ЮрФак: изучение права онлайн

Регулирование криптовалюты и ICO в России и САР Макао

Авторы: Алексеенко А.П., Светличный А.И.

Развитие цифровых технологий привело к появлению новых инструментов, позволяющих совершать транзакции в виртуальной среде с минимальными затратами, — криптовалюты, а также привлекать денежные средства в инвестиционные проекты при помощи ICO (от англ. initial coin offering — первичное размещение монет) без посредничества фондовых бирж. Несмотря на внедрение этих нововведений в жизнь, отношения, связанные с их использованием, не урегулированы в России должным образом1. Такая ситуация может привести к негативным последствиям, росту рисков незаконного финансирования, злоупотреблению правами инвесторов, отмыванию денег2, сокрытию имущества при банкротстве3. Кроме того, судебная практика, как указывают исследователи, порождает острую необходимость формирования единой официальной позиции по данному вопросу4. Поэтому необходимо "разработать правовые новеллы, которые бы регулировали этот узкий, но весьма перспективный сегмент цифровой экономики"5.

Политика регулирования криптовалюты в России претерпевает изменения. Изначально она основывалась на запретительном подходе, что можно объяснить тем, что "особенность криптовалют заключается в том, что они создаются частными лицами посредством Интернета и компьютеров, минуя официальную финансово-банковскую сферу"6. Указанный подход, однако, не был оформлен в виде нормативного правового акта. Так, первая попытка регулировать криптовалюту в Российской Федерации была предпринята в 2014 г., когда Банк России опубликовал Информацию "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности, Биткойн"7. В сентябре 2017 г. Центральный банк продублировал свою Информацию 2014 г. в информационном сообщении "Об использовании частных "виртуальных валют" (криптовалют)"8, этот шаг Центробанка РФ создал препятствие легальной торговле виртуальными валютами. В 2018 г. отношение к криптовалюте начало меняться, был подготовлен законопроект "О цифровых финансовых активах", хотя впоследствии он был изменен и из него пропали положения о криптовалюте, удалось разработать нормы лишь об ICO. Не дает ясности и ст. 141.1 ГК РФ, вводящая понятие цифровых прав9. Так, исследователи отмечают, что "экономическая природа понятия "цифровой финансовый актив" противоречит его правовому определению и предполагаемому в проектах законов правовому режиму"10.

Таким образом, криптовалюта в Российской Федерации не регулируется. Попытки рассматривать ее как цифровой актив, который не является денежным, были безуспешными. Все это порождает необходимость обратиться к зарубежному опыту. Несмотря на в целом положительное отношение российского законодателя к криптовалюте и его попытки легализовать ее, вряд ли можно безусловно говорить о пользе такого шага, о чем свидетельствует, например, практика специального административного района (далее — САР) КНР Макао.

Согласно Закону о финансовой системе САР Макао 1993 г. финансовой деятельностью могут заниматься исключительно финансовые учреждения, кредитные организации и финансовые посредники11. Сфера регулирования данного Закона не включает операции с криптовалютами. В то же время оказание услуг в отношении управления активами, а также обмен валюты или перевод денежных средств, которые связаны с криптовалютами, подпадают под сферу регулирования данного Закона. В связи с отсутствием прямого регулирования криптовалют Валютное управление Макао (AMCM)12 вынуждено прибегать к различным мягким, т.е. необязывающим, формам информирования общественности и предотвращения рисков, связанных с использованием криптовалют. Так, 17 июня 2014 г. AMCM издало предупреждение об участии в операциях, связанных с биткойнами13, согласно которому биткойн определен как виртуальный актив, не являющийся ни законным платежным средством, ни финансовым инструментом, подпадающим под надзор AMCM. В предупреждении указывается на то, что операции с виртуальными активами, такими как биткойн, сопряжены со значительными рисками, включая, помимо прочего, риски, связанные с отмыванием денег и финансированием терроризма, в отношении которых все участники, включая широкую общественность, должны сохранять бдительность. Далее, 27 сентября 2017 г. АМСМ, следуя запрету властей КНР на предоставление финансовых услуг по использованию криптовалют, призвало все банковские и иные финансовые учреждения в Макао не участвовать и не предоставлять прямо или косвенно какие-либо финансовые услуги для операций с криптовалютами14. Наконец, 6 августа 2018 г. AMCM подтвердило свою ранее сформированную позицию15. АМСМ указало на то, что криптовалюты могут быть связаны с мошенничеством или могут быть использованы для незаконной деятельности. AMCM потребовало от всех банков и финансовых учреждений в САР Макао не участвовать и не предоставлять прямо или косвенно любые финансовые услуги, которые включают использование криптовалют или иных виртуальных активов в качестве средства оплаты. AMCM указало на то, что обмен валют, трансграничные переводы средств или виртуальные платформы для финансовой деятельности, которые создаются без надлежащего разрешения, являются нарушением Закона о финансовой системе.

Основными причинами текущей политики регулирования САР Макао в отношении криптовалюты являются предотвращение отмывания денег и других финансовых правонарушений, высокий риск операций с криптовалютами, а также следование курсу экономической политики центрального правительства КНР. Большинство туристов прибывают в Макао из материкового Китая, поэтому регулирование игорного бизнеса в Макао напрямую затрагивает соответствующую валютную политику КНР. С 1993 г. в Китае действует система валютного контроля, позволяющая ввозить или вывозить из страны ограниченное количество наличных денег — не более 20 000 юаней16. Кроме того, с банковской карты за пределами КНР можно снять не более 10 000 юаней в день или 100 000 юаней в год17. Чтобы преодолеть данные ограничения, многие ювелирные магазины и ломбарды в Макао применяют следующий способ "обналичивания": клиенты из материкового Китая используют карты UnionPay для покупки ценностей, а затем закладывают их в обмен на наличные деньги. Первоначально этот механизм использовался для преодоления валютных ограничений, однако со временем такое обналичивание стало использоваться и для отмывания незаконно полученных средств и достигло около 140 млрд юаней в год18.

В 2014 г. власти КНР значительно усилили борьбу с коррупцией, отмыванием денег, бегством капитала, включая и незаконное использование банковских карт за пределами материкового Китая. Данная антикоррупционная кампания в КНР, а также политика правительства Макао по борьбе с курением в публичных местах привели к значительным изменениям в игорной индустрии Макао, в том числе к значительному сокращению числа VIP-игроков19. Приспосабливаясь к новым реалиям, один из ювелирных магазинов в казино установил банкомат биткойнов. Так, турист из материкового Китая может приобрести биткойны, внести токены в свой электронный кошелек, а затем снять наличные деньги через банкомат биткойнов в Макао20. Такое обналичивание через биткойн позволило клиентам снимать суммы, превышающие ограничения, применяемые к картам UnionPay.

В 2014 г. в Макао состоялась XVII ежегодная конференция Азиатско-Тихоокеанской группы по борьбе с отмыванием денег, в ходе которой материковый Китай и САР Макао обсудили вопросы сотрудничества в области борьбы с отмыванием денег21. Следуя политике материкового Китая по борьбе с отмыванием денег и другой незаконной деятельностью, AMCM выпустило уведомление о предостережении от участия в сделках с биткойнами22. Во-первых, уведомление подтвердило, что биткойн является одним из видов активов, но не является ни законным платежным средством, ни финансовым инструментом, подлежащим надзору AMCM. В то же время любым коммерческим организациям, за исключением уполномоченных финансовых учреждений, запрещается использовать в ходе своей деятельности слова, выражения или любые другие термины, имеющие или подразумевающие кредитные операции, включая термин "банкомат".

Чтобы обойти Закон о финансовой системе Макао и предупреждение AMCM, банкомат биткойнов в Макао был переименован в "Торговый киоск биткойнов" (Bitcoin Vending Kiosk). Из-за того что на аппарате не применялись такие функции, как аутентификация по отпечаткам пальцев, чтение идентификационных карт, подтверждение сообщений и фотографирование, пользователи могли снимать деньги анонимно, что увеличивало риски по отмыванию денег23. В 2014 г. в САР Макао функционировали четыре таких автоматических киоска, которые обменивали биткойны24. Поскольку предупреждения AMCM не имеют юридической силы, а никаких других мер регулирования или ограничения операций с биткойнами принято не было, клиенты из материкового Китая использовали данный способ для вывода денег из страны. Например, Народный суд высшей ступени провинции Хэйлунцзян указал, что преступники переводили деньги, полученные в результате мошенничества, на платформу операций с криптовалютой, покупали биткойны, а затем переводили криптовалюту на цифровые кошельки и продавали их в Макао25. В 2017 г. Народный суд первой ступени в провинции Ляонин указал на то, что преступник использовал незаконно полученные средства для операций купли-продажи биткойнов в САР Макао26. В решении Народного суда города Хуайань указывается, что подсудимый создал инвестиционную платформу, которая позволяла участникам в обмен на единократный членский взнос приобрести биткойны, которые обналичивались в САР Макао и использовались для участия в азартных играх27. Эта схема позволила преступнику вывести значительные суммы за пределы материкового Китая, обналичить их в Макао и перевести на свое имя под видом выигрыша в казино.

Практика ICO не получила какого-либо существенного развития в САР Макао и не была в достаточной мере исследована финансовым регулятором. Тем не менее один из проектов ICO привлек внимание AMCM. В 2018 г. Macau Dragon Group выпустила виртуальную валюту "DragonCoin", использование которой позволяет игрокам переводить деньги непосредственно в казино в Макао. AMCM незамедлительно издало предупреждение, напомнив жителям Макао, что цифровые валюты являются виртуальными активами, которые не являются ни законным средством платежа, ни финансовым инструментом28. AMCM обратило внимание общественности на то, что они могут быть связаны с мошенничеством или использоваться для преступной деятельности.

Таким образом, регулятор финансового рынка Макао скептически относится к криптовалюте, а негативные новости о мошенничестве, связанном с ней, делают финансовые власти Макао более осторожными в определении политики в отношении криптовалюты. Финансовые органы Макао обеспокоены использованием криптовалюты и ICO для отмывания денег, что создает тенденцию к их полному запрету. При разработке законодательства о криптовалютах в Российской Федерации следует учитывать данный опыт.

Литература

1. Белых В.С. Проблемы определения правового режима криптовалют / В.С. Белых, М.О. Болобонова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. N 3. С. 23 — 28.

2. Быкова Е.Г. Проблемы квалификации криминальных банкротств с использованием криптовалюты / Е.Г. Быкова, А.А. Казаков // Уголовное право. 2018. N 6. С. 10 — 15.

3. Егорова М.А. Понятие и особенности правового регулирования криптовалют / М.А. Егорова, Л.Г. Ефимова // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 11 — 16.

4. Казаченок О.П. Криптовалюта как объект гражданских прав в правоприменительной деятельности / О.П. Казаченок // Вестник арбитражной практики. 2019. N 3. С. 10 — 17.

5. Кумуков М.Ш. Технология блокчейн: новые вызовы и возможности в системе мер по ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и/или финансированию терроризма) / М.Ш. Кумуков // Ленинградский юридический журнал. 2018. N 2. С. 144 — 154.

6. Новоселова Л. "Токенизация" объектов гражданского права / Л. Новоселова // Хозяйство и право. 2017. N 12. С. 29 — 44.

7. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: Монография / К.Т. Анисина, Б.Г. Бадмаев, И.В. Бит-Шабо [и др.]; Под редакцией И.А. Цинделиани. Москва: Проспект, 2019. 320 с.

8. Цинделиани И.А. Правовая природа цифровых финансовых активов: частноправовой аспект / И.А. Цинделиани // Юрист. 2019. N 3. С. 34 — 41.


1 Новоселова Л. "Токенизация" объектов гражданского права // Хозяйство и право. 2017. N 12. С. 29 — 44.

2 Кумуков М.Ш. Технология блокчейн: новые вызовы и возможности в системе мер по ПОД/ФТ (противодействие отмыванию денег и/или финансированию терроризма) // Ленинградский юридический журнал. 2018. N 2. С. 144 — 154.

3 Быкова Е.Г., Казаков А.А. Проблемы квалификации криминальных банкротств с использованием криптовалюты // Уголовное право. 2018. N 6. С. 10 — 15.

4 Казаченок О.П. Криптовалюта как объект гражданских прав в правоприменительной деятельности // Вестник арбитражной практики. 2019. N 3. С. 10 — 17.

5 Цинделиани И.А. Правовая природа цифровых финансовых активов: частноправовой аспект // Юрист. 2019. N 3. С. 34 — 41.

6 Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: Монография / К.Т. Анисина, Б.Г. Бадмаев, И.В. Бит-Шабо и др.; Под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2019. 320 с.

7 URL: http://www.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=158121&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5342412344079012#07182125478817506.

8 URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=04092017_183512if2017-09-04T18_31_05.htm.

9 Егорова М.А., Ефимова Л.Г. Понятие и особенности правового регулирования криптовалют // Предпринимательское право. 2019. N 3. С. 11 — 16.

10 Белых В.С., Болобонова М.О. Проблемы определения правового режима криптовалют // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. N 3. С. 23 — 28.

11 Macau Financial System Act, Decree-Law no. 32/93/M, 5 July 1993, Article 2.

12 Autoridade Monetaria de Macau. URL: https://www.amcm.gov.mo/.

13 AMCM. Предостережение об участии в сделках с биткойнами (17 июня 2014 г.). URL: https://www.amcm.gov.mo/en/about-amcm/press-releases/gap/caution-against-engagement-in-bitcoin-transactions.

14 AMCM. Оповещение о рисках виртуальных активов и криптовалют (27 сентября 2017 г.). URL:

15 AMCM. AMCM подтверждает, что криптовалюты не являются законным тендером (6 августа 2018 г.). URL: https://www.amcm.gov.mo/files/press_releases/gap/2018/virtual_coin/20180806_amcm_reiterates_virtual_currencies_are_not_legal_tenders.pdf.

16 Государственная валютная администрация КНР. Уведомление об управлении валютными банковскими картами, 11 октября 2010 г. URL: http://www.safe.gov.cn/safe/2010/1011/5701.html.

17 Государственная валютная администрация КНР. Уведомление об управлении валютными банковскими картами, 11 октября 2010 г. URL: http://www.safe.gov.cn/safe/2010/1011/5701.html.

18 Атака UnionPay на модернизацию борьбы с незаконным выводом капитала: соглашение о сотрудничестве по борьбе с отмыванием денег между материковым Китаем и Макао (21 июля 2014 г.). URL: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_1257247.

19 China UnionPay: жесткая борьба с отмыванием денег с использованием банковских карт и другие незаконные действия (13 марта 2014 г.). URL: http://news.hexun.com/2014-03-13/163015035.html.

20 Как конвертировать биткойны в наличные с помощью банкомата. Биткойн в Макао (15 мая 2019 г.). URL: http://www.120btc.com/baike/btc/2832.html.

21 Материковый Китай и Макао выразили намерение подписать Меморандум о коммуникации и сотрудничестве по борьбе с отмыванием денег (21 июля 2014 г.). URL: https://www.yicai.com/news/3996516.html.

22 AMCM. Предостережение об участии в сделках с биткойнами (17 июня 2014 г.). URL: https://www.amcm.gov.mo/en/about-amcm/press-releases/gap/caution-against-engagement-in-bitcoin-transactions.

23 "Более 4 000 биткойн-банкоматов в мире. Является ли Китай хорошим местом для бизнеса?" (26 февраля 2019 г.). URL: https://www.bitguai.com/block/news/35670.html.

24 Две стороны Биткойна, http://www.plataformamacau.com/macau/bitcoin-de-duas-faces/.

25 Beijing Lekuda Internet Technology Ltd, Co. v. Suihua Huachen Commerce and Trade Ltd, Co. and Peng Quanquan (29 июля 2016 г.). URL: http://wenshu.court.gov.cn/website/wenshu/18n07ANFZ0BXSK4/index.html?docId=ce26a59964e944ab96fdb04617d482b4.

26 Решение Уголовного суда первой ступени провинции Ляонин N 36 от 18 сентября 2017 г. URL: http://wenshu.court.gov.cn/website/wenshu/181107ANFZ0BXSK4/index.html?docId=2188f65602374eda 92faa81c00e26f3c.

27 Решение Народного суда города Хуайань провинции Цзянсу N 33 от 25 апреля 2019 г. URL: http://wenshu.court.gov.cn/website/wenshu/181107ANFZ0BXSK4/index.html?docId=e626d32aa60c4af9b416aa5a00bd6e48.

28 AMCM подтверждает, что криптовалюты не являются законным тендером (6 августа 2018 г.). URL: https://www.amcm.gov.mo/files/press_releases/gap/2018/virtual_coin/20180806_amcm_reiterates_virtual_currencies_are_not_legal_tenders.pdf.


Рекомендуется Вам: