ЮрФак: изучение права онлайн

Правовой режим функционирования единой информационной системы в сфере государственных и муниципальных закупок

Автор: Андреева Л.В.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"1 (далее — Закон о контрактной системе) информационное обеспечение государственных и муниципальных закупок осуществляется ЕИС во взаимодействии с иными информационными системами. В ЕИС содержится информация обо всех этапах закупки: о планировании, об определении поставщика (подрядчика, исполнителя), о заключении контракта, его исполнении, а также мониторинге закупок товаров, работ, услуг, аудита и контроле за соблюдением законодательства в сфере закупок, — структурированная по определенным подсистемам и разделам.

Требования к ЕИС и правила ее функционирования установлены Правительством РФ2. В сфере закупок организован электронный документооборот, осуществляемый с использованием ЕИС (ст. 5 Закона о контрактной системе).

Информационное обеспечение закупок для обеспечения государственных нужд субъектов РФ и муниципальных нужд осуществляется посредством региональных (РИС) и муниципальных (МИС) информационных систем, интегрированных с ЕИС (ч. 7 ст. 4 Закона о контрактной системе).

Правительством РФ установлены единые требования к РИС и МИС3, а порядок их функционирования и использования регулируется органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данные информационные системы регистрируются в ЕИС4. Законом о контрактной системе установлено требование гарантированной передачи в ЕИС информации и документов, содержащихся в РИС и МИС, и размещения их на официальном сайте ЕИС. Информационный обмен между ними и ЕИС осуществляется в автоматическом режиме с использованием технических и программных средств ЕИС. При несоответствии информации, размещенной в РИС и МИС и в ЕИС, приоритет имеет информация, размещенная в ЕИС.

Таким образом, обеспечивается полная интеграция ЕИС с данными информационными системами в сфере закупок. При этом создание иных информационных систем в сфере закупок, не интегрированных с ЕИС, не допускается.

В момент создания в сфере государственных и муниципальных закупок новой модели закупок — контрактной системы применяемые информационные технологии ЕИС являлись передовыми не только для России, но и для многих зарубежных государств5.

Применение информационных технологий в сфере закупок значительно расширено, поскольку с 1 января 2019 г. не только аукцион, но и другие конкурентные закупки — открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений — стали проводиться в электронной форме6, что соответствует европейскому опыту реформирования государственных закупок7.

ЕИС относится к государственным информационным системам (ГИС), поэтому порядок ее создания и эксплуатации подчиняется правилам о ГИС (ст. ст. 13, 14 Закона об информации8), если специальным законом не установлены иные правила.

В условиях перехода к цифровой экономике значение информационных систем, включая ГИС, которых уже создано более 300, значительно усиливается. Вместе с тем, как указывается в литературе, требования к ГИС нуждаются в унификации9.

В Законе об информации определены общие положения функционирования ГИС: достоверность и актуальность информации; обеспечение доступа к содержащейся в системе информации; защита указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий (п. 9 ст. 14).

Кроме данных требований, ЕИС функционирует также на основе принципов контрактной системы — свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе; открытость и прозрачность информации; полнота и достоверность информации о закупках (ст. 7 Закона о контрактной системе).

Для обеспечения свободного доступа к информации и ее защиты большое значение приобретают требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам ГИС, которые предлагается закрепить в специальной статье Закона об информации (организация бесперебойной работы технических средств и информационных технологий; обеспечение взаимодействия с иными информационными системами; обеспечение возможности получения программных средств ГИС, необходимых для обмена электронными сообщениями между оператором системы и ее пользователями в процессе исполнения данными органами обязанности по предоставлению информации для включения в ГИС; обеспечение работоспособности ГИС в соответствии с функциональными требованиями к системе; системное и прикладное сопровождение и др.)10.

Согласно определению информационной системы (ИС) в ее понятие включаются три составляющие — совокупность информации, содержащейся в базах данных; обеспечивающие ее обработку информационные технологии и технические средства (п. 2 ст. 2 Закона об информации).

В Законе об информации в качестве критериев классификации ИС используется критерий принадлежности ИС — государственные и муниципальные ИС и критерий одной выполняемой функции поиска информации — поисковая система. Вместе с тем в Национальном стандарте ГОСТ Р 53622-2009 "Информационные технологии. Информационно-вычислительные системы" определяются информационные системы в зависимости как от выполнения различных функций и вмешательства человека — автоматизированные информационно-справочные (АИСС), информационные системы управления (АСУ), информационные системы управления технологическими процессами (АСУПТ) (без вмешательства человека)11.

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к созданию самых разнообразных ИС. Даже поисковые ИС, как отмечают исследователи, отличаются друг от друга, и содержащееся в Законе об информации определение поисковой системы не соответствует той деятельности, которую ведут поисковые системы общего поиска в Интернете, на которые направлено соответствующее регулирование12.

В статью 128 Гражданского кодекса РФ включен новый объект гражданских прав — "цифровые права", определение содержания и условия осуществления которых согласно ст. 141.1 регулируется правилами информационной системы, соответствующей установленным законом признакам13, однако понятие информационной системы в ГК РФ отсутствует, что рассматривается в качестве недостатка определения цифровых прав14. Рассмотрение ИС в качестве систематизированной совокупности материалов, которые можно найти и обработать с помощью ЭВМ, т.е. согласно ст. 1260 ГК РФ базы данных, необоснованно сужает понятие и содержание ИС. В этой связи О.А. Городов базу данных справедливо рассматривает в качестве составного элемента ИС15.

В Законе о контрактной системе ЕИС определяется как совокупность информации, указанной в ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 9 ст. 3). Данное определение основано на понятии ИС, содержащемся в Законе об информации, однако осуществляемые ЕИС функции в контрактной системе значительно более разнообразны.

Прежде всего, ЕИС обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление информации, в том числе автоматизированной, участникам контрактной системы по всему процессу закупок (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе). Содержащаяся в ЕИС информация структурирована по различным подсистемам: реестры, ведение которых предусмотрено Законом о контрактной системе (участников закупок, недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключенных контрактов, банковских гарантий, жалоб и др.); библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов; каталог товаров, работ, услуг; планы-графики и данные по их реализации; результаты мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок; информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и др.

ЕИС осуществляет также функцию контроля за соответствием идентификационных кодов и непревышением объема финансового обеспечения закупок, содержащихся в различных документах, направляемых с использованием ЕИС, — планах-графиках, извещениях о закупках, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проектах контрактов. Кроме того, на ЕИС возложено обеспечение использования усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов, предусмотренных Законом о контрактной системе. Таким образом, создание и функционирование ЕИС не ограничивается указанной в ст. 4 Закона о контрактной системе одной целью — информационного обеспечения контрактной системы, ЕИС является многофункциональной ГИС, уполномоченным органом исполнительной власти по созданию, развитию, ведению и обслуживанию которой, по установлению порядка регистрации в ЕИС и пользования системой, а также выработке по согласованию с Минфином России функциональных требований к которой является Федеральное казначейство16.

Также рекомендуется Вам:

ЕИС является ключевым компонентом информационной системы в сфере закупок. В Постановлении Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" установлены требования к обеспечению непрерывности функционирования ЕИС, защите информации от несанкционированного доступа к информации, порядок информационного взаимодействия ЕИС с иными информационными системами, а также права и обязанности участников ЕИС.

Участниками ЕИС являются субъекты ЕИС и пользователи официального сайта ЕИС, права которых различаются. К пользователям официального сайта относятся физические и юридические лица, использующие данный информационный ресурс в целях поиска, ознакомления с требуемой информацией, направления различных сообщений и запросов, за исключением участников общественного обсуждения. Пользователям должно быть обеспечено право свободного беспрепятственного доступа к информации, содержащейся на официальном сайте. Технологические требования к форматам и размерам размещаемых в ЕИС файлов для обеспечения беспрепятственного доступа к ЕИС установлены Федеральным казначейством17. Нарушением права на доступ к информации в ЕИС является размещение документации о закупке, содержащей ограничения поиска и копирования фрагментов текста, размещение информации о закупке не в полном объеме, что приводит к нарушению прав пользователей и к ограничению конкуренции18.

Расширение функционала ЕИС, формирование в ней новых подсистем приводят к сбоям ее работы, в том числе из-за устаревших технических и технологических средств, поэтому актуальной задачей является применение современной технологической основы функционирования ЕИС19>.

Лицам, обозначаемым в Постановлении Правительства РФ N 1414 как субъекты ЕИС, к которым относятся лица, использующие ЕИС для реализации своих функций и полномочий, предоставляется доступ к информации, содержащейся в ЕИС, после прохождения процедуры регистрации в ЕИС20.

Процедура регистрации в ЕИС является новой процедурой (ст. 24.2 Закона о контрактной системе), содержащей довольно сложные правила, предусматривающие как самостоятельные действия участника закупки, так и автоматическую передачу сведений из иных информационных систем21. В единый реестр участников закупок сведения о зарегистрированном в ЕИС лице поступают автоматически. Передача информации и документов, формируемых участником закупки самостоятельно, подписывается усиленной квалифицированной подписью уполномоченного лица (ст. 5 Закона о контрактной системе).

Для участия в электронной процедуре выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) на электронной площадке участнику закупки необходима аккредитация на электронной площадке, осуществляемая в автоматическом режиме. Таким образом, в сфере закупок участник закупок вправе осуществлять свои гражданские права и нести обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, только посредством ЕИС. С целью оптимизации процедур легализации участия в закупках разработан законопроект, предусматривающий создание цифрового профиля граждан и юридических лиц и инфраструктуры цифрового профиля для обмена сведениями в электронной форме22.

Размещаемая в ЕИС информация является юридически значимой. В Законе о контрактной системе установлена обязанность заказчиков и иных участников контрактной системы размещать документы в ЕИС (извещения об осуществлении закупок, протоколы, результаты мониторинга и аудита и пр.) и установлены сроки их размещения. Нарушение правил и сроков размещения в ЕИС документированной информации влечет, согласно ст. 7.29.3, ст. 7.30 КоАП РФ, наложение административных штрафов на соответствующих должностных лиц (заказчика, уполномоченный орган и др.).

К особенностям ЕИС следует отнести и осуществление ею функций во взаимодействии с иными ГИС — как созданными в контрактной системе, так и с иными ГИС, в различной степени интегрированными с ЕИС (в сфере управления государственными и муниципальными финансами (ч. 2 ст. 4 Закона о контрактной системе), используемыми для предоставления государственных услуг (п. "г" ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе)) и иными.

Важным направлением совершенствования правил в сфере закупок следует считать меры по унификации форматов ЕИС и иных информационных систем, а также совершенствование межведомственного взаимодействия посредством подключения информационных систем к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), целью которой является технологическое обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций23.

На необходимость интеграции всех информационных ресурсов органов государственной власти на базе отечественных информационно-коммуникационных технологий, что должно привести к значительному сокращению времени на обработку одинаковой информации и обеспечение должного уровня информационной безопасности, обращается внимание в литературе24. В настоящее время проводится эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных системах25, одной из задач которого является разработка инфраструктуры цифрового профиля. В рамках эксперимента будет сформирована единая методология информационного обмена между ГИС с использованием технологических элементов создаваемой национальной системы управления данными26. В перспективе должна быть создана единая информационная платформа, обеспечивающая информационное взаимодействие ГИС с применением цифровых технологий.

В Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. N 117-р27, указаны недостатки ЕИС, основным из которых следует считать отсутствие в полной мере осуществления функций ЕИС как единого центра размещения информации о закупках и инструмента управления закупками.

Основные недостатки действующего законодательства о закупках — его нестабильность и сложность для правоприменителей, поэтому общим трендом в его развитии выступает упрощение правил Закона о контрактной системе28.

Происходящие "точечные" изменения Закона о контрактной системе не способствуют повышению эффективности его норм, поэтому, как представляется, необходимы системные изменения законодательства о закупках, направленные на применение современных информационно-коммуникационных и цифровых технологий, поскольку в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов не учтены принятые документы и нормативные правовые акты, предусматривающие меры по адаптации законодательства к применению цифровых технологий в сфере закупок.

ЕИС является уникальной информационной системой, в которой за сутки обрабатывается 250 млн транзакций. За 10 месяцев 2019 г. сумма заключенных контрактов и размещенных в ЕИС составила 5,6 трлн руб.29 Огромный объем информации в ЕИС, поступающей из большого количества различных, в том числе разрозненных или слабосвязанных, источников в объемах, которые невозможно обработать вручную за разумное время, понимаемый как большие данные30, позволяет ставить вопрос о создании системы больших данных в сфере закупок, поэтому, как указывается в литературе, для обработки больших массивов информации требуются современные технологии и технические средства31.

Повышению эффективности функционирования ЕИС будет способствовать отказ от бумажного документооборота на всех этапах проведения закупок, включая фиксирование конечного результата исполнения контракта и полный переход на электронный документооборот.

Одним из направлений совершенствования функционирования ЕИС по сбору, обработке, хранению, использованию информации является оптимизация межведомственного взаимодействия ГИС с ЕИС не только путем введения единых требований к ГИС, но и путем перехода на автоматическую передачу (без участия человека) данных в ЕИС, что существенно сократит сроки и издержки заказчиков и участников контрактной системы.

Актуальной задачей повышения эффективности закупок является применение в ЕИС технологий, обеспечивающих связанность данных, содержащихся в различных подсистемах ЕИС (к примеру, размещенные в библиотеке типовые контракты должны быть автоматически использованы при составлении проектов контрактов; должны быть автоматизированы контрольные функции ЕИС за соответствием плана-графика и документации о закупке). В конечном счете в сфере закупок должны применяться сквозные технологии, обеспечивающие связанность отдельных последовательно сменяющих друг друга этапов закупки, что повысит прозрачность закупок и будет способствовать главной цели закупок — достижению планируемого результата закупки.

Цифровые технологии постепенно внедряются в сферу закупок. Так, с 1 января 2020 г. мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС, а также электронной площадки и хранение информации стала осуществлять специально созданная ГИС "Независимый регистратор" (ч. 13 ст. 4 Закона о контрактной системе). Данная система осуществляет фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, а также бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС и на электронной площадке.

Для обеспечения целостности информации в ГИС "Независимый регистратор" применяется цифровая технология с использованием алгоритма непрерывной последовательной цепочки блоков, организованной в виде распределенной базы данных.

Библиография

1. Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016. 338 с.

2. Андреева Л.В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: монография. М.: Проспект, 2019. 230 с.

3. Газетов А.Н. Вопросы экономического и правового анализа эффективности предотвращения коррупции в государственной контрактной системе // Журнал российского права. 2017. N 7. С. 134 — 148.

4. Городов О.А. О правовой охране больших данных // Правовое регулирование цифровой экономики в современных условиях развития высокотехнологичного бизнеса в национальном и глобальном контексте: монография / под общ. ред. В.Н. Синюкова, М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2019. С. 68 — 76.

5. Кикавец В.В. Обеспечение публичных интересов государства в товарах, работах, услугах в период реализации стратегии развития информационного общества // Финансовое право. 2018. N 4. С. 28 — 31.

6. Кривошапко Ю. Пример на преумножение // Российская газета. 16.12.2019. N 283 (8041). С. 7.

7. Кристофер Х. Бовис. Государственные закупки в ЕС // Публичные закупки в зарубежных странах: динамика правового регулирования: монография / отв. ред. О.А. Беляева, В.П. Вайпан, К.В. Кичик. М.: Юстицинформ, 2017. С. 121 — 167.

8. Крупенин Р.А. Правовое регулирование оператора поисковой системы в качестве информационного посредника // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2018. N 10. С. 132 — 144.

9. Михайлов А.В. Перспективы развития законодательства о предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики // Право и бизнес. Приложение к журналу "Предпринимательское право". 2019. N 3. С. 7 — 13.

10. Савельев А.И. Направления регулирования больших данных и защита неприкосновенности частной жизни в новых экономических реалиях // Закон. 2018. N 5. С. 122 — 144.

11. Самолысов П.В. Факторы, способствующие повышению конкурентоспособности российских информационных и коммуникационных технологий // Право и цифровая экономика. 2019. N 2. С. 7 — 12.


1 СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

2 Постановление Правительства РФ от 23.12.2015. N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" // СЗ РФ. 2016. N 2 (ч. 1). Ст. 324.

3 Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1091 "О единых требованиях к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2013. N 49 (ч. VII). Ст. 6434.

4 Приказ Казначейства России от 30.12.2015 N 27н "Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. N 4н" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 19.05.2016.

5 Газетов А.Н. Вопросы экономического и правового анализа эффективности предотвращения коррупции в государственной контрактной системе // Журнал российского права. 2017. N 7. С. 138.

6 См.: Федеральный закон от 31.12.2017. N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2018. N 1 (ч. I). Ст. 88.

7 Кристофер Х. Бовис. Государственные закупки в ЕС // Публичные закупки в зарубежных странах: динамика правового регулирования: монография / отв. ред. О.А. Беляева, В.П. Вайпан, К.В. Кичик. М.: Юстицинформ, 2017. С. 145.

8 Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448; Постановление Правительства РФ от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" // СЗ РФ. 2015. N 28. Ст. 424.

9 Амелин Р.В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016. С. 32.

10 Амелин Р.В. Указ. соч. С. 156.

11 Приказ Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 964-ст "Об утверждении национального стандарта" // Документ не опубликован. СПС "КонсультантПлюс".

12 Крупенин Р.А. Правовое регулирование оператора поисковой системы в качестве информационного посредника // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2018. N 10. С. 132 — 144.

13 См.: Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2019. N 12. Ст. 1224.

14 Михайлов А.В. Перспективы развития законодательства о предпринимательской деятельности в условиях цифровой экономики // Право и бизнес. Приложение к журналу "Предпринимательское право". 2019. N 3. С. 9.

15 Городов О.А. О правовой охране больших данных // Правовое регулирование цифровой экономики в современных условиях развития высокотехнологичного бизнеса в национальном и глобальном контексте: монография / под общ. ред. В.Н. Синюкова, М.А. Егоровой. М.: Проспект, 2019. С. 75.

16 Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 N 442 "Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, а также на ведение единого реестра участников закупок, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 996" // СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2565.

17 См.: Приказ Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н "Об утверждении порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2016.

18 См.: решение ФАС России от 16.10.2018 N 18/44/105/1353; решение ФАС России от 18.07.2019 по делу N 19/44/105/1953; решение ФАС России от 27.06.2019 по делу N 19/44/99/322; Определение Верховного Суда от 23.06.2017 N 310-кг17-7071 // СПС "КонсультантПлюс".

19 Кикавец В.В. Обеспечение публичных интересов государства в товарах, работах, услугах в период реализации стратегии развития информационного общества // Финансовое право. 2018. N 4. С. 29.

20 См.: Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1752 "О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения реестра участников закупок и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 656" // СЗ РФ. 2019. N 1. Ст. 47.

21 См.: Постановление Правительства РФ от 28.11.2011 N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7284.

22 См.: проект федерального закона N 747513-7 от 05.07.2019 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/747513-7.

23 Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" // СЗ РФ. 2010. N 38. Ст. 4823.

24 Самолысов П.В. Факторы, способствующие повышению конкурентоспособности российских информационных и коммуникационных технологий // Право и цифровая экономика. 2019. N 2. С. 7 — 8.

25 Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 N 710 "О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах" // СЗ РФ. 2019. N 23. Ст. 2963.

26 Концепция создания и функционирования национальной системы управления данными, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 03.06.2019 N 1189-р // СЗ РФ. 2019. N 23. Ст. 3041.

27 СЗ РФ. 2019. N 6. Ст. 542.

28 См.: Андреева Л.В. Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию: монография. М.: Проспект, 2019. С. 166 — 182.

29 Кривошапко Ю. Пример на преумножение // Российская газета. 16.12.2019. N 283 (8041). С. 7.

30 См.: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 N 203 // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2901.

31 Савельев А.И. Направления регулирования больших данных и защита неприкосновенности частной жизни в новых экономических реалиях // Закон. 2018. N 5. С. 133; Михайлов А.В. Указ. соч. С. 9.

Рекомендуется Вам: