ЮрФак: изучение права онлайн

Фиктивный брак в миграционном контексте: проблемы выявления и противодействия

Автор: Камалян М.А.

На сегодняшний день достаточно распространенным в России и за рубежом является заключение фиктивного брака для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство и в конечном итоге для приобретения гражданства. Проблема в том, что в Российской Федерации нет реальных механизмов выявления таких браков, и законодательство не предусматривает строгого наказания. Что примечательно, зачастую вторая сторона, т.е. гражданин России, знает, с какой целью заключается брак, и получает материальную выгоду от этой "сделки".

В научной литературе существует множество подходов к определению понятия "гражданство". С точки зрения С.А. Авакьяна, состояние гражданства есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека[1]. Профессор В.В. Полянский также определяет гражданство как правовую связь и утверждает, что взаимодействие субъектов — личности и государства, выступающее в форме правовой связи, носит объективный характер. Таким образом, само гражданство является условием обладания различными субъективными правами[2]. Соглашаясь с указанными подходами, можно сказать, что от наличия у человека гражданства Российской Федерации зависит, каким объемом прав, свобод и обязанностей он будет обладать.

Одним из оснований приобретения гражданства Российской Федерации является прием в гражданство, который осуществляется в общем и упрощенном порядках. Для приема в гражданство в общем порядке согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" требуется соблюдение ценза оседлости т.е. непрерывное проживание на территории России в течение пяти лет со дня получения вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения ценза оседлости, в случаях, указанных в ст. 14 Закона о гражданстве. К лицам, которые могут быть приняты в гражданство в упрощенном порядке, п. "б" ч. 2 указанной статьи относит тех, кто состоит в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет[3].

Также брак с российским гражданином поможет иностранцу получить разрешение на временное проживание без учета квоты, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации согласно п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"[4]. После получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин может обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство.

Сейчас в открытом доступе размещаются такие объявления, как "ищу фиктивного мужа/жену". На наш взгляд, уже на данном этапе требуется вмешательство государства. Современный уровень информационных технологий позволяет выявить и того, кто размещает объявление, и того, кто откликается на него. Однако пока компетентные органы Российской Федерации не в полной мере обеспечивают блокирование такого рода информации.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Семейного кодекса Российской Федерации фиктивным является брак, который зарегистрирован супругами или одним из супругов без цели создания семьи. В этой же статье указано, что если будет доказан фиктивный характер брака, то он признается недействительным судом со дня заключения брака. Как мы видим, это единственное правовое последствие заключения фиктивного брака согласно Семейному кодексу. Согласно ст. 28 Кодекса с требованием признания брака недействительным вправе обратиться прокурор, а также супруг, который не знал о корыстных намерениях второй стороны и думал, что брак заключен с целью создания семьи[5].

Правовым последствием заключения фиктивного брака с целью приобретения гражданства Российской Федерации согласно ст. 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" является отмена решения по вопросу приобретения гражданства, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. И в соответствии со ст. 7 и 9 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" за представление поддельных или подложных документов либо сообщение о себе заведомо ложных сведений следует аннулирование разрешения на временное проживание и вида на жительство соответственно.

Таким образом, в настоящее время ответственность за заключение фиктивных браков с целью приобретения гражданства минимальная, брак признается ничтожным и документы, приобретенные вследствие заключения такого брака, аннулируются. Уголовная либо административная ответственность за подобный обход закона не предусмотрена действующим законодательством. Это, на наш взгляд, довольно странно, ведь Россия достаточно привлекательная страна для мигрантов. Некоторые приезжают в страну с целью временного пребывания, в основном это трудовые мигранты, а другие — с целью постоянного проживания и в дальнейшем приобретения гражданства. Но так как в общем порядке процедура приобретения гражданства сложная и длительная (нужно оформить разрешение на временное проживание, затем вид на жительство и лишь спустя пять лет приобрести гражданство), то многие хотят ускорить этот процесс и пытаются уклониться от соблюдения закона.

Западные страны ведут более суровую политику в борьбе с фиктивными браками для приобретения гражданства. К примеру, в Германии согласно параграфу 95 Закона об иностранцах при выявлении фиктивного брака следует наказание — до трех лет лишения свободы. Кроме того, после отбывания наказания лицо будет депортировано, и на длительное время въезд в любую страну Шенгенской зоны ему будет закрыт[6]. Также законодательство страны определяет, как нужно доказывать фиктивность брака. С этой целью могут проводиться опросы соседей, тестирование на знание привычек супруга, личное собеседование с супругами, которые будут находиться в разных комнатах. Им могут задаваться различные вопросы, касающиеся даже цвета обоев в комнате, названия ресторана, где было первое свидание, расположения вещей в доме и так далее.

Законодательным Собранием Калужской области в Государственную Думу Российской Федерации в 2013 г. был внесен законопроект о признании уголовной ответственности за заключение фиктивного брака с целью получения разрешения на временное проживание или приобретения гражданства. Под данную статью подпадали иностранные граждане и лица без гражданства, а другая сторона, т.е. российский гражданин, согласившийся на заключение такого брака, согласно данному законопроекту оставался в стороне. Проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс предлагал различные виды наказания от штрафа до лишения свободы на срок до трех лет за такой фиктивный брак. Интересно, что ответственность за получение вида на жительство в результате заключения фиктивного брака проект данного закона не предусматривал. Скорее всего, это было просто упущением субъекта законодательной инициативы.

Законопроект находился на рассмотрении до июня 2015 г. Однако в результате рассмотрения законопроекта в первом чтении он был отклонен. Предложенные изменения не были согласованы с миграционным законодательством. В случае аннулирования разрешения на временное проживание иностранный гражданин обязан покинуть территорию Российской Федерации в течение 15 дней, при невыполнении данного обязательства согласно ст. 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" он подлежит депортации. Если иностранный гражданин покинет страну, то это заметно усложнит производство по уголовному делу. Субъект законодательной инициативы не учел данное обстоятельство.

Отметим, что Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Уголовный кодекс дополнен двумя статьями: ст. 322.2 и ст. 322.3. Данные нововведения предусматривают уголовную ответственность за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, а также за фиктивную постановку на учет иностранца по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации[7]. Верховный Суд Российской Федерации в своем официальном отзыве на проект федерального закона о введении уголовной ответственности за фиктивные браки высказал позицию, что действующие ст. 322.2 и 322.3 с точки зрения их применения будут более эффективными по сравнению с проектной нормой. Следует согласиться с тем, что ужесточение ответственности за фиктивные браки с целью приобретения гражданства, безусловно, требуется. Однако принятые меры борьбы с данным явлением должны быть согласованы с текущим законодательством и не создавать неудобства в правоприменительной практике.

С нашей точки зрения, до введения уголовной ответственности за фиктивные браки нужно разработать меры по выявлению таких браков и обеспечить их реальное применение. В случае когда иностранный гражданин на основании заключенного брака с российским гражданином хочет получить разрешение на временное проживание, вид на жительство или приобрести гражданство, необходимо проверить такой брак. Естественно, если в браке родился ребенок, то сомнения отпадают, и в таком случае нецелесообразно проводить проверку. Предлагаем до оформления документов иностранному гражданину провести проверки с целью определения настоящих причин вступления в брак. Зачастую брачующиеся даже не помнят, как выглядит супруг, потому что после заключения брака и получения вознаграждения российским гражданином за оказанную услугу их встречи заканчиваются. На наш взгляд, весьма эффективным является проведение тестирования или собеседования. Супругам можно задавать вопросы о привычках и предпочтениях друг друга, об именах членов семьи супруга, о планировке совместного жилья, о том, как и где познакомились, какого цвета мебель в доме и так далее.

В целях борьбы с фиктивными браками для приобретения гражданства или иного документа, подтверждающего право проживания иностранца в России, предлагаем ввести изменения в законодательные акты, предусматривающие брак с российским гражданином как условие для упрощенного оформления документов. В частности, п. "б" ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" можно дополнить условием, что супруги, которые находятся в браке не менее трех лет, должны пройти собеседование, в результате которого отпадут сомнения, что брак был заключен с корыстными целями. В связи с этим следует установить порядок проведения собеседования, определить круг лиц, которые будут уполномочены проводить его, составить примерный перечень вопросов, которые будут задавать супругам. Вопросы должны быть такими, чтобы супруги заранее не смогли обговорить ответы на них.

Кроме того, как уже было отмечено, Интернет пестрит объявлениями о поисках фиктивного супруга за вознаграждение, поэтому считаем целесообразным уже на этой стадии начать бороться с данным явлением и предусмотреть возможность блокирования этой информации.

Иностранные граждане, которые идут на этот шаг для приобретения гражданства Российской Федерации, и российские граждане, которые соглашаются на такие браки ради денежной выгоды, должны чувствовать угрозу реальной ответственности и осознавать, что их обман может быть раскрыт в результате проверки. Иначе институт брака в скором времени может утратить свое социальное назначение — создание семьи.

Литература

1. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы [Электронный ресурс] / С.А. Авакьян. URL: http:// constitution.garant.ru/science-work/modern/3541101/ (дата обращения: 10.02.2018).

2. Полянский В.В. Советское гражданство: политико-правовые проблемы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук / В.В. Полянский. М., 1979. 26 с.

 


[1] Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы [Электронный ресурс]. URL: http://constitution.garant.ru/science-work/modem/3541101/ (дата обращения 10.02.2018).

[2] Полянский В.В. Советское гражданство: политико-правовые проблемы: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1979. С. 10.

[3] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) "О гражданстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

[4] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

[5] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

[6] Заключение брака [Электронный ресурс]. URL: http://familyadvisor.ru/brak/fiktivnyj-brak/ (дата обращения: 10.02.2018).

[7] Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6696.


Рекомендуется Вам: