Автор: Ершова И.В.
Оглавление
1. Понятие микропредприятия: обратимся к закону
2. Статистический портрет микропредприятия
3. Функциональные преимущества микробизнеса
4. Самозанятые — кандидаты в микропредприятия?
5. Специальный правовой режим деятельности микропредприятий
Понятие микропредприятия: обратимся к закону
Понятие микропредприятия появилось с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"[1] (далее — Закон N 209-ФЗ). Предшествующие ему российские нормативные правовые акты микропредприятие не выделяли, ограничиваясь установлением квалификационных критериев субъектов малого предпринимательства[2]. Отметим также, что категория среднего предприятия — также заслуга названного законодательного акта.
Как известно, Закон N 209-ФЗ содержит весьма общую дефиницию субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП). Поэтому основное бремя законодательной квалификации ложится на его ст. 4, которая закрепляет условия отнесения к той или иной категории хозяйствующих субъектов. Учитывая, что данные критерии уже являлись предметом рассмотрения в доктрине[3], позволим себе, не предпринимая детального анализа, ограничиться лишь самым кратким их указанием.
Итак, для отнесения к микропредприятию хозяйствующему субъекту необходимо отвечать критериям в отношении:
— структуры уставного капитала и/или инновационной активности (для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств);
— среднесписочной численности работников (предельное значение установлено до 15 человек);
— значений дохода (доход, суммируемый по всем осуществляемым видам деятельности, не должен превышать 120 млн руб.[4]).
Согласно Закону N 209-ФЗ микропредприятия могут воспринимать следующие организационно-правовые формы юридических лиц: хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства. В этой связи вызывает недоумение исключение из потенциальных форм ведения микробизнеса хозяйственных товариществ, правовая природа которых априори тяготеет к рассматриваемому виду хозяйствующих субъектов.
Кроме того, к микропредприятиям относятся соответствующие отмеченным ранее критериям индивидуальные предприниматели — классическая как для российской, так и для зарубежной практики форма малого бизнеса.
Действующее законодательство не выделяет микропредприятия в отдельную категорию субъектов предпринимательства, предлагая считать их разновидностью малых предприятий. Насколько обоснованна такая квалификация? В качестве гипотезы позволим себе высказать мнение о том, что данное законодательное решение не отвечает объективным реалиям и наметившимся тенденциям развития предпринимательства. Дабы не быть голословными, приведем фактические доказательства.
Статистический портрет микропредприятия
Согласно данным единого реестра субъектов МСП[5] по состоянию на 10 февраля 2018 г. в России насчитывалось в общей сложности 6 059 254 таких хозяйствующих субъекта, из них 5 772 779 микропредприятий[6], 266 256 малых предприятий, 20 219 средних предприятий. Несложные вычисления показывают, что микробизнес занимает 95,27% анализируемого рынка, тогда как на долю малого и среднего предпринимательства приходится 4,39% и 0,33% соответственно. Вывод очевиден — малых предприятий в России мало (простите за каламбур), число средних — на уровне погрешности измерения. Сегмент МСП в разрезе количества хозяйствующих субъектов сегодня в России представлен микропредприятиями.
В аспекте форм ведения микробизнеса картина выглядит следующим образом: индивидуальных предпринимателей — 3 190 873 (55,27%), юридических лиц — 2 581 906 (44,73%).
Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов МСП за 2015 г.[7] показывают следующие организационно-правовые формы микропредприятий — юридических лиц (табл. 1).
Таблица 1. Организационно-правовые формы микропредприятий юридических лиц
Организационно-правовые формы юридических лиц |
Число микропредприятий |
---|---|
Всего |
1 990 003 |
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями |
021 |
1. Хозяйственные товарищества |
324 |
1.1. Полные товарищества |
115 |
1.2. Товарищества на вере (коммандитные товарищества) |
209 |
2. Хозяйственные общества |
887 |
2.1. Акционерные общества |
90 |
2.1.1. Публичные акционерные общества |
5 104 |
2.1.2. Непубличные акционерные общества |
986 |
2.2. Общества с ограниченной ответственностью |
797 |
3. Хозяйственные партнерства |
17 |
4. Производственные кооперативы (артели) |
7 063 |
4.1. Сельскохозяйственные производственные кооперативы |
5 083 |
4.1.1. Сельскохозяйственные артели (колхозы) |
408 |
4.1.2. Рыболовецкие артели (колхозы) |
82 |
4.1.3. Кооперативные хозяйства (коопхозы) |
183 |
4.2. Производственные кооперативы (кроме сельскохозяйственных производственных кооперативов) |
1 980 |
5. Крестьянские (фермерские) хозяйства |
6 964 |
Прочие юридические лица, являющиеся коммерческими организациями |
766 |
Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями |
7 982 |
Потребительские кооперативы |
7 982 |
Несложно заметить, что подавляющее большинство (97,12%) микропредприятий со статусом юридического лица функционирует в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Вместе с тем реально на российском рынке присутствуют все допустимые законодательством для микробизнеса формы его ведения. Как представляется, такое положение оптимально. В этой связи еще раз хотелось бы обратить внимание на отсутствие в Законе N 209-ФЗ хозяйственных товариществ в перечне допустимых видов коммерческих организаций — субъектов МСП.
Далее. Обращение к единому реестру субъектов МСП показывает, что по состоянию на 10 февраля 2018 г. на микропредприятиях было занято 7 013 828 наемных работников, из них у индивидуальных предпринимателей 1 565 768, у юридических лиц — 5 448 060.
Таким образом, можно предположить, что около половины индивидуальных предпринимателей вообще не привлекают наемный труд. На микропредприятиях со статусом юридического лица трудится в среднем по два работника.
Изучение экономической активности микропредприятий на конец 2016 г.[8] дает возможность выявить виды деятельности, наиболее привлекательные для таких субъектов. На пьедестале почета оказались: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 37,5%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 22,03%; строительство — 12,13%.
Изложенное позволяет представить среднестатистический образ микропредприятия: это общество с ограниченной ответственностью, на котором занято около двух наемных работников, либо индивидуальный предприниматель, самостоятельно ведущий бизнес в сфере торговли или ремонта бытовых изделий. Быть может, это слишком утрированная картина, но цифры обмануть сложно. Заметим, что в аналитической части Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года[9] (далее — Стратегия МСП 2030) также обращено внимание на преобладание микробизнеса (95,5%) и отраслевую принадлежность (сферы торговли и предоставления услуг населению) в сегменте МСП. Аналогичные факторы отмечены и в отчете Счетной палаты РФ[10]: среди микропредприятий 37% компаний осуществляют торговую деятельность; в сфере услуг занято 40,4%. Индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере торговли, — 48,4%.
Таким образом, результаты нашего исследования и данные экспертов авторов Стратегии МСП 2030, аудиторов Счетной палаты РФ, не противоречат друг другу.
Функциональные преимущества микробизнеса
Анализ специфики микробизнеса позволяет говорить о его преимуществах по сравнению с крупными, средними и даже иными малыми предприятиями. Как представляется, к таким достоинствам можно отнести большую восприимчивость микропредприятий к изменяющимся потребностям рынка. Владельцы микробизнеса, не обремененные жесткими бюрократическими рамками, способны устанавливать гибкий режим рабочего времени. Микропредприятия способны обеспечивать реальные механизмы для социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. Закономерно, что именно в секторе малого предпринимательства развивается женское и молодежное предпринимательство, о чем свидетельствует и российский, и зарубежный опыт. Так, по данным, которые были представлены Майклом Дж. МакМанусом в докладе "Право собственности на женский бизнес: данные опроса владельцев бизнеса за 2012 год", из общего числа предприятий США (9 878 397), принадлежащих женщинам, почти все (9 877 577, т.е. 99,9%) являются субъектами малого предпринимательства. При этом на "женских предприятиях" было создано более 8 млн рабочих мест[11].
Нельзя сбрасывать со счетов и большие ресурсы микропредпринимательства для фрилансеров (от англ. freelancer — вольный копейщик, свободный копьеносец, наемник; в переносном значении — вольный художник, свободный специалист), предпочитающих офлайн-работе удаленную занятость.
Микробизнес характерен и для семейного предпринимательства. Не предпринимая анализа понятия и признаков указанного феномена, что является предметом доктринальных самостоятельных исследований, отметим явную корреляцию семейного и малого предпринимательства.
Констатируя общие черты малого и семейного бизнеса, исследователи ставят следующую задачу: "…нужно найти, выявить достаточные сущностные, функциональные различия между малым и семейным предпринимательством (например, как видом и подвидом)"[12]. По нашему мнению, семейное предпринимательство, основанное на объединении семейного труда и семейного капитала, может облекаться в различные формы ведения бизнеса: индивидуального предпринимательства, крестьянского (фермерского) хозяйства, производственного кооператива.
Вопрос о необходимости появления в российском законодательстве специальной организационно-правовой формы семейного предприятия требует дополнительного анализа и не является темой данной статьи. Однако напомним, что Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности"[13] среди прочих организационно-правовых форм предприятий закреплял индивидуальное (семейное) частное предприятие. Вместе с тем, независимо от признания семейного предприятия самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, очевидно, что по критериям численности работников и уровня дохода семейное предприятие тяготеет к микропредприятию, в полной мере реализуя социальные функции последнего.
Самозанятые — кандидаты в микропредприятия?
Отдельная тема — самозанятость и микропредпринимательство. Проблематика самозанятости в настоящее время является весьма актуальной и активно обсуждаемой, что вполне понятно и объясняется наличием многомиллионной армии де-факто предпринимателей, де-юре таковыми не являющихся[14]. Проведя аудит данных статистической отчетности за 2016 г., Счетная палата РФ обнародовала свое видение масштабов трудоспособного населения, занятого в теневом секторе экономики, более — 20,5 млн человек. Аудиторы пришли к обоснованному выводу о том, что "официально прекратившие деятельность индивидуальные предприниматели либо ушедшие из сферы наемного труда работники продолжают вести деятельность в неформальном секторе экономики"[15].
Учитывая негативные последствия нелегальной деятельности "теневиков" (в частности, неисполнение фискальных обязанностей), а также движимое желанием обеспечить самозанятым правовую поддержку и защиту, государство поставило задачу формирования правового режима их деятельности. В настоящее время первые шаги в этом направлении сделаны: легализация самозанятых лиц осуществляется путем постановки на учет в налоговых органах в порядке, определенном п. 7.3 ст. 83 НК РФ. При этом согласно п. 70 ст. 217 НК РФ для таких лиц введены "налоговые каникулы" при условии, если они не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, получают выплаты и иные вознаграждения от физических лиц, оказывают услуги для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не привлекают наемную рабочую силу. Важно и то, что Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 199-ФЗ[16] в ст. 2 и 23 ГК РФ были внесены изменения, направленные на придание легитимности предпринимательской деятельности самозанятых граждан и скорректировавшие понятие предпринимательской деятельности.
Заметим, что в преддверии введения в действие указанных изменений нами было проведено социологическое исследование методом анкетирования 300 студентов и аспирантов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Поскольку результаты этого исследования уже были обнародованы на страницах журнала[17], лишь напомним, что 63,7% опрошенных уповали на то, что введенные "налоговые каникулы" будут способствовать выведению самозанятых "из тени". Однако их надежды не в полной мере оправдались.
Даже при административной простоте процедуры легализации статистика пессимистична. По состоянию на 1 февраля 2018 г. общее количество вставших на учет составляло 1 047 человек. Пятерка лидеров в разрезе субъектов РФ выглядела следующим образом: г. Москва — 95, Краснодарский край — 75, Московская область — 68, Республика Крым — 57, Омская область — 54. Число оказываемых "легализованными" услуг — 1 145, из них: услуги по репетиторству — 644; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства — 256; услуги по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации, — 239.
Несмотря на столь скромные показатели, все же постепенно начинает формироваться группа физических лиц, не привлекающих наемный труд, осуществляющих предпринимательскую деятельность без государственной регистрации. Формально, в силу ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, они не могут быть квалифицированы как субъекты малого предпринимательства, однако по своим сущностным характеристикам, очевидно, относятся к микропредприятиям. В этой связи представляется необходимым внести соответствующие дополнения в названную статью Закона N 209-ФЗ с тем, чтобы наделить легализованных самозанятых лиц правовым статусом микропредприятий.
Специальный правовой режим деятельности микропредприятий
Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов МСП были предметом нашего анализа[18], посему позволим себе ограничиться некоторыми важными для рассматриваемой темы соображениями.
Так, ст. 7 Закона N 209-ФЗ не оговаривает специальных правил для микропредприятий, адресуя их всем малым предприятиям. Однако специальное законодательство, детально определяющее особенности деятельности организаций малого и среднего бизнеса, предусматривает специальные нормы для микропредприятий. В частности, установлены особые правила организации бухгалтерского учета, ведения кассовых операций (для индивидуальных предпринимателей), формирования статистической отчетности, проведения плановых выездных проверок.
Предусмотренные НК РФ специальные налоговые режимы — упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патентная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) — по критериям перехода на них также ориентированы в первую очередь на микропредприятия. По данным аудиторов Счетной палаты РФ[19], более 90% субъектов малого предпринимательства применяют специальные налоговые режимы, которые характеризуются относительно умеренной налоговой нагрузкой, наличием у налогоплательщиков права выбора наиболее комфортного режима налогообложения, зачастую упрощенным порядком осуществления бухгалтерского учета и формирования отчетности.
Известно, что в соответствии с НК РФ[20], законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. По сведениям СПС "Гарант" по состоянию на 1 марта 2018 г., "налоговые каникулы" для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, введены в 80 субъектах РФ, патентная система налогообложения — в 79 субъектах РФ.
Заметим, что благоприятный правовой режим привел к инициированию хозяйствующими субъектами изменения своей категории и росту количества микропредприятий (в ущерб средним предприятиям) за период 2010[21] — 2015[22] гг. на 9,4%.
Вместе с тем некоторые законодательные новеллы последних лет не способствуют увеличению числа субъектов микробизнеса. В частности, можно негативно оценить появление нормы о представлении налоговыми агентами ежеквартального отчета по налогу на доходы физических лиц (п. 2 ст. 230 НК РФ), регламентацию требований к работодателям-микропредприятиям новой гл. 48.1 ТК РФ и др.
Нами уже была обоснована позиция, согласно которой в отечественном законодательстве сформировался специальный режим деятельности субъектов МСП[23]. Сегодня мы можем говорить и об отдельном специальном правовом режиме для микропредприятий, который в силу большой экономической и социальной значимости данных субъектов должен стимулировать активность как начинающих, так и продолжающих свою деятельность субъектов микробизнеса.
Заключение
В настоящее время в России очень низка доля начинающих предпринимателей. По данным, приведенным в Стратегии МСП 2030, это 4,7% граждан трудоспособного возраста. Проект GEM[24] определяет уровень предпринимательских намерений в России как один из самых низких в мире — в 2016 г лишь 2,1% россиян, не являющихся предпринимателями, рассматривали для себя перспективу начать новое дело. По оценке возможностей для создания бизнеса Россия заняла 64-е место среди 65 стран — участниц проекта GEM[25]. Итоги проведенного нами в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) социологического исследования также свидетельствуют о нежелании студентов начинать свой собственный бизнес сразу после завершения обучения (лишь 4,8% опрошенных выразили такое намерение). Малый бизнес в качестве сферы своей будущей профессиональной деятельности указали лишь 15,6% респондентов[26].
Как представляется, шагом вперед в создании благоприятного правового климата (что должно способствовать изменению негативной ситуации) могли бы стать следующие законодательные решения:
— признание микропредприятий самостоятельной категорией субъектов предпринимательства (наряду с малыми, средними, крупными);
— потенциальное расширение указанной категории за счет легализованных самозанятых физических лиц;
— последовательное формирование специального правового режима деятельности субъектов микропредпринимательства.
Все предпосылки для реализации указанных мер в России уже имеются.
Литература
1. Агапцов С.А. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году" / С.А. Агапцов // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2017. N 7. С. 111 — 171.
2. Белых В.С. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии / В.С. Белых, Т.М. Звездина // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 17 — 21.
3. Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы / И.В. Ершова // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 9. С. 1130 — 1138.
4. Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы / И.В. Ершова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 22 — 26.
5. Ершова И.В. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / И.В. Ершова, Л.В. Андреева, А.Г. Бобкова и др.; Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.
6. Ершова И.В. Предпринимательское право: правовое сопровождение бизнеса: Учебник для магистров / И.В. Ершова, Р.Н. Аганина, В.К. Андреев и др.; Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. 848 с.
7. Мохов А.А. Семейное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законодательство / А.А. Мохов // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 2. С. 25 — 28.
[1] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
[2] Ершова И.В., Андреева Л.В., Бобкова А.Г. и др. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. С. 37 — 41.
[3] Белых В.С., Звездина Т.М. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 17 — 21; Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 9. С. 1130 — 1138.
[4] Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" // СЗ РФ. 2016. N 15. Ст. 2097.
[5] URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 06.03.2018).
[6] Следует заметить, что данный показатель весьма стабилен. Так, на 10 августа 2017 г. в реестре значилось 5 262 994 микропредприятия, на 10 февраля 2017 г. — 5 636 789 микропредприятий, на 1 августа 2016 г. (начало ведения Реестра) — 5 235 664.
[7] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/itog2015/itog-spn2015.html (дата обращения: 06.03.2018).
[8] URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf (дата обращения: 06.03.2018).
[9] Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. N 1083-р "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2016. N 24. Ст. 3549.
[10] Агапцов С.А. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ эффективности мер поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Плана действий Правительства РФ, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году" // Бюллетень Счетной палаты РФ. 2017. N 7. URL: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/bulletin-of-the-accounting-chamber-7-july-2017.php?clear_cache=Y (дата обращения: 01.03.2018).
[11] McManus M.J. Women's Business Ownership: Data from the 2012 Survey of Business Owners. Office of Advocacy. Issue Brief Number 13. Release Date May 31, 2017, 17 p. [Электронный ресурс] // URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/advocacy/Womens-Business-Ownership-in-the-US.pdf (дата обращения: 16.12.2017).
[12] Мохов А.А. Семейное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законодательство // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 2. С. 26.
[13] Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418. (Закон утратил силу.)
[14] Разные источники называют 16 млн (Минтруд), 25 млн (Росстат), до 40 млн человек (независимые эксперты).
[15] URL: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/bulletin-of-the-accounting-chamber-7-july-2017.php?clear_cache=Y (дата обращения: 01.03.2018).
[16] Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2017. N 31 (часть 1). Ст. 4748.
[17] Ершова И.В., Трофимова Е.В. Самозанятость: реперные точки формирования правового режима // Предпринимательское право. 2017. N 3. С. 3 — 12.
[18] Предпринимательское право: правовое сопровождение бизнеса: Учебник для магистров / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017. С. 196 — 208.
[19] URL: http://audit.gov.ru/activities/bulleten/bulletin-of-the-accounting-chamber-7-july-2017.php?clear_cache=Y (дата обращения: 01.03.2018).
[20] Пункт 4 ст. 346.20 НК РФ и п. 3 ст. 346.50 НК РФ, применяющиеся с 1 января 2015 г. до 1 января 2021 г.
[21] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/tom1.html (дата обращения: 15.12.2017).
[22] URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/itog2015/itog-spn2015.html (дата обращения: 15.12.2017).
[23] Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 25.
[24] Глобальный мониторинг предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor, GEM) является проектом ведущих бизнес-школ мира по организации страновых исследований развития предпринимательства и обмену информацией о состоянии предпринимательской активности [Электронный ресурс] // URL: http://www.gemconsortium.org/ (дата обращения: 01.03.2018).
[25] Национальный отчет "Глобальный мониторинг предпринимательства" (GEM) Россия 2016/2017 [Электронный ресурс] // URL: http://gsom.spbu.ru/gsom/centers/eship/projects/gem/ (дата обращения: 01.03.2018).
[26] См. подр.: Ершова И.В., Трофимова Е.В. Правовое и кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства как стратегическая задача юридического образования // Юридическое образование и наука. 2017. N 4. С. 12 — 17.
Связанные статьи:
- Проблемы подтверждения статуса малых и средних предприятий в условиях функционирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (61.5%)
- Прогнозная оценка эффективности изменения правил об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в регламентированных закупках (55.8%)
- К вопросу о совершенствовании мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой экономики (55.8%)
- Бизнес как объект права и договорные механизмы его инвестирования (54.6%)
- Невозможность нового старта, или Отказ в освобождении индивидуального предпринимателя - банкрота от неисполненных обязательств (50%)
- Особенности механизма рейдерства (RANDOM - 50%)