ЮрФак: изучение права онлайн

Налогообложение самозанятых лиц (некоторые вопросы применения налога на профессиональный доход)

Авторы: Миронова С.М., Стеценко Е.Я.

Оглавление

Кто же является субъектом специального налогового режима?

Каковы критерии для "кандидатов" на новый спецрежим?

Что же является объектом налогообложения?

Какой налоговый период и какую ставку предусматривает Закон для самозанятых? Как определяется налоговая база?

Как налоговый орган будет получать сведения для произведения расчетов?

Как работает приложение "Мой налог"?

Предусмотрена какая-либо ответственность для лиц, зарегистрированных как самозанятые?


В России большее число граждан занято в теневом секторе экономики, что ставит перед государством задачу по выведению их из тени, легализации их деятельности. По исследованиям РАНХиГС, 13,6% россиян трудятся на своей основной работе неофициально, а всего в теневую экономику вовлечены 44,8%[1]. По данным Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в России насчитывается 15 млн самозанятых[2].

Появление правовой категории самозанятых лиц предопределило появление научных исследований их правового статуса с точки зрения как гражданского права, так и иных аспектов, например, связанных с налогообложением их деятельности[3].

Российская Федерация уже предпринимала попытки легализации самозанятых граждан, например, 1 января 2017 г. в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, предусматривающие налоговые каникулы по налогу на доходы физических лиц для отдельных категорий граждан – физических лиц, уведомивших налоговый орган в соответствии со ст. 83 НК РФ и не привлекающих наемных работников, за оказание им ряда услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (репетиторство, уборка жилых помещений и др.) (ст. 217 НК РФ). Налоговый кодекс РФ предусматривает, что субъекты РФ могут расширить перечень такой деятельности. Например, Закон Республики Тыва "О дополнительных видах услуг для личных, домашних и иных подобных нужд, доходы, от оказания которых освобождаются от налогообложения" дополнительно устанавливает такие виды деятельности, как: "услуги по выпасу скота, по стрижке овец, по пошиву и ремонту одежды, по текущему ремонту жилых помещений, по изготовлению фотографий, по организации и проведению обрядов (свадеб, юбилеев), в том числе по музыкальному сопровождению, по организации и проведению экскурсий гидами и экскурсоводами, тренеров (инструкторов) по фитнесу и бодифитнесу"[4].

На 1 апреля 2019 г. в России таких граждан зарегистрировалось 3 572 человека, в т.ч. 420 иностранных граждан[5]. Очевидно, что за 2,5 г. действия налоговых каникул для таких граждан число зарегистрированных лиц в налоговых органах нельзя признать достаточным[6]. Например, по данным ФНС, в качестве самозанятых зарегистрировано 2 373 репетитора, в том числе 45 репетиторов в Волгоградской области. В то же время только в Волгограде по данным сайта "Ваш репетитор", представлено 1 413 репетиторов, оказывающих услуги в Волгограде[7], а всего, по заявлению сайта, данное сообщество объединяет более 250 тысяч преподавателей. Непопулярность данной категории самозанятых лиц можно объяснить в том числе тем фактом, что граждане, получив налоговые каникулы, до сих пор не имеют четкого представления, каким образом будет облагаться налогами их деятельность после того, как закончится льготный период.

Все это предопределило продолжение поиска путей выхода граждан из теневого сектора. В мае 2018 г. Президент РФ в рамках по развитию предпринимательства в России поставил задачу по созданию благоприятных условий для работы самозанятых граждан[8].

С 1 января 2019 г. вступил новый закон о налоге для самозанятых граждан, что означает появление нового специального налогового режима – налога на профессиональный доход[9]. Данный налог регулируется Федеральным законом от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" и применяется только в четырех субъектах РФ: в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (далее – Закон о самозанятых)[10]. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о самозанятых эксперимент будет длиться 10 лет – до 31 декабря 2028 г. Введение налога на профессиональный доход является мерой по сокращению теневого сектора экономики[11].

Уже первые результаты введения нового налогового режима показали его востребованность. По данным ФНС на 21 июня 2019 г., в качестве плательщиков налога на профессиональный доход зарегистрировались более 114 тыс. человек. При этом количество сформированных чеков превысило 10 млн, а суммарный доход, полученный самозанятыми гражданами, составляет более 8,9 млрд рублей[12]. Наиболее популярными видами деятельности самозанятых являются: перевозка пассажиров, сдача квартир в аренду, консультирование, репетиторство, программирование, маркетинг и реклама.

На сентябрь 2019 г. в качестве самозанятых зарегистрировалась уже 201 тыс. граждан. Из них более 87% никогда не были ИП, а большинство раньше вообще не участвовали в экономике и не платили налоги. Всего задекларировано 20 млрд рублей дохода, пробито более 20 млн чеков[13].

Таким образом, по сравнению с вариантом налоговых каникул по НДФЛ для отдельных категорий граждан, налог на профессиональный доход показал большую популярность у населения (и это только в четырех регионах), в связи с чем в настоящее время обсуждается вопрос о расширении эксперимента и на другие субъекты РФ уже с 2020 г. Так, Министерство финансов РФ планирует внести в правительство предложение по расширению эксперимента по налогообложению самозанятых за счет регионов с высоким уровнем работников в неформальном секторе экономики. Это 13 территорий, в основном южных, в том числе Чечня, Дагестан, Крым[14]. Регионы, которые не входят в их число, также готовы подключиться к эксперименту.

Для того чтобы лучше понимать систему налогообложения, круг субъектов и объектов, подпадающих под действие Закона о самозанятых, необходимо проанализировать положения данного Закона, а также выявить пробелы с целью их дальнейшей регламентации. Следует отметить активную разъяснительную работу Министерства финансов РФ и ФНС России, которые выпустили ряд писем по применению НПД.

Кто же является субъектом специального налогового режима?

Налогоплательщиками согласно ст. 4 Закона о самозанятых являются физические лица или индивидуальные предприниматели, которые перешли на специальный налоговый режим. Однако данная статья предусматривает и закрытый перечень лиц, которые не вправе переходить на новый спецрежим, также этот перечень служит и основанием для лишения физических лиц права на специальный налоговый режим.

Каковы критерии для "кандидатов" на новый спецрежим?

Статья 2 Закона о самозанятых, четко предусматривает критерии, согласно которым ограничивает круг лиц, подпадающих под действие этого Закона:

Также рекомендуется Вам:

1) граждане Российской Федерации или Евразийского экономического союза;

2) место ведения деятельности лица – это территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в настоящий эксперимент;

3) лицо, не имеющее работодателя;

4) лицо, не привлекающее наемных работников по трудовым договорам;

5) лицо, имеющее доход от использования имущества;

6) лицо, не подпадающее под критерии ч. 2 ст. 4 Закона о самозанятых.

Из вышеперечисленных критериев у нас не вызывают сомнения и не поддаются двойному толкованию критерии под номером (3) и (5), чего нельзя сказать об остальных, поэтому остановимся на них подробнее и рассмотрим каждый из них по отдельности.

Итак, законодатель хоть и предусмотрел в Законе о самозанятых определение понятие "место ведения деятельности" – это территории г. Москвы, Московской и Калужской области, Республики Татарстан (далее – экспериментальные территории), – но четкого понятия и рамок, ограничивающих "место", он не дал, что приводит к различному толкованию данного критерия.

Что законодатель имел в виду под словом "место"? Им закладывался смысл, что местом ведения деятельности будет являться факт заключения договора на экспериментальной территории, где стоит налогоплательщик на учете, или же местом будет признаваться место передачи товара, а может, под ведением деятельности понимается и место заключения договора, и факт оказания услуги или работы.

Проведем параллель с п. 3 ч. 1 ст. 148 НК РФ[15], где говорится о месте реализации работ (услуг), то есть о месте осуществления деятельности, в данном пункте затрагиваются сфера культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта. В большинстве случаев место их реализации – это место фактического проведения выставок, оказания услуг в сфере туризма, то есть где пролегает маршрут, при этом законодатель говорит, что местом реализации в любом из этих случаев независимо от конкретного места оказания услуги (региона в РФ) будет признаваться территория Российской Федерации, если только не оказывается такая услуга за пределами Российской Федерации.

Пункт 4 ч. 1 ст. 148 НК РФ содержит в себе консультационные, юридические, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по предоставлению персонала и другие услуги, для которых место их реализации определяется по месту осуществления деятельности покупателя. Это означает, что при определении места реализации данных услуг важно обращать внимание на один критерий: признается ли территория Российской Федерации местом осуществления деятельности самого покупателя данной услуги.

Соответственно, при оказании данных видов услуг территория Российской Федерации будет признаваться местом осуществления деятельности покупателя на основании:

– фактического присутствия покупателя на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя;

– при отсутствии такой регистрации – места, указанного в учредительных документах организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Таким образом, следует сделать вывод, что под местом осуществления деятельности в данной норме мы можем понимать как место реализации услуги, так и место деятельности самого покупателя, который получает оказываемую услугу самозанятым.

Заметим, что при регистрации необходимо выбрать один регион и в случае перевода деятельности из одного региона в другой об этом необходимо уведомить налоговый орган, при этом изменить регион возможно только один раз в календарный год.

На наш взгляд, здесь имеется пробел не только в определении, но и в ч. 3 ст. 2 Закона о самозанятых, где говорится, что лицо может осуществлять свою деятельность на нескольких территориях одновременно, но для применения специального режима необходимо выбрать один регион.

Фактически лица, подпадающие под критерии самозанятого, но осуществляющие деятельность в иных субъектах, реализацию услуги или работы производят на экспериментальной территории или же оказывают услугу покупателю, деятельность которого происходит в экспериментальных регионах, могут зарегистрироваться и поставить себя на учет в качестве налогоплательщика по специальному режиму, и не находясь на территории, подпадающей под такой эксперимент. Более того, в Законе не сказано, как налоговый орган будет осуществлять проверку реальности ведения деятельности в указанном налогоплательщиком регионе, так как взаимодействие самозанятого гражданина с налоговым органом происходит через электронную систему – приложение "Мой налог".

Также отметим и тот факт, что, если гражданин осуществляет оказание услуг на территории настоящего эксперимента, но имеет регистрацию в другом регионе, он все равно вправе встать на учет как самозанятый в силу ст. 19.15 КоАП РФ, лицо, не зарегистрированное в экспериментальном регионе, сможет осуществлять деятельность на данной территории до 90 дней без смены регистрации или оформления временной регистрации[16]. Следовательно, данный недочет невозможно будет устранить на сегодняшний день с помощью проверки лиц через место их регистрации, более того, по истечении 10 лет данный налог на профессиональный доход хотят ввести на всей территории Российской Федерации, что фактически само по себе устранит такой пробел.

Однако в настоящее время такое разночтение приводит к тому, что лица из различных регионов России могут регистрироваться как самозанятые граждане, что приведет к увеличению бюджета экспериментальных территорий, но лишит местные бюджеты других регионов дополнительной поддержки, которые в ней нуждаются.

Поскольку многие граждане, зарегистрированные в других субъектах РФ, не входящих в число эксперимента, также планируют переход на уплату НПД, вопрос о территории деятельности возникает часто, в связи с чем Министерство финансов РФ и ФНС России выпустили уже несколько разъяснений по данному вопросу.

Так, могут возникнуть коллизии при оказании услуг в дистанционной форме. Согласно разъяснениям Минфина РФ "в случае оказания физическим лицом, местом жительства которого является субъект Российской Федерации, не включенный в эксперимент, услуг на территории субъекта Российской Федерации, который включен в эксперимент, такое физическое лицо вправе применять НПД в отношении всех доходов, являющихся объектом налогообложения НПД"[17]. Подтверждается это и в других письмах Минфина[18].

Закон не устанавливает возраст, с наступлением которого граждане могут встать на учет как плательщики НПД. ФНС России разъясняет, что несовершеннолетние физические лица в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут зарегистрироваться как налогоплательщики НПД[19]. Данные разъяснения представляются логичными, поскольку в этом возрасте подростки могут уже иметь доход от некоторых видов деятельности, в т.ч. осуществляемой через Интернет (оказание услуг, продажа собственных изделий и товаров и пр.), таким образом, они получают возможность осуществлять эту деятельность официально.

Весьма интересен, на наш взгляд, критерий, запрещающий самозанятому гражданину привлекать наемных работников по трудовым договорам.

Трудовой договор согласно ст. 56 ТК РФ – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя[20].

Сфера взаимоотношений знает и такой вид договоров, как гражданско-правовые договоры, в соответствии со ст. 420 ГК РФ под ними понимается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей[21].

Гражданско-правовой договор не является разновидностью трудового договора, то есть закон, ограничивая самозанятого гражданина заключать трудовой договор с иными лицами, не запрещает ему привлекать работников по иным договорам разово.

Следовательно, возвращаясь к рассмотренному выше критерию, мы можем сделать вывод, что самозанятый может встать на учет в налоговой на любой из экспериментальных территорий и отвечать критерию "место ведения деятельности", если он будет заключать гражданско-правовые договоры с иными лицами в данных регионах, которые будут выполнять поручения самозанятого лица, при этом будут выполняться и иные критерии, так как фактически вся деятельность будет вестись в экспериментальном регионе.

Касаемо ч. 2 ст. 4 Закона о самозанятых, наше внимание особо привлек п. 8, в котором установлен запрет перехода на спецрежим тем налогоплательщикам, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей, при этом мы ранее отмечали, что данное положение служит и основанием для прекращения права на спецрежим.

Отсюда сразу возникает и целый ряд вопросов, в случае если индивидуальный предприниматель ранее не имел такого дохода и осуществил переход на новый спецрежим, а по прошествии нескольких лет на специальном налоговом режиме превысил данный порог в 2,4 млн рублей в год:

1. Каков порядок действий в данном случае?

2. Как будет рассчитываться налог для индивидуального предпринимателя, фактически утратившего свое право на спецрежим, согласно ч. 19 ст. 5 Закона о самозанятых?

Индивидуальный предприниматель будет обязан осуществить переход на другой налоговый режим или он вернется в "первоначальное состояние", то есть на тот режим, который был до специального налогового режима?

Сам Закон о самозанятых на данные вопросы ответов не дает. Министерство финансов РФ и ФНС России разъясняют, как осуществляется соотношение специальных налоговых режимов и последствия прекращения статуса плательщика НПД для индивидуальных предпринимателей[22]. Так, например, индивидуальный предприниматель не вправе одновременно применять специальный налоговый режим налога на профессиональный доход и иные специальные налоговые режимы.

При этом, если говорить о физических лицах, не зарегистрированных как индивидуальные предприниматели, здесь хоть и регламентирован порядок постановки и снятия с учета налогоплательщика, но остается открытым следующий вопрос. Если физическое лицо, не зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, получает доход на спецрежиме более 2,4 млн рублей в год, оно считается утратившим право на данный режим. После этого оно может зарегистрировать себя как индивидуальный предприниматель и выбрать удобную систему налогообложения для себя или оно должно будет заплатить НДФЛ? В соответствии с разъяснениями, размещенными на сайте ФНС России, если у физических лиц доход превысил установленный лимит, то доход будет облагаться по ставке 13%, а если у индивидуального предпринимателя, то в зависимости от применяемой системы налогообложения.

Что же является объектом налогообложения?

Статья 6 Закона о самозанятых объектом налогообложения признает доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), при этом ограничивая виды деятельности, на которые данный Закон не распространяется.

Так, под данный Закон подпадают такие услуги, как: юридическая консультация лицом, не имеющим статуса адвоката[23]; оказание репетиторских услуг по различным обучающим направлениям; оказание услуг на создание контента в социальных сетях; услуги фотографа[24] и видеооператора; домашнее производство кондитерской или хлебобулочной продукции; косметологические услуги и многие другие. Конкретного списка разрешенных видов деятельности Закон о самозанятых не предусматривает.

Могут возникать сложности с отдельными видами деятельности, которые вызывают трудности с точки зрения соблюдения критериев для НПД. Например, для решения вопроса о возможности применения НПД в отношении деятельности третейского судьи (арбитра) требуется экспертиза соответствующих конкретных договорных отношений между организацией, третейскими судьями и сторонами арбитража[25].

На практике возникает ряд вопросов, связанных с конкретными видами деятельности, а также доходами, не подлежащими налогообложению в рамках НПД. Например, поскольку к одному из видов доходов, являющихся объектом обложения НПД, относятся доходы от аренды (найма) жилых помещений, возникает вопрос, будут ли в составе доходов учитываться суммы, полученные в счет компенсации коммунальных расходов. Министерство финансов РФ разъясняет, что "возмещение нанимателем жилого помещения суммы расходов наймодателя на оплату коммунальных услуг, если соответствующая плата за коммунальные услуги зависит от их фактического потребления нанимателем и фиксируется на основании показаний установленных надлежащим образом индивидуальных приборов учета, не признается доходом, подлежащим обложению налогом на профессиональный доход"[26]. В связи с этим целесообразно в договорах аренды (найма) жилого помещения предусматривать разграничение указанных сумм с целью определения суммы дохода, с которой будет уплачен НПД. Установлена также возможность применять НПД в отношении доходов от сдачи в аренду (внаем) жилого помещения специальными субъектами, например, адвокатами[27].

Какой налоговый период и какую ставку предусматривает Закон для самозанятых? Как определяется налоговая база?

Налоговым периодом признается календарный месяц согласно ст. 8 Закона о самозанятых.

Ставки равны 4% и 6%, при этом 6% установлено в отношении доходов, полученных от индивидуальных предпринимателей или от юридических лиц.

Налоговой базой будет признаваться денежное выражение дохода, полученного от реализации тех товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые являются объектом налогообложения по Закону о самозанятых, при этом расчет налога будет производиться налоговым органом отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки, а далее исчисляться как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов. Расходы самозанятого при этом не учитываются.

Как налоговый орган будет получать сведения для произведения расчетов?

Сведения о полученных доходах самозанятый должен вносить с помощью мобильного приложения "Мой налог", которое можно будет бесплатно установить на любое удобное гражданину устройство, при этом самозанятые обязаны формировать чек, в котором будут указаны все необходимые реквизиты, указанные в ч. 6 ст. 14 Закона о самозанятых.

Также, чтобы использовать новый специальный налоговый режим, можно пройти регистрацию в кабинете налогоплательщика "Налог на профессиональный доход" на сайте ФНС России или в уполномоченных банках.

Никаких налоговых деклараций гражданам заполнять не надо, кассу устанавливать тоже, страховые взносы по Закону о самозанятых не платятся, а пенсионные взносы самозанятые могут платить в добровольном порядке[28]. При этом самозанятые граждане являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь. На практике возникает ряд вопросов, связанных с уплатой страховых взносов в связи с переходом индивидуальных предпринимателей от специальных налоговых режимов к НПД и обратно. ФНС России разъясняет, как в этом случае должны уплачиваться страховые взносы[29]. В литературе высказываются опасения в том, что "данные особенности нового режима налогообложения будут массово использоваться субъектами предпринимательской деятельности для законного уклонения от уплаты налоговых и страховых платежей"[30]. Необходимо проводить и разъяснительную работу среди граждан, регистрирующихся в качестве самозанятых для уплаты НПД, что в случае неуплаты ими страховых взносов в Пенсионный фонд РФ рассчитывать на пенсию они не смогут.

Следует предположить, что уплата страховых взносов плательщиками НПД пока остается одним из самых дискуссионных вопросов[31], и не исключено, что через некоторое время данный вопрос будет пересмотрен, несмотря на тот факт, что в период действия эксперимента никаких изменений происходить не должно.

Как работает приложение "Мой налог"?

При регистрации в приложении "Мой налог" понадобится только паспорт для сканирования и проверки, а также фотография, которую можно сделать прямо на камеру смартфона, установить пароль, а затем подтвердить номер телефона и регион деятельности. Следует отметить целесообразность максимального упрощения регистрации самозанятых лиц. Как отмечается в литературе, многие граждане, оформляющиеся как самозанятые граждане, не имеют образования и необходимых навыков, в связи с чем избыточная формализация процесса постановки на учет может быть воспринята ими негативно[32].

Данное приложение будет автоматически формировать чеки для клиентов, а информация о продажах будет отправляться в налоговую. До 12 числа следующего месяца налогоплательщику будет приходит информация о сумме налога, которую спишут автоматически при согласии самозанятого, при этом налог можно будет оплатить самостоятельно, но не позднее 25 числа следующего месяца.

Для подтверждения своего статуса и операций налогоплательщик НПД может запросить в ФНС справки о постановке на учет (снятии с учета), а также о состоянии расчетов (доходов)[33]. Таким справки могут понадобиться, например, при заключении договора с организациями.

Анализируя положения настоящего Закона и системное приложение "Мой налог", можно прийти к выводу, что гражданин может самостоятельно варьировать полученные им суммы, чтобы не превышать указанный в Законе порог, то есть данные лица хоть и начнут выполнять цель Закона о самозанятых, войдут в правовое поле, но при этом это не гарантирует, что часть доходов не будет оставаться в "тени", ведь налоговые органы будут полагаться только на информацию о доходах, которую человек сам ввел в приложение "Мой налог". Хотя и говорится, что будет вестись контроль за движением денежных средств по счетам, например мониторинг операций по всем банковским картам самозанятого.

Первые месяцы работы самозанятых выявили проблему, связанную с угрозой блокировки их банковских карт, поскольку в банке они открывают счета не как индивидуальные предприниматели, а как физические лица и подпадают под действие Закона N 115-ФЗ в части проведения сомнительных операций. В литературе обращается внимание на проблему блокировки банковских счетов предпринимателей и необходимости защиты их интересов[34]. Подобная проблема в отношении расчетов самозанятых лиц могла бы привести к ситуации, когда граждане будут стараться проводить расчеты в наличной форме, что вызовет сложности с контролем за проводимыми операциями самозанятыми лицами.

В связи с этим Банк России 30 мая 2019 г. направил кредитным организациям письмо, в котором рекомендует кредитным организациям при принятии мер, направленных на определение источников происхождения денежных средств, учитывать информацию о статусе клиента как самозанятого, а также фиксировать данную информацию в анкете (досье) такого клиента с целью возможности ее учета и использования при необходимости всеми заинтересованными подразделениями кредитной организации (включая филиалы кредитной организации), в том числе в рамках соответствующих информационных систем (электронных баз данных) кредитной организации[35]. Это позволит нормализовать ситуацию с расчетами самозанятых, осуществляемых через банки.

Предусмотрена какая-либо ответственность для лиц, зарегистрированных как самозанятые?

В Налоговый кодекс 27 ноября 2018 г. была введена новая статья 129.13, которая устанавливает ответственность для самозанятых граждан в случае нарушения порядка и сроков предоставления информации о произведенном расчете, связанном с получением дохода от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в налоговый орган. Санкцией данной статьи устанавливается штраф в размере 20% от суммы расчета, а в случае повторения данного нарушения в течение 6 месяцев – в размере 100% от суммы расчета.

Как показывает практика, многие работодатели решили оптимизировать налоги и перевести своих работников в разряд самозанятых граждан. Однако Закон о самозанятых заранее предусмотрел невозможность осуществления такой схемы.

Во-первых, доход в рамках трудовых отношений не будет облагаться налогом на профессиональный доход по ставке 6%, о чем говорится в ст. 2 Закона о самозанятых.

Во-вторых, в случае заключения гражданско-правового договора с работодателем, включая бывшего работодателя, в течение двух лет, предшествующих регистрации как самозанятого гражданина, также не будет применяться налог на профессиональный доход.

Следовательно, работодатель в этих случаях также должен будет удерживать НДФЛ и платить страховые взносы, как и в процессе обычной деятельности по трудовому договору.

При этом юридические лица могут заключать гражданско-правовые договоры с самозанятыми гражданами, не являющимися их бывшими работниками, или же могут заключать договоры по прошествии двух лет после их увольнения. Однако имеются риски: в момент заключения договора гражданин имеет статус самозанятого, является ли он им во время оказания услуги организации? В случае выявления нарушений компанию могут в будущем оштрафовать и доначислить неуплаченные налоги. Соответственно, всегда будет необходимо контролировать данный статус, однако в Законе о самозанятых не говорится о создании отдельного реестра для таких граждан и о фиксации их основных данных.

На сайте ФНС можно проверить статус налогоплательщика НПД на определенную дату, указав ИНН физического лица или индивидуального предпринимателя[36]. В то же время остается открытым вопрос о каких-либо последствиях, в случае если во время оказания услуги гражданин утратит данный статус.

Возникает еще один вопрос: если компания в течение длительного времени заключает гражданско-правовой договор с одним и тем же лицом, зарегистрированным как самозанятый, не будут ли такие отношения квалифицироваться как трудовые? Если да, то организация также будет вынуждена удерживать НДФЛ и платить страховые взносы. Будет ли практика переквалификации таких сделок в будущем, покажет время.

Таким образом, применение налога на профессиональный доход в России только в четырех регионах показало востребованность данного налогового режима для самозанятых, а также желание иных субъектов РФ распространения его на своей территории. В то же время следует признать обоснованным введение данного режима именно в экспериментальном формате, что позволяет учесть ошибки и недочеты НПД при расширении его действия. При этом в настоящее время Министерство финансов РФ и ФНС России взяло на себя активную разъяснительную функцию по отдельным вопросам, что позволяет скорректировать применение НПД. Представляется необходимым спорные вопросы впоследствии включить в Федеральный закон N 422-ФЗ, тем самым исключив расширительное толкование норм закона.

Библиографический список

1. Gliniecka J., Mironova S. The sources of financing local government in Poland and Russia: Comparative analysis. Gdansk:  University Press, 2019.

2. Бакаева О.Ю. Перспективы правового регулирования налогообложения самозанятых граждан // Налоги. 2018. N 5. С. 3 – 6.

3. Ваш репетитор. URL: https://volgograd.repetitors.info/ (дата обращения: 10.06.2018).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 09.06.2019).

5. Доля не оформленных на основной работе россиян достигла рекорда. URL: https://www.rbc.ru/economics/23/08/2017/599d601c9a79476601ddb4a8 (дата обращения: 09.06.2019).

6. Ежемесячная статистическая информация о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд по состоянию на 01.04.2019 // ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/ (дата обращения: 01.07.2019).

7. Ершова И.В., Трофимова Е.В. Самозанятость: реперные точки формирования правового режима // Предпринимательское право. 2017. N 3. С. 3 – 12.

8. Закон Республики Тыва от 27 июня 2017 г. N 291-ЗРТ "О дополнительных видах услуг для личных, домашних и иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.06.2019).

9. Информационное письмо ЦБ РФ от 30 мая 2019 г. "О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в отношении самозанятых". URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/59420/20190530_in_06_59-46.pdf (дата обращения: 01.07.2019).

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 31.21.2001 N 195-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 09.06.2019).

11. Крюкова Е.С., Рузанова В.Д. Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 3. С. 21 – 26.

12. Миронова С.М., Колесова А.С. О защите интересов предпринимателей при блокировке банковских счетов юридических лиц // Публично-правовые механизмы в обеспечении общественного развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Нины Антоновны Куфаковой. М.: РУДН, 2018. С. 67 – 75.

13. Михаил Мишустин принял участие в заседании Общественного совета при ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn66/news/activities_fts/8843556/ (дата обращения: 01.07.2019).

14. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 09.06.2019).

15. Попкова Ж.Г. Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса // Право и экономика. 2017. N 2. С. 5 – 14.

16. Ручкина Г.Ф. Новые специальные налоговые режимы в законодательстве Российской Федерации как реализация публичных интересов государства // Налоги. 2019. N 1. С. 28 – 33.

17. Ситник А.А. Самозанятые лица как субъекты налоговых правоотношений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 3. С. 31 – 35.

18. Тропская С.С. Налогообложение самозанятых и цифровая экономика: налог на профессиональный доход // Финансовое право. 2019. N 5. С. 22 – 26.

 


[1] Доля не оформленных на основной работе россиян достигла рекорда. URL: https://www.rbc.ru/economics/23/08/2017/599d601c9a79476601ddb4a8 (дата обращения: 09.06.2019).

[2] Центр заплатит за самозанятых. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3494232 (дата обращения: 12.06.2019).

[3] См.: Ершова И.В., Трофимова Е.В. Самозанятость: реперные точки формирования правового режима // Предпринимательское право. 2017. N 3. С. 3 – 12; Крюкова Е.С., Рузанова В.Д. Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 3. С. 21 – 26; Попкова Ж.Г. Новая категория самозанятых лиц: проблемы правового статуса // Право и экономика. 2017. N 2. С. 5 – 14; Бакаева О.Ю. Перспективы правового регулирования налогообложения самозанятых граждан // Налоги. 2018. N 5. С. 3 – 6; Ситник А.А. Самозанятые лица как субъекты налоговых правоотношений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 3. С. 31 – 35 и др.

[4] Закон Республики Тыва от 27 июня 2017 г. N 291-ЗРТ "О дополнительных видах услуг для личных, домашних и иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения". URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.06.2019).

[5] Ежемесячная статистическая информация о представленных физическими лицами в налоговые органы уведомлениях об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд по состоянию на 01.04.2019 // ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/selfemployed/ (дата обращения: 01.07.2019). Необходимо отметить, что при ежемесячном обновлении данных о количестве самозанятых последние данные датируются 1 апреля 2019 г., что, возможно, обусловлено резким снижением числа лиц, заинтересованных в данном статусе в связи с введением налога на профессиональный доход.

[6] Gliniecka J., Mironova S. The sources of financing local government in Poland and Russia: Comparative analysis. Gdansk:  University Press, 2019. P. 83 – 84.

[7] Ваш репетитор. URL: https://volgograd.repetitors.info/ (дата обращения: 10.06.2018).

[8] Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (ред. от 19.07.2018). URL: http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2018.

[9] Далее по тексту – также НПД.

[10] Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" от 27.11.2018 N 422-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 09.02.2019).

[11] Письмо Минфина России от 15.04.2019 N 03-01-11/26624 // СПС "КонсультантПлюс".

[12] Михаил Мишустин принял участие в заседании Общественного совета при ФНС России. URL: https://www.nalog.ru/rn66/news/activities_fts/8843556/ (дата обращения: 01.07.2019).

[13] Глава ФНС назвал число зарегистрированных с начала года самозанятых. URL: https://finance.rambler.ru/money/42823721-glava-fns-nazval-chislo-zaregistrirovannyh-s-nachala-goda-samozanyatyh/?updated (дата обращения: 25.09.2019).

[14] Самозанятых выведут из самой тени. Новый режим могут распространить на регионы с максимальной неформальной занятостью. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4012235?from=doc_vrez (дата обращения: 01.07.2019).

[15] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 09.06.2019).

[16] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 31.21.2001 N 195-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 09.06.2019).

[17] Письмо Минфина России от 29.05.2019 N 03-11-11/38994 // СПС "КонсультантПлюс".

[18] См.: письма Минфина России от 11.03.2019 N 03-11-11/15310; от 05.04.2019 N 03-11-11/24227 // СПС "КонсультантПлюс".

[19] Информация ФНС России "Несовершеннолетние физические лица вправе применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" // СПС "КонсультантПлюс".

[20] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс". (дата обращения: 09.62.2019).

[21] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 09.06.2019).

[22] Письма Минфина России от 03.06.2019 N 03-11-11/40058; от 10.06.2019 N 03-11-11/42032 // СПС "КонсультантПлюс". Письмо ФНС России от 16.04.2019 N СД-4-3/7089@ "О применении налога на профессиональный доход" // СПС "КонсультантПлюс".

[23] См.: письма Минфина России от 06.02.2019 N 03-11-11/6901; от 30.04.2019 N 03-11-06/32440.

[24] См.: письмо Минфина России от 22.03.2019 N 03-11-11/19609.

[25] См.: письмо Минфина России от 21.02.2019 N 03-11-11/11352.

[26] Письмо ФНС России от 13.06.2019 N СД-4-3/11446@ "О направлении письма Минфина России от 29.05.2019 N 03-11-09/40094" // СПС "КонсультантПлюс".

[27] Письмо Минфина России от 24.05.2019 N 03-11-11/37596 // СПС "КонсультантПлюс".

[28] Порядок подсчета страхового стажа для установления страховых пенсий физлицам, применяющим НПД, был установлен Постановлением от 19 февраля 2019 г. N 160 "О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".

[29] Письма ФНС России от 29.04.2019 N БС-4-11/8203; от 26.06.2019 N БС-4-11/12435@ // СПС "КонсультантПлюс".

[30] Ручкина Г.Ф. Новые специальные налоговые режимы в законодательстве Российской Федерации как реализация публичных интересов государства // Налоги. 2019. N 1. С. 28 – 33.

[31] См., например: Тропская С.С. Налогообложение самозанятых и цифровая экономика: налог на профессиональный доход // Финансовое право. 2019. N 5. С. 22 – 26.

[32] Бакаева О.Ю. Перспективы правового регулирования налогообложения самозанятых граждан // Налоги. 2018. N 5. С. 3 – 6.

[33] Письмо ФНС России от 05.06.2019 N СД-4-3/10848 // СПС "КонсультантПлюс".

[34] См.: Миронова С.М., Колесова А.С. О защите интересов предпринимателей при блокировке банковских счетов юридических лиц // Публично-правовые механизмы в обеспечении общественного развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Нины Антоновны Куфаковой. М.: РУДН, 2018. С. 67 – 75.

[35] Информационное письмо ЦБ РФ от 30 мая 2019 г. "О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ, в отношении самозанятых". URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/59420/20190530_in_06_59-46.pdf (дата обращения: 01.07.2019).

[36] Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). URL: https://npd.nalog.ru/check-status/ (дата обращения: 01.07.2019).

Рекомендуется Вам: