ЮрФак: изучение права онлайн

Некоторые вопросы реализации социальных прав семей с детьми

Автор: Горюнова Е.Н.

Провозглашение России социальным государством и закрепление данной идеи в Конституции РФ ставит перед государством соответствующие цели, одной из которых является создание необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Буквальное толкование положений Основного Закона позволяет отметить их в качестве признаков, характеризующих социальное государство.

Каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и содержание своей семьи. В случае, когда вследствие различных обстоятельств человек не может сам реализовать свои возможности и его потребности не могут быть удовлетворены, необходима помощь государства, которая должна оказываться попавшему в трудное положение человеку и его семье.

Конституционная норма провозглашает защиту семьи, материнства, отцовства и детства. Государство и общество несут особую ответственность за доступность для семей, взрослые члены которой не могут заработать на питание, одежду, жилье и т.д., жизненно важных благ.

Являясь уникальным явлением, семья является транслятором фундаментальных ценностей, социальным институтом, который выполняет важнейшие функции репродукции и социализации новых поколений[1]. Однако реальная действительность иллюстрирует деформацию и деградацию данного социального института, что обусловлено объективными причинами и свидетельствует о глубоком кризисе семьи. Кроме того, негативное воздействие на положение семьи оказывают безработица, низкий уровень оплаты труда, социальных пособий, ужесточение условий их предоставления. Наиболее беззащитными, находящимися в состоянии социального риска являются семьи с детьми, поскольку именно они подвержены риску бедности. По данным социологических исследований, в случае рождения в семье ребенка ее материальный уровень снижается на 25 — 30% при одновременном увеличении затрат времени на домашнюю работу[2]. Вследствие данных причин государственная семейная политика исходит из поддержки семьи, материнства, отцовства и детства с помощью правовых механизмов, обеспечивающих защиту этого социального института.

Приоритетным критерием оценки социальных преобразований в современных условиях должно являться благополучие семьи, достижение которого обусловлено целенаправленной государственной политикой, которая направлена на повышение уровня жизни российских семей[3]. Являясь важным институтом, инструментом общества, семья нуждается в охране и обеспечении социальной безопасности, обеспечении здоровья семьи, личностного развития всех ее членов, создании условий для стабилизации материального положения российских семей, а также уменьшении порога их бедности.

В юридической литературе все чаще обращается внимание на нестабильность социальных прав населения, а также снижение достигнутых конституционных гарантий по их обеспечению[4]. Отмечается массовое снижение жизненного уровня семей с детьми. Конституционные требования, предъявляемые к социальным правам семей с детьми, часто игнорируются, причем это характерно для всех ветвей власти.

По мнению А.Е. Козлова, отличительной чертой социальных прав является их способность удовлетворить важнейшие жизненные нужды личности, без которых жизнь не может являться достойной[5].

Н.В. Путило, определяя индивидуальное, специфическое содержание социальных прав, позволяющее выделить и обособить их, характеризует их как естественные, неотчуждаемые возможности, которые гарантируют помощь государства и общества в случае отсутствия объективной возможности обеспечить достойные условия жизни для себя и своей семьи[6].

Также существует позиция, согласно которой социально-экономические права составляют особую группу прав и свобод, касающихся собственности, трудовых отношений, отдыха, здоровья и образования. Основное их предназначение — обеспечение социально значимых потребностей личности[7].

Отсутствие действенных гарантий поддержания достойного уровня жизни семей, воспитывающих детей, и явное доминирование публичного интереса государства в отношениях "государство-семья" позволяют говорить о преобладании стимулирующих государственных мер, оказываемых будущим родителям для принятия ими решения о рождении ребенка, которые впоследствии сведены до минимума. В таком объеме предоставления государственная социальная помощь не позволяет родителям выполнять свои обязанности, тем самым нарушая права детей, вытесняя их из семьи и увеличивая социальное сиротство. По данным Росстата, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. рождаемость снизилась на 10,9%, что свидетельствует о низкой эффективности принимаемых государством мер в сфере социальной поддержки семьи[8].

Введение материнского капитала, регулярная индексация критически низких размеров пособий гражданам, имеющим детей, и иные меры, принимаемые органами государственной власти, не могут повлиять на подход к формированию законодательства о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства, точнее его отсутствие.

Например, по мнению В.А. Черепанова, механизм расходования материнского капитала, ограниченное количество направлений его расходования затрудняют его использование[9]. Основная проблема, которая, на наш взгляд, не позволяет рассматривать материнский капитал как действенный вид социального обеспечения, — его денежный эквивалент, получая который его "обладатели" не могут участвовать в схемах ипотечного кредитования. Российские реалии таковы, что многие российские семьи, являясь малообеспеченными, не в состоянии удовлетворить свои семейные потребности в питании, одежде, обуви, не говоря уже о жилье и образовании, что порождает необходимость обналичить денежные средства на текущее потребление.

Изменился порядок исчисления размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, что привело к значительному сокращению размера пособий, исчисление которых производится не из сумм фактически утраченного застрахованными заработка, а из заработка, полученного в течение двух календарных лет, предшествовавших году наступления страхового случая.

Презюмируется, что идеи социального государства исходят из интересов общества, а не государства. Разновекторность публичного и частного интереса, на которую обращают внимание отдельные авторы, не может служить оправданием смены парадигмы социального государства, следствием чего является сворачивание социальной сферы, снижение достигнутых социальных гарантий и обширное проявление такого явления в России, как "работающие бедные"[10]. Концепция "государства труда", которая приходит на смену концепции "социального государства", провозглашает идеи, согласно которым каждый человек должен принимать все возможные меры для своего благополучия, а получая дальнейшее развитие, эти идеи приводят к выводу о допустимости возложения на любого гражданина страны обязанности обеспечивать за свой счет других граждан: своих совершеннолетних детей, которые не могут трудоустроиться, своих нетрудоспособных родителей, которые получают мизерную пенсию, бабушек и дедушек и других членов семьи.

Публичные интересы государства заключаются в необходимости поддерживать финансовую стабильность для обеспечения собственной жизнеспособности. Очевиден тот факт, что в условиях кризисных явлений это влечет сокращение государственных расходов, в том числе и на выплату пособий гражданам, имеющим детей. Частный интерес заключается в удовлетворении социальных потребностей граждан надлежащего объема и качества, в частности удовлетворении социально значимых потребностей семьи. В этой связи необходимо обратиться к мнению Ю.А. Тихомирова, отмечающего публичный интерес как концентрированное выражение общесоциальных потребностей и стремлений, характеризующееся определенными нормативными признаками[11].

Между тем показательны в этом отношении результаты работы Уполномоченного по правам человека в РФ в 2017 г., свидетельствующие о сворачивании социальной сферы и снижении уровня социальных гарантий, в частности семей с детьми. Обращаясь к итогам его работы за 2017 г., можно отметить, что жизнь среднестатистического россиянина, его семьи на сегодняшний день не может считаться достойной, поскольку по многим показателям Россия уступает другим странам[12].

В рейтинге значимости прав и свобод человека и гражданина, построенном по результатам социологического исследования, в числе наиболее значимых прав респонденты назвали право на бесплатную медицинскую помощь, связанную напрямую с качеством жизни, которое занимает четвертый год подряд в рейтинге первое место. Большинство обращений граждан связаны с оказанием лечебно-профилактической и психиатрической помощи, лекарственного обеспечения, обязательного медицинского страхования.

Право на бесплатное образование занимает второе место в рейтинге значимости. Доступность образования, его безопасность и качество являются важными задачами государственной политики. В настоящее время более 30 млн человек являются субъектами правоотношений в области образования, из которых 15,5 млн человек — дети, обучающиеся в школе. Очевидно, что представляющие их интересы законные представители также являются участниками этих правоотношений и в сферу их интересов входит выполнение обязанностей уполномоченными органами в сфере образования. В своих обращениях к Уполномоченному по правам человека в РФ граждане акцентировали свое внимание на доступности дошкольного образования, отказах зачисления в детские сады, которые имеют регистрацию по месту пребывания, рост платы за дошкольные образовательные услуги, отказах зачисления детей в первый класс и другие проблемы.

Третье место занимает право на жилище и его справедливую оплату, имеющее для россиян традиционно огромное значение. Особенную остроту оно приобретает для жителей городов-миллионников и городов, где проживают от 250 тыс. до 500 тыс. человек. Актуальной проблемой по-прежнему являются высокие цены на ЖКХ, которые беспокоят семьи, проживающие в Камчатском (71,8%) и Ставропольском краях (68,8%), Ханты-Мансийском автономном округе (68,3%), Мурманской (68%), Нижегородской (66,8%), Липецкой (65,8%) и Воронежской областях (62,3%). Финансовые трудности, которые не позволили внести установленные платежи за жилищно-коммунальные услуги во II квартале 2017 г., коснулись 8,7% семей.

Сохранило четвертое место в рейтинге прав и свобод право на труд и его справедливую оплату. Низкий уровень заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, проблемы с занятостью населения и безработицей вызывают озабоченность во многих субъектах РФ. Следует отметить увеличение показателя с 48% в 2016 г. до 52% в 2017 г.

Значимость права на социальное обеспечение, пенсионные выплаты и социальное страхование отметили 46% опрошенных лиц. Оно занимает шестое место в рейтинге значимости, уступая правам на свободу и личную неприкосновенность, реализация которого вызывает обеспокоенность по поводу выплат и пособий по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, инвалидности, рождения и воспитания детей, а также предоставления социальных услуг организациями[13].

Таким образом, смена парадигмы социального государства, которая обусловлена кризисными явлениями в экономике и которая влечет влекущая сокращение государственных расходов на социальную поддержку семьи, не может оправдывать ненадлежащую поддержку семьи со стороны государства, снижение уровня достигнутых конституционных гарантий семьи, регрессивное развитие социального законодательства, дискредитацию идеи народосбережения России, освобождая государство от публичных обязательств перед своими гражданами, в том числе от унаследованных от СССР.

В целях совершенствования правового регулирования социальной защиты семьи, реализации ее социальных прав необходима систематизация социального законодательства и кодификация его отдельных направлений, результатом чего может стать Социальный кодекс РФ, в отдельной главе которого, посвященной социальной поддержке и защите семьи, законодатель определит виды государственной адресной помощи семьям, соответствующие необходимому уровню жизнеобеспечения семьи, дополнительные меры социальной защиты семьи, налоговые и кредитные льготы для семей с детьми, предоставление нуждающимся семьям жилых помещений, земельных участков и иных преференций, которые позволят сохранить и приумножить российские семьи, обеспечить их благополучие и достаток.

Литература

1. Волкова Н.С. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности / Н.С. Волкова, О.Ю. Еремина // Журнал российского права. 2016. N 9. С. 44 — 54.

2. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы / А.Е. Козлов. М.: Наука, 1990. 158 с.

3. Колосницына М. Детские пособия и бедность в России / М. Колосницына, А. Филиппова // Экономическая политика. 2017. Т. 12. N 4. С. 118 — 153.

4. Куропацкая Е.Г. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (постатейный) / Е.Г. Куропацкая, Э.С. Бондарева, Н.В. Богатырева, Н.Ю. Ширвани (Тимофеева) // Справочная правовая система "КонсультантПлюс", 2016.

5. Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы / Н.В. Путило // Журнал российского права. 2016. N 10. С. 15 — 25.

6. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М.: Контракт, 2017. 282 с.

7. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / В.К. Бабаев, В.М. Баранов, Н.В. Витрук [и др.]; под редакцией В.К. Бабаева. М.: Юристъ, 1999. 591 с.

8. Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: Динамика сфер и методов / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2001. N 5. С. 4 — 5.

9. Черепанов В.А. Дело о материнском капитале: проблемные вопросы и поиск решения / В.А. Черепанов // Российская юстиция. 2018. N 9. С. 61 — 64.

10. Чхутиашвили Л.В. Основные направления реализации новой семейной политики государства / Л.В. Чхутиашвили // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 5. С. 46 — 49.

 


[1] Колосницына М., Филиппова А. Детские пособия и бедность в России // Экономическая политика. 2017. Т. 12. N 4. С. 118 — 153.

[2] Куропацкая Е.Г., Бондарева Э.С., Богатырева Н.В., Ширвани (Тимофеева) Н.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

[3] Чхутиашвили Л.В. Основные направления реализации новой семейной политики государства // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 5. С. 46 — 49.

[4] Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2017.

[5] Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М., 1990. С. 84.

[6] Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. N 10. С. 15 — 25.

[7] Теория государства и права: учебник для студентов вузов / В.К. Бабаев, В.М. Баранов, Н.В. Витрук и др.; под ред. В.К. Бабаева. М., 1999. С. 175.

[8] Официальный сайт Росстата РФ. URL: http://rosstata.ru/ofitsialnyj-sajt (дата обращения: 22.10.2019).

[9] Черепанов В.А. Дело о материнском капитале: проблемные вопросы и поиск решения // Российская юстиция. 2018. N 9. С. 61 — 64.

[10] Волкова Н.С., Еремина О.Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности // Журнал российского права. 2016. N 9. С. 44 — 54.

[11] Тихомиров Ю.А. Публично-правовое регулирование: Динамика сфер и методов // Журнал российского права. 2001. N 5. С. 4 — 5.

[12] Официальный сайт Уполномоченного по правам человека РФ. URL: http://old.ombudsmanrf.org/component/content (дата обращения: 12.10.2019).

[13] Там же.


Рекомендуется Вам: