ЮрФак: изучение права онлайн

К вопросу об использовании объектов интеллектуальной собственности в предвыборной агитации

Автор: Никишов А.Б.

Под агитацией, в силу действующего законодательства, понимают деятельность, которая осуществляется в период организации и проведения выборов или референдума и имеющая перед собой цель побудить избирателей к голосованию за кандидата (против кандидата) или решить конкретные вопросы на всенародном обсуждении.

Действующее законодательство о выборах и референдуме выделяет следующие формы проведения агитации:

1. Проведение публичных мероприятий. Правовое регулирование публичных мероприятий осуществляется в соответствии с ФЗ N 54 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" [2]. Положения ст. 9 ФЗ N 54 посвящены предварительной агитации. При этом сам по себе Закон не содержит положений об охране интеллектуальных прав, хотя при указанной агитации используются различные печатные и аудиовизуальные материалы.

Применительно к ситуации, которая относится к организации и проведению выборов, когда проводятся публичные мероприятия, связанные с агитационной деятельностью в процессе предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, на осуществляющих агитацию субъектов распространяются нормы положений ст. 56 ФЗ N 67.

2. Выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов. Печатная продукция (буклеты, листовки), аудиовизуальные произведения (например, предвыборный ролик) являются объектами гражданского оборота, на которые распространяется законодательство об интеллектуальной собственности. Поэтому, в первую очередь, необходимо обратиться к нормам гражданского законодательства.

В целях исследования указанной проблематики необходимо установить, что же понимается под использованием результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Положениями части IV Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее — ГК РФ) закреплена правовая охрана и защита прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права определяются как субъективные гражданские права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Интеллектуальные права распространяются на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, но при этом никак не влияют на материальный носитель, в котором как раз выражен тот или иной результат интеллектуальной деятельности, а также не зависят от права собственности на этот материальный носитель.

В ст. 1229 ГК РФ раскрывается содержание исключительного права. Как правило, выделяют два элемента содержания исключительного права: право использования и право распоряжения.

Во-первых, правообладатель вправе использовать свой результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации самостоятельно, т.е. решить, каким образом использовать объект интеллектуальных прав или не использовать его вообще. Для некоторых категорий объектов предусмотрены ограничения: например, переводчик или автор производного произведения не может использовать свое произведение без согласия автора первоначального произведения, на чьей основе был сделан перевод или переработка.

Во-вторых, правообладатель вправе распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации (например, отчуждать третьим лицам). Право распоряжения направлено не на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, а на само исключительное право [3]. Так, правообладатель путем заключения договора отчуждения исключительного права может передать свои права другому лицу. При этом исключительное право на передаваемый объект интеллектуальных прав у правообладателя прекращается, и оно переходит к другому лицу.

В-третьих, необходимо выделить еще одно субъективное право правообладателя, который вправе на законных основаниях запретить или разрешить третьим лицам пользоваться результатом его интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации. В силу особенностей природы исключительного права в данном случае речь идет об автоматическом запрете на использование третьими лицами результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Исключительное право подразумевает, что только правообладатель может использовать принадлежащий ему объект интеллектуальных прав. Разрешение использования объектов интеллектуальных прав другими лицами осуществляется путем заключения лицензионного договора, который может быть возмездным и безвозмездным.

ГК РФ закрепляет способы использования объектов интеллектуальных прав, среди которых, например, воспроизведение, публичное исполнение и т.д. Данный перечень является исчерпывающим.

В связи с тем что круг объектов интеллектуальных прав, используемых при организации и проведении выборов или референдума, ограничен, необходимо рассмотреть способы использования исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, которые непосредственно задействованы в организации и проведении выборов и референдума. Поэтому среди способов такого использования стоит выделить:

— использование музыкальных произведений с текстом и без;

— использование фотографических произведений;

— использование произведений литературы;

— использование аудиовизуальных произведений;

— использование товарного знака.

Исключительное право по своей природе является абсолютным, поэтому и способы его использования представлены в открытом перечне. Основные способы использования произведения перечислены в ст. 1270 ГК РФ, при этом их можно разделить на две группы:

1. Способы, связанные с созданием материального экземпляра произведения: воспроизведение, распространение, импорт оригинала или экземпляра произведения, прокат оригинала или экземпляра произведения, практическая реализация архитектурного, дизайнерского, садово-паркового или градостроительного проекта.

2. Способы, связанные с использованием произведения без создания материального носителя: публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир, ретрансляция, перевод или переработка, использование в информационно-коммуникационной сети Интернет.

При этом стоит учитывать, что "воспроизведение" и "исполнение" являются различными категориями. Так, под "воспроизведением" понимается изготовление экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Под "исполнением" понимается "представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ аудиовизуального произведения" [4].

Лицо, которое является обладателем исключительного права на товарный знак, вправе размещать товарный знак:

— на товарах, в том числе на упаковке и этикетке товаров;

— при выполнении работ и оказании услуг;

— на документации, связанной с введением товара в гражданский оборот;

— в информационно-коммуникационной сети Интернет.

Таким образом, автор или правообладатель объекта интеллектуальных прав вправе использовать свой объект интеллектуальных прав любым законным способом: например, размещать на агитационной продукции товарный знак и символику, использовать объекты изобразительного или фотографического искусства, включать музыку в аудиовизуальное проведение — предвыборный ролик и т.п.

Однако если кандидат не является автором такого объекта интеллектуальных прав, но он хочет использовать его в своей агитационной продукции, необходимо получить разрешение от законного автора или правообладателя на использование данного результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Правообладателями средств индивидуализации зачастую являются политические партии, и по общему правилу такие организации выдают разрешение на использование своей символики перед началом выборов.

Наиболее распространенным способом использования объектов интеллектуальных прав является их передача по договору, например, по договору отчуждения или лицензионному договору. В случае если кандидат или политическая партия специально заказывают создание результата интеллектуальной деятельности (например, предвыборный ролик), применяются нормы о договоре авторского заказа.

Избирательные комиссии обязаны при приеме агитационных материалов проверять их на соответствие избирательному законодательству, т.е. по факту дать оценку представленным материалам.

В связи с этим во избежание судебной волокиты или снятия кандидата предлагается, чтобы избирательные комиссии осуществляли проверку представленных материалов на соответствие законодательству об интеллектуальной собственности, а именно: комиссия должна требовать документы, подтверждающие исключительное право или его переход на содержащийся в агитационном материале объект интеллектуальных прав.

В то же время использование объектов интеллектуальных прав в агитационных материалах не всегда является нарушением законодательства об интеллектуальной собственности. Гражданскому законодательству уже давно известен такой институт, как свободное использование объектов интеллектуальных прав. В этом случае использование результата интеллектуальной деятельности не будет нарушать исключительное право автора или правообладателя.

Так, например, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее — ТРИПС) [5] упоминает о возможности установления изъятий и ограничений исключительного права, не наносящих ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляющих необоснованным образом законные интересы правообладателей.

Допустимо ограничение исключительного права при использовании объекта интеллектуальной собственности, например, в личных и научных целях, а также в целях цитирования. ГК РФ к свободному использованию относит определенные случаи использования, которые составляют закрытый перечень. Однако по общему правилу свободное использование произведений допускается, если они перешли в общественное достояние, т.е. исключительное право на которые перестало действовать. Так, например, кандидаты зачастую используют в агитационных материалах цитаты или фрагменты произведений классиков литературы.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Парламентская газета. N 214 — 215. 21.12.2006.

2. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // Собрание законодательства РФ. 21.06.2004. N 25. Ст. 2485.

3. Право интеллектуальной собственности: учебник / Е.В. Бадулина, Д.А. Гаврилов, Е.С. Гринь и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 1: Общие положения. 512 с.

4. Право интеллектуальной собственности: учебник для академического бакалавриата / под. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Издательство "Юрайт", 2016. С. 59.

5. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) [рус., англ.] (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Соглашение на русском языке опубликовано в издании: Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2818 — 2849. Соглашение на английском языке опубликовано в издании: Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. V). С. 2336 — 2369, статья 13.


Рекомендуется Вам: