ЮрФак: изучение права онлайн

Публично-правовые ограничения и запреты в праве интеллектуальной собственности

Автор: Савина В.С.

Право интеллектуальной собственности, вне всяких сомнений, относится к сфере частного права, так как регулирует права частных лиц. В случаях, когда интеллектуальные права принадлежат государству, оно использует эти права и распоряжается ими на равных началах с иными участниками гражданского оборота, что закреплено в нормах ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее — ГК РФ).

Вместе с тем нормы права интеллектуальной собственности, содержащиеся в части 4 ГК РФ [2], предусматривают ряд ограничений и запретов, направленных на охрану публичного порядка.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 1349 ГК РФ не могут быть объектами патентных прав:

1) способы клонирования человека и его клон;

2) способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека;

3) использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях;

4) результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пункте 1 рассматриваемой статьи, если они противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Пункт 2 ст. 1419 ГК РФ устанавливает, что наименование селекционного достижения должно позволять идентифицировать селекционное достижение, быть кратким, отличаться от наименований существующих селекционных достижений того же или близкого ботанического либо зоологического вида. Оно не должно состоять из одних цифр, вводить в заблуждение относительно свойств, происхождения, значения селекционного достижения, личности его автора, не должно противоречить принципам гуманности и морали.

Подпункт 5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ гласит, что в фирменное наименование юридического лица не могут включаться обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

В соответствии с п. 3 ст. 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Если проанализировать приведенные выше публичные ограничения, то станет очевидно, что они установлены в отношении объектов интеллектуальной собственности, подлежащих государственной регистрации (объекты патентных прав, фирменные наименования, товарные знаки и селекционные достижения). То есть наличие публичных ограничений содержится в соответствующих главах части 4 ГК РФ. При этом в данных главах и без того имеется большое количество норм, носящих, скорее, публичный, чем частноправовой характер. Это относится к нормам, устанавливающим административные процедуры регистрации соответствующих объектов интеллектуальной собственности.

Помимо этого, следует отметить, что указанные запреты касаются охраноспособности результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, т.е. устанавливают, какие объекты не могут быть зарегистрированы и получить правовую охрану. Исключение составляют положения п. 2 ст. 1419 ГК РФ, которые устанавливают ограничения в отношении не самих селекционных достижений (объектов интеллектуальной собственности), а их названий. Вероятно, это связано с тем, что сами по себе сорта растений и породы животных не могут противоречить общественным интересам, в то время как их названия могут отражать, например, негуманное отношение человека к животными и/или окружающей среде, что может привести к оправданию в массовом сознании жестокого обращения с животными, совершения экологических правонарушений и др. Но даже несмотря на то, что ГК РФ не устанавливает требования непротиворечия общественным интересам, принципам гуманности и морали по отношению к самим селекционным достижениям, ограничиваясь лишь соответствующим запретом в отношении их названий, несоблюдение данного запрета влечет отказ в государственной регистрации селекционного достижения, т.е. такой запрет также следует считать относящимся к критериям охраноспособности селекционных достижений.

Анализ приведенных выше публично-правовых ограничений и запретов в праве интеллектуальной собственности позволяет разделить их на две группы:

— общий запрет на регистрацию в качестве объектов интеллектуальной собственности результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали (пп. 4 п. 4 ст. 1349 ГК РФ, п. 2 ст. 1419 ГК РФ, пп. 5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ, пп. 2 п. 3 ст. 1483 ГК РФ);

— ограничения и запреты, обусловленные спецификой соответствующих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (пп. 1 — 3 п. 4 ст. 1349 ГК РФ, пп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК РФ).

Так, недопущение охраны в качестве объектов патентных прав способов клонирования человека и его клонов, способов модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека и способов использования человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях продиктовано нормами научной этики. Требование же о недопущении регистрации ложных обозначений или обозначений, способных ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя, обусловлено индивидуализирующей функцией товарных знаков.

Таким образом, основные публично-правовые запреты и ограничения в праве интеллектуальной собственности:

— касаются институтов, в регулировании которых и так сильно публично-правовое начало (объекты интеллектуальной собственности, подлежащие государственной регистрации);

— относятся к критериям охраноспособности соответствующих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

В этой связи важно отметить, что нормы авторского права подобных запретов не содержат. Так п. 5 ст. 1259 ГК РФ устанавливает, что авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. А в соответствии с п. 6 данной статьи не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Исходя из этого видно, что нормы авторского права не содержат публично-правовых запретов и ограничений, подобных тем, которые установлены в отношении объектов патентных прав, средств индивидуализации и селекционных достижений, то есть относящихся к объектам правовой охраны и критериям их охраноспособности. Думается, это обусловлено тем фактом, что объекты авторских прав не подлежат обязательной государственной регистрации и охраняются с момента их создания. В отношении регистрируемых объектов интеллектуальной собственности государство выполняет свою функцию защиты общественных интересов и социальной справедливости на этапе государственной регистрации путем непредоставления правовой охраны тем результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, которые нарушают публично-правовой порядок, что нашло свое отражение в соответствующих запретах и ограничениях.

В отношении объектов авторского права и смежных прав ситуация обстоит иным образом. Авторским правом охраняются произведения науки, литературы и искусства в связи с фактом их создания, независимо от их обнародования или опубликования. Это обусловлено тем, что произведение, хотя бы и противоречащее принципам гуманности и морали, не может нарушить ничьих прав и законных интересов (в том числе общественных), если оно "лежит в столе" у автора. Из этого можно сделать важный вывод, что объекты авторского права могут противоречить общественным интересам не в связи с предоставлением таким объектам правовой охраны, а в связи с их дальнейшим использованием и реализацией прав на них.

Однако главы 70 и 71 ГК РФ не содержат аналогичных ограничений и запретов, подобных тем, которые установлены в отношении объектов патентных прав и средств индивидуализации, даже применительно к использованию объектов авторского права и смежных прав. Вместе с тем отсутствие соответствующих публично-правовых ограничений и запретов непосредственно в нормах глав 70 и 71 ГК РФ не означает, что какие-либо публичные запреты не применяются к объектам авторского права и смежных прав в принципе. Ограничения, которые применимы к объектам авторского права и смежных прав, содержатся в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Еще одной причиной, по которой в авторском праве нет запрета на предоставление правовой охраны произведениям, нарушающим публичные интересы, является тот факт, что авторским правом охраняется только форма произведения, а не его содержание. На взгляд автора настоящей статьи, это логично, т.к. входить в противоречие с публичными интересами может именно содержание того или иного произведения. Вдобавок предоставление правовой охраны объектам авторского права в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных элементов в содержании произведения может рассматриваться как форма осуществления цензуры, что противоречит п. 5 ст. 29 Конституции Российской Федерации [3].

Однако запрет цензуры не исключает возможности применения запретов в отношении создания и использования ряда произведений науки, литературы и искусства. Так, п. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации устанавливает пределы свободы слова, а именно: "Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства". Этот пункт устанавливает основной запрет в отношении осуществления свободы творческого самовыражения автора, однако его конкретизация осуществляется в иных законодательных актах.

Например, такая конкретизация производится в Федеральном законе N 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [4] (далее — Закон об информации). Несмотря на наличие дискуссии о соотношении интеллектуальных прав и права на свободный доступ к информации, к результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации в полной мере применяются положения законодательства РФ, устанавливающего запреты в отношении распространения определенной информации.

Например, создание выражающих явное неуважение к обществу произведений и публичное их исполнение, которое совершается в целях оскорбления религиозных чувств верующих, подпадает под квалификацию их в качестве действий, являющихся, согласно п. 1 ст. 148 Уголовного кодекса Российской Федерации [5], нарушениями права на свободу совести и вероисповеданий.

Действия подобного характера указаны также в статье 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [6], в соответствии с которой к нарушениям законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях относятся, в частности, умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение, а также осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. В случае если использование произведения науки, литературы и искусства подпадает под какое-либо из вышеуказанных действий, то оно может быть квалифицировано как соответствующее административное правонарушение. Например, распространение произведений определенного содержания может быть расценено как осуществление миссионерской деятельности.

Таким образом, в ряде случаев использование охраняемых авторским правом произведений может с неизбежностью влечь совершение действий по пропаганде религиозной ненависти. В данном случае речь идет, в первую очередь, о содержании произведения, которое может включать в себя призывы определенного характера. Само собой так как в данном случае речь идет о содержании охраняемого произведения, то и данные запреты не были имплементированы напрямую в нормы глав 70 и 71 части 4 ГК РФ.

Более конкретно содержание запретов, применимых к объектам авторского права в связи с недопущением пропаганды религиозной ненависти, изложены в п. 2 ст. 14 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ред. от 06.07.2016) [7]. Согласно данному Закону основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, в частности, являются:

— нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

— действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

— принуждение к разрушению семьи;

— посягательство на личность, права и свободы граждан;

— нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

— склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

— воспрепятствование получению обязательного образования;

— принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

— воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

— побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Таким образом, запрещается не только совершение действий, но и распространение произведений, которые по своему содержанию могут возбуждать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропагандировать социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство.

Еще ряд запретов, ограничивающих творческое самовыражение граждан, содержится в Законе об информации [4], который оперирует следующими основными терминами:

— ограничение доступа к информации (ст. 9 Закона об информации);

— информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ст. 15.1 Закона об информации).

В п. 6 ст. 2 Закона об информации установлено, что доступ к информации — это возможность получения информации и ее использования. Исходя из этого, ограничение доступа к информации представляет собой сужение правовой и фактической возможности любых лиц получать и использовать такую информацию. Причем сама по себе такая информация является легальной и не относится к запрещенной. Положения данной статьи содержат указания на информацию, доступ к которой ограничен, включая государственную, коммерческую, служебную, профессиональную, личную или семейную тайны, а также персональные данные. Это означает, что распространение охраняемых авторским правом произведений науки, литературы и искусства, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне, может быть ограничено с целью недопущения раскрытия этой тайны. При этом сами такие произведения остаются легальными и будут охраняться авторским правом, а ограничения касаются исключительно их использования.

В абз. 2 п. 2 ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение возвращается автору. Данная формулировка означает, что сохранение произведения в тайне влечет переход исключительного права на соответствующее служебное произведение работодателю, то есть сохраняемое в тайне произведение охраняется авторским правом, права на него переходят к работодателю, но на его использование начинают распространяться соответствующие ограничения. Например, работодатель может ввести в отношении такого произведения режим коммерческой тайны.

Еще более показательный пример — особый порядок охраны и использования секретных изобретений, которому посвящен целый параграф (§ 7) главы 72 части 4 ГК РФ.

Таким образом, в установленных законом случаях создание и использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации может быть неразрывно связано со сведениями, составляющими ту или иную охраняемую законом тайну. В этом случае использование таких результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации должно осуществляться с соблюдением требований законодательства о защите соответствующей охраняемой законом тайны. То есть использование таких объектов интеллектуальной собственности как таковое законом не запрещено, а действующие ограничения, прежде всего, не допускают их использование третьими лицами, не имеющими оснований на доступ к охраняемой законом тайне.

В отношении термина "информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено" важно отметить, что определение данного понятия не содержится в Законе об информации. Таким образом, на основании только одной нормы Закона об информации, а также исходя из содержания самих произведений, не представляется возможным однозначно установить, какие произведения запрещено распространять на территории РФ.

Чтобы определить, использование каких произведений на территории РФ может быть запрещено в связи с тем, что их содержание подпадает под действие публично-правовых запретов, необходимо проанализировать другие нормы Закона об информации и иных законодательных актов. Так, ст. 15.1 Закона об информации называется "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Данная статья устанавливает организационные и правовые основания функционирования Единого реестра запрещенной информации доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее — Единый реестр запрещенной информации). Основания для включения в Единый реестр запрещенной информации сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресах установлены п. 5 ст. 15.1 Закона об информации.

Основаниями для включения информации в Единый реестр запрещенной информации являются:

1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети Интернет (пп. 1 п. 5 ст. 15.1 Закона об информации);

2) вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Подпункт 1 п. 5 ст. 15.1 также устанавливает закрытый перечень информации, доступ к которой может быть ограничен на основании решений уполномоченных органов:

а) материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) информацию о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

д) информацию, нарушающую требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети Интернет и иных средств связи;

е) информацию, содержащую предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Указанный выше перечень, затрагивающий произведения науки, литературы и искусства, которые не могут использоваться на территории РФ, является закрытым. Причем в ряде случаев указанные запреты относятся не ко всем способам использования произведения, а только к некоторым. Представляется, что запрет на распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, обозначает запрет на использование охраняемых авторским правом произведений, содержащих такие предложения, только в случаях доведения их до всеобщего сведения. В то время как запрет на распространение детской порнографии является абсолютным и накладывает ограничения на любые способы использования произведений, содержащих в себе такие материалы.

В пп. 2 п. 5 ст. 15.1 Закона об информации законодатель не приводит типы информации, сведения о которой могут быть внесены в Единый реестр запрещенной информации на основании судебного решения и не вводит ограничений в отношении использования произведений, в которых содержится запрещенная информация. Однако в данном случае речь идет о материалах тех или иных произведений, которые могут быть признаны запрещенными на территории РФ в соответствии с Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" N 114-ФЗ от 25.07.2002 [8] (далее — Закон о противодействии экстремистской деятельности). В соответствии со ст. 13 указанного Закона на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения и, соответственно, запрещается использование произведений, содержащих такие материалы. Также данная статья устанавливает, что информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или по месту нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, а также гражданскому, административному или уголовному делу.

В соответствии с пп. 3 ст. 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности экстремистские материалы — это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. При этом при определении того, являются ли те или иные материалы экстремистскими, данный подпункт следует толковать с учетом пп. 1 ст. 1 Закона о противодействии экстремистской деятельности, который содержит определение экстремистской деятельности.

Так, экстремистской деятельностью признается:

— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

— воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

— совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

— пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

— публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

— публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

— организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Таким образом, экстремистскими материалами могут быть признаны любые охраняемые авторским правом произведения, содержащие призывы к совершению любого из указанных выше действий, а также обоснование или оправдание совершения любого из вышеуказанных действий.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что законодательство РФ устанавливает закрытый перечень оснований для установления полных или частичных ограничений на использование тех или иных произведений науки, литературы и искусства, исходя из их содержания. При этом данный перечень содержится в разных нормативных правовых актах. Причем собственно часть 4 ГК РФ таких ограничений в отношении объектов авторского права не содержит в связи с тем, что, как было раскрыто выше, эти ограничения обусловлены в первую очередь содержанием произведения, а не его формой, в то время как авторское право охраняет только форму произведения.

Итак, произведение может содержать в себе признаки информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, однако оно будет охраняться авторским правом в отсутствие соответствующего запрета. В то же время дальнейшее использование такого произведения и реализация авторских прав будут невозможны, так как это подпадает под запрет на распространение информации, содержащейся в таком произведении.

Здесь важно отметить, что запреты, установленные информационным законодательством и законодательством о противодействии экстремизму, применяются к отношениям по поводу создания и использования не только объектов авторского права и смежных прав, но и иных объектов интеллектуальной собственности, в том числе в отношении которых установлены публично-правовые запреты и ограничения непосредственно частью 4 ГК РФ. Рассмотрим данное утверждение на примере товарных знаков.

Как отмечалось выше, в отношении регистрируемых объектов интеллектуальной собственности установлен общий запрет на регистрацию в качестве объектов интеллектуальной собственности результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали (пп. 4 п. 4 ст. 1349 ГК РФ, п. 2 ст. 1419 ГК РФ, пп. 5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ, пп. 2 п. 3 ст. 1483 ГК РФ).

Данное требование в отношении товарных знаков конкретизируется в п. 37 Приказа Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. N 482 [9], согласно которому при рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности:

— неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы);

— антигосударственные лозунги;

— слова и изображения непристойного содержания;

— призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих;

— слова, написание которых нарушает правила орфографии.

При этом неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы) и антигосударственные лозунги соотносятся с запретом на распространение экстремистских материалов. Слова и изображения непристойного содержания, а также призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, соотносятся с такими запретами, как:

а) запрет на распространение материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

б) запрет на распространение информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

в) запрет на распространение информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

г) запрет на распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;

д) запрет на распространение информации, оскорбляющей религиозные чувства верующих.

Следует также отметить, что отдельные результаты интеллектуальной деятельности не охраняются по нормам части четвертой ГК РФ в связи с тем, что в отношении их использования имеется особое правовое регулирование публичного характера, обусловленное природой данного результата и целями его создания.

Ярким примером подобных объектов правовой охраны является гимн Российской Федерации. Он представляет собой результат творческой деятельности композитора и поэта, то есть музыкально-поэтическое произведение. Музыка и основа текста были заимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Гимн может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.

Вместе с тем статья 2 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" (ред. от 21.12.2013) [10] относит Государственный гимн Российской Федерации к официальным государственным символам Российской Федерации, поэтому при определении правового режима его использования необходимо учитывать норму статьи 1259 ГК РФ об объектах авторских прав. Согласно данной норме не являются объектами авторских прав государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований.

В связи с этим перечень оснований и способов использования Государственного гимна Российской Федерации не может определяться нормами части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, он приводится в ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации". В соответствии со статьей 8 данного Закона использование Государственного гимна Российской Федерации в других музыкальных произведениях и иных произведениях искусства допускается в случаях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

До настоящего времени эти случаи и порядок не установлены. Вместе с тем не вызывает сомнений необходимость разработки в Российской Федерации нормативно-правового регулирования использования Государственного гимна Российской Федерации в музыкальных произведениях и в иных произведениях искусства. В частности, необходима конкретизация допускаемых случаев и порядка такого использования. Гимн, его составные части (музыка и текст) и их фрагменты могут быть использованы при создании различных объектов авторского права и смежных прав — фильмов, мультимедийных произведений, музыкальных и иных произведений. Кроме того, возможно размещение текста гимна в сети Интернет, рекламных буклетах, печатных изданиях, на сувенирной продукции, канцелярских товарах. В связи с этим необходимо также определить содержание категории "использование Государственного гимна Российской Федерации".

В соответствии со статьей 1270, посвященной исключительному праву на произведение, автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 Гражданского Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 статьи 1270 ГК РФ. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

По общему правилу, содержащемуся в пункте 2 статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации, использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается:

— воспроизведение произведения;

— распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

— публичный показ произведения;

— импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

— прокат оригинала или экземпляра произведения;

— публичное исполнение произведения;

— сообщение в эфир;

— сообщение по кабелю;

— перевод или другая переработка произведения;

— практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

— доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

В отношении Государственного гимна Российской Федерации также необходима конкретизация способов возможного использования. Для разработки проекта нормативно-правового акта Президента Российской Федерации необходим не только сравнительно-правовой анализ законодательства зарубежных стран, но и анализ законодательства субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также сложившейся в указанной сфере правоприменительной практики.

В частности, п. 2 ст. 23 Закона г. Москвы от 11.06.2003 N 40 "О государственной и муниципальной символике в городе Москве" (ред. от 02.11.2011) определяется, что использованием гимна города Москвы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями является изготовление и распространение аудио- и видеопродукции с записью гимна города Москвы, а также партитуры, клавира и текста гимна города Москвы [11].

В связи с вышеизложенным автор настоящей статьи считает целесообразной и возможной разработку соответствующего проекта нормативно-правового акта (указа) Президента Российской Федерации. Данный указ должен включать в себя определение понятия "использование", а также перечень случаев использования и порядок использования Государственного гимна Российской Федерации в музыкальных произведениях и иных произведениях искусства.

Подводя итоги, следует отметить, что установление общего запрета на регистрацию в качестве объектов интеллектуальной собственности результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали, само по себе не исключает применение к соответствующим результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации запретов, установленных иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Более того, с точки зрения юридической техники указанный выше общий запрет сформулирован слишком размыто, в связи с чем он требует конкретизации в подзаконных актах или иных законах. То есть запреты, содержащиеся в Законе об информации, Законе о противодействии экстремизму и иных правовых актах, дополняют и конкретизируют закрепленные в ч. 4 ГК РФ запреты.

Можно констатировать, что право интеллектуальной собственности содержит ряд публично-правовых запретов и ограничений, которые свидетельствуют о проникновении норм публичного права в данную подотрасль частного права. При этом публичные начала проявляются в праве интеллектуальной собственности неодинаково для разных институтов. Так, в институтах, которым присуща государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (патентное право, права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий), публичные начала, помимо проникновения норм административного и процессуального характера, проявляются в запретах, относящихся к охраноспособности соответствующих объектов интеллектуальной собственности.

Применительно к авторскому праву и смежным правам публичные запреты проявляются не путем их прямого закрепления в соответствующих главах части 4 ГК РФ, а в применении к отношениям по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства с учетом императивных требований иных законов и подзаконных актов, относящихся к публичным отраслям права.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 22.06.2017) // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. 25.12.2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. N 31.

4. Федеральный закон N 149-ФЗ от 27.06.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 25.11.2017) // СЗ РФ. 31.07.2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // СЗ РФ. 17.06.1996. N 25. Ст. 2954.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

7. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 29.09.1997. N 39. Ст. 4465.

8. Федеральный закон N 114-ФЗ от 25.07.2002 "О противодействии экстремистской деятельности" (ред. от 23.11.2015) // СЗ РФ. 29.07.2002. N 30. Ст. 3031.

9. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак" (ред. от 10.10.2016) (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38572).

10. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" (ред. от 22.03.2001) // СЗ РФ. 2000. N 52 (часть I). Ст. 8.

11. Закон г. Москвы от 11.06.2003 N 40 "О государственной и муниципальной символике в городе Москве" (ред. от 02.11.2011) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2003. N 44. Ст. 23.


Рекомендуется Вам: