ЮрФак: изучение права онлайн

Офшорная безналоговая интернет-торговля: возможные плюсы

Авторы: Грибанов Д.В., Коваленко К.Е., Коваленко Н.Е., Стародубцева М.А.

Популярность Интернета набирает обороты, что позволяет многим бизнесменам перенести свою торговую деятельность на просторы Всемирной сети. Но даже в этой, относительно свободной от государственного регулирования сфере предприниматели неизбежно сталкиваются с налогами. Способ смягчить противостояние — создание офшора. Обычно кросс-бординг считается черным сегментом рынка, но, на наш взгляд, допустимо существование безналогового офшорного оборота во взаимодействии с государственным регулированием.

Сегодня в наличии имеется достаточное число работ, посвященных офшорам, их организации и легальному оформлению, использованию офшоров в IT-сфере. Стоит, однако, заметить, что большинство работ носит экономический, а не юридический характер.

Над вопросами организации и деятельности офшорных компаний работают многие ученые, например: М.С. Гуцериев, А.Н. Красавина, А.С. Кабир, К.Е. Ривкин, О.В. Климовец и т.д. Стоит отметить исследования зарубежных юристов и экономистов: J. Hal, P. Kung, M.P. Hampton, J. Pepper, T. Marshall и др.

Российское и зарубежное антиофшорное законодательство. Однако все эти исследования содержат в себе подробный анализ современного положения бизнеса в сфере офшоров с точки зрения экономики, менеджмента. Правовое регулирование офшорной торговли доктриной практически не затронуто.

Офшорные компании по общему правилу подпадают под регулирование Гражданского кодекса РФ и Налогового кодекса РФ. На сегодняшний день заметна тенденция к расширению и ужесточению законодательства в данной области. Так, еще в декабре 2012 г. в Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. Путин заявил о необходимости осуществления деофшоризации экономики России. В ноябре 2018 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ОЭСР о взаимопомощи по налоговым делам. В документе предполагается заключение двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией между странами-участниками (включая присоединившиеся офшорные страны).

В Российской Федерации Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" в последней редакции был принят 12 ноября 2018 г. Законом вводятся необходимые понятия, такие как "контролируемая иностранная компания" (КИК) и "контролирующее лицо".

Новый Закон обязывает всех потенциальных налогоплательщиков уведомлять налоговые органы Российской Федерации о своем участии в капитале КИК с обязательным ежегодным декларированием и подтверждением полученных доходов и прибыли в подобных компаниях.

Однако эксперты недоверчиво отнеслись к данному Закону, отметив его несостоятельность. Главная причина — налоговые органы Российской Федерации пока не имеют необходимой технологической и информационной базы для выполнения работы по поиску и выявлению сотен компаний в разнообразных юрисдикциях с низким налоговым уровнем и тех же офшорах (по предварительным данным, только к 2019 г. будет возможен автоматический обмен этими сведениями). То есть до этого определенного момента Закон станет применяться точечно в отношении крупных иностранных активов мощных российских резидентов, которые согласились добровольно уведомить государство об иностранных компаниях, находящихся под их контролем. В этом, на наш взгляд, состоит главный недостаток указанного Закона. Получается, что ответственности за офшорную безналоговую интернет-торговлю в России нет.

На международном уровне главную роль в профилактике и противодействии неправомерной налоговой конкуренции играет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1998 году был опубликован доклад "Недобросовестная налоговая конкуренция" (Harmful Tax Competition: An Emerging Global Issue), где впервые четко были определены критерии выявления того, в каком случае налоговую практику государства необходимо считать "недобросовестной". Также в докладе были указаны и меры противодействия данной практике. Условия, по которым страна признается вредоносным налоговым "убежищем", с 1998 г. несколько смягчились.

Недостатком, на наш взгляд, в данном случае является фактическая "связанность" ОЭСР. Эта организация не имеет полномочий на реальное применение санкций. Это входит в компетенцию государств-участников, а ОЭСР выполняет лишь рекомендательную функцию.

В рамках Европейского союза также идет ужесточение офшорного законодательства. В частности, в 2004 г. Европейская комиссия опубликовала Сообщение по противодействию и борьбе с финансовыми и корпоративными злоупотреблениями (Communication on preventing and combating financial and corporate malpractice).

Несмотря на перечисленные меры, офшорные схемы в пределах закона являются путем к успешной торговле, поскольку они позволяют вводить в оборот любые номенклатурные группы товаров. А это означает неминуемый конфликт интересов предпринимателей и налоговых органов.

Статистика рынка онлайн-торговли в России. Необходимо отметить, что рост объема рынка интернет-торговли в России отличает некоторая скачкообразность. Например, в 2013 г., по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), он составлял 544 млрд руб. В 2014 г. — уже 713 млрд руб., т.е. фактический рост 31%. А в 2015 году — скачок вниз. Объем рынка был 760 млрд руб., т.е. рост всего 7%. Но мы можем увидеть, что если в первом полугодии 2015 г. объем рынка составлял 320 млрд руб., то в первом полугодии 2016 г. он вырос до 405 млрд руб., т.е. фактический рост — 26%.

В Стратегии развития электронной торговли на 2017 — 2018 гг. и в период до 2025 г., которую АКИТ разработала и вынесла на утверждение в Минпромторг, говорится, что в случае введения единых правил игры, при которых российские компании получат равные права с зарубежными игроками рынка, к 2019 г. с 80 млн до 60 млрд руб. вырастут объемы дополнительных поступлений в бюджет от трансграничной торговли, а количество интернет-магазинов, зарегистрированных в Российской Федерации, увеличится с 40 тыс. до 80 тыс.

Сейчас для большинства россиян при словах "цифровая экономика" приходят на ум преимущественно онлайн-покупки на таких крупных интернет-платформах, как AliExpress, Amazon, eBay.

Показатель распределения затрат россиян по странам (по данным АКИТ и J'son & Partners) изменился с 2010 г., в основном в сторону Китая. Приведем статистические данные: в 2010 г. доля Китая составляла всего 30%, в 2016 г. доля уже выросла до 51%. Это стало возможным за счет долей США (снизилась с 22 до 12%) и ЕС (уменьшилась с 35 до 24%), суммарная доля прочих стран неизменна — 13%.

Как известно, спрос рождает предложение, и именно на этом этапе в игру вступают офшоры. Чаще всего для создания офшорной компании для интернет-торговли используется следующая схема.

Сначала необходимо выяснить, какая часть бизнеса будет перенесена в офшорную зону. Оптимальный вариант: когда часть бизнеса, отвечающая за доставку товара, находится в стране реализации товара. Собственно, торговая деятельность при этом размещается уже на сайте, от лица иностранной компании, а налоги платятся в офшоре по нулевой ставке.

Главный сервер лучше оборудовать в офшоре: это ускорит получение выгодных условий для налогообложения и защитит сайт от налоговых служб. Не стоит забывать о подходящем по названию домене. Есть точка зрения, что физическое размещение сервера возможно в любом государстве. На наш взгляд, это не совсем верно. Офшорная интернет-торговля затем повлияет на увеличение оборота компании и, значит, на ее развитие в целом.

Кратко выделим этапы организации офшора для интернет-торговли.

Сначала регистрируется компания-нерезидент с нулевым налогообложением. Возможна и покупка готовой ("полочной") компании. Главное — правильно выбрать юрисдикцию для офшора. Небольшому интернет-магазину выгоднее выбрать классическую офшорную зону (Британские Виргинские острова, Белиз и др.).

Доменное имя сайта интернет-магазина переводится на только что зарегистрированную компанию.

В банке на офшорную компанию открываются счета, позволяющие создавать платежные системы через интернет (WebMoney, PayPall, Merchant). Здесь также важен выбор региона деятельности интернет-магазина. Для России и стран СНГ лучше подойдет — WebMoney, а для США — PayPall. Если интернет-бизнес на этапе становления и его обороты не превышают 20 тыс. долл. США — DalPay. Когда обороты достигнут 50 тыс. долларов США, то имеет смысл открыть мерчант-счет. Это специальная программа, которая позволяет получать и аккумулировать через интернет-платежи с банковских карт и счетов.

Сохранение e-commerce в России — это стимулирование налоговых поступлений, создание рабочих мест, инвестиции в торговую инфраструктуру… Вывод деловой активности за рубеж — это то, чего стремится избежать любое государство мира, поскольку в данном случае экономика не получает совершенно ничего.

Возможные плюсы офшорной трансграничной торговли. Сейчас много говорится о тех угрозах, которые несет трансграничная торговля. Мы попробуем выявить преимущества трансграничной офшорной торговли, которые могут использовать российские ретейлеры для усиления своих позиций на локальном рынке.

Использование консолидационных складов за пределами России. Речь идет о наличии, например, некоего таможенного склада, к примеру на территории стран Прибалтики. На нем можно хранить товар, который будет попадать в Россию по мере его продаж на территории нашей страны. То есть российский магазин предлагает ассортимент, часть которого еще не ввезена в Россию, осуществляет продажу, после чего товар ввозится в страну.

Данный кейс позволяет достичь:

— экономии на НДС и таможенных пошлинах. Фактически это классический B2C-импорт, освобождаемый от пошлин и НДС при стоимости ниже 1 000 евро. Абсолютно законная схема, которой пользуется большинство трансграничных игроков;

— снижения валютных рисков. До момента продажи ретейлер не берет на себя никаких рисков, связанных с ввозом товара в Россию;

— расширения ассортимента. Есть огромное количество европейских и азиатских поставщиков, за счет которых можно очень сильно расширить ассортимент;

— конкурентоспособности — за счет более уникального и более дешевого ассортимента.

Создание маркетплейса (торговой площадки) с зарубежными продавцами. Многие представители классической розницы на сегодняшний день обзавелись собственными интернет-магазинами. При этом очень немногие пользуются таким инструментом, как создание маркетплейса, где были бы представлены зарубежные игроки.

На торговой площадке в России выставляются товары зарубежных производителей, которые лежат у них на складах.

Преимущества:

— экономия на НДС и таможенных пошлинах;

— снижение рисков по товарным остаткам. У вас их просто нет — все остатки находятся у продавцов и не являются вашей собственностью;

— значительное расширение ассортимента за счет сторонних продавцов. Выкладывать товары на онлайн-витрину можно до бесконечности, поскольку ретейлеру покупать их не надо. Производители со всего мира готовы поучаствовать в таком проекте;

— более высокая конверсия плюс дополнительный источник заработка.

Модель "маркетплейс" предполагает наличие некой комиссии, которую вы в качестве торговой площадки берете с продавца.

Модель трансграничной O2O. Достаточно уникальная модель, в России никем в данный момент не используемая, — офлайн-онлайн: классическая розничная офлайн-сеть, в которой по большому счету вы размещаете только образцы самого товара. Она скорее интересна для тех, кто занимается распространением дорогих товаров, которые в стоке держать не очень выгодно.

Магазин используется как шоу-рум. Вы даете клиенту пощупать этот товар, ознакомиться с ним, понажимать на кнопки и разместить заказ по трансграничной схеме. То есть покупатель, посмотревший продукцию в торговой точке, заказывает через вас с зарубежного склада.

Преимущества:

— экономия на НДС и таможенных пошлинах;

— снижение рисков по товарным остаткам;

— возможность продажи уникального ассортимента. Вы можете предлагать покупателям продукцию тех брендов, которые в России по тем или иным причинам еще не представлены, но готовы при этом использовать такие трансграничные схемы;

— более высокая конверсия продаж плюс дополнительный источник заработка.

Розничный экспорт (B2C). Об этом кейсе в России в последнее время очень много говорят. Трансграничная торговля далеко не всегда направлена в одну сторону. Однако розничный экспорт пока как явление в нашей стране вообще отсутствует. Тем не менее сейчас принимается огромное количество мер, для того чтобы сделать этот процесс более понятным, прозрачным и удобным для продавцов. Разговоры, в частности, идут о применении нулевой ставки НДС на основании почтовых документов.

Все просто: вы как производитель или владелец товара размещаете его на мировых маркетплейсах (eBay, Amazon.com, Zalando.de, Discount.com, JD.com) и продаете по всему миру.

Среди преимуществ:

— расширение географии продаж;

— значительное снижение "страновых" рисков. Если в одной стране кризис, то в другой ваша продукция по-прежнему будет пользоваться спросом;

— увеличение валютной выручки;

— возможность создания международного бренда, причем без физического присутствия на международных рынках;

— еще один плюс для продавца: в случае потери товара в пути покупателю практически невозможно вернуть деньги.

Российские производители готовы предложить иностранным клиентам одежду, морепродукты, воду. Логистика, обслуживающая импортные потоки, точно так же может работать и в обратную сторону — на экспорт. Но для начала необходимо внести законодательные изменения.

Тем не менее на сегодняшний день наблюдается тенденция к ужесточению правил игры. АКИТ в рамках Всемирного саммита по электронной торговле GES-2016 в Барселоне объявила о создании Международной организации электронной коммерции и интернет-торговли WECITO, куда вошли сама АКИТ, Национальная федерация ретейлеров (США), Ecommerce Foundation (Евросоюз) и Китайская ассоциация электронной коммерции, — как говорится в сообщении АКИТ. Основной целью организации станет борьба с использованием так называемых налоговых офшоров.

Из-за того что зарубежные (в первую очередь китайские) ретейлеры зарабатывают в Российской Федерации, а налоги платят у себя на родине (причем еще и получают налоговые вычеты как экспортеры), местная экономика, по мнению участников рынка, теряет миллиарды рублей. По данным АКИТ, за последние 5 лет объем трансграничной торговли в России вырос в 3,6 раза и достиг 29% от объема российского онлайн-ретейла в целом. Если пробелы в законодательстве сохранятся, то к 2020 г. доля кросс-бордера в российском онлайн-ретейле может достичь 70%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что кросс-бординг в России имеет достаточно неплохие перспективы, однако пока государство не рассматривает офшорные интернет-компании как возможный источник дохода.

Литература

1. Васильев А. Трансграничная торговля: угроза или возможность для розничного ритейла в России? / А. Васильев // Customsforum.ru. 2016. 12 апреля.

2. Данкова Е. Приобретение готовой ("полочной") нерезидентской компании. Часть первая / Е. Данкова // GCL. URL: http://gsl.org/rn/press-center/press/приобретение-готовой-полочной-нере/ (дата обращения: 21.11.2018).


Рекомендуется Вам: