ЮрФак: изучение права онлайн

Правовое регулирование науки и образования в интересах национальной безопасности в условиях сетевого общества

Автор: Молчанов Н.А.

В настоящее время и обозримой перспективе формирование мирового порядка определяется во многом процессами глобализации. Так, наблюдается устойчивый рост важности связей и ресурсных/информационных потоков в качестве организующей основы повседневной жизни и целенаправленной деятельности людей, отдельных стран и международных организаций[1]. Ведущий драйвер глобализации — глобальное же информационное пространство — формируется на основе информационно-коммуникационных технологий и интернет-практик, которые внесли радикальные изменения в социальные ткани, образуемые человеческим сообществом, воплотив таким образом в жизнь так называемое сетевое общество.

Термин "сетевое общество" родился в 1970 — 1980-е гг. в среде западных социологов и является скорее философской рефлексией на развитие новых форм коммуникаций, организации производства и потребления в "высокотехнологичных" обществах. К теме сетевого общества были обращены работы С. Брэтена, Я. ван Дейка, М. Кастельса, Р. Хилца и М. Туроффа и других. Этот термин не имеет однозначного, всеми признаваемого определения, а его трактовка зависит от контекста. В целом "сетевизация" общества — это процесс развития системы глобальных горизонтальных связей на основе интернет-практик, которые позволяют людям общаться друг с другом, не прибегая к традиционным каналам, созданным общественными институтами для социализации[2]. Соответственно, сетевое общество не может иметь универсальной правовой интерпретации и его правовое определение зависит от рассматриваемой отрасли.

Развитие глобального информационного пространства и сетевого общества напрямую затрагивает такие важнейшие сферы, как обеспечение безопасности и развитие науки и образования. Так, расширение форм коммуникаций, обмена информацией вносит революционные изменения в педагогическую практику, передачу и обмен знаниями, формирует новые профессиональные сообщества педагогов, ученых и инженеров. Формируются инновационные подходы к организации подготовки специалистов различного профиля, виртуальные университеты, сетевые транснациональные консорциумы исследователей и разработчиков. Это — с одной стороны. С другой — зависимость повседневной деятельности государственных органов, корпоративных структур, населения от Интернета (киберпространства) спровоцировала множество новых угроз. И чем выше эта зависимость, тем выше уязвимость страны перед угрозой подрыва или уничтожения ее информационной и производственной инфраструктуры посредством вредоносных программ, направленных из неизвестного источника неизвестными злоумышленниками. Одним из факторов, способствующих распространению таких угроз, является то, что Интернет — это по большей части свободная и нерегулируемая среда[3]. Кроме того, "сетевизация" сферы науки и образования и обеспечения безопасности не ограничивается вопросами безопасности информационной.

Необходимость серьезного внимания со стороны системы государственного управления к использованию информационного пространства и Интернета выражается в том числе в развитии правового регулирования деятельности в сети Интернет и защиты его российского сегмента. Интернет нуждается в регулировании. Законодательство в области Интернета лежит на стыке правового поля и политики, так как напрямую затрагивает интересы общества, права и свободы человека, поэтому нельзя изучать проблемы в области интернет-законодательства в отрыве от политологии и социологии[4].

В 1999 г. в России Законодательным Собранием принята Концепция формирования информационного общества в России. Она стала манифестом интеграции страны в глобальное информационное пространство. В 2000 г. Россия подписала Окинавскую хартию глобального информационного общества — международный документ, который декларирует обеспечение равного доступа к информации и информационным технологиям, внедрение этих технологий в образование, медицину и экономику. Уже в 2002 г. Правительство РФ принимает ФЦП "Электронная Россия", которую с 2011 г. заменила государственная программа "Информационное общество (2011 — 2020)"[5]. К фундаментальным законам, которые регулируют информационное пространство России, относится Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В целом в национальном законодательстве в настоящее время действует около десятка федеральных законов и десятки подзаконных актов, определяющих "работу" сетевого общества в стране[6]. Эта нормативная основа находится в постоянном совершенствовании. Так, 1 мая 2019 г. Президент России В.В. Путин подписал Закон "Об устойчивом Рунете"[7].

В рассматриваемом контексте вопросы правового регулирования науки и образования в интересах национальной безопасности являются предметом пристального внимания со стороны органов управления в рамках системы обеспечения национальной безопасности страны.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования, как отмечается в ст. 67 Стратегии национальной безопасности РФ, являются:

— развитие системы научных, проектных и научно-технологических организаций, способной обеспечить модернизацию национальной экономики, реализацию конкурентных преимуществ Российской Федерации, оборону страны, государственную и общественную безопасность, а также формирование научно-технических заделов на перспективу;

— повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований.

Статья 70 Стратегии раскрывает 14 направлений деятельности для достижения указанных целей[8]. Так, для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования необходимы:

— комплексное развитие научного потенциала, восстановление полного научно-производственного цикла — от фундаментальных научных исследований до внедрения достижений прикладной науки в производство в соответствии с приоритетами социально-экономического, научного и научно-технологического развития Российской Федерации;

— развитие национальной инновационной системы, стимулирование и поддержка развития рынка инноваций, наукоемкой продукции, в том числе наукоемкой продукции с высокой добавочной стоимостью;

— формирование системы фундаментальных и прикладных научных исследований и ее государственная поддержка в интересах организационно-научного обеспечения реализации стратегических национальных приоритетов;

— развитие перспективных высоких технологий (генная инженерия, робототехника, биологические, информационные и коммуникационные, когнитивные технологии, нанотехнологии, природоподобные конвергентные технологии);

— развитие взаимодействия образовательных организаций и научно-исследовательских центров с промышленными предприятиями, расширение практики софинансирования государством и субъектами предпринимательства долгосрочных фундаментальных научных исследований и программ с длительными сроками реализации;

— повышение качества подготовки научных работников, инженеров, технических специалистов, способных решать задачи модернизации российской экономики на основе технологических инноваций, обеспечить развитие науки и образования, разработку конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, организацию наукоемкого производства;

— развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями;

— создание благоприятных условий для научной деятельности;

— обеспечение лидирующих позиций России в области фундаментального математического образования, физики, химии, биологии, технических наук, гуманитарных и социальных наук;

— развитие междисциплинарных исследований;

— повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан России на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, а также в профилактике экстремизма и радикальной идеологии;

— повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, основ светской этики, традиционных религий;

— развитие системы поддержки талантливых детей, внешкольного дополнительного образования, детского технического и художественного творчества, решение проблем переполненности общеобразовательных организаций;

— активное развитие международных связей в области науки и образования, наращивание экспорта качественных образовательных услуг, прежде всего в государства — участники Содружества Независимых Государств, повышение привлекательности образования на русском языке на мировом рынке образовательных услуг.

Определенные Стратегией направления деятельности или задачи национальной безопасности в области науки, технологий и образования не могут быть реализованы без современных управленческих, обучающих технологий, коммуникативных практик в профессиональной среде исследователей и разработчиков, профессорско-преподавательского состава, технологических брокеров и т.д. В рамках заседания Совета по науке и образованию 27 ноября 2018 г. Президент РФ В.В. Путин заявил о том, что для "нового качества жизни человека" в России, конкурентоспособности экономики и выживания страны в целом необходимо существенное повышение ее научного потенциала, новые знания и прорывные технологии: "Знания, технологии, компетенции, кадры — это основа для реализации наших национальных проектов, для достижения наших стратегических целей. Речь о новом качестве жизни человека, о возможностях для его самореализации, о конкурентоспособности нашего общества в целом, экономики, государства в мире будущего".

В последнее время в плане совершенствования правового регулирования в сфере науки и образования приняты ряд федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства РФ, в том числе:

— Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

— Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти";

— Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 377 о государственной программе "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" и др.

Так, в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215, Министерство образования и науки РФ преобразовано в Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 218-ФЗ существенно расширяет полномочия Российской академии наук в целях обеспечения преемственности и координации ее деятельности с органами исполнительной власти, военно-промышленным комплексом и образовательными и научными учреждениями, в том числе в сфере научных исследований, реализуемых в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства.

Министерство науки и высшего образования РФ разработало государственную программу "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденную Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 377, которая будет реализовываться в 2019 — 2030 гг. Госпрограмма разработана с учетом целей и целевых показателей национальных проектов "Наука", "Образование" и "Цифровая экономика"; в нее включены пять подпрограмм: "Развитие национального интеллектуального капитала", "Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского высшего образования", "Фундаментальные научные исследования для долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства", "Формирование и реализация комплексных научно-технических программ по приоритетам Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".

Перечисленные нормативные правовые акты и их содержание отвечают целям и задачам Стратегии национальной безопасности РФ и направлены на повышение конкурентоспособности экономики, повышение научно-технологического потенциала, эффективное государственно-правовое регулирование в области интеграции и развития науки и образования, в том числе и в интересах национальной безопасности Российской Федерации. Так, регулирование науки и образования в интересах национальной безопасности в настоящее время проводится в целях формирования опережающего научно-технического задела для создания перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники, развития оборонно-промышленного комплекса, а также подготовки и переподготовки кадров. Инструментами такого регулирования в настоящее время могут рассматриваться следующие.

1. Информационные системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые могут представлять интерес и для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Эти системы позволяют проводить мониторинг и отбор таких работ с помощью Единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета (ЕГИСУ НИОКТР), разработанной во исполнение Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. N 327[9].

2. Использование в целях обороны и безопасности результатов исследований и разработок, полученных в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы". Программа утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 426[10]. Научные исследования, проводимые в рамках программы, относятся исключительно к исследованиям гражданского назначения. Тем не менее отдельные результаты могут быть востребованы в интересах обороны и безопасности страны.

3. Проекты "мегасайенс". Усилиями Минобрнауки России во взаимодействии с ведущими министерствами и государственными корпорациями и ведущими предприятиями оборонного сектора создается и развивается программа создания и развития сети уникальных научных установок класса "мегасайенс".

4. Центры развития науки, технологий и образования в области обороны и обеспечения безопасности государства созданы при образовательных организациях и осуществляют свою деятельность при координирующей роли коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. Типовой задачей этих центров является активизация участия ведущих вузов страны и вовлечение высококвалифицированных специалистов в решение наукоемких задач в интересах обороны и обеспечения безопасности государства, в том числе через реализацию комплекса программ повышения квалификации. В каждом центре определены 3 — 5 приоритетных направлений деятельности.

Перечисленные инструменты государственно-правового регулирования, безусловно, не раскрывают всей полноты спектра усилий по регулированию науки и образования в интересах национальной безопасности. В то же время их реализация во многом зависит от внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, взаимодействия различных коллективов государственных органов, вузов и предприятий, образующих соответствующие профессиональные сети, функционирование которых направлено на решение поставленных задач.

Такие профессиональные сети на сегодняшний день становятся достаточно отработанным и понятным инструментом взаимодействия в области науки и образования. Здесь примером может послужить Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", а именно его статья 15 "Сетевая форма реализации образовательных программ". Сегодня можно утверждать, что дистанционная модель учебной деятельности (дистанционное обучение), имеющая в силу объективных причин весьма высокий коэффициент полезной деятельности, опирающаяся на идею массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой организацией взаимодействия участников прочно вошла в российскую образовательную систему и имеет серьезные перспективы развития с учетом возможностей оперативной передачи знаний на удаленное расстояние любому количеству обучающихся при разумных экономических затратах, выгодных обоим субъектам правоотношений (учебному заведению и обучаемому)[11].

В целом, подводя итог, можно отметить, что правовое регулирование науки и образования в интересах национальной безопасности в условиях сетевого общества в настоящее время осуществляется в основном с использованием классических отраслевых правовых инструментов. Этот подход оправдывает себя с учетом специфики управления наукой и образованием, с одной стороны, и сферой обороны и безопасности — с другой. Принципиальной особенностью симбиоза этих сфер является жесткая необходимость обеспечения государственной и коммерческой тайны, что само по себе предусматривает известные ограничительные и охранительные меры по распространению, обмену и доступу к чувствительной информации, что слабо сочетается с принципами функционирования глобального информационного пространства и сети Интернет.

Постановка вопроса о формировании новой отрасли права — "сетевого права", которое регулирует общественные отношения, строящиеся с использованием информационного пространства, корректна и для регулирования науки и образования в интересах национальной безопасности. Однако разработка нормативной базы для сетей, организуемых и формирующихся на стыке науки и образования и обеспечения национальной безопасности, — предмет дальнейших усилий специалистов в области права и национального законодательства.

Основным выводом может быть то, что правовое регулирование науки и образования в интересах национальной безопасности в условиях сетевого общества приобретает особую роль стратегического ресурса устойчивого развития современного общества и важного фактора социально-экономического и технологического развития России.

Библиография

1. Агейчев А. Законодательство в сфере интернет-коммуникаций. Российский и международный опыт // Сравнительная политика. 2016. N 2 (23). С. 73 — 84.

2. Гришина Т. Сетевому обществу — сетевое право // URL: https://narodirossii.ru/?p=23618 (дата обращения: 30.04.2019).

3. Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2014.

4. Ломпартер Д. Сетевое общество: основные понятия, концепции, развитие // URL: http://fb.ru/article/458506/setevoe-obschestvo-osnovnyie-ponyatiya-kontseptsii-razvitie (дата обращения: 30.04.2019).

5. Молчанов Н.А. Модернизация современной системы образования с учетом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации как основа обеспечения национальной безопасности государства // Lex russica. 2013. N 7. С. 767 — 773.

 


[1] Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2014. С. 383.

[2] Ломпартер Д. Сетевое общество: основные понятия, концепции, развитие // URL: http://fb.ru/article/458506/setevoe-obschestvo-osnovnyie-ponyatiya-kontseptsii-razvitie (дата обращения: 30.04.2019).

[3] В целом безопасность киберсферы является подмножеством информационной безопасности и определяется (в терминах, принятых IGF) как состояние защищенности информации (данных), при котором обеспечиваются ее (их) конфиденциальность, доступность и целостность. См.: Логунов А.Б. Указ. соч. С. 413.

[4] Агейчев А. Законодательство в сфере интернет-коммуникаций. Российский и международный опыт // Сравнительная политика. 2016. N 2 (23). С. 73 — 84. URL: https://doi.org/10.18611/2221-3279-2016-7-2(23)-73-84.

[5] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении Государственной программы Российской Федерации "Информационное общество".

[6] Агейчев А. Указ. соч.

[7] Закон направлен на то, чтобы защитить устойчивую работу Интернета в России в случае возникновения угрозы его нормальному функционированию из-за рубежа. Он вступит в силу уже в ноябре текущего года. При этом положение о криптографической защите информации и национальной системе доменных имен начнет действовать с начала 2021 г. См.: https://iz.ru/874370/2019-05-01/putin-podpisal-zakon-ob-ustoichivom-runete?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 30.04.2019).

[8] Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Ст. ст. 67 — 70 // СПС "КонсультантПлюс".

[9] Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" // СПС "ГАРАНТ".

[10] Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 426 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 — 2020 годы" // СПС "ГАРАНТ".

[11] Гришина Т. Сетевому обществу — сетевое право. 22.07.2018 // URL: https://narodirossii.ru/?p=23618 (дата обращения: 30.04.2019).


Рекомендуется Вам: