ЮрФак: изучение права онлайн

Понятие «субъекты среднего предпринимательства» и критерии отнесения к ним

Автор: Прохорская А.Ю.

Место среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации сложно переоценить: оно является связующим звеном между малым и крупным предпринимательством, направлено на реализацию продукции на внутренних рынках, отличается инновационностью, способностью быстро адаптироваться к изменениям внешних условий. Улучшение отраслевой структуры экономики, социального развития, увеличение уровня занятости населения и инновационного развития связывают с формированием и успешным функционированием среднего предпринимательства[1].

Во всех странах с рыночной моделью хозяйствования осуществляется государственная поддержка среднего предпринимательства через особые программы, направленные на их развитие. В России также предусматриваются меры по поддержке рассматриваемого сегмента экономики. Однако на сегодняшний день программа государственной поддержки малого и среднего бизнеса охватывает всего лишь около 2% предпринимателей[2].

Несмотря на повышенное внимание государства к среднему предпринимательству, уровень его развития еще несоразмерен с уровнем развития в странах с развитой экономикой. Это касается и продолжительности функционирования средних предприятий, и количества самих субъектов среднего предпринимательства и привлеченных работников, и вклада в ВВП страны. Отсутствие положительной тенденции мы видим в нестабильности законодательства, бессистемности поддержки, декларативном характере ее мер. А причинами этого являются отсутствие понимания различий между субъектами малого и среднего предпринимательства, а следовательно, недостаточное регулирование деятельности исключительно субъектов среднего предпринимательства.

В этих условиях, как представляется, уже недостаточно ограничиться общим понятием "субъект малого и среднего предпринимательства", а необходимо разделять указанные субъекты и рассматривать особенности их развития и правового регулирования.

В рамках настоящей статьи нами будут рассмотрены понятие "субъекты среднего предпринимательства" и критерии отнесения к ним.

Для начала разберемся с использованием понятий "предпринимательство" и "бизнес". В настоящее время данные термины используются как синонимичные. Под бизнесом все же имеется в виду массовое изготовление товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей[3], а под предпринимательством понимается высшее проявление бизнеса, которое связано с созданием нового товара[4]. Таким образом, "бизнес" шире, чем "предпринимательство". Мы, в рамках данной статьи, будем использовать оба термина как синонимы, помня о разнице значений.

В российском законодательстве употребляется понятие "субъекты среднего предпринимательства", под которыми понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"[5] (далее — Закон N 209-ФЗ), к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

В Законе о конкуренции[6] под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Таким образом, лица, осуществляющие профессиональную деятельность, наравне с предпринимателями относятся к хозяйствующим субъектам. В доктрине встречалась критика использования данного термина[7]. И.В. Ершова подчеркивала, что использование понятия "хозяйственный субъект" в его существующем значении вносит неточность и может приводить к сложностям в правоприменительной практике[8].

Еще одно некорректное использование терминологии связано со словом "предприятие", которое, как известно, в действующем законодательстве используется либо в значении имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, либо для обозначения ГУПов и МУПов, что не соотносится с тем смыслом, который вкладывался в понятие "субъекты СП". Ради справедливости можно отметить мнение В.С. Белых, который говорил, что "предприятие" в данном контексте используется условно, так как при осуществлении предпринимательской деятельности любое образование является предприятием[9].

Решением указанной проблемы может стать исключение из определения, закрепленного в Законе N 209-ФЗ, терминов "хозяйствующий субъект" и "предприятие", что указывалось в научной литературе, или закрепление понятия "предприятие"[10]. В целом можно согласиться с мнением профессора И.В. Ершовой, которая предлагает под субъектами МСП понимать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих критериям, установленным в законодательстве[11], однако с некоторыми изъятиями для субъектов среднего предпринимательства. Так, по нашему мнению, из числа субъектов СП необходимо исключить индивидуальных предпринимателей (далее — ИП), которые сегодня наряду с юридическими лицами относятся к таковым. В ранее действовавшем Федеральном законе от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"[12] (далее — Закон N 88-ФЗ) ИП относили к субъектам малого предпринимательства, вне зависимости от осуществляемой деятельности, в то время как для коммерческих организаций существовали ограничения.

В действующем законодательстве не содержится ограничений для отнесения ИП к субъектам среднего предпринимательства, в том числе отсутствуют предельные значения среднесписочной численности работников. Но, проанализировав существующие нормы, в том числе Налогового кодекса РФ, можно прийти к выводу, что законодатель косвенно подталкивает индивидуальных предпринимателей соблюдать предельные значения, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства. Так, для УСН численность работников должна быть менее 100 человек, при патентной системе — менее 15.

Данная мера имеет результат. Проанализировав данные единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, мы пришли к выводу, что субъекты среднего предпринимательства — индивидуальные предприниматели занимают около 1,7% от всех субъектов среднего предпринимательства в России. В Москве ситуация еще более показательная: только два субъекта среднего предпринимательства осуществляют свою деятельность в качестве ИП (из 4 601), а это всего 0,04% от общего количеств субъектов среднего предпринимательства в Москве[13].

В доктрине также отмечалось, что отнесение индивидуальных предпринимателей к субъектам среднего предпринимательства — это недостаток законодательства и такой подход не учитывает, что ИП являются первоначальной ступенью бизнеса и по достижении определенного этапа трансформируются в юридическое лицо[14].

Мы считаем, что индивидуальных предпринимателей необходимо относить к субъектам малого предпринимательства, в том числе путем ограничения количества привлекаемых работников.

В странах СНГ используются многообразные подходы к разрешению данного вопроса: в Республике Беларусь только коммерческие организации могут являться субъектами среднего предпринимательства; в Республике Армения[15] — и коммерческие организации, и индивидуальные предприниматели; в Республике Казахстан[16] — юридические лица и индивидуальные предприниматели; в Республике Таджикистан[17] — только юридические лица. В странах Евросоюза[18] к субъектам среднего предпринимательства относятся только предприятия. Как видно, в зарубежных странах не сложилось единого мнения по вопросу отнесения ИП к субъектам среднего предпринимательства, но мы считаем, что исключение из Закона N 209-ФЗ возможности отнесения индивидуальных предпринимателей к субъектам среднего предпринимательства будет отражением уже сложившейся ситуации.

Таким образом, мы предлагаем под субъектами среднего предпринимательства понимать юридических лиц, соответствующих критериям, установленным в Законе N 209-ФЗ.

Критерии отнесения к субъектам среднего предпринимательства сформулированы в ст. 4 указанного Закона. Обобщенно можно выделить семь критериев, которые будут рассмотрены далее.

Первый критерий, который можно выделить среди установленных в Законе, — это отнесение к одной из указанных организационно-правовых форм. Пункт 1.1 закрепляет следующие: хозяйственные общества и партнерства; производственные и потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Позицию о возможности отнесения индивидуальных предпринимателей к субъектам СП мы озвучили ранее. Отдельно рассмотрим возможность отнесения крестьянских (фермерских) хозяйств (далее — КФХ) к субъектам СП.

КФХ — это историческая форма осуществления семейно-трудовой предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Так как для обработки земли были необходимы значительные усилия, в состав семьи включались лица, приравненные к членам семьи, но таковыми не являющиеся. Продукция и имущество, приобретенные и созданные в процессе совместных усилий, становились общей собственностью[19].

В литературе высказывалось мнение, что в связи с необходимостью привлечения значительного количества работников в отдельные сезоны и учитывая особенности сельскохозяйственной деятельности (сезонность, трудоемкость, территориальную разбросанность и другие факторы), к субъектам среднего предпринимательства можно отнести крестьянские (фермерские) хозяйства[20]. Мы же считаем, что КФХ скорее относятся к субъектам малого предпринимательства, чем среднего. В Законе о КФХ не устанавливаются количественные показатели для участников крестьянского (фермерского) хозяйства, однако закреплены субъекты, которые могут быть членами КФХ, — это супруги, их родители, дети, братья и сестры, внуки, бабушки и дедушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей, либо иные граждане — не родственники, но не более пяти человек. Таким образом, законодатель ограничивает количество участников. Количественные критерии по численности работников для субъектов СП находятся в диапазоне от 101 до 250 человек (и выше в отдельных случаях). В соответствии с итогами сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего предпринимательства за 2015 г.[21] из 4 789 крестьянских (фермерских) хозяйств только у четырех численность работников находится в пределах, установленных для субъектов среднего предпринимательства. В связи с приведенными данными и учитывая семейно-трудовую направленность предпринимательской деятельности КФХ, мы считаем необходимым исключить из субъектов среднего предпринимательства крестьянские (фермерские) хозяйства.

Второй критерий, установленный в Законе N 209-ФЗ, можно обозначить как критерий ограниченного участия в уставном капитале. Так, в законодательстве установлена максимально допустимая доля участия в уставном капитале субъектов СП для Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов — не более 25%, а для иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, — не более 49%. Данная норма распространяется на хозяйственные общества и партнерства.

Третий критерий, указанный в Законе и сформулированный профессором В.В. Кваниной[22], — критерий инновационности акций. Данный критерий предусмотрен в подп. "б" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ и подразумевает, что к субъектам СП относятся такие АО, акции которых обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ.

Четвертый критерий, установленный в Законе N 209-ФЗ и обозначенный В.В. Кваниной как инновационный характер деятельности[23], подразумевает, что деятельность хозяйственных обществ и партнерств заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности; хозяйственные общества и партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково"[24]; учредителями хозяйственных обществ и партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"[25].

Пятый критерий, указанный в ст. 4 рассматриваемого Закона, мы обозначили как среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год. Для средних предприятий максимальное количество работников находится в диапазоне от 101 до 250 человек. Однако с 2017 г. появилась тенденция, направленная на установление специальных показателей для субъектов СП, которые осуществляют свою деятельность в отдельных отраслях, так, например, такая дифференциация появилась для средних предприятий, которые осуществляют деятельность в сфере легкой промышленности (в качестве основного вида деятельности). В утратившем силу Законе N 88-ФЗ была аналогичная норма. В ст. 3 упомянутого Закона устанавливались показатели допустимого количества работников в зависимости от отрасли.

Полагаем, что установление различных критериев для отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства для отдельных отраслей является целесообразным.

Шестой критерий — это критерий доходности. Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, за предшествующий календарный год не должен превышать показатели, установленные Правительством РФ. В настоящее время предельные значения выручки для субъектов среднего предпринимательства составляют 2 млрд руб.[26]

И последний, седьмой, критерий — это критерий легитимации. Обязательным условием для субъектов среднего предпринимательства является регистрация в соответствии с требованиями российского законодательства.

Таким образом, мы сформулировали восемь критериев отнесения юридических лиц к субъектам среднего предпринимательства. Следовательно, можно сформулировать понятие "субъект среднего предпринимательства" с учетом проведенного анализа. Подводя итог, мы предлагаем к субъектам среднего предпринимательства относить юридические лица, зарегистрированные в соответствии с требованиями законодательства РФ, соответствующие критериям, указанным выше.

Литература

1. Абдрахманова Д.М. Предпринимательство и бизнес: понятие и сущность / Д.М. Абдрахманова, М.С. Егорова // Молодой ученый. 2015. N 11.4. С. 1 — 2.

2. Белых В.С. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии / В.С. Белых, Т.М. Звездина // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 17 — 21.

3. Григорьева Е.М. Становление и развитие организационно-правовых форм и механизма финансового предпринимательства: на примере Астраханской области: Дис. … канд. эконом. наук / Е.М. Григорьева. Астрахань, 2002. 169 с.

4. Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы / И.В. Ершова // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 9. С. 1130 — 1138.

5. Ершова И.В. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства / И.В. Ершова // Приложение к журналу "Предпринимательское право". 2013. N 2. С. 3 — 17.

6. Ершова И.В. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, А.Г. Бобкова и др.; Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.

7. Ламзин Е.В. К вопросу о трансформации содержания категорий "Малое предпринимательство" и "Малый бизнес" / Е.В. Ламзин // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. N 6-1. С. 15 — 18.

8. Мельников Н.Н. Теоретические проблемы формирования правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Н.Н. Мельников. М., 2012. 54 с.

9. Поповиц В. Методы поддержки малого и среднего бизнеса / В. Поповиц // Консультант. 2011. N 23. С. 69 — 71.

10. Семенушкина А.М. Правовые аспекты понятия субъектов малого и среднего предпринимательства / А.М. Семенушкина // Предпринимательское право. 2009. N 4. С. 18 — 22.

 


[1] Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2016. N 24. Ст. 3549.

[2] Поповиц В. Методы поддержки малого и среднего бизнеса // Консультант. 2011. N 23. С. 69 — 71.

[3] Ламзин Е.В. К вопросу о трансформации содержания категорий "Малое предпринимательство" и "Малый бизнес" // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. N 6-1. С. 16.

[4] Григорьева Е.М. Становление и развитие организационно-правовых форм и механизма финансового предпринимательства: на примере Астраханской области: Дис. … канд. эконом. наук. Астрахань, 2002. С. 12.

[5] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

[6] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3434.

[7] Белых В.С., Звездина Т.М. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 17 — 21; Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 9. С. 1130 — 1138.

[8] Ершова И.В., Андреева Л.В., Бобкова А.Г. и др. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение: Монография / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 51.

[9] Белых В.С., Звездина Т.М. Указ. соч. С. 17 — 21.

[10] Ершова И.В., Андреева Л.В., Бобкова А.Г. и др. Указ. соч. С. 51.

[11] Ершова И.В. Правовое регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства // Приложение к журналу "Предпринимательское право". 2013. N 2. С. 4.

[12] Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343. (Утратил силу.)

[13] Рассчитано по данным Федеральной налоговой службы. URL: https://ofd.nalog.ru (дата обращения: 26.02.2018).

[14] Семенушкина А.М. Правовые аспекты понятия субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2009. N 4. С. 18 — 22.

[15] Закон Республики Армения от 28 декабря 2000 г. N ЗР-121 "О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства" // Официальные ведомости Республики Армения. 2000. 30 дек.

[16] Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. N 375-V "Предпринимательский кодекс Республики Казахстан" // Казахстанская правда. 2015. 3 нояб.

[17] Закон Республики Таджикистан от 26 июля 2014 г. N 1107 "О государственной защите и поддержке предпринимательства" // Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=70064#A46D0NGY2K (дата обращения: 26.02.2018).

[18] По данным Рекомендации Европейской комиссии от 6 мая 2003 г. См.: Рекомендации для определения микропредприятий, малых и средних предприятий (под номером К (2003) 1422) // Commission Recommendation (2003/361/EC) of 06.05.2003. OJ. 2003. L. 124/36. URL: http://rcsme.ru/ru/library/show/4571 (дата обращения: 26.02.2018).

[19] Мельников Н.Н. Теоретические проблемы формирования правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012. С. 10.

[20] Семенушкина А.М. Правовые аспекты понятия субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. 2009. N 4. С. 18 — 22.

[21] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/itog2015/3-mp.htm (дата обращения: 26.02.2018).

[22] Кванина В.В. Отзыв официального оппонента [Электронный ресурс] // URL: https: //msal.ru/upload/main/00disser/2016/Prohorskaya/%D0%9E%D1%82%D0%B7%D1%8B%D0%B2%20%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0.pdf (дата обращения: 26.02.2018).

[23] Там же.

[24] Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" // СЗ РФ. 2010. N 40. Ст. 4970.

[25] Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

[26] Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // СЗ РФ. 2016. N 15. Ст. 2097.


Рекомендуется Вам: