ЮрФак: изучение права онлайн

Транспарентность органов публичной власти в условиях информационного общества России

Автор: Комбарова Е.В.

Принцип транспарентности является основополагающим и универсальным в системе принципов функционирования органов публичной власти России. Данный принцип применительно к деятельности субъектов публичной власти означает обеспечение открытости и доступности информации об их решениях и действиях, что является необходимым элементом осуществления взаимосвязи между гражданами и органами власти. Президент РФ В.В. Путин, выступая перед Федеральным Собранием Российской Федерации с ежегодным Посланием на 2018 г., отметил: "Цифровизация всей системы государственного управления, повышение прозрачности — это и мощный фактор противодействия коррупции"[1].

В целях сокращения отставания России от передовых стран мира необходимо совершенствовать качество и эффективность государственного управления, а также способствовать развитию сектора высоких информационных технологий, чтобы система органов публичной власти была более открытой, прозрачной и стабильной. Текущее десятилетие представляет собой сложный этап для политических институтов: фундаментальные технологические, а также экономические и социальные изменения повышают планку требований со стороны граждан и бизнеса ко всей системе публичной власти. Цифровые и сетевые технологии увеличивает скорость принятия решений — сокращается как время для их обдумывания и обсуждения, так и время между принятием решения и социальным эффектом от него. Учитывая, что негативные последствия для властей в различных странах от замалчивания информации зачастую сопоставимы с затратами на устранение этих последствий и существенно превышают затраты на раскрытие информации, властям чаще всего становится выгоднее повышать собственную открытость и оперативность в предоставлении информации. Необходимо согласиться с утверждением С.А. Авакьяна, что "открытость", "транспарентность" органа власти является средством противодействия коррупции и бюрократизма в государственном аппарате"[2].

Россия, как и другие передовые страны, медленно, но верно становится электронной, компьютерной, технологичной, что делает органы публичной власти открытыми. Условием устойчивого, стабильного развития общества и государства является обеспечение их функционирования как единого правового информационного пространства. Анализ процессов становления информационного общества в России, использование информационных технологий органами публичной власти в настоящее время очень важны, поскольку связаны с широким внедрением различных информационных новшеств в нашем государстве, которые позволяют в новом формате реализовывать право участвовать в управлении делами государства (ГАС "Выборы", ГАС "Управление", ГАС "Правосудие", ГИС "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", "Электронное правительство", "Электронный город", "Электронный гражданин", "Активный гражданин"). Кроме того, все больше государственных услуг предоставляется в электронном виде на едином портале государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru, который функционирует с 2010 г., к которому подключились более 34 млн россиян. Не исключением стала и Республика Крым, на территории которой начал работать с февраля 2016 г. региональный портал электронных государственных услуг. Безусловно, необходимо согласиться с Т.В. Заметиной в том, что развитие инфраструктуры электронного правительства на территориях новых субъектов Федерации не может происходить одномоментно, особенно в условиях нерешенных насущных социально-экономических задач[3], в том числе и проблемы обеспечения равного доступа граждан к сети Интернет.

Согласно нормам международного права создания информационного общества в Российской Федерации приняты документы программного характера, особую роль среди которых занимают Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы"[4], Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 — 2020 годы)"[5]. Стратегия призвана способствовать развитию свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также повышению эффективности государственного управления. От реализации Программы ожидается значительное сокращение разрыва России от передовых стран мира, введение в привычку предоставление гражданам услуг в электронном виде, повышение производительности труда и т.д. Одной из задач также является улучшение информационных технологий в области законодательства, повышение компетентности депутатов в сфере ИКТ.

Законодательством Российской Федерации регламентируется порядок применения информационных технологий, так, в июле 2006 г. был принят Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[6], в феврале 2009 г. — Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"[7]. На сегодняшний день требования законов реализуются в различного рода электронных проектах, целями которых являются, например, обеспечение документами в электронном виде граждан и депутатов на всех этапах законотворческого процесса — от законодательной инициативы до закона и др.

Немаловажным вопросом в транспарентности органов власти является возможность участия граждан в формировании законодательства РФ посредством законодательной инициативы и обсуждения законопроектов. По утверждению В.Т. Кабышева, "в 1960-х годах общественные обсуждения нередко практиковались на собраниях граждан для решения вопросов местного значения"[8]. В настоящий период времени набирают большую популярность обсуждения с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Нельзя не упомянуть о действительно важных достижениях в этой сфере, но, к сожалению, данные ресурсы имеют определенные недостатки и должны в будущем совершенствоваться с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений и услуг. Это, например:

1. Интернет-ресурс "Законопроект-2012", запущенный в марте 2012 г., где публикуются наиболее значимые законодательные разработки для общественного обсуждения и замечаний. На данном портале пользователи, соблюдая определенные правила, высказывали свое мнение в виде комментариев по различным законопроектам. К сожалению, после обсуждения проектов Федеральных законов "Об образовании в Российской Федерации" и "О полиции" интернет-ресурс не обновлялся.

2. Российская общественная инициатива, стартовавшая в апреле 2013 г., касается общественных инициатив в области социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. С ее помощью сетевое сообщество может внести на рассмотрение в правительство любые предложения. К сожалению, лишь половина петиций федерального уровня реализована в виде соответствующих законодательных актов. Федеральные петиции, набравшие необходимое количество голосов, не были рассмотрены Правительством РФ. Данный механизм является лишь имитацией института общественных петиций, что на практике существенно подрывает доверие населения и негативно влияет на качество работы данного института.

3. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов — это официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения[9]. Однако большой массив информации, сложность юридических текстов и невозможность выделить наиболее общественно значимые проекты существенно снижают эффективность данного инструмента.

Безусловно, достижением в данной сфере является широкое использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет органами государственной власти и органами местного самоуправления. Сегодня Интернет стал средством общемирового распространения информации, средой сотрудничества и общения людей в разных концах мира.

Советы жильцов и другие небольшие группы граждан активно переходят в онлайн: чаты и группы в мессенджерах и социальных сетях возникают по их собственной инициативе. В таких группах идет обмен информацией, обсуждение локальных новостей. Граждане агрегируют и направляют властям мнения о насущных вопросах (уборка снега, отопление, ремонт в подъездах, вывоз мусора и т.п.). Представлен анализ активности местного самоуправления крупных городов в "ВКонтакте"[10]. Исследователи выявили разделяемые большинством чиновников цели ведения официальных групп: 1) контакт с гражданами; 2) привлечение заинтересованных жителей к обсуждению вопросов управления; 3) повышение качества государственных услуг; 4) улучшение имиджа органа.

Открытость и диалог ведут и к решению городских проблем, и к росту рейтинга властей, к транспарентности власти. К тому же ведение социальных сетей достаточно малозатратно. Одного специалиста достаточно и для ведения официальной страницы, и для сбора комментариев и жалоб, их сортировки по ответственным за ту или иную проблему инстанциям. Благодаря социальным сетям, жители могут объединяться с соседями, контролировать работу муниципальных органов власти. Таким образом, современные технологии открывают перспективы для диалога на локальном уровне. Выход органов власти на местах в социальной сети создает новый формат взаимодействия общества и власти, рождает диалог внутри местного самоуправления и позволяет быть муниципальным органам власти открытыми для общения.

Концепция открытости федеральных министерств и ведомств, выработанная для повышения прозрачности и подотчетности власти и удовлетворенности граждан качеством государственного управления, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 30 января 2014 г.[11] В рамках работы системы "Открытое правительство" был разработан Стандарт открытости органов исполнительной власти, нацеленный на совершенствование взаимодействия между органами власти и обществом, призванный регламентировать вопросы информационной открытости, внедрение открытых данных. Безусловно, за последние годы уровень открытости министерств и ведомств существенно возрос. Об этом свидетельствуют независимые исследования, которые проводятся ВЦИОМ. С момента создания рабочей группы по формированию в России системы Открытого правительства прошло 5 лет. За это время проделана действительно серьезная работа. Благодаря решениям комиссии заложен фундамент, который сделал открытость неотъемлемым элементом повседневной работы руководителей органов исполнительной власти и Правительства России в целом. А методические рекомендации позволили перейти на новый уровень организации системы Открытого правительства, в том числе как в субъектах Федерации, так и в муниципальных образованиях. Однако в июне 2018 г. Председатель Правительства РФ Д. Медведев подписал Постановление о ликвидации правительственной комиссии по координации деятельности "Открытого правительства"[12].

Рассматривая принцип транспарентности органов власти в условиях информационного общества, а также роль информационных технологий в реализации данного принципа, необходимо назвать и причины их медленного развития и внедрения в России. Во-первых, это наличие высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества, органами государственной власти, во-вторых, недостаточно быстрое развитие инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения, в-третьих, низкий уровень навыков использования информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе среди государственных и муниципальных служащих, в-четвертых, зависимость российского рынка от зарубежной продукции в сфере информационных технологий, в-пятых, к сожалению, органы власти не научились работать с общественным мнением при принятии резонансных решений (например, система "Платон", оптимизация образовательных организаций высшего образования, отмена накопительной части пенсии) и т.д. Но все же нельзя отрицать того, что Россия быстрыми темпами стремиться достичь развитого информационного общества. Эти процессы способствуют становлению более открытого общества, развитию института демократии, предпосылок к формированию полноценного гражданского общества в России.

Важно продолжить внедрять современные информационные технологии в деятельность органов публичной власти. Без такого технического обеспечения органов невозможно выполнение органами публичной власти возложенных на них функций и повышение уровня транспарентности власти. Без открытых данных немыслима цифровая экономика, поскольку развитие открытых данных имеет огромный потенциал в сфере государственного управления.

Литература

1. Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы: монография / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва: Юстицинформ, 2015. 652 с.

2. Заметина Т.В. Конституционно-правовой механизм публичной власти в Крыму: проблемы и тенденции развития / Т.В. Заметина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17. N 1. С. 81 — 90.

3. Кабышев В.Т. Прямое народовластие в Советском государстве / В.Т. Кабышев. Саратов: Саратовский ун-т, 1974. 149 с.

 


[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2018 г. // Российская газета. 2018. 2 марта.

[2] Гражданское общество как гарантия политического диалога и противодействия экстремизму: ключевые конституционно-правовые проблемы: монография / рук. авт. колл. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2015. С. 399.

[3] Заметина Т.В. Конституционно-правовой механизм публичной власти в Крыму: проблемы и тенденции развития // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17. N 1. С. 87 — 88.

[4] Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 — 2020 годы)" (ред. от 02.02.2019) // СЗ РФ. 2014. N 18 (часть II). Ст. 2159; 2019. N 6. Ст. 535.

[6] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3448; 2019. N 12. Ст. 1220.

[7] Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (ред. от 28.12.2017) // СЗ РФ. 2009. N 7. Ст. 776; 2018. N 1 (часть I). Ст. 7.

[8] Кабышев В.Т. Прямое народовластие в Советском государстве. Саратов: Саратовский ун-т, 1974. С. 128.

[9] Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. URL: https://regulation.gov.ru/ (дата обращения: 09.10.2019).

[10] Влияние соцсетей на городскую власть. Открытое правительство. URL: http://open.gov.ru/infopotok/5517581/ (дата обращения: 09.10.2019).

[11] Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. N 93-р "Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 2014. N 5. Ст. 547.

[12] Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2018 г. N 713 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". URL: http://publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.10.2019).


Рекомендуется Вам: