ЮрФак: изучение права онлайн

Разъяснение результатов открытого конкурса в электронной форм

Автор: Блинцов Д.

Оглавление

Особенность 1. Ответ должен быть по существу

Особенность 2. Ответ необходимо разместить в ЕИС

Особенность 3. Срок размещения ответа в ЕИС — 2 рабочих дня

Особенность 4. Технические проблемы получения запроса и размещения ответа


Любой участник открытого конкурса в электронной форме (далее — электронный конкурс), в т.ч. подавший единственную заявку, после размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного конкурса вправе направить оператору электронной площадки (далее — ЭП) запрос о даче разъяснений результатов электронного конкурса. Запрос направляется в форме электронного документа.

Это право предусмотрено ч. 16 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ и содержит следующий порядок:

1) в течение одного часа с момента поступления запрос направляется оператором ЭП заказчику;

2) в течение двух рабочих дней с даты поступления запроса от оператора ЭП заказчик обязан представить участнику электронного конкурса соответствующие разъяснения и разместить их в ЕИС. Разъяснения направляются в форме электронного документа.

Нарушение данной нормы дает участникам электронного конкурса повод для жалоб и становится для заказчика своеобразной ложкой дегтя на финишной прямой перед заключением контракта с победителем конкурентной процедуры. Во избежание неблагоприятных последствий для заказчика/уполномоченного органа рассмотрим в данной статье особенности реализации данного порядка.

Особенность 1. Ответ должен быть по существу

Так, в решении Краснодарского УФАС России от 17.12.2019 N 1912/2019-КС по делу N 023/06/54.7-3168/2019[1] комиссия антимонопольного органа установила, что разъяснения, которые были размещены уполномоченным органом, содержат лишь выдержки из конкурсной документации. Антимонопольный орган пришел к выводу, что это не позволяет участнику закупки оценить и сопоставить показатели по каждому критерию оценки заявок и осуществить расчет баллов. Таким образом, разъяснения результатов электронного конкурса были опубликованы с нарушением требований ч. 16 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ.

Вывод.

Ответ не должен носить формальный характер, поэтому при его подготовке нельзя ограничиться простым цитированием конкурсной документации. Необходимо, опираясь на указанную документацию, дать однозначные и исчерпывающие разъяснения результатов открытого конкурса в электронной форме, показав, как были получены итоговые баллы (по возможности с указанием формул и соответствующих расчетов).

Особенность 2. Ответ необходимо разместить в ЕИС

Приведем несколько характерных примеров из правоприменительной практики территориальных органов ФАС России.

Заказчиком в адрес участника закупки в срок, предусмотренный ч. 16 ст. 54.7 Законом N 44-ФЗ, направлен мотивированный ответ на запрос о даче разъяснений результатов электронного конкурса. Однако по результатам внеплановой проверки комиссия антимонопольного органа установила[2], что указанное разъяснение не было размещено в ЕИС. В действиях заказчика были усмотрены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ[3].

А вот в решении Сахалинского УФАС России от 13.05.2019 N 065/06/106-116/2019[4] была рассмотрена ситуация, когда заказчик вообще не дал ответа[5], ссылаясь на то, что запросов о даче разъяснений результатов электронного конкурса в его адрес не поступало[6]. Антимонопольный орган направил запрос оператору ЭП с просьбой представить информацию о том, направлялись ли оператору ЭП в форме электронного документа запросы о даче разъяснений результатов электронного конкурса. В ответ оператор ЭП пояснил, что от участника закупки поступил запрос о разъяснении результатов проведения процедуры, который был перенаправлен заказчику. Несмотря на допущенное нарушение ч. 16 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ, комиссия контрольного органа решила не выдавать заказчику предписание, т.к. нарушение не повлияло на результат закупки, к тому же на момент рассмотрения жалобы по существу муниципальный контракт уже был заключен.

Вывод.

Ответ на поступивший запрос необходимо разместить в ЕИС. В "Личном кабинете" в каждой закупке в блоке "Документы закупки" есть соответствующий раздел "Разъяснение результатов открытого конкурса в электронной форме". Утверждения заказчика об отсутствии поступивших запросов легко перепроверяются контрольным органом путем направления соответствующего запроса оператору ЭП.

Особенность 3. Срок размещения ответа в ЕИС — 2 рабочих дня

К сожалению, не все заказчики и уполномоченные органы соблюдают указанный срок, в результате чего получают обоснованные жалобы[7].

В решении Краснодарского УФАС России от 08.10.2019 N 1523-КС/2019 по делу N 023/06/54.7-1924/2019[8] было установлено, что в адрес заказчика от заявителя 25.09.2019 поступил запрос о даче разъяснений результатов конкурса. Вместе с тем ответ на данный запрос был размещен заказчиком в ЕИС 04.10.2019, т.е. с нарушением срока более чем на два рабочих дня. Контрольный орган усмотрел в этом признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ[9].

Вывод.

Срок публикации ответа в ЕИС на поступивший запрос ограничен двумя рабочими днями. Стоит помнить, что Закон N 44-ФЗ основывается на положениях ГК РФ[10], в которых закреплены правила исчисления сроков[11]. В частности, ст. 193 ГК РФ гласит, что, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Особенность 4. Технические проблемы получения запроса и размещения ответа

В некоторых случаях участники контрактной системы (и заказчики, и участники закупок) сталкиваются с техническими трудностями при реализации механизма разъяснений результатов электронного конкурса.

Например, в одном случае участник закупки обжаловал непредставление разъяснений результатов электронного конкурса по направленному им запросу, подтвердив свои доводы скриншотом из личного кабинета. Однако заказчик пояснил, что не получал никаких запросов от оператора ЭП, что также подтверждалось скриншотом из личного кабинета. При установленных обстоятельствах антимонопольный орган пришел к выводу об отсутствии в действиях заказчика каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе[12].

В другом случае заказчик столкнулся с тем, что в блоке "Документы закупки" в разделе "Разъяснение результатов открытого конкурса в электронной форме" отсутствовала гиперссылка "Добавить разъяснение". В связи с этим заказчик обратился в техническую поддержку ЕИС, от которой поступил ответ: "Для формирования документа "Разъяснение результатов открытого конкурса в электронной форме" извещение должно находиться на этапе "Работа комиссии". Дополнительно сообщается, что планируется доработка, позволяющая сформировать документ "Разъяснение результатов открытого конкурса в электронной форме" на этапе "Закупка завершена". Учитывая, что ответ на запрос не был направлен заказчиком по причине отсутствия технической возможности его размещения в ЕИС, контрольный орган решил не передавать материалы дела для возбуждения административного производства[13].

В отдельных случаях проблемы возникают и у оператора ЭП[14].

Вывод.

В случае столкновения с техническими проблемами при получении запроса или размещении ответа в ЕИС необходимо фиксировать такие проблемы с помощью скриншотов и ГИС "Независимый регистратор"[15], направлять запрос в службу технической поддержки ЕИС и (или) оператора ЭП. Это позволит избежать неблагоприятных последствий.

* * *

Открытый конкурс в электронной форме — не самая простая из конкурентных процедур. Предусмотренный законом запрос о даче разъяснений результатов электронного конкурса является одним из механизмов, обеспечивающих реализацию принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, которые установлены ст. 6 Закона N 44-ФЗ. Следование рекомендациям, сформулированным в настоящей статье, позволит минимизировать риск совершения административных правонарушений, которые, как показывает правоприменительная практика, имеют место.

 


[1] Закупка N 0818500000819001626.

[2] Решение Краснодарского УФАС России от 12.11.2019 N 1662/2019-КС по делу N 023/06/53-2471/2019 (закупка N 0318300017519000338). См. также решения Кемеровского УФАС России от 28.06.2019 N 042/06/65-1001/2019 (закупка N 0139200000119003054); Московского УФАС России от 25.10.2019 N 077/06/57-12947/2019 (закупки N 0373100115419000355, 0373100115419000357, 0373100115419000362, 0373100115419000347, 0373100115419000363, 0373100115419000361, 0373100115419000350): представитель заказчика затруднился пояснить причины непредоставления ответа на запрос о разъяснении положений результатов конкурса.

[3] Размещение в ЕИС или направление оператору ЭП информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, либо нарушение порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 тыс. руб.

[4] Закупка N 0161300011119000042.

[5] За что в решении Краснодарского УФАС России от 04.07.2019 N ВП-102/2019 по делу N 023/06/54.7-562/2019 (закупка N 0318200063919001222) было выдано предписание и переданы материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ.

[6] См. также решение Якутского УФАС России от 29.07.2019 N 014/06-59-1512/2019 (закупка N 0116300000219000189): на запрос заявителя конкурсной комиссией уполномоченного органа не дано разъяснение, что подтверждается письменным пояснением уполномоченного органа о том, что запрос о разъяснении результатов конкурса не поступал.

[7] См.: решение ФАС России от 11.10.2019 по делу N 19/44/105/2656 (закупка N 0173100011519000096).

[8] Закупка N 0818300021919000100. См. также решения Московского УФАС России от 23.08.2019 N 077/06/57-8170/2019 (закупка N 0373200001919000193); от 02.10.2019 N 077/06/57-11024/2019 (закупки N 0373200138219000738,0373200138219000741, 0373200138219000743).

[9] Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено Законом N 44-ФЗ, при проведении конкурса более чем на два рабочих дня влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. руб.

[10] Часть 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ.

[11] См.: глава 11 (ст. 190 — 194) ГК РФ.

[12] Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 13.05.2019 N 44-2658/19 (закупка N 0372200227719000007).

[13] Решение Татарстанского УФАС России от 10.06.2019 N 04-04/8460 по делу N 016/06/54.3-793/2019 (закупка N 0311100007219000022).

[14] Так, в решении Московского УФАС России от 07.10.2019 N 077/06/57-11336/2019 (закупка N 0373200138219000745) отмечен случай, когда из-за технических проблем на сайте оператора ЭП запрос о разъяснении результатов электронного конкурса поступил заказчику за пределами срока, предусмотренного для ответа. См. также решение Свердловского УФАС России от 16.05.2019 N 066/06/54.7-810/2019 (закупка N 0162300005319001201), где комиссия контрольного органа усмотрела в действиях (бездействии) оператора ЭП нарушения ч. 16 ст. 54.7 Закона N 44-ФЗ в части ненаправления запроса о даче разъяснений результатов электронного конкурса в адрес организатора торгов, уполномоченного органа. Материалы дела были переданы в ФАС России для проведения проверки действий (бездействия) оператора ЭП.

[15] Подробнее об этом см. в публикации: Блинцов Д.А. ГИС "Независимый регистратор" — панацея контрактной системы? // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2019. N 7. С. 41 — 49. Напомним, что с 01.01.2020 начинает функционировать доработанная ГИС, созданная в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в ЕИС и на ЭП. URL: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=29819 (дата обращения 17.01.2020).


Рекомендуется Вам: