ЮрФак: изучение права онлайн

Пенсионная реформа в Российской Федерации: ожидания и результаты

Авторы: Зарипова А.Р., Хамитова Г.М.

Пенсионное обеспечение населения в России в настоящее время характеризуется значительным количеством проблем. Существующая пенсионная система имеет много недостатков: она не адаптирована к экономическим и финансовым кризисам, ориентируется на низкооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников, формируется по страховому принципу, не стимулирует сокращения рабочих мест с вредными условиями производства и не создает условия для ускорения процесса легализации процесса выплаты заработной платы1.

Правительство Российской Федерации в настоящее время активно реализует положения пенсионной реформы 2018 г. В данный момент пенсия по старости складывается из страховой и накопительной частей. Введены такие понятия, как "индивидуальные пенсионные коэффициенты" (пенсионные баллы), "фиксированная выплата к страховой пенсии", "повышающие коэффициенты"2.

Ежегодно проблема пенсионного обеспечения граждан пожилого возраста в России становится все более и более актуальной. Это объясняется, с одной стороны, неизменным ходом демографического старения общества и, как следствие сего, увеличением количества граждан в возрасте старше 55 лет. С другой стороны, налицо появление ряда социально-экономических проблем, сформировавшихся в связи с вышеперечисленным демографическим ходом. Прецедент возникшей трудности заключается в том, что жители престарелого возраста — как раз в возрасте от 55 до 72 лет — на современном этапе оказываются наиболее многочисленной социальной группой по сопоставлению, например, с молодежью и лицами среднего возраста. Следовательно, от эффективности и своевременности решения их социально-экономических проблем напрямую зависит стабильность современного российского общества.

Пенсионный возраст — возраст гражданина, установленный государством, по достижении которого он может претендовать на получение пенсии по старости3. Выходит, собственно, что после выхода на пенсию гражданин вместо плательщика пенсионных взносов (налогов) становится получателем пенсионных выплат из Пенсионного фонда.

Рассмотрим законопроект4 о повышении пенсионного возраста, который вступил в силу с 1 января 2019 г. По новому Закону, в соответствии с которым с 1 января 2019 г. в России началось поэтапное повышение пенсионного возраста, для россиян с большим страховым стажем будет предусмотрена новая пенсионная льгота — возможность досрочного выхода на пенсию (на два года раньше общеустановленных сроков). Воспользоваться таким правом смогут женщины при наличии 37 лет стажа и мужчины с 42 годами стажа.

Но это не значит, что новым законодательством увеличиваются запросы к обязательному стажу для начисления пенсии. Напротив, эта льгота была предложена Президентом и Правительством Российской Федерации как мера по смягчению результатов пенсионной реформы. Поэтому пенсионный возраст станет повышаться поэтапно. Так, в 2019 г. при наличии долговременного стажа возможность стать досрочно пенсионером есть только лишь на временном интервале полугода прежде предусмотренного срока (общий пенсионный возраст в 2019 г. будет составлять соответственно 55,5 и 60,5 года).

На сегодняшний день вопрос об увеличении возраста выхода на пенсию стоит довольно остро. Он беспокоит не только тех, кто вот-вот выйдет на пенсию, но и тех, кому до нее далеко, — молодежь.

Основной причиной образовавшейся проблемы специалисты считают демографический кризис. В настоящий момент сопоставление численности людей пенсионного возраста и работающего населения уже дает соотношение 1/1,5, и в случае, если ситуация не поменяется, то по итогам 2020 г. этот показатель станет равен 1/1. К тому же ситуация обостряется тем, что каждый третий гражданин России уходит на пенсию досрочно.

Для сравнения пенсионной политики России рассмотрим опыт нескольких граничащих с Россией государств, пенсионный возраст которых различен.

Например, в Эстонии для празднования выхода на пенсию мужчинам нужно, чтобы им исполнилось 63 года5. И к 2026 г. этот возрастной "ценз" возрастет на два года. Возраст выхода женщин на заслуженный отдых зависит от года их рождения. Так, родившиеся в 1951 г. женщины приобретают право на получение пенсии при достижении ими возраста 62 лет, в 1952 г. — в 62 года и 6 месяцев, в 1953 г. — в 63. К 2026 г. пенсионный возраст для всех эстонок должен достигнуть 65 лет.

Женщины в Казахстане6 должны отметить 58-й день рождения и лишь после этого выйти на пенсию, а мужчины могут отмечать начало заслуженного отдыха в 63 года. К 2025 г. пенсионный возраст должен достигнуть 65 лет.

На Украине7 у женщин пенсионный возраст начинается в 56,5 года, а у мужчин — в 60 лет. К 2022 г. пенсионный возраст должен достигнуть 60 лет для всех граждан. При этом украинцы, которые смогли заработать 40 лет страхового стажа, смогут выйти на пенсию в любом возрасте. Следует отметить, что пенсионный возраст в Украине на сегодня достаточно невысокий по сравнению с другими государствами.

В Республике Беларусь8 пенсионный возраст в 2017 г. равнялся 60,5 года для мужчин и 55,5 года — для женщин. По сведениям Министерства труда и социальной защиты, на 100 трудящихся в республике приходился 61 пенсионер. Тем не менее Министерство труда Республики Беларусь и национальная статистическая служба уже в это время утверждали, что тенденция такова, что в последующие пятнадцать лет количество пожилых людей в общем составе возрастет как в абсолютном, так и в относительном количестве. Поэтому начиная с января 2017 г. возраст выхода на пенсию в республике стал возрастать на полгода. К началу 2022 г. пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 — для мужчин. Сверх того, каждый год на полгода будет возрастать стаж, необходимый для выхода на пенсию по возрасту.

На принятие нового Закона о повышении пенсионного возраста существуют разные точки зрения. Например, вице-премьер российского правительства О.Ю. Голодец еще в 2017 г. уверенно заявляла, что вопрос о повышении пенсионного возраста в Правительстве Российской Федерации в настоящее время не рассматривается и пенсионный возраст повышаться не будет9. Тем не менее связанные с ключевым показателем пенсионной системы изменения в законодательстве все же произошли. Напомним, в июне 2018 г. Правительством Российской Федерации был рассмотрен проект закона о повышении пенсионного возраста в Российской Федерации. Закон в окончательном виде был принят и подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 3 октября 2018 г., т.е. менее чем через четыре месяца после внесения законопроекта в нижнюю палату парламента — Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Закон установил пенсионный возраст для мужчин — 65 лет, для женщин — 63 года.

Пенсионная реформа в России встретила неоднозначное восприятие в обществе. Разные мнения высказывали и эксперты. Так, старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации Т.Г. Омельчук полагала, что наиболее продуктивно было бы начинать с повышения возраста для выхода на пенсию для женщин. В среднем жители страны живут около 71 года. А по прогнозам экспертов, с 2019 г. продолжительность жизни увеличится, составив 74 года. И это считается еще одним весомым основанием для того, чтобы увеличить пенсионный возраст.

Перед рассмотрением законопроекта об увеличении пенсионного возраста в первом чтении Президент Российской Федерации В.В. Путин 29 августа 2018 г. выступил со специальным телеобращением к гражданам Российской Федерации. В нем глава государства заявил, что повышение пенсионного возраста — вынужденная мера. Понимая всю непопулярность этого шага, Президент Российской Федерации также предложил ряд мер10, которые смогут максимально смягчить принимаемые решения.

Президент отметил, что "пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти лет. Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет".

В.В. Путин внес предложение ввести преждевременный выход на пенсию многодетным матерям. К примеру, в случае, если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года прежде срока. В случае, если четверо детей, в соответствии с этим, — на четыре года раньше. А женщины, у которых пять и более детей, смогут выходить на пенсию в 50 лет.

Кроме того, глава государства акцентировал внимание сограждан на том, что пенсионный возраст предполагается повышать постепенно, "чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы".

Также рекомендуется Вам:

В.В. Путин предложил для граждан, имеющих возможность выйти на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, ввести особую льготу — право оформить пенсию на шесть месяцев прежде нового пенсионного возраста.

"Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти", — подчеркнул глава государства в телеобращении к нации.

По словам В.В. Путина, на переходный период необходимо считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления пенсионного возраста.

Президент указал Правительству Российской Федерации на необходимость утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

Кроме того, льготы для шахтеров, сотрудников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев и иных категорий населения, задействованных в работе на вредоносных производствах, также сохраняются при изменениях пенсионной системы в Российской Федерации.

Президент Путин предложил оставить неизменными условия назначений пенсий для коренных малочисленных народов Севера. Также были затронуты вопросы о материальной поддержке к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Материальная помощь — это 25%. Эти выплаты начались уже с 1 января 2019 г.

Глава государства пообещал, что у тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учетом заработанного стажа.

Сейчас установлено, что стаж, дающий право выйти на пенсию раньше положенного срока, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. В.В. Путин предложил на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин — до 37 лет, а для мужчин — до 42 лет.

В заключение Президент Российской Федерации отметил, что многие эксперты и сейчас считают, что они слишком долго тянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. В.В. Путин полагает, что откладывать решение этого вопроса нельзя, поскольку это может привести к серьезным потрясениям в различных сферах жизни, что способно сказаться на судьбах людей.

Социальные, политические и экономические риски пенсионной реформы были оговорены уже на этапе ее рассмотрения — в ходе продлившегося более двух с половиной часов заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 19 июля 2018 г., когда свое мнение о поправках огласили депутаты, представители профсоюзов, работодателей, Совета по правам человека при Президенте Российской Федерации, Общественной и Счетной палат Российской Федерации.

К первому чтению на законопроект поступили официальные отзывы от 60 субъектов Российской Федерации из 85, в целом высказались 79 субъектов Российской Федерации. Как заявил в рамках обсуждения депутат Ярослав Нилов, 78 регионов нацелили отзывы на проект закона и "ни одного отрицательного заключения не поступило".

В итоге 3 октября 2018 г. Федеральный закон N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"11 подписал президент России В.В. Путин. Согласно статье 11 этот Закон вступил в силу с 1 января 2019 г., ряд его положений вступит в силу с 1 января 2025 г.

Несмотря на то что страна только второй год живет в условиях повышенного пенсионного возраста и еще рано делать фундаментальные выводы, можно уже прийти к заключению о том, что повышение пенсионного возраста имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Так, к преимуществам повышения пенсионного возраста в Российской Федерации относятся:

— увеличение продолжительности жизни граждан и лиц пенсионного возраста;

— уравновешивание пропорций работающего населения к людям пенсионного возраста;

— снижение налоговой нагрузки с трудозанятого населения;

— ранний выход на пенсию приводит к исключению человека из общественной жизни и для множества означает сокращение общественных связей и в том числе и смысла жизни. Работа и активная деятельность продлевают жизнь;

— преодолевается дефицит денежных средств в национальной пенсионной системе. В Пенсионный фонд каждый год поступает 4 131,5 млрд рублей, а на выплату пенсий тратится 6 430,2 млрд рублей. Расходы федерального бюджета на пенсионеров уже составляют 9% ВВП России.

Доводы против повышения пенсионного возраста:

— показатели продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами невысокие. Не все мужское население доживает до пенсии и с показателем в 60 лет. Средний возраст смертности мужской части населения в Российской Федерации низок по сопоставлению с другими государствами. Причинами являются тяжелые жизненные условия, тяжелые условия труда, повышенный травматизм и другие социальные болезни (алкоголизм, наркомания);

— разный период выхода на пенсию мужчин и женщин не соответствует Конституции. Об этом говорит часть 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации: "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

— трудности с поиском работы, так как с уже имеющейся границей пенсионного возраста людям старшего поколения непросто решить вопросы трудоустройства;

— увеличение доли "серой", "конвертной" заработной платы.

На основании изложенного приходим к выводу о том, что целесообразнее было бы оставить неизменным прежний пенсионный возраст. Это обусловливается несколькими причинами. Во-первых, это касается состояния физического здоровья, потому что физиологические процессы человека с годами ухудшаются (подвижность развита меньше, осознание ситуации и информации тормозится, зрение портится, что, собственно, приводит к понижению внимательности). Например, если человек до пенсии выполнял одну и ту же работу, то какое-то время он еще может после 55 и 60 лет быть полезным на своем рабочем месте, но в случае, если будет необходимо осваивать что-то новое или переучиваться на иную профессию, высоки шансы возникновения проблем. К тому же в данный момент запросы к работнику более высокие — как физические, так и интеллектуальные.

Во-вторых, новый порядок не учитывает величину отработанного стажа. Отработал человек, к примеру, 30 — 35 лет, т.е. имеет возможность выйти на пенсию в 55 — 60 лет. В некоторой степени это является выслугой. Но не хватает стажа — пенсионный возраст повышается. Больше отработал к тому времени — получи дополнительные бонусы. По мнению авторов, те, кто трудился и платил всю жизнь пенсионные взносы, и те, кто работал совсем чуть-чуть, получат практически схожую пенсию, но ведь и пенсионный возраст возрастет для всех идентично. Это может привести к тому, что у людей пропадет стимул вообще работать на государство и выплачивать пенсионные взносы. У молодого поколения — тем более. Как отмечали многие противники реформы, к сожалению, при повышении пенсионного возраста появляется шанс вообще до нее не дожить.

В-третьих, экономика пенсионной реформы пока не подтверждает возложенные на нее надежды. Несмотря на то что по итогам 2019 г. пенсионная реформа позволила бюджету сэкономить вдвое больше, чем ожидалось, — 21,5 млрд рублей, а в 2020 г. благодаря реформе федеральный бюджет сможет сэкономить 50 млрд рублей12, на взгляд авторов, это явно не те суммы, которые могли бы закрыть триллионные дыры в бюджете Пенсионного фонда России.

Убеждены, что изменения в пенсионной системе должны быть нацелены на улучшение пенсионного обеспечения всех групп граждан, обеспечение их устойчивого материального благополучия в средне- и долгосрочной перспективе. Тем не менее практика реализации пенсионной реформы в России, сложившаяся за полтора года, позволяет говорить, на наш взгляд, что в первую очередь для достижения этих целей по-прежнему следует принимать меры, направленные на увеличение продолжительности жизни, улучшение качества жизни и условий труда, повышение демографических показателей. Решение этих острых вопросов способно привести к тому, что актуальная характеристика важнейшего индикатора, вероятно доминировавшего в головах творцов реформы, а именно соотношения количества пенсионеров с работающим населением, не будет более представлять собой ежегодную проблему для бюджета Пенсионного фонда и страны.

Литература

1. Власова И. Пенсионная реформа: сколько сэкономил бюджет / И. Власова // Газета.ru. 2020. 3 марта.

2. Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России / И.В. Галимова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 6. N 4. С. 69 — 74.


1 Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2015. Т. 6. N 4. С. 69 — 74.

2 Статья 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) "О страховых пенсиях" // СПС "КонсультантПлюс".

3 Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

4 Статья 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) "О страховых пенсиях" // СПС "КонсультантПлюс".

5 Закон Эстонской Республики от 5 декабря 2001 г. N 63 "О государственном пенсионном страховании". URL: https://v1.juristaitab.ee/sites/www.juristaitab.ee/files/elfinder/ru-seadused/.

6 Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 г. N 105 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан". URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31408637.

7 Закон Украины от 5 ноября 1991 г. N 1788 (с изм. от 25.07.2018) "О пенсионном обеспечении". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16930.

8 Указ Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. N 137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения". URL: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/ukaz-137-ot-11-aprelja-2016-g-13449/.

9 Статья 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) "О страховых пенсиях" // СПС "КонсультантПлюс".

10 Статья 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) "О страховых пенсиях" // СПС "КонсультантПлюс".

11 Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" // СПС "КонсультантПлюс".

12 Власова И. Пенсионная реформа: сколько сэкономил бюджет // Газета.ru. 2020. 3 марта.

Рекомендуется Вам: