ЮрФак: изучение права онлайн

Право на отсрочку и признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований

Автор: Соколов Я.О.

Статья посвящена проблематике признания граждан не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Речь идет о случаях, когда граждане, обладая правом на отсрочку, не обратились в военкомат с заявлением о его реализации и при этом не были призваны на военную службу до достижения возраста 27 лет. Автором разбирается практика Верховного Суда Российской Федерации по этому вопросу[1].

Одной из проблем применения законодательства о воинской обязанности и военной службе является признание граждан, которые ранее не обращались в военные комиссариаты с заявлениями о реализации права на отсрочку, не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Встречаются случаи, когда должностные лица, даже располагая официальной информацией о наличии у граждан такого права, выдают им вместо военных билетов "справки уклонистов".

Общие положения законодательства. Согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (далее – Федеральный закон N 53) соответствующие заключения выносятся при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет. Это правило не распространяется на граждан, которые:

– освобождены от призыва по состоянию здоровья;

– освобождены от исполнения воинской обязанности по состоянию здоровья;

– прошли альтернативную гражданскую службу;

– прошли военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

– воспользовались правом на освобождение от призыва;

– не были призваны в связи с предоставлением им отсрочки;

– не были призваны в связи с отменой призывной комиссией субъекта Федерации решения нижестоящей призывной комиссии;

– не были призваны по другим причинам и после 1 января 2014 г.[2] не подлежат призыву по возрасту[3].

Граждане, которые не относятся к вышеперечисленным категориям, могут быть признаны не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. По смыслу п. 1.1 ст. 28 Федерального закона N 53 и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 26-П для этого не требуется обвинительного приговора за уклонение от военной службы. Заключение выносится независимо от привлечения лица к уголовной или административной ответственности за нарушение законодательства о воинской обязанности. Вместо военного билета гражданину выдается справка[4].

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ указанные граждане (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) не могут быть приняты на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий в случае вынесения призывной комиссией в отношении его такого заключения подлежит увольнению. Аналогичное правило предусмотрено и в п. 10 ст. 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ. Ограничение действует в течение 10 лет.

Анализ судебной практики. В мае 2019 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассматривала кассационную жалобу П. на решение Ленинского районного суда г. Курска и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда. Ранее призывной комиссией гражданину П. предоставлялись отсрочки в связи с получением высшего образования и обучением в ординатуре. С 30 августа 2013 г. по 1 сентября 2015 г. П. обучался в очной аспирантуре Курского государственного медицинского университета. По достижении 27 лет и окончании призывного возраста гражданин П. был признан решением призывной комиссии не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Гражданин П. обратился в суд с административным иском об отмене данного решения. Он указал, что ранее в нарушение положений действующего законодательства призывная комиссия не приняла решение о предоставлении ему отсрочки от призыва в связи с обучением в аспирантуре, несмотря на наличие в личном деле призывника соответствующей информации, направленной сотрудниками военно-учетного стола высшего учебного заведения.

Ленинским районным судом г. Курска в удовлетворении административного иска П. было отказано. Судебной коллегией по административным делам Курского областного суда это решение было оставлено без изменения.

Свою позицию суды мотивировали тем, что в период обучения в аспирантуре административный истец не обращался с заявлением о предоставлении ему отсрочки по п. "б" ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 53 и призывной комиссией подобного решения не принималось. Предоставление отсрочки возможно лишь при наличии волеизъявления гражданина, заявившего о намерении реализовать такое право и представившего соответствующие документы.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации (далее – Судебная коллегия) с данными выводами не согласилась. В материалах личного дела П. имелись достаточные данные о зачислении его на обучение по программе очной аспирантуры с августа 2013 г. по сентябрь 2015 г.

Как указано в п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом N 53 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва или получения отсрочки возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования – на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.

Также рекомендуется Вам:

Согласно п. "б" ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 53 правом на отсрочку от призыва на военную службу обладают граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.

Судебная коллегия отметила, что военному комиссариату и призывной комиссии следовало на основании имеющихся в личном деле П. документов решить вопрос о предоставлении гражданину отсрочки от призыва на военную службу, так как Федеральный закон N 53 не содержит в качестве обязательного условия личное волеизъявление призывника, поскольку после предоставления первой отсрочки контроль за наличием соответствующих оснований для предоставления последующих отсрочек возложен на военного комиссара.

Требование к призывнику лично обратиться в военкомат с заявлением о предоставлении отсрочки ограничивает его права, гарантированные законодательством о воинской обязанности и военной службе. Отсутствие такого обращения не свидетельствует о несоблюдении гражданином требований закона.

Судебная коллегия указала, что, учитывая наличие у П. права на отсрочку от призыва, можно сделать вывод о том, что он не прошел военную службу при наличии законных оснований.

Решения призывной комиссии, судов первой и апелляционной инстанций были отменены, на военный комиссариат возложена обязанность выдать П. военный билет[5].

Еще одна похожая кассационная жалоба поступила в Верховный Суд Российской Федерации от гражданина Ч. из г. Ижевска. Решением призывной комиссии он был признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. На момент принятия решения в личном деле призывника содержались копия приказа о его зачислении в аспирантуру Физико-технического института Уральского отделения Российской академии наук и справка с информацией о поступлении в очную аспирантуру этого учебного заведения с установлением срока окончания обучения – 26 августа 2017 г.

Гражданин Ч. обжаловал решение призывной комиссии в Индустриальный районный суд г. Ижевска. Ч. просил признать вынесенное решение незаконным и отменить, обязать призывную комиссию выдать ему военный билет. Свои требования он мотивировал тем, что в нарушение положений действующего законодательства призывная комиссия осенью 2013 г. не приняла решение о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме в аспирантуре. Решением районного суда, а затем и апелляционным определением суда субъекта Российской Федерации в удовлетворении этих требований было отказано.

Рассматривая кассационную жалобу гражданина Ч., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации сослалась на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 30 октября 2014 г. N 26-П: поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами, предполагается, что члены призывной комиссии беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.

Учитывая, что в материалах личного дела имелись данные о поступлении Ч. на обучение в очную аспирантуру, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что гражданин не был призван на военную службу в связи с наличием у него права на отсрочку, т.е. действующее законодательство он не нарушал. Административное исковое заявление Ч. было удовлетворено в полном объеме[6].

Таким образом, наличие у гражданина причин для получения отсрочки само по себе исключает возможность признания его по окончании призывного возраста не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

 


[1] Информация об авторах, аннотации, библиографические списки размещены на странице журнала на сайте по адресу http://www.opklex.com/svedeniya-ob-avtorax-11-2019g.html.

[2] Дата вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ, предусматривающего возможность признания граждан не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

[3] Соколов Я.О. Какие обстоятельства могут повлечь признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований? // Право в Вооруженных Силах. 2018. N 8. С. 69 – 74.

[4] Как указано в Порядке ведения и хранения справки взамен военного билета, установленном Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495, "справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности <…> Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии".

[5] Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2019 г N 39-КА19-2. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-administrativnym-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-17052019-n-39-ка19-2/.

[6] Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 г. N 43-КГ18-7. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-18012019-n-43-kg18-7/.

Рекомендуется Вам: