ЮрФак: изучение права онлайн

Использование информационных технологий при проведении налогового контроля при прекращении деятельности юридического лица

Автор: Шабанова И.Н.

Высокий интерес в правовой науке вызывает исследование влияния цифровизации на правовое регулирование общественных отношений. Необходимость правового регулирования цифровизации в налоговых отношениях имеет особую актуальность, так как, с одной стороны, возникла необходимость обработки и анализа больших массивов информации, а с другой стороны, отсутствует нормативное закрепление порядка проведения такой оптимизации системы администрирования.

Внедрение современных информационных технологий неоспоримо важно в деятельности налоговых органов. Именно налоговая служба занимает особое место в системе федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения своевременного и полного поступления в бюджет обязательных платежей. В доктринальных исследованиях, посвященных анализу правовых форм финансовой деятельности публично-правовых образований, аргументированно подтверждается, что эксплуатируемые при формировании доходов бюджетов денежные обязательства в известной мере теряются на фоне многочисленных денежных обязанностей, существующих в форме налогов, сборов, фискальных сборов и парафискалитетов, которые служат основным источником формирования публичных финансов[1]. При этом именно налоги — основа доходов бюджета любого современного государства. Как отмечается исследователями, налоговые доходы составляют от 75 до 90 процентов доходной части бюджетов публично-правовых образований. В части налоговых доходов политика государства направлена на укрепление налоговой базы бюджетных доходов при одновременном снижении налогового бремени[2]. Таким образом, получается, что само по себе функционирование государства во многом зависит от эффективности деятельности налоговых органов. Поэтому далеко не случайно, что налоговые органы являются признанными лидерами среди других государственных органов в освоении новых технологий, что является составной частью процесса внедрения и развития автоматизированных систем управления публичными финансами[3].

В декабре 2018 г. глава Федеральной налоговой службы провел презентацию о будущем налогового администрирования в рамках форума "Цифровые вершины". Предполагается, что после полной цифровизации будет создана "адаптивная платформа" налогового администрирования, которая будет работать исключительно с цифровыми источниками данных и с цифровыми идентичностями налогоплательщиков, оперирующая в режиме реального времени и со встроенным налоговым комплексом[4]. Поскольку справедливо указывается, что одним из современных способов оптимизации финансового контроля является использование информационных систем, которые позволяют в автоматизированном режиме осуществлять проверку использования бюджетных средств, выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями, соблюдения учета и отчетности и решать иные задачи финансового контроля[5].

О результативности работы налоговых органов можно судить по итогам поступлений за 2017 — 2018 гг. Так, в 2018 г. в консолидированный бюджет РФ поступило 21 328,5 млрд руб., что на 23% больше, чем в 2017 г. Рост отмечается по основным доходообразующим налогам, в том числе НДПИ — на 48,3%, по налогу на прибыль — 24,6%, по НДС — 16,4%, НДФЛ — 12,4%, имущественным налогам — на 11,7%[6].

Согласно Отчету ФНС по форме N 1-ЮР по состоянию на 1 мая 2019 г., в период с 1 января 2019 г. по 1 мая 2019 г. зарегистрировано 104 786 юридических лиц, 234 891 прекратили свою деятельность. Из них 24 617 — в связи с ликвидацией, 204 885 — в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ[7]. Можно заметить, что за четыре месяца 2019 г. исключено из ЕГРЮЛ в два раза больше юридических лиц, чем внесено.

Прекращение деятельности юридического лица влечет за собой невозможность для этого юридического лица в дальнейшем приобретать и осуществлять права и обязанности от своего имени и каким-либо образом участвовать в гражданском обороте. В зависимости от правопреемства выделяют такие виды прекращения юридического лица, как реорганизация и ликвидация. Так, реорганизация влечет за собой переход прав и обязанностей этого юридического лица к вновь созданным или уже существующим юридическим лицам, ликвидация юридического лица, в свою очередь, влечет прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидацию можно подразделить на добровольную (по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом) и принудительную (по решению суда). Гражданский кодекс содержит также понятие "недействующее юридическое лицо" (фактически прекратившим деятельность и подлежащим исключению из ЕГРЮЛ считается юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету). Исключение из ЕГРЮЛ также применяется в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи[8].

При добровольной ликвидации ликвидатор обязан сообщить в письменной форме о принятом решении в регистрирующий орган для внесения последним записи в ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации. Получив документы, налоговый орган проводит проверку как по собственным внутренним системам, так и по информационным системам других федеральных органов исполнительной власти.

Налоговым законодательством предусмотрена обязанность государственных органов сообщать в налоговые органы сведения о фактах регистрации физического лица по месту жительства; о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения и расторжения брака; о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, о транспортных средствах; о выдаче и замене документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; и др.

Таким образом, уже при подаче документов на государственную регистрацию начала процедуры ликвидации регистрирующий орган посредством баз данных осуществляет проверку паспортных данных заявителя, проверяет, не содержатся ли сведения о данном лице в реестре дисквалифицированных лиц, а также наличие сведений о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке. Так, при наличии хотя бы одного из этих признаков в отношении заявителя налоговым органом выносится решение об отказе в государственной регистрации.

Необходимо обратить внимание на Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за 2018 г., в соответствии с которым Федеральной налоговой службой России заключено более 70 соглашений об информационном взаимодействии в области осуществления государственного контроля (надзора). Такие соглашения заключены, в частности, с МВД, Банком России, СК РФ, Росреестром и др. Помимо общих целей сотрудничества на постоянной основе по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений, проводится сотрудничество по вопросам повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты обязательных платежей.

Налоговым органом введено в промышленную эксплуатацию модернизированное программное обеспечение, реализующее автоматизацию процесса проверки публикаций в средствах массовой информации о наличии данных о нахождении в стадии банкротства, проверки исполнения юридическими лицами, находящимися в стадии реорганизации, ликвидации, при уменьшении уставного капитала обязанности осуществлять публикации в органе печати[9]. Так, если в опубликованном сообщении был указан адрес места нахождения юридического лица, который впоследствии в ЕГРЮЛ был изменен либо налоговым органом внесены сведения о недостоверности этого адреса, это влечет необходимость повторной публикации сообщения с указанием достоверного адреса, а соответственно увеличение срока и стоимости такой процедуры.

Общеизвестно, что налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное ограничение не распространяется на выездную налоговую проверку, осуществляемую в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика, такая проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки[10].

В связи с тем, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации, более детально анализируется отчет "Дерево связей" — это программное обеспечение в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

Пристальный интерес вызывают налогоплательщики с высоким налоговым риском, такие организации используются для получения необоснованной налоговой выгоды. Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере). Если, к примеру, налоговым органом выявлено, что ООО "Лютик" — компания с высоким налоговым риском, то посредством отчета "Дерево связей" налоговики выявят тех, кто взаимодействовал с данной организацией (покупал или продавал товары, оказывал услуги и др.) и проверят законность возмещения НДС и обоснованность расходов у таких компаний.

Программа фиксирует два типа расхождений:

— несовпадение суммы — если сделка отражена в декларациях обоих контрагентов, но суммы налога указаны разные;

— разрыв — если сделка не отражена одним из контрагентов (он сдал нулевую декларацию, вовсе не сдал отчетность или его нет в ЕГРЮЛ).

Внедрение системы АСК НДС-2 позволило налоговым органам автоматически выстраивать цепочки формирования добавленной стоимости и пресекать попытки уклонения от уплаты НДС. Результат работы — рост налоговых поступлений и формирование модели поведения налогоплательщиков.

С 2018 г. банки были включены в работу АСК НДС-3, в связи с чем налоговая служба получает информацию с банковских счетов налогоплательщика, это означает, что поиск взаимозависимых организаций и связанных с ними физических лиц перестал быть проблемой для ФНС.

АИС "Налог-3" — новая разработка ФНС. Данные предназначены для информационно-аналитических подсистем "Досье налогоплательщика" и "Визуально-сетевой анализ". В АИС "Налог-3" планируется создание Единой задачи по автоматизации процессов анализа данных о налогоплательщиках для проведения предпроверочного анализа, для проведения камеральных налоговых проверок, а также планирования и проведения выездных налоговых проверок.

В результате проводимого налогового контроля, при наличии соответствующих оснований, налоговый орган выносит решение о проведении выездной налоговой проверки. До окончания которой, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки налогоплательщик не имеет права предоставить для государственной регистрации промежуточный ликвидационный баланс (подп. "в" п. 4 ст. 20 ФЗ N 129-ФЗ)[11], а соответственно и не допускается проведение заключительной стадии процедуры ликвидации — составление ликвидационного баланса и внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица.

Таким образом, огромные комплексы программного обеспечения налогового контроля направлены на каждый этап добровольной ликвидации налогоплательщика.

В отличие от налогового контроля при добровольной ликвидации, при исключении недействующего юридического лица для регистрирующего органа достаточно только отсутствия сведений о проводимых процедурах в деле о банкротстве такого юридического лица. К примеру, данные сведений Росреестра и ГИБДД не проверяются, т.е. юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ даже при условии наличия права собственности на недвижимое (движимое) имущество.

В результате такого подхода налоговой службы все чаще предприниматели принимают решение дождаться исключения из ЕГРЮЛ юридического лица, чем по результатам выездной налоговой проверки при ликвидации получить доначисление налогов и, как следствие, необходимость обращения в арбитражный суд с заявлением о признании такой организации банкротом.

Данные обстоятельства еще раз демонстрируют необходимость формирования правового регулирования процессов цифровизации в налоговых отношениях, определения границ возможностей применения информационных технологий при прекращении деятельности юридического лица.

Литература

1. Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / ответственный редактор И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. Москва: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. 320 с.

2. Омелехина Н.В. Бюджетное право Российской Федерации: учебное пособие / Н.В. Омелехина. Новосибирск: Наука, 2005. 421 с.

3. Омелехина Н.В. Денежные обязательства в финансовой деятельности публично-правовых образований / Н.В. Омелехина // Финансовое право. 2015. N 6. С. 3 — 8.

4. Поветкина Н.А., Хазова Е.В. Интегрированные системы управления публичными финансами в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации / Н.А. Поветкина, Е.В. Хазова // Журнал российского права. 2014. N 9 (213). С. 11 — 17.

 


[1] Омелехина Н.В. Денежные обязательства в финансовой деятельности публично-правовых образований // Финансовое право. 2015. N 6. С. 3 — 8.

[2] Омелехина Н.В. Бюджетное право Российской Федерации: учеб. пособие. Новосибирск: Наука, 2005. С. 109.

[3] См. напр.: Поветкина Н.А., Хазова Е.В. Интегрированные системы управления публичными финансами в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. N 9. С. 11 — 17.

[4] URL: https://www.kommersant.ru/doc/3827557 (дата обращения: 20.11.2019).

[5] Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. 320 с.

[6] URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 18.11.2019).

[7] URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/sta-tistics_and_analytics/forms/8376083/ (дата обращения: 18.11.2019).

[8] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СПС "КонсультантПлюс".

[9] Приказ ФНС России от 20 сентября 2017 г. N ММВ-7-6/739@ // СПС "КонсультантПлюс".

[10] См.: ст. 89 НК РФ // СПС "КонсультантПлюс".

[11] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: