателем нововведений.

Согласно новым правилам Корпорация развития наделена правом обжаловать действия (бездействие) заказчиков не только в судебном порядке, но и в антимонопольном органе, если заказчики нарушают права и законные интересы субъектов МСП (ч. 12 ст. 3).

Новые правила не ввели дифференцированное регулирование участия малого и среднего предпринимательства в закупках. Представляется, что в сфере закупок это нецелесообразно. Дифференцированное регулирование в сфере закупок целесообразно осуществлять не по критерию отнесения субъектов к той или иной категории, а по виду или сфере деятельности. Так, в Законе N 223-ФЗ в общем порядке предусмотрено, что заказчики осуществляют закупку инновационной и высокотехнологичной продукции в том числе у субъектов МСП. Перечень таких заказчиков утверждает Правительство РФ (ч. 8.2 ст. 3). В целях стимулирования участия субъектов МСП в закупках инновационной и высокотехнологичной продукции заказчикам можно предоставить право на предоставление определенных преференций таким участникам.

Необходимо большее значение придать программам партнерства, разрабатываемым крупнейшими заказчиками (ОАО "РЖД", ОАО "Русгидро", ОАО "Алроса" и др.), требования к которым содержатся в Постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"[17].

В программах партнерства заказчики могут предусмотреть перечень мероприятий, направленных на оказание субъектам МСП различных мер поддержки в целях стимулирования их развития в качестве потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе методического содействия малым и средним предприятиям для участия в закупках.

Итак, целью государственной политики и основным показателем обеспечения развития субъектов МСП в сфере закупок является повышение доли закупок с участием данных субъектов.

В качестве индикаторов, позволяющих прогнозировать достижение указанной цели, можно рассматривать следующие:

— повышение прозрачности закупок товаров, работ, услуг;

— уменьшение издержек субъектов МСП на участие в закупках, что обеспечивается внедрением электронных торгов при закупке у субъектов МСП;

— уменьшение барьеров доступа к закупкам, чему способствует введение законодательных правил определения предмета закупки;

— усиление защиты прав и законных интересов субъектов МСП, чему способствует наделение правом Корпорации развития, действующей в интересах субъектов МСП, обжаловать действия (бездействие) заказчиков и в антимонопольном органе.

Литература

1. Беляева О.А. Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: Научно-практическое пособие / О.А. Беляева. М.: Юриспруденция, 2018. 312 с.

2. Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства / В.А. Вайпан // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 15 — 20.

3. Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальный и законодательные подходы / И.В. Ершова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 22 — 26.

4. Ершова И.В. Предпринимательское право: правовое сопровождение бизнеса: Учебник для магистров / И.В. Ершова, Р.Н. Аганина, В.К. Андреев и др.; Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. 848 с.

5. Прохорская А.Ю. Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / А.Ю. Прохорская. М., 2018. 32 с.

 


[1] Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальный и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 22 — 24.

[2] Там же. С. 24.

[3] Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // СЗ РФ. 2011. N 30 (часть 1). Ст. 4571.

[4] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

[5] Прохорская А.Ю. Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2017. С. 17 — 18.

[6] Предпринимательское право: правовое сопровождение бизнеса: Учебник для магистров / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. С. 204 — 206.

[7] Вайпан В.А. Основы, проблемы и новые изменения в правовом регулировании деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 15.

[8] Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2018. N 1 (часть 1). Ст. 89.

[9] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

[10] Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2013 г. N 867-р "О Плане мероприятий ("дорожной карте") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием" // СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2936.

[11] Указ Президента РФ от 5 июня 2015 г. N 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" // СЗ РФ. 2015. N 23. Ст. 3306.

[12] Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 г. N 1169 "О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга" // СЗ РФ. 2015. N 45. Ст. 6259.

[13] Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 — 2020 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" // СЗ РФ. 2017. N 52 (часть 1). Ст. 8111.

[14] Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 1083-р // СЗ РФ. 2016. N 24. Ст. 3549.

[15] Беляева О.А. Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: Научно-практическое пособие. М.: Юриспруденция, 2018. С. 80.

[16] Интервью начальника правового управления ФАС России А.В. Молчанова // Конкуренция и право. 2016. N 6. С. 7.

[17] Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" // СЗ РФ. 2014. N 51. Ст. 7438.


Рекомендуется Вам: