ЮрФак: изучение права онлайн

Договоры инвестирования, заключаемые с использованием инвестиционных платформ путем приобретения утилитарных цифровых прав

Автор: Андреев В.К.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года"[1] поставлена задача создать систему правового регулирования цифровой экономики, применяя гибкий подход в каждой сфере экономики, а также сформировать гражданский оборот на основе цифровых технологий.

Существенным вкладом в становление правовых основ цифровой экономики явился Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"[2]. В нем даны определение цифровых прав и их характеристика как имущественных прав наряду с безналичными денежными средствами и бездокументарными ценными бумагами. Важными особенностями цифровых прав являются непременное обозначение их в качестве таковых в законе и определение их содержания и порядка осуществления в соответствии с правилами информационной системы.

В Федеральном законе от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[3] (далее — Закон о привлечении инвестиций), который является предметом анализа настоящей статьи, прямо указано, что утилитарные цифровые права являются видом цифровых прав (п. 1 ст. 8).

В ст. 160 ГК РФ предусмотрено, что письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки. Важным моментом внедрения цифровых технологий в гражданский оборот стало дополнение ст. 309 ГК РФ о том, что условиями сделки может быть предусмотрено исполнение сторонами обязательств при наступлении определенных обстоятельств без дополнительного волеизъявления сторон, направленного на исполнение обязательства путем использования определенных в сделке информационных технологий.

Нет необходимости такие действия сторон называть смарт-контрактом, как было сделано в свое время в пояснительной записке к законопроекту N 424632-7. Дело в другом: воле лица, выраженной с помощью технических средств в соответствии с правилами информационной системы, придается правовое значение, аналогичное обычному волеизъявлению гражданина или юридического лица.

Надо отметить, что в данной ситуации речь идет не о быстроте (smart — умный, быстрый) исполнения договора инвестирования, а только о его заключении с помощью информационных технологий и технических средств инвестиционной платформы. Содержание договора инвестирования складывается из суммы принятых инвестиционных предложений лица, привлекающего инвестиции, и сформированных существа и количества, порядка осуществления утилитарных цифровых прав лица, привлекающего инвестиции. Договор инвестирования возникает при достижении максимального уровня денежных средств инвесторов, перечисленных с номинального счета оператора инвестиционной платформы на банковский счет лица, привлекающего инвестиции.

Анализ Закона о привлечении инвестиций показывает, что стороны этого договора непосредственно не вступают в отношения между собой, а действуют через оператора инвестиционной платформы. Можно сказать, что такие договоры инвестирования заключаются в самоисполняющемся режиме умного контракта.

В Законе о привлечении инвестиций используются понятия, которые необходимы для заключения именно таких договоров инвестирования, ими являются "инвестиционная платформа", "участники инвестиционной платформы", "оператор инвестиционной платформы", "инвестиционное предложение", "правила инвестиционной платформы". Обычные для инвестиционной деятельности понятия, такие как "инвестор", "инвестиции", "способы инвестирования", получают в анализируемом законе специальное закрепление.

Ключевым моментом в осуществлении деятельности оператора по организации привлечения инвестиций является раскрытие правил инвестиционной платформы, в которых содержатся условия договора об оказании услуг по привлечению инвестиций и договора об оказании услуг по содействию в инвестировании, способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы, требования к содержанию инвестиционного предложения, порядок его принятия и другие правила (ст. 4 Закона о привлечении инвестиций). Правила инвестиционной платформы представляют собой, на мой взгляд, примерные условия договора (ст. 427 ГК РФ) и должны утверждаться на общем собрании участников (акционеров) общества как внутренние документы юридического лица (п. 5 ст. 52 ГК РФ). Оператор инвестиционной платформы вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила инвестиционной платформы, но они не могут распространяться на отношения между участниками инвестиционной платформы и ее оператором, возникшие до вступления в силу таких изменений.

Инвестирование с использованием инвестиционной платформы может быть осуществлено только способами, указанными в Законе о привлечении инвестиций, прежде всего путем предоставления займов и приобретения определенных видов эмиссионных ценных бумаг. Не могут размещаться с использованием инвестиционной платформы ценные бумаги кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурные облигации, предназначенные для квалифицированных инвесторов (ст. 51.2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"[4] (далее — Закон о рынке ценных бумаг)). Признание физического лица квалифицированным инвестором осуществляется по его заявлению оператором инвестиционной платформы.

Специальным способом инвестирования с использованием инвестиционной платформы является приобретение утилитарных цифровых прав, который будет в дальнейшем рассмотрен.

В Законе о привлечении инвестиций предусмотрено регулирование возникновения и обращения утилитарных цифровых прав, выдачи и обращения ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права, что повлекло дополнение Закона о рынке ценных бумаг и ряда других федеральных законов нормами о возможности учета цифровых прав в депозитарии, особенностях размещения эмиссионных ценных бумаг с использованием инвестиционной платформы и т.д.

Закон о привлечении инвестиций предъявляет дополнительные требования при инвестировании с использованием инвестиционной платформы путем приобретения утилитарных цифровых прав, в частности, она должна обеспечивать наличие уникальных условных обозначений утилитарного цифрового права при одинаковых утилитарных цифровых правах, позволяющих идентифицировать их как в инвестиционной платформе, так и вне ее, а также отличать утилитарные цифровые права без обращения к информации об их содержании (п. 4 ст. 11 Закона о привлечении инвестиций).

Для приобретения, а точнее, создания утилитарных цифровых прав инвестиционная платформа оператора должна иметь технические средства, на которых хранится база данных, а сама база данных находиться под управлением программ, установленных на узлах платформы. Информационные технологии инвестиционной платформы должны осуществляться в автоматическом режиме (без участия человека), а оператор обязан обеспечить всем участникам инвестиционной платформы техническую возможность приобретать утилитарные цифровые права при их обращении, знакомиться с их содержанием, осуществлять и распоряжаться ими.

Дополнительные требования к инвестиционным платформам, с использованием которых приобретаются ценные бумаги или утилитарные цифровые права, могут быть установлены нормативными актами Банка России.

Определяя способ инвестирования с использованием инвестиционных платформ путем приобретения утилитарных цифровых прав, законодатель указывает, что могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться утилитарные цифровые права, как то: право требовать передачи вещи (вещей), право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) права использования результатов интеллектуальной деятельности, право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг. Названные права признаются утилитарными цифровыми правами, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы путем принятия инвестиционного предложения лица, привлекающего инвестиции, и перечисления на его банковский счет денежных средств инвесторов.

Оставляя за рамками существенные условия, которые характерны для обычного договора инвестирования, отмечу, что в инвестиционном предложении должны быть указаны также срок действия такого предложения и минимальный объем денежных средств инвесторов, что является необходимым условием для заключения договора инвестирования. В инвестиционном предложении также должен быть указан максимальный объем денежных средств инвесторов, по достижении которого действие инвестиционного предложения прекращается. Инвестиционное предложение о заключении договора о приобретении утилитарных цифровых прав должно содержать условия их обращения и прекращения. Эти позиции инвестиционного предложения следует рассматривать как существенные условия договора инвестирования, заключаемого с использованием инвестиционной платформы (абз. 2 п. 1 ст. 435 ГК РФ).

В случае инвестирования с использованием инвестиционной платформы путем приобретения утилитарных цифровых прав последние не могут возникнуть у их первого приобретателя на счете, открытом в депозитарии.

Лицо, привлекающее инвестиции, определяет в соответствии с правилами инвестиционной платформы содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав, точно называя существо права (требования), например: передача здания в собственность или аренду, порядок осуществления утилитарных цифровых прав и их количество. Содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав определяются в инвестиционной платформе на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании, которые оператор инвестиционной платформы соответственно заключает с лицом, привлекающим инвестиции, инвестором.

Указанные договоры являются договорами об оказании услуг по предоставлению информации и ныне регулируются ст. 783.1 ГК РФ, заключаются путем присоединения к условиям, которые определяются оператором в правилах инвестиционной платформы. Эти договоры являются разновидностью договора возмездного оказания услуг, однако плата за оказание услуг по привлечению инвестиций и (или) плата за оказание услуг по содействию в инвестировании не взимается, если это предусмотрено правилами инвестиционной платформы. Особенностью договора об оказании услуг по предоставлению информации является обязанность одной из сторон или обеих сторон не совершать в течение определенного периода действий, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам.

Ответственность оператора наступает за раскрытие недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации об инвестиционной платформе и операторе, а также нарушения правил инвестиционной платформы. За нарушения условий договора по предоставлению информации оператор несет ответственность по правилам ст. 393 ГК РФ.

Возникновение утилитарного цифрового права, его осуществление, распоряжение им, в том числе передача, залог, обременение утилитарного цифрового права другими способами, или ограничение распоряжения утилитарном цифровым правом возможны только в инвестиционной платформе. Более широкий диапазон проявления утилитарного цифрового права, чем в п. 1 ст. 141 ГК РФ, вызван необходимостью обязательного предусмотрения в правилах инвестиционной платформы порядка внесения информации о возникновении, переходе и прекращении утилитарного цифрового права и определения момента, с которого такая информация считается внесенной в инвестиционной платформе.

В случае прекращения по основаниям, предусмотренным ст. 407 ГК РФ, обязательства, права по которому являются утилитарными цифровыми правами, в инвестиционной платформе должна быть внесена информация об их прекращении.

Утилитарные цифровые права как имущественные права принадлежат лицу, привлекающему инвестиции. Существование инвестиционной платформы подтверждается выпиской из реестра договоров, выдаваемой оператором. Действия с утилитарными цифровыми правами возможны только в инвестиционной платформе, и они представляют собой информацию о возникновении, переходе и прекращении утилитарного цифрового права, и с этого момента такая информация считается внесенной в инвестиционную платформу. Утилитарные цифровые права являются объектами гражданских прав, осуществление и другие операции с ними производятся в автоматическом режиме. В этих условиях вряд ли можно говорить о принадлежности цифрового права гражданину или юридическому лицу и разграничивать субъективное право и объект права. Происходит стирание грани между самим правом, принадлежащим гражданину или юридическому лицу, и объектом права, поскольку действия, операции с утилитарными ценными правами происходят без непосредственного обращения к субъектам гражданского права. Замена физического контакта на обмен информацией через оператора влияет на заключаемый договор инвестирования. Возникает вопрос: а какова роль оператора инвестиционной платформы, если не учитывать, что он становится стороной в договорах по предоставлению информации? С.И. Коданева разделяет мнение Маковея о недоговорных отношениях в бизнесе, что "смарт-контракт в ходе своей реализации выступает в роли электронного агента и самостоятельно заключает от имени физического лица новые контракты"[5].

Представляется, что математическая программа по исполнению контракта вряд ли может рассматриваться субстанцией, имеющей признаки искусственного интеллекта. "Искусственный интеллект — это свойство искусственных систем решать интеллектуальные задачи, для которых отсутствует алгоритм решения"[6]. Инвестиционная платформа — это программа, с помощью которой можно эффективно привлекать инвестиции от массового числа лиц, желающих внести право требования передачи имущества, право требовать выполнения работ или оказания услуг, а также результаты интеллектуальной деятельности. Можно предположить, что утилитарные права, находящиеся в инвестиционной платформе, в какой-то степени являются обезличенными, бессубъектными. Они приобретают обычную форму существования субъективного гражданского права, когда их оборот выходит за пределы инвестиционной платформы.

Утилитарные цифровые права могут предлагаться физическим и юридическим лицам только при условии, что они возникают в инвестиционной платформе в соответствии с требованиями Закона о привлечении инвестиций. Для обращения в гражданском обороте утилитарных цифровых прав их приобретатель получает цифровые свидетельства, выдаваемые депозитарием. Цифровое свидетельство — неэмиссионная бездокументарная ценная бумага, не имеющая номинальной стоимости, удостоверяющая принадлежность ее владельцу утилитарного цифрового права, распоряжаться которым имеет возможность депозитарий, и закрепляющая право ее владельца требовать от этого депозитария оказания услуг по осуществлению утилитарного права и/или распоряжения им определенным образом. При выдаче цифрового свидетельства по счету депо его приобретателя вносится запись об описании утилитарного цифрового права, в отношении которого оно выдано.

Депозитарий осуществляет в инвестиционной платформе утилитарное право, в отношении которого выдано цифровое свидетельство, по указанию депонента, на счете которого осуществляется учет прав на цифровое свидетельство.

Выдача цифрового свидетельства не требует государственной регистрации, а депозитарий, в соответствии с условиями осуществления депозитарной деятельности, присваивает ему при выдаче цифрового свидетельства уникальное условное обозначение, позволяющее идентифицировать его среди иных цифровых свидетельств без обращения к информации о содержании утилитарного цифрового права, в отношении которого выдано это цифровое свидетельство.

Учет и переход прав на цифровые свидетельства, передача в залог таких цифровых свидетельств, а также их обременение другими способами осуществляются в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом РФ и Законом о рынке ценных бумаг для бездокументарных ценных бумаг. Депозитарий обязан обеспечить соответствие количества выданных им цифровых свидетельств количеству утилитарных цифровых прав, удостоверенных этими цифровыми свидетельствами. Это, на мой взгляд, подтверждает, что в обращении находятся утилитарные цифровые права, а не цифровые свидетельства.

Возникает вопрос: а чем же цифровое свидетельство отличается от бездокументарных ценных бумаг, которые также являются имущественными правами? Владелец бездокументарных ценных бумаг в качестве их обладателя удостоверяется учетными записями по лицевому счету или счету депо. Владелец утилитарного цифрового права вне инвестиционной платформы удостоверяется цифровым свидетельством, неэмиссионной ценной бумагой, не имеющей номинальной стоимости, т.е. цифровое свидетельство, в отличие от бездокументарной ценной бумаги, не является имущественным правом, хотя и обращается как бездокументарная ценная бумага (п. 8 ст. 9 Закона о привлечении инвестиций).

Если обращение взыскания на утилитарные цифровые права, удостоверенные цифровыми свидетельствами, возможно, то как быть с взысканием на утилитарные цифровые права, находящиеся в инвестиционной платформе?

Инициатива в привлечении инвестиций с использованием инвестиционной программы принадлежит ее оператору. Оператор инвестиционной программы организует осуществление деятельности по привлечению инвестиций на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании, которые являются договорами присоединения, условия которых определяются оператором в правилах инвестиционной платформы. В рекламе услуг по содействию в инвестировании оператор инвестиционной программы обязан указать адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором осуществляется раскрытие информации, а также то, что заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным и может привести к потере инвестиционных денежных средств в полном объеме.

Реклама, связанная с привлечением инвестиций такими способами, как предоставление займов, приобретение размещаемых акций непубличного акционерного общества и приобретение утилитарных цифровых прав, не допускается (п. 5.3 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе")[7]. Выходит, что реклама, связанная с привлечением инвестиций с использованием инвестиционной платформы, может осуществляться только для акций публичных акционерных обществ и других эмиссионных ценных бумаг с учетом требований п. 2 ст. 5 Закона о привлечении инвестиций.

Осуществление деятельности по организации привлечения инвестиций с использованием инвестиционных платформ после вступления в силу с 1 января 2020 г. Закона о привлечении инвестиций допускается лицами, сведения о которых включены в реестр операторов инвестиционных платформ. Реестр операторов инвестиционных платформ ведет Банк России, который своими нормативными актами определяет порядок ведения такого реестра, состав включаемых в него сведений. Банк России осуществляет контроль за соблюдением операторами инвестиционных платформ требований Закона о привлечении инвестиций и принятых в соответствии с ним своих нормативных актов.

Оператором инвестиционной платформы может быть хозяйственное общество, деятельностью которого является организация привлечения инвестиций. Оператор вправе совмещать свою деятельность с такими видами деятельности финансовых организаций, как организатор торговли, брокер, дилер, управляющий ценными бумагами, депозитарий, реестродержатель. Совмещаемые оператором инвестиционной платформы виды деятельности должны быть указаны в его уставе.

Литература

1. Каляев И. Эффект стиральной машины / И. Каляев // Российская газета. 2019. 26 июня.

2. Коданева С.И. Перспективы использования технологии блокчейн в гражданском обороте / С.И. Коданева // Правовое регулирование цифровой экономики в современных условиях развития высокотехнологичного бизнеса в национальном и глобальном контексте: Монография / Под общей редакцией В.Н. Синюкова, М.А. Егоровой. Москва: Проспект, 2019. С. 115 — 121.

 


[1] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года". URL: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/11246/84473.

[2] СЗ РФ. 2019. N 12. Ст. 1224.

[3] СЗ РФ. 2019. N 31. Ст. 4416.

[4] Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СПС "КонсультантПлюс".

[5] Коданева С.И. Перспективы использования технологии блокчейн в гражданском обороте // Правовое регулирование цифровой экономики в современных условиях развития высокотехнологичного бизнеса в национальном и глобальном контексте: Монография / Под общ. ред. В.Н. Синюкова, М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2019. С. 117.

[6] Каляев И. Эффект стиральной машины // Российская газета. 2019. 26 июня.

[7] Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" // СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: