ЮрФак: изучение права онлайн

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в науке предпринимательского права

Авторы: Белых В.С., Звездина Т.М.

Субъекты малого и среднего предпринимательства являются лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, а следовательно, относятся к основным субъектам предпринимательского права. В теории предпринимательского права ученые обычно разводят понятия "субъект предпринимательского права" и "субъект предпринимательской деятельности", указывая, что в первом случае речь идет о "носителях прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности", а во втором — о лицах, непосредственно осуществляющих предпринимательскую деятельность "на постоянной и профессиональной основе"[1]. В рамках легального определения предпринимательской деятельности ее субъекты (предприниматели) — это лица, осуществляющие самостоятельно и на свой риск деятельность, "направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, и зарегистрированные в этом качестве в установленном законом порядке"[2]. Безусловно, к ним относятся коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли (дохода). Некоммерческие организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, однако вправе осуществлять предпринимательскую или иную доходную деятельность при соблюдении установленных в законодательстве условий (ч. 4, 5 ст. 50 ГК РФ), также с некоторыми оговорками могут быть отнесены к субъектам предпринимательской деятельности[3].

Понятие "субъект предпринимательской деятельности" имеет ключевое значение как для науки предпринимательского права, так и для правового регулирования предпринимательской деятельности. "Признание лица предпринимателем определяет необходимость предъявления к его деятельности особых требований со стороны законодателя, введения в ряде случаев ограничений, а в ряде случаев — преференций"[4].

О субъектах малого и среднего предпринимательства в доктрине речь заходит при классификации субъектов предпринимательской деятельности по различным основаниям. Авторы выделяют названных субъектов по различным причинам, так, указываются "экономические показатели"[5] деятельности, "количество работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей"[6], специальный правовой режим деятельности таких субъектов, предполагающий возможность получения от государства поддержки и преференций[7].

Необходимость выделения категорий субъектов предпринимательской деятельности имеет не только научное, но и большое практическое значение. Отнесение субъектов предпринимательства к малому, среднему и соответственно крупному бизнесу используется для целей государственной статистики, оказания адресной государственной и муниципальной поддержки, осуществления государственного контроля (надзора), налогообложения и др.

Нами ранее отмечалась[8] проблема отсутствия в действующем российском законодательстве понятия "категория субъектов предпринимательства", а также невозможность закрепления этого понятия в правовой материи из-за отсутствия специального закона о предпринимательской деятельности, где уместно было бы это сделать. Следствием этого является отсутствие законодательно установленной классификации предпринимательства на формы и виды, с учетом которых можно было бы выделять категории субъектов предпринимательства.

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии отнесения к ним предпринимателей закреплены в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее — Закон N 209-ФЗ)[9]. Несмотря на то что предметом правового регулирования Закона N 209-ФЗ являются отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в частности отношения, связанные с реализацией мер поддержки субъектов в указанной сфере, отсутствие в действующем российском законодательстве общих норм о категориях субъектов предпринимательской деятельности вынуждает законодателя использовать положения Закона N 209-ФЗ, а именно понятие и критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, и в иных целях[10].

Закон N 209-ФЗ в п. 1 ст. 3 определяет, что субъекты малого и среднего предпринимательства — это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. В научной литературе[11] неоднократно отмечалось неудачное использование в легальном определении понятия "субъекты малого и среднего предпринимательства" терминов "хозяйствующий субъект" и "предприятие".

Закон N 209-ФЗ под хозяйствующими субъектами понимает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Однако Федеральный закон "О защите конкуренции"[12], где легализовано более развернутое понятие "хозяйствующий субъект", к хозяйствующим субъектам наряду с субъектами предпринимательства относит и физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющих профессиональную деятельность, приносящую доход, к примеру, нотариусов, адвокатов, оценщиков и т.д. (п. 5 ст. 4). В науке предпринимательского права физических лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации, как правило, не рассматривают в качестве субъектов предпринимательской деятельности, так как им при всех прочих причинах для осуществления профессиональной деятельности статус индивидуального предпринимателя по закону не требуется.

Что касается термина "предприятие", то согласно ст. 132 ГК РФ предприятие является объектом, а не субъектом права и представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Не отказываясь от ранее сделанного вывода о том, что поскольку действующее законодательство понятие "предприятие" прямо не связывает с той или иной организационно-правовой формой коммерческой или некоммерческой организации[13], постольку можно любое образование, осуществляющее предпринимательскую деятельность, обозначать как предприятие[14], все же присоединимся к варианту, предложенному профессором И.В. Ершовой. По ее мнению, дефиницию необходимо сформулировать, исключив из нее термины "хозяйствующий субъект" и "предприятие", а именно следующим образом: "…субъекты малого и среднего предпринимательства — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям Закона о малом и среднем предпринимательстве"[15]. Приведенная формулировка является более точной и не вызывает сложностей при системном толковании законодательства.

На наш взгляд, существует еще одна проблема, касающаяся понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. Требование о наличии статуса индивидуального предпринимателя для легального осуществления гражданином предпринимательской деятельности до недавнего времени однозначно было установлено ст. 23 ГК РФ. С июля 2017 г. ситуация изменилась, и "в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя". Другими словами, речь идет о субъектах предпринимательской деятельности, не "зарегистрированных в этом качестве в установленном законом порядке", или о неформально занятых предпринимательством физических лицах. Несмотря на то что такие изменения закона продиктованы стремлением государства вывести неформальных предпринимателей, доля которых на сегодняшний день в стране велика, из тени в легальную плоскость, налицо явное противоречие положений ст. 23 ГК РФ законодательно закрепленным признакам предпринимательской деятельности, в числе которых названо наличие государственной регистрации субъекта.

Новые положения ст. 23 ГК РФ получили дальнейшее развитие в Налоговом кодексе РФ[16]. Системное толкование норм Налогового кодекса РФ (п. 7.3 ст. 83, п. 7 ст. 217) позволяет сделать вывод, что среди налогоплательщиков — физических лиц в законе сейчас сформирована отдельная группа лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но фактически осуществляющих предпринимательскую деятельность в виде оказания без привлечения наемных работников услуг физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (няни, репетиторы, домработницы и проч.). Указанные субъекты предпринимательства, безусловно, относятся к малому бизнесу, но на сегодняшний день Закон N 209-ФЗ их не учитывает из-за отсутствия регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Наличие узкоспециальных целей также не позволяет Закону N 209-ФЗ регулировать отношения с участием малых и средних предприятий всех организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, зарегистрированных в установленном порядке. Закон рассматривает в качестве возможных для получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (и соответственно, получения права на поддержку со стороны государства) следующие формы предпринимательства: индивидуальные предприниматели, хозяйственные общества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства (ч. 1 ст. 4). Такой подход вряд ли является оправданным для целей государственного статистического наблюдения за развитием сферы малого и среднего бизнеса. Согласно ст. 5 Закона N 209-ФЗ перечни субъектов статистических наблюдений формируются на основе сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а в единый реестр вносятся только юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Закона N 209-ФЗ. На наш взгляд, для целей государственной статистики должны учитываться все организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, и при этом достаточным будет использование только одного критерия отнесения — среднегодовой численности работников.

Закон N 209-ФЗ последовательно использует систему критериев, с учетом которых субъект предпринимательства может быть отнесен к той или иной категории субъектов малого и среднего бизнеса. Критерии касаются регистрации субъекта в определенной Законом N 209-ФЗ организационно-правовой форме, среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, дохода от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который не должен превышать предельных значений. При этом при определении категории субъекта (малый или средний) учитывается наибольшее значение при сравнивании двух количественных критериев — среднесписочной численности работников и дохода. Кроме того, для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств определяющее значение также имеет деятельность в области стратегически важных направлений развития экономики, а также структура уставного (складочного) капитала. В последнем случае Закон ограничивает участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических лиц и юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капиталах хозяйственных обществ и партнерств.

В итоге закрепленные в Законе N 209-ФЗ критерии позволяют выделять сравнительно небольшие организации, относительно независимые от крупного бизнеса, публично-правовых образований и иных субъектов влияния, и с учетом этих обстоятельств имеющие право на государственную поддержку. Поэтому большая часть субъектов, по экономическим показателям относящаяся к малому и среднему предпринимательству, фактически остается за рамками правового регулирования Закона N 209-ФЗ.

Решить существующую проблему, на наш взгляд, позволит идея закрепления в Законе N 209-ФЗ отдельно понятия "субъекты малого и среднего предпринимательства" и отдельно, условно говоря, понятия "субъекты малого и среднего предпринимательства — получатели поддержки". Соответственно, в каждом случае должны быть определены свои критерии отнесения с учетом цели выделения данных категорий[17].

Похожее предложение было сделано А.Ю. Прохорской применительно к субъектам среднего предпринимательства[18]. Более того, указанный автор ратует за разделение в законе понятий "малое" и "среднее предпринимательство". По ее мнению, подход законодателя, который заключается в том, чтобы рассматривать среднее предпринимательство в совокупности с малым и различать категории субъектов только по количественным характеристикам, имеет свои минусы. "Малый и средний бизнес являются разными формами хозяйственной деятельности… При обобщении малых и средних предприятий сложно предусмотреть специальные меры государственной поддержки среднего предпринимательства"[19].

В науке предпринимательского права ведется дискуссия относительно достаточности и целесообразности использования закрепленных в Законе N 209-ФЗ критериев отнесения предпринимателей к той или иной категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, по мнению А.Н. Чимбеева, "было бы целесообразным определять категории принадлежности к малому или среднему предпринимательству не в соответствии с наибольшим по значению показателем — числом работников или объемом выручки… за предшествующий календарный год, а по желанию самих предпринимателей придерживаться одного из этих двух критериев"[20]. Свою позицию он объясняет тем, что конкуренция двух критериев ставит субъекта перед выбором: получать государственную поддержку или внедрять в свою деятельность информационные и инновационные технологии, которые, как правило, способствуют снижению численности работников и увеличению выручки.

Ученые[21] также экономически обосновывают, при этом ссылаясь на зарубежный опыт, точку зрения о том, что для более достоверного учета субъектов малого и среднего бизнеса необходимо определять численность работников в зависимости от отрасли, где осуществляется деятельность, как это было сделано в отношении малых предприятий в ранее действовавшем Федеральном законе от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"[22]. Названный Закон в ст. 3 устанавливал для малых предприятий следующие пороговые значения средней численности работников по отраслям:

"…в промышленности — 100 человек;

в строительстве — 100 человек;

на транспорте — 100 человек;

в сельском хозяйстве — 60 человек;

в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек".

Для сравнения: действующий Закон N 209-ФЗ среднесписочную численность работников малых предприятий закрепляет до 100 человек (до 15 человек для микропредприятий) вне зависимости от отрасли, в которой осуществляется предпринимательская деятельность.

Однако появившееся в 2017 г. дополнение ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ п. 2.1, где указывается, что Правительство РФ вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников свыше установленного предела для средних предприятий в форме хозяйственных обществ и партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида предпринимательской деятельности деятельность в сфере легкой промышленности, свидетельствует о наметившейся тенденции к учету в определенных случаях также и отрасли промышленности. Почему речь идет только о легкой промышленности и какое развитие в дальнейшем получит эта новелла закона, пока непонятно.

Подводя итог, можно констатировать, что понятие субъектов малого и среднего предпринимательства и содержательно раскрывающие его критерии, закрепленные в Законе N 209-ФЗ, требуют доработки на основе рассмотренных нами положений, выработанных в науке предпринимательского права. Совершенствование действующего законодательства благотворно скажется на реализации государственных задач в области развития малого и среднего бизнеса, который имеет большую социально-экономическую значимость для нашей страны.

Литература

1. Андреева Л.В. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.

2. Афанасьева Е.Г. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2017. 992 с.

3. Белых В.С. Предприятие как имущественный комплекс и субъект предпринимательской деятельности / В.С. Белых // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности: Сб. науч. тр.; Отв. ред. В.С. Белых. Екатеринбург, 2002. 336 с.

4. Белых В.С. Предпринимательское право России: Учебник / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко и др.; Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2008. 656 с.

5. Белых В.С. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии / В.С. Белых, Т.М. Звездина // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 17 — 21.

6. Гущин В.В. Российское предпринимательское право: Учебник / В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев. М.: Эксмо, 2005. 736 с.

7. Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы / И.В. Ершова // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 9. С. 1130 — 1138.

8. Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2014. 624 с.

9. Прохорская А.Ю. Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства: Дис. … канд. юрид. наук / А.Ю. Прохорская. М., 2017. 230 с.

10. Чернышева Ю.Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий: теория и практика: Автореф. дис. … д-ра эконом. наук / Ю.Г. Чернышева. Ростов н/Д, 2009. 45 с.

11. Чимбеев А.Н. Некоторые спорные вопросы методики определения категории субъектов малого и среднего предпринимательства / А.Н. Чимбеев // Юридический мир. 2014. N 9. С. 33 — 35.

 


[1] Белых В.С., Берсункаев Г.Э., Виниченко С.И. и др. Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2008. С. 73 — 75; Предпринимательское право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2014. С. 72.

[2] Статья 2 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301. (Далее — ГК РФ.)

[3] См. подр.: Звездина Т.М. К вопросу о соотношении понятий предпринимательской и приносящей доход деятельности некоммерческих организаций // Бизнес, менеджмент, право. 2014. N 2. С. 72 — 75.

[4] Афанасьева Е.Г., Белицкая А.В., Вайпан В.А. и др. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2017. СПС "КонсультантПлюс".

[5] Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право: Учебник. М.: Эксмо, 2005. С. 86.

[6] Предпринимательское право: Учебник для бакалавров. С. 81.

[7] Афанасьева Е.Г., Белицкая А.В., Вайпан В.А. и др. Указ. соч.

[8] См. подр.: Белых В.С., Звездина Т.М. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 17 — 21.

[9] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

[10] Ряд федеральных законов содержит отсылочные нормы к Закону N 209-ФЗ в части понятия и критериев отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства. См., напр.: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (в ред. от 27.11.2017) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ст. 26.1) // СЗ РФ. 2008. N 52 (часть 1). Ст. 6249 и др.

[11] Белых В.С., Звездина Т.М. Указ. соч.; Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 9. С. 1130 — 1138 и др.

[12] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3434.

[13] За исключением обозначения государственных и муниципальных унитарных предприятий. Однако согласно ст. 4 Закона N 209-ФЗ указанные организации вообще не могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства.

[14] Белых В.С. Предприятие как имущественный комплекс и субъект предпринимательской деятельности // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.С. Белых. Екатеринбург, 2002. С. 294 — 295.

[15] Андреева Л.В., Андронова Т.А., Апресова Н.Г. и др. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / Отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. СПС "КонсультантПлюс".

[16] Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

[17] Как это сделано, к примеру, в ст. 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. См.: Кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. N 375-V "Предпринимательский кодекс Республики Казахстан" [Электронный ресурс] // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38259854 (дата обращения: 20.02.2018).

[18] Прохорская А.Ю. Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства: Дис. … канд. юрид. наук. М.: МГЮА, 2017. С. 93.

[19] Там же. С. 90.

[20] Чимбеев А.Н. Некоторые спорные вопросы методики определения категории субъектов малого и среднего предпринимательства // Юридический мир. 2014. N 9. С. 33 — 35.

[21] Чернышева Ю.Г. Государственная поддержка малого предпринимательства в контексте экономических противоречий: теория и практика: Автореф. дис. … д-ра эконом. наук. Ростов н/Д, 2009. С. 32; Прохорская А.Ю. Указ. соч. С. 94 и др.

[22] Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343. (Утратил силу.)


Рекомендуется Вам: