ЮрФак: изучение права онлайн

Проблемы систематизации классификации произведений

Автор: Шостак И.В.

Существует великое множество охраняемых объектов авторского права и, соответственно, также много попыток классифицировать эти объекты, придать им определенную систему. Большое количество объектов и классификаций в этой сфере связано прежде всего с тем, что объекты творчества сложно поддаются формальным юридическим определениям, непоколебимым правилам и исчерпывающим перечням. Кроме того, здесь юридическая наука тесно связана со сферой искусства, где существуют свои определения и классификации, которые мы, юристы, часто заимствуем для определения юридических терминов и правового регулирования объектов творчества. Тем не менее важно понимать, что попытки систематизировать виды объектов авторского права необходимы, так как определение того или иного объекта как охраняемого и отнесение его к определенному виду будут влечь и особенности его правового регулирования, а также применения на практике тех или иных норм в рамках регулятивных и охранительных отношений по поводу этого объекта.

В качестве объектов авторского права охраняются произведения, поэтому классификация объектов авторского права — это классификация охраняемых произведений. В соответствии со статьей 1259 Гражданского кодекса РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения [1]. В данном определении уже заложена первая классификация, но о ней чуть позже. Начать все же хочется с перечня произведений, который далее приводит законодатель в указанной статье Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Назовем эту первую классификацию нормативной, от нее необходимо отталкиваться для составления юридически значимых классификаций. Итак, в п. 1 ст. 1259 ГК РФ перечислены следующие виды охраняемых произведений:

— литературные произведения;

— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

— хореографические произведения и пантомимы;

— музыкальные произведения с текстом или без текста;

— аудиовизуальные произведения;

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

— географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

— другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Приведенная законодателем классификация произведений зависит от жанра или сферы творческой деятельности (литературные произведения, произведения изобразительного искусства (ИЗО), фотографии, карты и т.д.) и, соответственно, особенностей правового регулирования. Особняком в этой классификации указаны программы для ЭВМ, которые почему-то находятся вне этого перечня: их спецификой является то, что они охраняются как литературные произведения. Однако у программ для ЭВМ есть и свои "собственные" особенности правового регулирования: этим особенностям посвящены как минимум статьи 1261 и 1262 ГК РФ. Также за пределами перечня охраняемых произведений находятся базы данных. Очевидно, и законодатель это прямо устанавливает, что указанный перечень является открытым. Однако мы все же можем установить такие отдельные объекты авторского права, как программы для ЭВМ и базы данных (кроме того, они названы таковыми в иных нормах ГК), поэтому предполагается целесообразным включить их в общий перечень охраняемых произведений.

Есть еще один спорный момент в данном перечне объектов. Прежде всего, произведения декоративно-прикладного искусства (ДПИ) являются разновидностью произведений изобразительного искусства, хотя из действующих норм ГК РФ этот вывод не следует. Статья 1259 ГК отдельным видом указывает произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и отдельно — произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. Из этого следует, что законодатель теперь не относит произведения ДПИ к произведениям изобразительного искусства. Такая формулировка в ГК РФ представляется странной. Ведь декоративный характер произведений свидетельствует об отнесении их к произведениям изобразительного искусства, а прикладной характер отличает эти произведения от других произведений ИЗО [2, с. 17 — 18]. Кроме того, произведения сценографического искусства по своей сути не имеют столько общего с произведениями ДПИ, чтобы стоять с ними в одном ряду в перечне.

Что касается произведений изобразительного искусства в целом, то их практически невозможно точно классифицировать из-за их многообразия. В.В. Ефремова в своем диссертационном исследовании предложила выделить основной признак произведений искусства (изобразительного и других) — изобразительность. Изобразительность — это способ воспроизведения средствами искусства (или способ объективации) авторского замысла.

Этот признак, отличающий данную группу объектов авторского права от других произведений искусства, а также от произведений науки и литературы, сделал возможным предоставление их авторам дополнительного права — права доступа. Кроме того, указанный автор предлагает классификацию произведений, носящих черты изобразительности. Они разделяются по составу на следующие виды:

— простые произведения, т.е. целостные произведения изобразительного искусства (например, произведения живописи) или неизобразительного искусства с чертами изобразительности (например, декоративно-прикладного искусства);

— сложные произведения (совокупность произведений разных видов изобразительного искусства или совокупность произведений разных видов искусства, образующих единое художественное целое).

Сложные произведения, созданные в результате творческого синтеза произведений изобразительного искусства, и произведения изобразительного искусства могут пользоваться одинаковым правовым режимом, а их авторы могут быть уравнены в правовом положении. В свою очередь, сложные произведения как совокупность произведений разных видов искусства могут быть отнесены к категории "других произведений", обеспеченных правовой охраной ч. 4 ГК РФ (п. 1 ст. 1259) [6].

Далее перейдем к классификации более общей, содержащейся в начале п. 1 ст. 1250 ГК РФ — это деление объектов авторского права на произведения науки, литературы и искусства.

А.П. Сергеев указывает, что произведениями науки являются любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности, включая произведения научной литературы. Произведениями литературы признаются художественные произведения, выраженные в словесной форме. К произведениям искусства относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, музыки, кино, театра и т.д. [3, с. 125].

Далее А.П. Сергеев сразу отвечает на вопрос о необходимости расширительного толкования такой классификации, то есть будет ли пользоваться правовой охраной произведение, обладающее всеми признаками объекта авторского права, но не относящееся прямо к сфере науки, литературы и искусства, например, произведение технического творчества. Охраной по действующему законодательству пользуются любые произведения, в которых проявляется творчество и которые обладают всеми предусмотренными законом признаками объекта авторского права. В частности, разработки по созданию новой техники могут быть отнесены к сфере научной деятельности, так как введение в авторское право особого понятия "техническое творчество" едва ли оправдано. Таким образом, понятием "произведение науки, литературы и искусства" охватываются все виды охраняемых авторским правом творческих произведений [3, с. 125].

Представляется, что "произведения науки, литературы и искусства" — это собирательное понятие, объединяющее в себе все виды произведений. Во всяком случае так сложилась практика применения данного словосочетания.

Пункт 2 ст. 1259 ГК РФ указывает на охрану таких видов произведений, как производные и составные произведения. Основываясь на этих нормах, можно вывести следующие классификации произведений. По степени оригинальности или самостоятельности произведения делятся на первоначальные (оригинальные) и производные.

Производные произведения — это произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Возникает сложность относительного того, как назвать антоним производного произведения, то есть произведения, которое при создании не основывалось ни на каком другом. Многие авторы предлагают термин "оригинальные"[1]. Однако такой термин можно использовать лишь с определенной долей условности, так как если первые произведения являются оригинальными, то производные — нет? Такого быть не может, ведь производные произведения, охраняемые авторским правом, обладают всеми необходимыми признаками объекта авторского права, а значит, носят творческий характер и, следовательно, являются оригинальными. Признак самостоятельности применять уместнее. Предлагается классифицировать объекты по данному признаку на самостоятельные и производные.

Также в п. 2 ст. 1259 ГК РФ установлено, что составные произведения подлежат охране авторским правом. Таким образом, в зависимости от наличия частей в произведении они делятся на простые и составные.

Простые произведения представляют собой произведения, созданные творческим трудом одного или нескольких авторов, являющиеся единым целым или состоящие из частей, которые также созданы этим автором (этими авторами). Составные произведения представляют собой результат творческого труда по подбору или расположению материалов. То есть творческим является именно расположение и подбор материалов. Сами материалы могут быть как произведениями других авторов, так и информацией, вовсе не охраняемой авторским правом.

В соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

В данных нормах законодатель, прежде всего, перечисляет основные виды производных и соответственно составных произведений, а также указывает, на что именно у субъектов авторского права возникают авторские права: у авторов производных произведений — на переработку (на результат переработки первоначального произведения), у составителя (автора составного произведения) — на подбор и расположение материалов, то есть на составное произведение.

В норме в скобках указан термин "составительство". Подразумевается, что составительство — это синоним подбора и расположения материала. Представляется, что данный термин является весьма приблизительным, так как глаголы "подобрать", "расположить" и "составить" имеют разное смысловое значение. С другой стороны, термин "составить" можно пояснить через слова "подобрать" и "расположить". Однако составительство подразумевает деятельность, а авторское право возникает на произведения, то есть на результат интеллектуальной деятельности. В связи с тем что объектом авторского права является произведение, с той же мерой условности можно использовать и термин "составное произведение". Данный термин используется в рассматриваемой статье в контексте "автор составного произведения". Предлагается же использовать такую формулировку: автору-составителю принадлежит авторское право на составное произведение [4, с. 16]. Кроме указанных примеров в ст. 1260 к составным произведениям можно отнести и многие другие, например, хрестоматию, справочник, периодическое издание.

В соответствии с п. 3 ст. 1259 ГК РФ авторским правом охраняются как обнародованные, так и необнародованные произведения. Основываясь на ст. 1268 ГК РФ о праве автора на обнародование, можно определить, что обнародованные произведения — это произведения, ставшие по воле правообладателя доступными для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Обнародованные и опубликованные произведения — это на сегодняшний день не синонимы, так как опубликование — это один из способов обнародования. Соответственно, необнародованные произведения — это произведения, охраняемые авторским правом, но не доступные для всеобщего сведения.

Также из п. 3 ст. 1259 ГК РФ следует, что произведения охраняются только в том случае, если они выражены в какой-либо объективной форме, позволяющей воспринимать произведение человеком с помощью органов чувств. Закон не может содержать исчерпывающий перечень таких форм, но все же основными являются следующие произведения в зависимости от формы выражения (объективации):

— устные произведения;

— письменные произведения;

— произведения в форме изображения;

— произведения в форме звуко- или видеозаписи;

— объемно-пространственные произведения;

— произведения, созданные в иной форме.

В зависимости от цельности охраны можно выделить:

— произведение в целом;

— название произведения;

— часть произведения;

— персонаж.

В п. 7 ст. 1259 ГК РФ говорится, что авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п. 3 рассматриваемой статьи, то есть они должны быть выражены в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Однако не любое название и персонаж будут подлежать самостоятельной охране.

Название произведения — это слово или словосочетание, которое часто отображает суть произведения, которое создается автором. Название будет охраняться авторским правом как самостоятельный объект, если оно будет новым и оригинальным само по себе, то есть будет носить творческий характер. Часть произведения может быть абсолютно разной по объему (несколько фраз, фрагмент или большая половина произведения). Для охраны части произведения необходимо, чтобы она обладала критериями охраноспособности. Персонаж — это действующее лицо произведения, главный или второстепенный герой, человек, животное, выдуманный субъект. Если сам по себе персонаж обладает отличительными признаками новизны и оригинальности, то он будет охраняться как самостоятельный объект авторского права.

Верховный Суд РФ определил свою позицию в п. п. 9 и 10 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 года: "Незаконное использование части произведения, названия произведения, персонажа произведения является нарушением исключительного права на произведение в целом, если не доказано, что часть произведения является самостоятельным объектом охраны… Истец, обращающийся в суд за защитой прав на персонаж как на часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности" [5].

В зависимости от основания и цели создания, произведения можно классифицировать следующим образом:

— самостоятельные произведения;

— служебные произведения;

— произведения, созданные по заказу.

С юридической точки зрения, самостоятельно созданные произведения — это произведения, созданные по собственной инициативе автора (авторов). Фактически инициатором создания может быть и не сам автор. Служебные произведения — это произведения науки, литературы или искусства, созданные в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ). По общему правилу авторские права принадлежат автору, а исключительное право использования — работодателю, если иное не предусмотрено договором.

Произведениям, созданным по заказу, посвящена ст. 1296 ГК РФ. Исключительное право на произведение (программу для ЭВМ, базу данных или иное произведение), созданное по договору, предметом которого было создание такого произведения (по заказу), принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное. То есть при создании "заказных" произведений авторские права принадлежат исполнителю (автору), а исключительное право использования — заказчику, если стороны не установили иное. Особое внимание в норме уделено программам для ЭВМ и базам данных, хотя по заказу может создаваться любое произведение.

В зависимости от охраны в данный момент можно выделить охраняемые произведения и произведения, перешедшие в общественное достояние. Так как авторские права носят срочный характер, то охраняемые произведения — это те, на которые действует исключительное право использования в соответствии со ст. 1281 ГК РФ. В самом общем виде срочность можно представить так: исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ).

После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства (как обнародованное, так и необнародованное), переходит в общественное достояние. Переходу произведений в общественное состояние посвящена ст. 1282 ГК РФ. Речь идет о произведениях, которые отвечают всем необходимым признакам охраняемого объекта авторского права, но на которые перестало действовать исключительное право использования. Нахождение произведения в общественном достоянии означает, что произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (п. 2 ст. 1282 ГК РФ).

Таким образом, подводя итог, можно выделить следующие классификации произведений.

1. На основании ст. 1259 ГК РФ произведения делятся на следующие виды:

— литературные произведения;

— драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

— хореографические произведения и пантомимы;

— музыкальные произведения с текстом или без текста;

— аудиовизуальные произведения;

— произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

— произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

— географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

— другие произведения.

Добавим в этот перечень программы для ЭВМ и базы данных.

2. В зависимости от жанра (сферы деятельности) произведения делятся на следующие виды:

— произведения науки;

— произведения литературы;

— произведения искусства.

3. По степени самостоятельности (оригинальности) произведения могут быть:

— первоначальными (оригинальные, самостоятельные);

— производными.

4. В зависимости от наличия частей в произведении, которые являются произведениями других авторов или не охраняемыми объектами, произведения делятся на следующие виды:

— простые произведения;

— составные произведения.

5. По доступу для всеобщего сведения произведения делятся на следующие виды:

— обнародованные;

— необнародованные.

6. По форме выражения произведения делятся на следующие виды:

— устные произведения;

— письменные произведения;

— произведения в форме изображения;

— произведения в форме звуко- или видеозаписи;

— объемно-пространственные произведения;

— произведения, выраженные в иной форме.

7. В зависимости от цельности охраны можно выделить:

— произведение в целом;

— название произведения;

— часть произведения;

— персонаж.

8. В зависимости от основания и цели создания произведения можно классифицировать следующим образом:

— самостоятельные произведения;

— служебные произведения;

— произведения, созданные по заказу.

9. В зависимости от охраны в данный момент можно выделить:

— охраняемые произведения;

— произведения, перешедшие в общественное достояние.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

2. Шостак И. Особенности правового регулирования произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства в Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2019. N 4. С. 15 — 22.

3. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2003. 752 с.

4. Шостак И. Проблемы правового регулирования составных произведений в Российской Федерации // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2019. N 1. С. 13 — 22.

5. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав. Утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 23 сентября 2015 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2015. N 11.

6. Ефремова В.В. Авторское право на произведения изобразительного искусства в России и Франции: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. URL: https://www.dissercat.com/content/avtorskoe-pravo-na-proizvedeniya-izobrazitelnogo-iskusstva-v-rossii-i-frantsii (дата обращения: 21.01.2019).

 


[1] LawBook.online. Оригинальные произведения [Электронный ресурс]. URL: https://lawbook.online/avtorskoe-pravo-rf/221-originalnyie-proizvedeniya-31995.html (дата обращения: 24.01.2019).


Рекомендуется Вам: