ЮрФак: изучение права онлайн

Правовой статус самозанятых граждан: гражданско-правовой и налоговый аспект

Автор: Титов Г.А.

В России уже более двух лет назад введен институт самозанятости. Первое нормативно-правовое упоминание об этом институте содержится в абзаце 2 ч. 1 ст. 23 ГК РФ[1], согласно которому в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Формулировка, избранная законодателем, позволяет относить отдельные категории самозанятых лиц, зарегистрированных соответствующим образом для идентификации их налогово-правового статуса, к особой категории участников гражданского оборота, использующих особый режим налогообложения.

Бланкетная норма, содержащаяся в абзаце 2 ч. 1 ст. 23 ГК РФ, отсылает нас к соответствующим положениям НК РФ. Так, ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 546-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"[2] установлено, что физические лица, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные п. 70 ст. 217 НК РФ, вправе осуществлять такие виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при условии соблюдения требований, указанных в ранее упомянутой норме[3].

Особенностью правового режима налогообложения самозанятых граждан является то, что из их налогооблагаемой базы исключаются доходы в виде выплат от других физических лиц за оказание последним услуг для личных, домашних или иных подобных нужд. Нормативный перечень таких услуг сводится к следующим видам: услуги по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации; репетиторство; услуги по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Законодатель, кроме этого, предусмотрел возможность устанавливать законодательством субъекта Российской Федерации иные виды услуг для личных, домашних и иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения у самозанятых лиц. Условием применения такого налогового освобождения является необходимость уведомления налогового органа в соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК РФ, а также непривлечение наемных работников для оказания указанных выше услуг.

С 1 января 2019 г. в городе Москве, Московской, Калужской областях, а также в Республике Татарстан самозанятые лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, могут применять специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход. Этим же режимом налогообложения могут воспользоваться и граждане, которые оказывают на территории указанных субъектов РФ услуги физическим лицам для личных, домашних и других подобных нужд. Такая возможность может быть использована самозанятыми гражданами при соблюдении определенных требований, в частности, их доходы в течение календарного года не должны превышать 2,4 миллиона рублей, а также необходимо встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика[4].

По мнению О.О. Журавлевой, целью реализуемых мер является вывод из тени самозанятых лиц. Очевидно, что в будущем соответствующие доходы будут облагаться налогами и потребуются четкие критерии разграничения доходов по территориям, на которых они получаются. В связи с этим можно ожидать роста рисков споров о справедливости привязки соответствующих доходов к определенной территории, а также роста налоговой конкуренции между различными субъектами РФ за привязку отдельных групп "самозанятых лиц". В конечном счете это может способствовать повышению рисков неравномерностей в территориальном развитии, а также усложнению налоговой системы и снижению ее прозрачности[5].

К сожалению, законодателем не сформулировано нормативно-правовое определение самозанятых лиц. Однако учеными-юристами уже сделана попытка выделения этого института, имеющего двойной правовой статус — в гражданском и налоговом смысле.

Например, Е.Г. Крылова указывает, что самозанятое население — это физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью для получения прибыли в качестве средств к существованию[6]. На наш взгляд, данное определение не отражает особую категорию самозанятых лиц, которым законодатель предоставил право осуществлять деятельность по оказанию гражданско-правовых услуг без принятия на себя правового статуса индивидуального предпринимателя исходя из особого — специального режима налогообложения, ограничив использование этого статуса предельной суммой дохода.

Четкое правовое регулирование налогового механизма для самозанятых граждан требует нормативного закрепления определения их правового статуса. Например, в тексте Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"[7] определение самозанятых граждан отсутствует, но при этом в ст. 2 есть понятие "занятые граждане". "Занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы", т.е. очевидно, что самозанятые граждане под это определение подпадают.

Пенсионный фонд Российской Федерации на официальном сайте опубликовал такое определение, согласно которому "Самозанятое население — это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями".

В Налоговом кодексе РФ определение и даже понятие "самозанятых граждан" отсутствует, но на сайте ФНС РФ таким гражданам дана следующая характеристика: "…физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд".

Можно отметить, что и лексическая техника определяет самозанятость в несколько узком смысле. Например, такое определение самозанятости содержится в Современном экономическом словаре[8] — "Самозанятость — занятость трудом, управлением в собственном хозяйстве, в том числе в собственной фирме".

На наш взгляд, совокупность принятых законодателем правовых норм позволяет лишь в общем виде разграничить на первый взгляд одинаковые субъекты самозанятости — собственно самозанятые граждане, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, и лица, по сути, использующие те же инструменты для поиска дохода, но обладающие статусом индивидуальных предпринимателей:

— собственно самозанятые граждане вправе осуществлять деятельность, приносящую доход только в рамках предусмотренных для них условий. При этом использование иного режима налогообложения или его совмещение законодательством не предусмотрено;

— для собственно самозанятых лиц законодательством не предусмотрен институт наемного труда, т.е. собственно самозанятое лицо должно осуществлять свою деятельность лично;

— для собственно самозанятых лиц законодатель существенно ограничил перечень видов деятельности, приносящей доход. Этот перечень существенно уже, нежели предусмотренный для лиц, обладающих статусом индивидуального предпринимателя;

— для собственно самозанятых лиц законодатель не предусмотрел ведение и представление какой-либо налоговой отчетности в налоговые органы.

Оценивая налогово-правовой статус самозанятых лиц, необходимо исходить из всей совокупности правовых норм в сфере налогообложения, характеризующих принятие на себя статуса самозанятого лица.

В настоящее время одним из требований, установленным законодателем, применяемым к деятельности самозанятого лица, является территориальный ценз — деятельность должна вестись на территории только тех субъектов РФ, которые определены ч. 1 ст. 1, ч. ч. 1 — 6 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее по тексту — Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ), т.е. город Москва, Московская и Калужская области, а также Республика Татарстан. При этом если деятельность одновременно ведется на территориях нескольких субъектов РФ, то для целей применения специального режима налогообложения физическое лицо может самостоятельно выбирать только один из таких субъектов, а также менять его в дальнейшем не чаще одного раза в календарный год в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ. Если же в определенном месяце самозанятое лицо прекратило вести деятельность на территории избранного им субъекта РФ, то не позднее окончания следующего месяца оно может выбрать другой включенный в эксперимент субъект РФ, на территории которого будет осуществляться его деятельность.

Законодателем в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ ограничено применение специального режима налогообложения для следующих категорий лиц:

1) для лиц, осуществляющих реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) для лиц, осуществляющих перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) для лиц, занимающихся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) для лиц, имеющих работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) для лиц, ведущих предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено п. 6 ч. 2 ст. 4 Федерального закона 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ;

6) для лиц, оказывающих услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) для лиц, применяющих иные специальные налоговые режимы или ведущих предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 15 Федерального закона 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона 26 ноября 2018 г. N 422-ФЗ объектом налогообложения для самозанятых граждан является доход от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Для целей Федерального закона 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ законодатель исключил следующие виды доходов из объекта налогообложения самозанятых лиц:

1) доходы, получаемые в рамках трудовых отношений;

2) доходы от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) доходы от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) доходы государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) доходы от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних или иных подобных нужд;

6) доходы от реализации долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) доходы от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом;

8) доходы от оказания физическими лицами услуг по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

9) доходы от деятельности, указанной в п. 70 ст. 217 НК РФ, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК РФ;

10) доходы от уступки прав требований;

11) доходы, полученные в натуральной форме;

12) доходы от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Доходы в общем случае признаются по "кассовому методу", т.е. на дату получения денежных средств или их поступления на счета в банках.

Что же касается налоговой ставки, то законодатель предусмотрел 2 вида ставок: 4% в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам и 6% — в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам. Такова в целом характеристика налогово-правового статуса самозанятого лица.

В целях конкретизации и обособления правового регулирования института самозанятых лиц, на наш взгляд, целесообразно обратиться к разработке данного института, учитывая нормы и опыт трудового, гражданского и налогового отраслей права. По нашему мнению, целесообразно разработать правовое определение самозанятого лица, четко определить требования к его договорной базе (будут ли это только договора о предоставлении услуг или договора присоединения, либо эти договора будут иметь элементы публичности). По-видимому, потребуется и уточнение отдельных правовых норм гражданского законодательства, а также законодательства о защите прав потребителей.

Литература

1. Крылова Е.Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом / Е.Г. Крылова // Юрист. 2017. N 6. С. 11 — 15.

2. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева; под общей редакцией Б.А. Райзберга. 6-е изд., перераб. и доп. Кострома: ИНФРА-М, 2011. 511 с.

3. Риски финансовой безопасности: правовой формат: монография / О.А. Акопян, С.Я. Боженок, О.В. Веремеева [и др.]; ответственный редактор И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. Москва: ИЗиСП, Норма, ИНФРА-М, 2018. 304 с.

 


[1] См.: СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

[2] См.: СЗ РФ. 2018. N 53 (часть I). Ст. 8472.

[3] См.: СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

[4] См.: подп. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ, а также ч. 1 ст. 1, ч. ч. 1, 6, 7 ст. 2, ст. 4, ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 6, ст. 16 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // СЗ РФ. 2018. N 49 (часть I). Ст. 7494.

[5] См.: Риски финансовой безопасности: правовой формат: монография / О.А. Акопян, С.Я. Боженок, О.В. Веремеева и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП, Норма, ИНФРА-М, 2018. 304 с.

[6] См.: Крылова Е.Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом // Юрист. 2017. N 6. С. 11 — 15.

[7] См.: СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

[8] См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.


Рекомендуется Вам: