ЮрФак: изучение права онлайн

Увольнение военнослужащих. Анализ важных споров

Автор: Сиражетдинова О.

Роль военнослужащих, обусловленная возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства и необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, требует установления соответствующих требований к данной категории лиц и детального регламентирования их правового статуса, в том числе гарантий правовой и социальной защиты.

Законодатель устанавливает общий принцип запрета увольнения граждан, проходящих военную службу по контракту и не достигших предельного возраста пребывания на военной службе, с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе". Кроме того, правоприменителю при увольнении граждан с военной службы необходимо решать много других производных задач, связанных с реализацией их прав, социальных гарантий и компенсаций, охраной их жизни и здоровья, а также иными мероприятиями, направленными на создание достойных условий жизни и деятельности, соответствующих значению военной службы в российской правовой системе.

Одним из актуальных вопросов является обеспечение жилищных прав лиц, уволенных с военной службы. Так, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в Кассационном определении от 18 августа 2016 г. N 210-КГ16-17, толкуя положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", указала, что Закон не содержит запрета на увольнение военнослужащего, обеспеченного по месту службы служебным жильем и признанного нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства, отличному от места службы. Высшая судебная инстанция сделала следующий вывод: закон (абзац 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ) устанавливает запрет на увольнение граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующем федеральном государственном органе, а ограничений, связанных с невозможностью исключения таких уже уволенных военнослужащих из списков личного состава воинской части, обеспеченных по месту военной службы жилыми помещениями, не предусмотрено. Кроме того, данное положение Закона подлежит применению в зависимости от уровня обеспеченности военнослужащего жильем. Гарантированное сохранение за уволенным военнослужащим служебного жилого помещения до обеспечения его жильем в установленных Законом формах и порядке является достаточным основанием для исключения лица, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части после осуществления с ним окончательного расчета по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению. Судебная коллегия обратила внимание нижестоящих судов на то обстоятельство, что непредоставление бывшему военнослужащему жилищной субсидии (как формы реализации права на жилье) при обеспеченности по месту службы служебным жилым помещением по установленным нормам и нахождении на учете нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства само по себе не является препятствием для увольнения в запас и исключения из списков личного состава части. По другому делу об оспаривании бывшим военнослужащим приказа об исключении его из списков личного состава до обеспечения жилым помещением в избранном месте жительства Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ (Кассационное определение от 1 октября 2015 г. N 208-КГ15-6) подтвердила устоявшуюся в судебной практике позицию о том, что непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас. Судам необходимо установить возможность проживания военнослужащего в занимаемом жилом помещении. Данная рекомендация ранее была выражена в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статуе военнослужащих", согласно которому при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимание обстоятельства. Гарантии сохранения за уволенным военнослужащим служебного жилого помещения до обеспечения жильем по избранному месту жительства, выражающиеся в том, что данное помещение никому не перераспределялось, в него никто не вселялся и гражданину, уволенному в запас, предложено занять данное жилье, свидетельствуют о соблюдении командованием жилищных прав бывшего военнослужащего. Сдача гражданином, уволенным с военной службы, служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку Закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Таким образом, судам необходимо определять, предполагает ли увольнение с военной службы необходимость освобождения гражданином занимаемого по месту военной службы служебного жилого помещения до реализации жилищных прав по избранному месту жительства.

По делу N 203-КГ18-7 Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в Определении от 9 августа 2018 г. также сформулировала важную принципиальную позицию о прохождении гражданами военной службы по контракту не на воинской должности и получении военнослужащими соответствующих дополнительных выплат к денежному довольствию после освобождения от занимаемой должности. Из системного толкования норм Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (пункты 1 и 4 статьи 42, пункт 1 статьи 43), Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (пункт 1 статьи 13), Приказа Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 г. N 3733 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" (пункт 1) следует, что прохождение военнослужащим военной службы по контракту не на воинской должности возможно лишь на основании приказа соответствующего воинского должностного лица об освобождении его от занимаемой должности и о зачислении в распоряжение командира (начальника). До освобождения такого военнослужащего от занимаемой воинской должности на основании приказа соответствующего командира (начальника) по личному составу он считается проходящим военную службу на воинской должности. Более того, такой военнослужащий, не освобожденный от воинской должности на основании приказа соответствующего должностного лица, сохраняет право на все дополнительные выплаты к денежному довольствию.

Важным для судебной практики является разъяснение Верховного Суда РФ об увольнении военнослужащего в порядке дисциплинарного взыскания. В Кассационном определении от 2 апреля 2015 г. N 202-КГ15-2 Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ указала, что дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением условий контракта не требует проведения в отношении его аттестации. Судам при рассмотрении данной категории дел необходимо проверить, соблюдены ли командованием положения Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающиеся проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка, обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства, порядка и сроков применения, а также его исполнения, что позволяет привлекаемым к дисциплинарной ответственности военнослужащим воспользоваться правами, предоставляемыми им в силу закона, в том числе правом на судебную защиту. Установление данных обстоятельств также способствует исключению произвольного увольнения военнослужащего. Порядок реализации дисциплинарной ответственности в виде невыполнения условий контракта не предполагает соблюдение заинтересованным лицом процедуры аттестации военнослужащего, которая в свою очередь не имеет правового значения и не может свидетельствовать о незаконности приказа об увольнении.

Также Верховный Суд РФ отметил, что досрочное увольнение военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта является правом командира и производится вне зависимости от волеизъявления военнослужащего (Кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 19 января 2016 г. N 207-КГ15-9). В частности, суд кассационной инстанции указал на право соответствующего должностного лица досрочно увольнять военнослужащего в связи с невыполнением условий контракта даже при наличии заключения военно-врачебной комиссии о признании заявителя ограниченно годным к военной службе. Невозможность нахождения военнослужащего на военной службе по состоянию здоровья (подпункт "г" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ) не устанавливает ограничения на его увольнение по другим основаниям. Признание военнослужащего ограниченно годным к военной службе не могло повлиять на принятие должностным лицом решения об увольнении заявителя с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

При анализе норм о праве военнослужащего уволиться по избранному им основанию (пункты 11, 12 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы) Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в Определении от 15 декабря 2016 г. N 201-КГ16-49 указала, что право военнослужащего на изменение основания увольнения с военной службы при наличии к этому необходимых условий может быть им реализовано только на основании его волеизъявления и до утраты им статуса военнослужащего. Так, обращение военнослужащего после увольнения с военной службы к командованию с рапортом об изменении основания увольнения, при соблюдении порядка увольнения и отсутствии нарушений со стороны командования при реализации прав бывшего военнослужащего, не может повлечь каких-либо правовых последствий, связанных с изменением приказа о его увольнении с военной службы.

Также Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ в Определении от 21 ноября 2017 г. N 211-КГ17-27 сформулировала позицию о праве командования выбрать образовательное учреждение при направлении военнослужащего, увольняемого с военной службы, на профессиональную переподготовку. Суд кассационной инстанции, применив нормы пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункта 5 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", указал, что право военнослужащего на профессиональную переподготовку реализуется в порядке и на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а сама переподготовка не может превышать четырех месяцев. Верховный Суд РФ обратил внимание судов, что профессиональная переподготовка на освоение военнослужащими нового вида профессиональной деятельности и приобретение новой квалификации имеют целью способствовать адаптации военнослужащих к новым экономическим и социальным условиям жизни и деятельности после увольнения с военной службы, а также повышение их конкурентоспособности на рынке труда. Таким образом, право выбора образовательного учреждения для направления военнослужащего на профессиональную переподготовку предоставлено исключительно командованию и не зависит от волеизъявления военнослужащего. Намерение военнослужащего, увольняемого с военной службы, повысить профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации не получит судебную защиту, если профессиональная переподготовка по одной из гражданских специальностей противоречит целям законодательства о военной службе. В ведомственных нормативных актах установлен приоритет осуществления профессиональной переподготовки военнослужащих в образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения военной службы. При невозможности пройти обучение по месту прохождения военной службы военнослужащие направляются на обучение в образовательные учреждения, расположенные в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах (Приказ ФСБ РФ от 26 января 2009 г. N 22 "О порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей").

Анализ актуальной судебной практики позволяет сделать вывод, что большая часть рассматриваемых судами дел — о последствиях увольнения граждан с военной службы, в частности о жилищном, материальном обеспечении, профессиональной переподготовке по гражданским специальностям. Правоприменители, учитывая статус военнослужащих, пресекают злоупотребление бывшими военнослужащими своими правами, и защищают публичные интересы в области военной безопасности Российской Федерации.


Рекомендуется Вам: