ЮрФак: изучение права онлайн

Государственная услуга по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности: новеллы административно-правового регулирования

Автор: Агамагомедова С.А.

Повышение доступности и качества государственных услуг — одна из ключевых задач современной системы государственного управления.

Перечень услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, а также формы и административные процедуры их предоставления оптимизируются и расширяются. Не является исключением и Федеральная таможенная служба.

С 8 июля 2019 года вступил в силу Административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее — Административный регламент)[1], который оптимизировал процедуры включения авторами и иными правообладателями объектов интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) ФТС России. Обновление регламента имеет целью повысить доступность данной услуги таможенных органов для заинтересованных лиц и в конечном итоге способствует эффективности таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Далее рассмотрены процедурные новеллы предоставляемой услуги и обозначены приоритеты данного направления деятельности таможенных органов РФ.

Административный регламент заменил действовавший на протяжении десяти лет Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности[2].

Необходимо отметить, что законодатель по-новому обозначил процедуру, на протяжении последнего десятилетия именуемую государственной функцией, в качестве государственной услуги. Автор настоящей статьи уже обращал внимание на подобную неоднозначную позицию федерального органа исполнительной власти в рассматриваемой сфере регулирования [2]. Позиционирование ведения ТРОИС в качестве государственной услуги, предоставляемой таможенными органами заинтересованным лицам, является более обоснованным и логичным, прежде всего, с точки зрения того, что данная процедура имеет заявительный характер (не является обязательной), т.е. у лица есть возможность (право) воспользоваться данной процедурой либо обойтись без нее. С точки зрения автора, это одно из ключевых отличий деятельности по предоставлению государственных услуг от деятельности по исполнению государственных функций.

С развитием евразийской экономической интеграции и созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в 2010 году таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности унифицируется, ее регламентация осуществляется на наднациональном уровне. Реестровый механизм защиты интеллектуальных прав таможенными органами функционирует на двух уровнях: национальном и интеграционном. В настоящее время статья 386 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) определяет порядок ведения национальных таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности[3]. В подобные реестры включаются объекты интеллектуальной собственности, права на которые охраняются в конкретном государстве-члене, таможенным органом которого ведется такой таможенный реестр. Условия и порядок включения объектов интеллектуальной собственности в национальные таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности, а также порядок ведения таких реестров устанавливается на национальном уровне государств — членов ЕАЭС.

Порядок ведения подобного реестра в России определен Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"[4] (далее — Закон) и Административным регламентом.

Следует согласиться с мнением о том, что административный регламент должен содержать необходимую информацию, достаточную как для получения государственной услуги гражданином или организацией, так и для исполнения государственной функции для предоставления государственной услуги должностными лицами органа исполнительной власти [3, с. 166].

С этой точки зрения рассматриваемый регламент определяет последовательность действий для заинтересованного лица, желающего воспользоваться предлагаемой таможенными органами услугой, а также пределы административно-процедурных полномочий для должностных лиц таможенных органов, обеспечивающих доступность и качество предоставления данной государственной услуги для заявителей. В качестве последних выступают авторы и иные правообладатели, а также их представители. Сравнительный анализ административных процедур ведения ТРОИС в соответствии с Административным регламентом и предыдущим актом ФТС России (Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по ведению ТРОИС) представлен в Табл. 1.

Таблица 1. Административные процедуры ведения ТРОИС в административных регламентах ФТС России

Параметры административной процедуры

Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по ведению ТРОИС (утратил силу)

Административный регламент ФТС России по предоставлению государственной услуги по ведению ТРОИС

Результат предоставления государственной услуги / исполнения государственной функции

1. Решение о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и о внесении объектов интеллектуальной собственности в ТРОИС либо об отказе в принятии таких мер.

2. Решение о продлении срока принятия таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров (срока, на который объект интеллектуальной собственности внесен в ТРОИС).

3. Решение об исключении объектов интеллектуальной собственности из ТРОИС.

4. Решение о внесении в ТРОИС изменений и дополнений

1. Решение о включении ОИС (об отказе во включении) в ТРОИС.

2. Предварительное решение о включении ОИС в ТРОИС.

3. Решение о внесении изменений (об отказе во внесении изменений) в ТРОИС.

4. Решение о продлении срока включения ОИС в Реестр.

5. Решение об исключении ОИС из ТРОИС

Объекты интеллектуальной собственности (ОИС), вносимые в ТРОИС

Объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования места происхождения товара (п. 4 Административного регламента)

Объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки (знаки обслуживания), наименования мест происхождения товаров (п. 3 Административного регламента)

Срок рассмотрения заявления о включении ОИС в ТРОИС

1 месяц (п. 25 Административного регламента)

1 месяц (п. 13 Административного регламента)

Форма заявления

Письменная

Письменная и электронная

Сведения о товарах, обладающих признаками контрафактных

1. Сведения, представляющие собой подробную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их выявления таможенными органами (описание внешнего вида товаров (их упаковки, этикетки и т.д.)).

2. Указание уполномоченных импортеров, имеющих согласие правообладателя на введение товаров в гражданский оборот, экспортеров, производителей и др.

3. Коды товаров не менее чем на уровне первых четырех знаков в соответствии с ТН ВЭД.

4. Предполагаемые места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации (вывоза с таможенной территории Российской Федерации).

5. Импортеры (экспортеры) товаров

1. Сведения о лицах, осуществляющих оборот оригинальных товаров и товаров, обладающих признаками нарушения прав правообладателя.

2. Сведения о маршрутах движения (транзита), видах транспорта, местах перегрузки, хранения, местах пересечения таможенной границы ЕАЭС, местах совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.

3. Сведения об отличительных особенностях и характеристиках товаров (по каждому типу товара).

4. Описание товаров и отдельных составных элементов (внешний вид, защитная маркировка и ее имитация, голограммы, ярлыки, штрихкоды, цвет, наличие артикулов, знаков сертификации), изображения и схемы в формате JPEG.

 

 

5. Особенности транспортировки товаров (количество в упаковке, использование палет, поддонов), вид упаковки (материал, цвет, форма), идентификационные номера, имитация защитной маркировки, штрихкодов, изображения и схемы в формате JPEG.

6. Сведения о документах, сопровождающих товары (электронные носители, инструкции, гарантийные талоны, спецификации, сертификаты), и их отличительные особенности (язык, шрифт, цвет, ошибки, ксерокопии, качество полиграфии).

7. Сведения о выявленных случаях нарушения прав правообладателя

Срок внесения в ТРОИС

При принятии положительного решения срок принятия мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, определяется с учетом сроков действия представленных документов, на основании которых принимается решение. Указанный срок не может быть более пяти лет со дня внесения объектов интеллектуальной собственности в Реестр (п. 51)

Срок защиты таможенными органами прав правообладателя на ОИС устанавливается при его включении в Реестр с учетом срока, указанного в заявлении о включении соответствующего ОИС в Реестр (а также сроков действия прилагаемых к нему документов), но не более трех лет со дня его включения в Реестр (п. 71)

Сумма обеспечения обязательства или страховая сумма

Не менее 500 тысяч рублей

Не менее 500 тысяч рублей

Основания для исключения объектов интеллектуальной собственности из ТРОИС

1) Желание правообладателя (его представителя);

2) истечение срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности;

3) невыполнение условия по обеспечению исполнения Обязательства;

4) необращение правообладателя (его представителя) после получения уведомления (сообщения) таможенного органа о приостановлении выпуска товаров в уполномоченный орган, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за защитой своих прав в течение срока приостановления (п. 61 Административного регламента)

1) Подача Заявителем заявления об исключении ОИС из Реестра;

2) невыполнение Заявителем условия, предусмотренного частью 13 статьи 328 Закона (предоставление обеспечения обязательства);

3) прекращение правовой охраны ОИС в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) выявление после включения ОИС в Реестр недостоверных сведений, представленных Заявителем при подаче заявления о включении ОИС в Реестр, либо в прилагаемых к нему документах, или представленных при подаче обращения об изменении сведений, указанных в заявлении о включении ОИС в Реестр, либо в прилагаемых к нему документах, или при подаче заявления о продлении срока включения ОИС в Реестр, либо в прилагаемых к нему документах;

5) несоблюдение положений части 1 статьи 332 Закона (обязанности в течение 5 рабочих дней сообщать ФТС России об изменении сведений);

6) отчуждение ОИС (п. 74 Административного регламента)

Впервые в процедуре ведения ТРОИС ФТС России предусмотрено принятие предварительного решения о включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС (п. 71 Административного регламента).

ФТС России в настоящее время принимаются предварительные решения по классификации товаров по ЕТН ВЭД ЕАЭС; по стране происхождения товаров; по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС. Последнее является новеллой таможенного законодательства и предусматривает, что данное предварительное решение имеет силу в течение месяца, по истечении которого правообладатель должен представить в ФТС России договор страхования (страховой полис) риска ответственности за причинение имущественного вреда.

Предварительное решение о включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС выносится в тех случаях, когда все условия подобного включения соблюдены, за исключением условия, связанного со страхованием риска ответственности правообладателя за причинение имущественного вреда в пользу определенной категории лиц. К последним пп. 4 п. 6 статьи 328 Закона относит декларанта, собственника, получателя товаров или иных лиц в связи с приостановлением срока выпуска товаров[5]. Страхование риска ответственности автора и иного правообладателя можно позиционировать в качестве административного барьера для правообладателей, поэтому автор статьи считает необходимым изъятие данного условия для заявителей рассматриваемой услуги.

При этом возможность принятия предварительного решения о включения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России, предусмотренная статьей 330 Закона и Административным регламентом, является определенным упрощением (хотя и кратковременным) для лиц, заинтересованных в предоставлении данной государственной услуги.

Отдельно следует сказать о сроках внесения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России. Статья 387 ТК ЕАЭС определяет сроки защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенными органами. Данный срок при включении объектов интеллектуальной собственности в единый ТРОИС государств — членов ЕАЭС не может составлять более двух лет со дня включения в такой реестр.

Что касается национальных ТРОИС государств — членов ЕАЭС, то установление данного срока относится к компетенции государств — членов ЕАЭС. Согласно статье 329 Закона этот срок не может быть более трех лет со дня включения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России.

Сроки включения объектов интеллектуальной собственности в единый ТРОИС и национальные ТРОИС не могут превышать срок действия исключительного права правообладателя на соответствующий объект интеллектуальной собственности (срок действия исключительного права на соответствующий объект интеллектуальной собственности первичен и обусловливает таможенную защиту, которая выступает вторичной применительно к предоставлению правовой охраны в государстве, в том числе посредством регистрации) и могут продлеваться неограниченное количество раз.

На основе анализа изменений административных процедур ведения ТРОИС ФТС России можно сделать некоторые выводы.

Во-первых, наличие электронной формы предоставления данной государственной услуги таможенными органами РФ свидетельствует о повышении ее доступности. Цифровые контуры административно-правового регулирования деятельности государственных органов по предоставлению услуг выражаются, прежде всего, в подобном расширении вариантов форматов, в которых государственные услуги могут быть предложены заинтересованным лицам. Значение доступности рассматриваемой услуги возрастает в условиях отсутствия работоспособного механизма единого ТРОИС, функционирование которого откладывается и связано с рядом проблем интеграционного уровня[6].

Во-вторых, на ведомственном уровне Административным регламентом систематизированы и детализированы сведения о товарах, обладающих признаками контрафактных, о лицах, перемещающих такие товары, и иные сведения, предоставляемые заявителем в таможенные органы при включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России. Здесь отразилось влияние информационных технологий, поскольку часть сведений о товарах может быть предоставлена посредством защитной маркировки, штрихкодов.

В-третьих, другим аспектом повышения доступности рассматриваемой государственной услуги для правообладателей является возможность принятия таможенными органами предварительного решения о включении объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России.

В-четвертых, сокращение срока включения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС ФТС России с пяти до трех лет свидетельствует, с точки зрения правообладателя, о направлении развития реестрового механизма в сторону большей мобильности и подвижности. В то же время установление трехлетнего срока развивает положения Закона и приводит ведомственную нормативно-правовую базу ФТС России в соответствие с требованиями национального законодателя.

В-пятых, расширен и скорректирован перечень оснований для исключения объекта интеллектуальной собственности из ТРОИС. Из четырех оснований федеральный орган исполнительной власти сохранил три (желание правообладателя; невыполнение правообладателем условия о предоставлении обеспечения обязательства о возмещении ущерба; прекращение правовой охраны ОИС). Было исключено основание, связанное с пассивной позицией правообладателя при защите своих исключительных прав на объект интеллектуальной собственности (т.е. необращение правообладателя (его представителя) после получения уведомления таможенного органа о приостановлении выпуска товаров в уполномоченный орган за защитой своих прав в течение срока приостановления). На взгляд автора, последнее явилось отражением усиления позитивного и профилактического крена в деятельности таможенных органов при осуществлении ими своих функций и предоставлении государственных услуг. Налицо обеспечение свободы усмотрения правообладателя в каждой конкретной ситуации, связанной с выявлением признаков правонарушения и приостановлением выпуска товаров таможенными органами. При любой позиции правообладателя его объект интеллектуальной собственности сохранится в ТРОИС ФТС России. Вместе с тем при отсутствии реакции со стороны правообладателя возможность применения в отношении него репрессивных мер, способных повлиять на его мнение, исключена.

В Административный регламент было добавлено три новых основания для исключения объекта интеллектуальной собственности из ТРОИС, которые имеют чисто процедурный характер и связаны с выявлением недостоверных сведений после включения ОИС в ТРОИС, нарушением пятидневного срока для уведомления ФТС России об изменения сведений в ТРОИС и отчуждением объекта интеллектуальной собственности. Все эти основания направлены на соблюдение исполнительской дисциплины авторами и иными правообладателями, претендующими на предоставление государственной услуги.

Таким образом, несмотря на изменения, ряд базовых параметров административной процедуры ведения ТРОИС ФТС России остался прежним (перечень объектов интеллектуальной собственности, вносимых в ТРОИС, срок внесения и др.). Следовательно, можно сделать вывод об административно-процедурной оптимизации рассматриваемой услуги, предоставляемой таможенными органами РФ.

Подводя итог, можно сказать, что новеллы административно-правового регулирования деятельности таможенных органов по ведению ТРОИС свидетельствуют об оптимизации реестрового механизма, функционирующего на протяжении последних двух десятилетий в системе таможенного законодательства. Административные процедуры рассматриваемого направления, которое представлено в качестве государственной услуги, приобрели определенный цифровой формат, связанный с возможностью получения данной услуги в электронном виде. Административно-процедурные изменения и дополнения порядка предоставления услуги направлены на соблюдение исполнительской дисциплины со стороны основных субъектов данного взаимодействия: правообладателей и таможенного органа. Кроме того, выделенные новеллы отражают акцент позитивного правоприменения в деятельности таможенных органов, а также максимальное обеспечение прав и свобод авторов и иных правообладателей, выступающих заявителями по отношению к публичной власти.

Выбор средств государственно-властного воздействия, обеспечивающего относительную автономность существования политической и экономической властей, характер взаимоотношения власти и бизнеса, — это всегда выбор правовых режимов осуществления публичного администрирования, поддержания свободы хозяйственной деятельности, свободы предпринимательства [1, с. 180]. В современных условиях крайне важно обеспечить оптимальный выбор между средствами государственного регулирования, нацеленными одновременно и на обеспечение безопасности, а также иных охраняемых законом интересов как целей контрольно-надзорной деятельности, и на поддержание свободы бизнеса как базового принципа рыночной экономики. Правовой статус правообладателя в таможенных отношениях наглядно отражает подобную двойственность таможенного регулирования. Ведущие ученые при характеристике евразийского рынка интеллектуальной собственности отмечают расширение масштабов мирового рынка интеллектуальных прав в целом и его сверхмонополизацию в современных условиях. Они делают вывод о рынке интеллектуальной собственности как о наиболее глобализированном из всех видов деятельности [4, с. 7]. В условиях глобализационных процессов необходима системная организация взаимодействия правообладателей с государственными и иными институтами в целях стимулирования (сохранения) их интеллектуальной активности и развития единого рынка интеллектуальной собственности Евразийского экономического союза.

Литература

1. Аврутин Ю.Е. Государство, экономика, право в контексте конституционных ценностей и глобализационных процессов развития западной и российской цивилизации / В сб.: Аврутин Ю.Ю. Избранные труды. Размышления о государстве и государственной власти, законности и правопорядке, публичном управлении и административном праве / Вступительная статья д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ Ю.Н. Старилова. СПб.: Юридический центр, 2017. 720 с.

2. Агамагомедова С.А. Соотношение понятий "таможенный контроль" и "таможенная услуга" (на примере обеспечения таможенными органами функции по защите интеллектуальной собственности) // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 2 — 7.

3. Барциц И.Н. Реформа государственного управления в России: правовой аспект. М.: Формула права, 2008. 508 с.

4. Яковец Ю.В. Закономерности, парадоксы и перспективы мирового, евразийского и российского рынков интеллектуальной собственности / В сб.: Тенденции и перспективы развития мирового, евразийского и российского рынков интеллектуальной собственности / Под ред. Ю.В. Яковца. М.: Институт экономических стратегий, Международный институт Питирима Сорокина — Николая Кондратьева, 2013. 72 с.

 


[1] Приказ ФТС России от 28.01.2019 N 131 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности" // URL: https://base.garant.ru/72264306/ (дата обращения: 17.01.2019).

[2] Приказ ФТС РФ от 13.08.2009 "N 1488 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности" (утратил силу) // URL: https://base.garant.ru/12171843/ (дата обращения: 17.01.2019).

[3] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 17.01.2019).

[4] Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 17.01.2019).

[5] Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (последняя редакция) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 17.01.2019).

[6] Единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств — членов Таможенного союза. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/intellectual.aspx (дата обращения: 17.01.2019).

Рекомендуется Вам: