ЮрФак: изучение права онлайн

Правовая регламентация минимального брачного возраста: история и современность

Автор: Леканова Е.Е.

Брачный возраст на территории России стал устанавливаться еще в период Древней Руси. В языческую эпоху семейные отношения славянских племен (древлян, радимичей, вятичей, северян) регулировались обычным правом. Как отмечает М.Ф. Владимирский-Буданов, на Руси в дохристианский период истории брачный возраст был крайне низким: для мужчин — 11 лет, для женщин — 10 лет1.

С принятием христианства происходит аккультурация многих положений византийского брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке, в правовую систему Руси. Величина брачного возраста устанавливалась Кормчей книгой2, а точнее включенными в нее "Эклогой" и "Прохироном". "Эклога" Льва Исаврянина и Константина Копронима определяет минимальный брачный возраст в 15 лет для мужчин и 13 для женщин, "Прохирон" Василия Македонянина снижает этот возраст на год: 12 для женщин и 14 для мужчин. Тем не менее минимальный брачный возраст установился только по "Эклоге", т.е. 15 и 13 лет для мужчин и женщин соответственно3.

Однако, как отмечает Н.Н. Тарусина, браки совершались и в гораздо более раннем возрасте — соответственно в 11 и 10 лет и даже ранее: Святослав Игоревич в 1181 г. был возведен в супружество 10 лет от роду; Иван III был обручен с "девицею 5 лет"4; дочь суздальского князя Всеволода Юрьевича Верхуслава, не достигшая 8 лет, в 1187 г. была выдана замуж за 14-летнего Ростислава Рюриковича5. Княжеские браки, как правило, были направлены на укрепление древнерусского государства. В крестьянской же среде девушек старались выдавать замуж в более старшем возрасте — часто к 16 — 18 годам, когда они становились способными самостоятельно выполнять нелегкие домашние обязанности по уходу за скотиной, готовке пищи и заготовке продуктов впрок6.

Церковь неодобрительно относилась к ранним бракам и, вынужденная идти на компромисс с князьями, нарушавшими брачно-семейные установления, рассматривала их в качестве исключения из правил. В дальнейшем и среди высших слоев общества они были практически прекращены стараниями митрополита Фотия, который в своем послании под угрозой церковного наказания запретил венчать "девичок меньши двунадесяти лет"7.

В период существования Российской империи минимальный брачный возраст был двух видов: 1) канонический, устанавливаемый со времен появления христианства на Руси; 2) светский, устанавливаемый государственным органами.

Петр Первый в ст. 5 Указа "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах" от 23 марта 1714 г. установил светский минимальный брачный возраст: 20 лет — для лиц мужского пола; 17 лет — для лиц женского пола8. Столь серьезное повышение минимального брачного возраста было вызвано открытием Петром Первым кадетских корпусов для несения дворянскими детьми обоих полов военной службы. Помимо этого, для вступления в брак служилым людям требовалось разрешение от начальства. С 1765 г. минимальный возрастной ценз для вступления в брак военнослужащим стал равен 25 годам9. Император стремился к созданию квалифицированного командного состава для руководства воинскими подразделениями и частями, в связи с чем возрастала длительность обучения, а низкий минимальный брачный возраст (действовавший в допетровскую эпоху) предоставлял возможность кадетам вступать в брак до среднестатистического момента окончания обучения, выступал фактором, содействующим досрочному оставлению обучения военному ремеслу, что не отвечало интересам государства.

Впрочем, это отнюдь не предотвратило ранние браки — петровское новшество оказалось нежизнеспособным, осталось как бы незамеченным. Синод продолжал руководствоваться Кормчей книгой и предписывал канонический брачный возраст соответственно с 15 и 13 лет10. Отрицательный опыт по установлению чересчур высокого брачного возраста можно объяснить тем, что Петр Первый, во-первых, ориентировался только на одну из социальных групп общества, устанавливая всеобщий порог брачного возраста; во-вторых, осуществил резкое моментальное, а не поэтапное его увеличение.

Лишь в 1830 г. Синодом был найден компромиссный вариант между чересчур низким каноническим минимальным брачным возрастом, супружество с которого могло быть вредным для здоровья несовершеннолетних, и сильно завышенным светским минимальным возрастом для вступления в брак. Теперь светский "стартовый" брачный возраст был 18 лет — для мужчин, 16 лет — для женщин11. И лишь для уроженцев Закавказья был оставлен прежний минимальный брачный возраст, так как половое созревание в Малой Азии наступало раньше, чем в остальных районах Российской империи. Тем не менее это не привело к автоматической "отмене" канонического брачного возраста.

Несоблюдение условия о брачном возрасте имело следующие альтернативные последствия:

1) если лицо не достигло ни светского, ни церковного минимального брачного возраста, то брак считался ничтожным;

2) если лицо не достигло светского брачного возраста, но достигло церковного брачного возраста, то супруги разлучались до достижения каждым из них брачного возраста, установленного светским законом, при этом брак считался действительным до момента удовлетворения требования о недействительности брака, предъявленного супругом, вступившим в брак в ненадлежащем возрасте12.

С установлением советской власти канонический брачный возраст перестал признаваться. Имел значение только светский брачный возраст. Правовая регламентация брачного возраста была неодинаковой в различные периоды советской эпохи.

С 1917 по 1926 г. минимальный брачный возраст равнялся 18 годам — для мужчин, 16 годам — для женщин. Примечательно, что несмотря на коренные изменения в социальной, правовой и иных сферах, минимальный брачный возраст, установленный Синодом, в неизменном виде перешел сначала в Декрет ВЦИК и СНК РСФСР "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния" 1917 г.13, а затем — в Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.14

Нарушение требования о надлежащем брачном возрасте по Кодексу 1918 г. приводило к недействительности брака. "Санирующими" обстоятельствами выступали: 1) достижение брачного возраста на момент возбуждения дела о недействительности брака; 2) рождение детей или беременность жены в период брака. На наш взгляд, первое из указанных обстоятельств является неоправданным. Возраст влияет на способность предоставления осознанного решения по поводу вступления в брак. С юридической точки зрения презюмируется, что в течение периода до достижения брачного возраста лицо не способно оценить, в его ли интересах является нахождение в браке, из чего следует, что лицо, вступившее в брак в ненадлежащем возрасте, не должно лишаться возможности признать брак недействительным после достижения брачного возраста.

Брачный возраст с 1926 по 1968 г. регламентировался Кодексом законов о браке, семье и опеке 1926 г. (КЗоБСО РСФСР 1926 г.). С 1926 г. минимальный брачный возраст подразделялся на общий и специальный. Общий минимальный брачный возраст — это возраст, по достижении которого необходимым и достаточным основанием для вступления в брак является согласие мужчины и женщины при соблюдении общеобязательных брачных требований и запретов. В свою очередь, специальный минимальный брачный возраст представляет собой возраст, по достижении которого основанием для вступления в брак, кроме согласия мужчины и женщины, выступают специальные дополнительные основания, установленные и признанные компетентными органами, при соблюдении общеобязательных брачных требований и запретов.

По смыслу нормы ст. 5 КЗоБСО РСФСР 1926 г. общий минимальный брачный возраст определялся в 18 лет15. Повышение брачного возраста для женщин было обусловлено тем, что, по мнению разработчиков КЗоБСО РСФСР 1926 г., ранние браки препятствовали завершению женщиной образования и ее профессиональному росту16. Однако только общий минимальный брачный возраст стал гендерно нейтральным. С принятием КЗоБСО РСФСР 1926 г. до достижения совершеннолетия вступление в брак разрешалось только после осуществления в отношении конкретного лица, желающего вступить в брак, специальной процедуры снижения брачного возраста, которая предполагала установление уполномоченными органами исключительных обстоятельств, побуждающих лиц вступать в брак в столь раннем возрасте. Разрешалось снижать только брачный возраст женщин до 17 лет.

В то же время исторически сложилось, что для жителей Закавказья минимальный возраст вступления в брак был ниже: для мужчин — 16 лет (до революции брачный возраст мужчин на этой территории составлял 15 лет), для женщин — 13 лет17.

Институт признания брака недействительным в КЗоБСО РСФСР 1926 г. отсутствовал. В случае нарушений условий вступления в брак речь могла идти только об оспаривании записи о регистрации брака (ст. 116)18. В то же время ст. 234 УК РСФСР19 устанавливала уголовную ответственность за заключение соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста. Санкция этой статьи предусматривала лишение свободы на срок до двух лет или исправительные работы на срок до одного года20.

С 1968 по 1995 г. в связи с изданием Основ законодательства Союза ССР видоизменилась правовая регламентация брачного возраста.

Согласно ст. 10 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. общий минимальный брачный возраст устанавливается в 18 лет, при этом законодательством союзных республик могло быть предусмотрено снижение брачного возраста, но не более чем на 2 года21.

По смыслу нормы ст. 15 КоБС РСФСР 1969 г.22 общий минимальный брачный возраст составлял 18 лет. Снижение брачного возраста стало допускаться как в отношении невесты, так и в отношении жениха; при этом специальный минимальный брачный возраст определялся в 16 лет. Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов в отдельных исключительных случаях могли снижать брачный возраст, но не более чем на 2 года. Аналогичные правила были введены и в Белорусской ССР. Возможность снижения брачного возраста не более чем на один год предусматривалась кодексами о браке и семье в Азербайджанской ССР, Грузинской ССР, Киргизской ССР, Литовской ССР, Таджикской ССР, Туркменской ССР, Узбекской ССР, Украинской ССР, Эстонской ССР. Снижение брачного возраста только для женщин и не более чем на один год предусматривали кодексы о браке и семье в Армянской ССР, Казахской ССР, Латвийской ССР, Молдавской ССР23.

С принятием КоБС РСФСР 1969 г. в советское семейное право вернулся институт недействительности брака. Брак, заключенный с несовершеннолетним, которому не был снижен брачный возраст, мог быть признан недействительным как до, так и после достижения брачного возраста лицом, вступившим в брак в несовершеннолетнем возрасте (ст. 45 КоБС 1969 г.). "Реанимирующим" обстоятельством недействительности брака выступали интересы лица, вступившего в брак в несовершеннолетнем возрасте.

Современная модель правовой регламентации минимального брачного возраста воплощает в себе некоторые черты предшествующей модели: разделение минимального возраста на общий и специальный; возможность одинакового снижения брачного возраста как для девушек, так и для юношей; открытый перечень обстоятельств снижения брачного возраста.

Общий минимальный брачный возраст, согласно ст. 13 СК РФ, составляет 18 лет. Общий минимальный брачный возраст не может быть установлен ниже возраста совершеннолетия, так как Конвенцией о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г. провозглашен принцип полного упразднения браков детей24. В юридической литературе встречаются предложения по поводу повышения общего минимального брачного возраста до 21 года ввиду недостаточности социальной зрелости у лиц, не достигших 21 года25. Данное предложение неосуществимо без повышения возраста наступления совершеннолетия, так как согласно п. 1 ст. 16 Декларации прав человека мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью26.

Специальный минимальный брачный возраст по российскому законодательству равен при наличии уважительных причин 16 годам, а в исключительных случаях, определенных региональным законодательством, может устанавливаться и ниже 16 лет.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств допускается до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации27. Изначально данная норма была направлена на учет национальных традиций, культурологических, социологических обстоятельств28, однако даже сама ее конструкция не позволяет в полной мере достичь поставленной цели. Национальные традиции предполагают широкий охват представителей той или иной национальности, они выступают социальными нормами, правилами, а не "исключениями". Наиболее часто устанавливаемые в законах субъектов РФ "особые обстоятельства" (беременность, рождение ребенка) являются межнациональными факторами. Более того, при снижении брачного возраста на территории определенного субъекта РФ привязка осуществляется к месту жительства, а не к национальности, что говорит о необоснованном установлении данных различий, о дискриминации в зависимости от места жительства, несмотря на то, что они содержатся в законе. Установление различного специального минимального брачного возраста в зависимости от места жительства было свойственно и советскому законодательству с 1968 г., но тогда оно проводилось не внутри РСФСР, а между союзными республиками, которые до 1922 г. были автономными. Одним из проявлений такой дискриминации является то, что при наличии уважительных обстоятельств жителям одних регионов разрешается вступать в брак с 14 лет, жителям других регионов — с 15 лет, жителям третьих регионов — с 16 лет (при отсутствии законов субъектов РФ о порядке вступления в брак лиц, не достигших 16 лет) и др. Так, 15-летняя жительница Свердловской области получила от Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Ирбиту и Ирбитскому району разрешение на снижение брачного возраста в связи с беременностью. Однако отдел ЗАГСа г. Ирбита отказал в регистрации брака. В данном деле суд вынужден был занять сторону органов ЗАГСа, так как в Свердловской области не принят закон, разрешающий снижать брачный возраст ниже 16 лет29. На наш взгляд, специальный минимальный брачный возраст должен быть одинаковым во всех субъектах РФ.

Следовательно, российский законодатель осуществил неудачную попытку реализовать национально дифференцированную модель правовой регламентации минимального брачного возраста. Современная российская модель правовой регламентации минимального брачного возраста является социально дифференцированной.

Историко-сравнительный анализ регламентации брачного возраста показывает, что модели правовой регламентации минимального брачного возраста можно подразделить на упрощенные и дифференцированные. Упрощенная модель включает в себя лишь общий минимальный брачный возраст, который является одинаковым для всех граждан определенной территории. В упрощенной модели отсутствует специальный минимальный брачный возраст. Такой тип модели не свойственен для России ни в дореволюционную, ни в советскую, ни в современную эпохи. Но он встречается в других правовых системах, например, в современной Швейцарии, в которой установлен единый минимальный брачный возраст, — 18 лет30. В свою очередь, дифференцированные модели бывают как минимум трех типов: гендерно дифференцированные, национально дифференцированные и социально дифференцированные. При этом в некоторых случаях регламентация минимального брачного возраста может быть выстроена сразу по нескольким типам дифференцированных моделей.

Гендерно дифференцированные модели имели место на протяжении всей дореволюционной эпохи на территории Руси и с 1917 по 1926 г. на территории РСФСР.

По национально дифференцированной модели общий минимальный брачный возраст был сконструирован и в дореволюционную эпоху, и в советскую эпоху: для жителей Закавказья минимальный возраст вступления в брак был ниже, чем для представителей иных национальностей.

Социально дифференцированные модели правовой регламентации брачного возраста характерны для РСФСР с 1926 по 1991 г., а также для Российской Федерации с момента ее образования по сегодняшний день. В эти периоды снижение минимального брачного возраста обуславливалось наличием социальных факторов (рождением ребенка, беременностью и др.).

Сравнение трех социально дифференцированных моделей правовой регламентации минимального брачного возраста (модели по КЗоБСО РСФСР (1926 — 1968), модели по КоБС РСФСР (1969 — 1995), современной модели) обнаруживает их общий недостаток, заключающийся в отсутствии критериев уважительности (исключительности) или конкретного перечня обстоятельств, являющихся основаниями для выдачи разрешения на вступление в брак несовершеннолетним лицам. Определение того, является ли обстоятельство уважительным для выдачи разрешения на вступление в брак несовершеннолетним лицам, достигшим 16 лет, всецело зависит от усмотрения органов местного самоуправления. В отношении лиц, не достигших 16 лет, перечень особых обстоятельств для вступления в брак может быть установлен законом субъекта РФ. Можно привести пример, когда несовершеннолетние лица, достигшие 16 лет, в качестве уважительных причин для вступления в брак указали в заявлении "совместное проживание, желание узаконить свои отношения в соответствии с действующим законодательством, любовь друг к другу". Должностные лица Администрации городского округа Семеновский отказали заявителям в выдаче разрешения на вступление в брак. В свою очередь, суд обязал администрацию городского округа Семеновский в Нижегородской области выдать разрешение на вступление в брак несовершеннолетним, посчитав уважительными обстоятельствами совместное проживание истцов, ведение общего хозяйства, поддержание семейных отношений, желание оформить сложившиеся отношения законным браком и определить судьбу приобретаемого совместно нажитого имущества31. Следовательно, судья причислил к уважительным обстоятельствам фактическое создание семьи. На наш взгляд, подобное усмотрение судьи не может быть расценено положительно, так как "обессмысливает" необходимость в выдаче специальных разрешений в связи с тем, что фактически возводит в ранг уважительных обстоятельств обоюдное желание мужчины и женщины состоять в зарегистрированном браке, создать семью.

В свою очередь, некоторые виды особых обстоятельств, устанавливаемые законами субъектов РФ о порядке вступления в брак лицами, не достигшими 16 лет, также вызывают ряд вопросов. В частности, в законах Московской, Новгородской, Тамбовской, Тюменской, Мурманской областей, Кабардино-Балкарской Республики уважительным обстоятельством для вступления в брак в несовершеннолетнем возрасте признается непосредственная угроза жизни одной из сторон32. Данное обстоятельство вряд ли может быть признано уважительным, например, "при даче разрешения на брак 14-летней девочке в том случае, если взрослому мужчине, желающему вступить с ней в брак, грозит опасность"33. По нашему мнению, брак должен заключаться на длительную перспективу для создания семьи, совместного сосуществования и (или) рождения детей, их совместного воспитания и др., а не на случай смерти одного из супругов, поэтому данная причина не может быть признана уважительной. К тому же брак по причине непосредственной угрозы жизни одной из сторон несоразмерен последствиям приобретения полной гражданской дееспособности несовершеннолетним 14 — 15 лет, выраженных при отсутствии гарантированных законом обязанностей родителей материально содержать своих детей, вступивших в брак, обеспечивать их жильем, а также осуществлять в отношении них заботу в виде ухода при тяжелой болезни; необходимости у несовершеннолетнего в поиске средств к существованию, моральной обязанности осуществления ухода за супругом в случае его тяжелой болезни. Еще одним обстоятельством, относительно уважительности которого имеются сомнения, является призыв на военную службу. Оно названо в качестве особого обстоятельства только в законе Новгородской области34. На наш взгляд, указанная причина также не является уважительной, так как сопряжена с последующей годовой разлукой, по сути порождающей "номинальный брак", и не отвечает принципу соразмерности брака в связи призывом на военную службу с последствиями приобретения полной гражданской дееспособности несовершеннолетним 14 — 15 лет. По нашему мнению, обстоятельства, в связи с которыми вступление в брак лицу разрешается в несовершеннолетнем возрасте, должны отвечать критерию возможности преодоления неблагоприятного семейного положения несовершеннолетнего посредством вступления в брак. В связи с этим считаем необходимым установление на федеральном уровне единого перечня уважительных обстоятельств, включающего в себя беременность и рождение ребенка.

Недостатком современной модели правовой регламентации минимального брачного возраста, по сравнению с моделью по КЗоБСО РСФСР (1926 — 1968) и моделью по КоБС РСФСР (1969 — 1995), выступает отсутствие в норме ст. 13 СК РФ низшего предела, до которого региональные законодатели вправе снижать брачный возраст, в связи с чем "субъекты могут допускать снижение брачного возраста до 13, 12, 10 лет и т.д."35, что не отвечает интересам детства. На наш взгляд, оптимальным специальным минимальным брачным возрастом выступает возраст, равный 14 годам. Именно с этого возраста несовершеннолетний получает паспорт — обязательный документ для регистрации брака, вправе проживать отдельно от законных представителей, вправе самостоятельно в случаях, предусмотренных законом, защищать свои семейные права в судебном порядке. К тому же уголовным законодательством не допускается освобождение от уголовной ответственности за половое сношение с лицами, не достигшими 14 лет, даже в связи с вступлением в брак с малолетним.

В результате изучения истории правовой регламентации минимального брачного возраста можно прийти к ряду выводов.

1. Модели правовой регламентации минимального брачного возраста подразделяются на упрощенные и дифференцированные (гендерно дифференцированные, национально дифференцированные и социально дифференцированные).

2. В дореволюционную эпоху главной целью вступления в брак выступало деторождение, в связи с чем в первую очередь минимальный брачный возраст приурочивался к среднестатистическому возрасту полового созревания, чем объясняется и гендерная диспропорция при установлении различного минимального брачного возраста для женщин и мужчин. Дореволюционной эпохе была свойственна двойственность минимального брачного возраста — со стороны светского и со стороны церковного права, что, на наш взгляд, является отрицательным явлением, так как ведет к правовой противоречивости. При этом постепенно все большее предпочтение отдавалось светскому брачному возрасту.

3. В советскую эпоху признавался только светский брачный возраст. С 1917 по 1926 г. можно констатировать переходный период в брачном праве, в который минимальный брачный возраст был перенят из дореволюционной эпохи в неизменном виде, т.е. минимальный брачный возраст был по-прежнему гендерно дифференцирован. С 1926 г. минимальный брачный возраст стал подразделяться на общий и специальный. Общий минимальный брачный возраст — это возраст, по достижении которого необходимым и достаточным основанием для вступления в брак является согласие мужчины и женщины при соблюдении общеобязательных брачных требований и запретов. В свою очередь, специальный минимальный брачный возраст представляет собой возраст, по достижении которого основанием для вступления в брак, кроме согласия мужчины и женщины, выступают специальные дополнительные основания (беременность, рождение ребенка и др.), установленные и признанные компетентными органами, при соблюдении общеобязательных брачных требований и запретов. При этом с 1926 г. общий минимальный брачный возраст (18 лет) стал одинаковым для мужчин и женщин (гендерно нейтральным). В советский период, начиная с 1926 г., нормы о брачном возрасте содержали правовую дифференциацию права на брак в зависимости от социальных обстоятельств.

4. В семейном законодательстве РФ была предпринята неудачная попытка реализовать национально дифференцированную модель правовой регламентации минимального брачного возраста. Современная российская модель правовой регламентации минимального брачного возраста является социально дифференцированной.

5. Сравнение трех социально дифференцированных моделей правовой регламентации минимального брачного возраста (модели по КЗоБСО РСФСР (1926 — 1968), модели по КоБС РСФСР (1969 — 1995), современной модели) обнаруживает их общий недостаток, заключающийся в отсутствии критериев уважительности или конкретного перечня обстоятельств, являющихся основаниями для выдачи разрешения на вступление в брак несовершеннолетним лицам. В связи с этим считаем необходимым установление на федеральном уровне единого перечня уважительных обстоятельств, включающего в себя беременность и рождение ребенка.

6. Модель правовой регламентации минимального брачного возраста (модели по КЗоБСО РСФСР (1926 — 1968)), в отличие от модели по КоБС РСФСР (1969 — 1995) и современной модели, не предполагала установления различных региональных минимальных специальных брачных возрастов внутри страны. Норма ст. 13 СК РФ, допускающая различие в субъектах РФ условий и порядка вступления в брак лиц, не достигших 16 лет, говорит о дискриминации лиц, не достигших 16 лет, в зависимости от места жительства. На наш взгляд, специальный минимальный брачный возраст должен быть одинаковым во всех субъектах РФ.

7. Недостатком современной модели правовой регламентации минимального брачного возраста, по сравнению с моделью по КЗоБСО РСФСР (1926 — 1968) и моделью по КоБС РСФСР (1969 — 1995), выступает отсутствие в норме ст. 13 СК РФ низшего предела, до которого региональные законодатели вправе снижать брачный возраст, что не отвечает интересам детства. На наш взгляд, специальным минимальным брачным возрастом на федеральном уровне должен быть установлен возраст, равный 14 годам.

Библиография

1. Альбиков И.Р. К вопросу о порядке заключения брака и установления некоторых проблем института брачного возраста в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2012. N 4. С. 7 — 9.

2. Антокольская М.В. Семейное право: учебник. М., 2013. 432 с.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов на/Д, 1995. 640 с.

4. Иванов А.Б. История отечественного государства и права (советский период): учебное пособие. Ярославль, 2013. 168 с.

6. Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендер в законе: монография. М.: Проспект, 2015. 480 с.

7. Медведев В.Г. Условия и порядок заключения брака по русскому семейному праву (XIII — XV вв.) // История государства и права. 2009. N 21. С. 6 — 10.

8. Нижник Н.С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб., 2006. 274 с.

9. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.). М., 1997. 330 с.

10. Рудык О.И. Эволюция института брака в советском семейном праве (1917 — 1996 гг.): дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2015. 167 с.

11. Тарусина Н.Н. Брак по российскому семейному праву: учебное пособие. М., 2014. 224 с.

12. Тарусина Н.Н. Семейное право: очерки из классики и модерна: монография. Ярославль, 2009. 616 с.

13. Трофимец И.А. К вопросу о брачном возрасте в России // Права ребенка в РФ: законодательство, правоприменительная деятельность, российская наука: материалы международной научно-практической конференции. М., 2018. 340 с.

14. Ференс-Сороцкий А.А. Проблемы брачного права православной церкви // Правоведение. 2017. N 1. С. 94 — 118.

15. Юрченко О.Ю. Достижение брачного возраста как условие, необходимое для заключения брака // Семейное право на рубеже XX — XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: материалы международной научно-практической конференции, 18 декабря 2010 г. / отв. ред. О.Н. Низамиева. М.: Статут, 2011. С. 432 — 435.

16. Якушев П.А. Минимальный возраст вступления в брак: традиционное и правовое регулирование // Семейное и жилищное право. 2017. N 4. С. 33 — 36.

17. Tanner D. Die Mutter und ihr Kind: Monographie. , 2009. 248 S.


1 Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов на/Д: Феникс, 1995. С. 409.

2 Кормчая (Номоканон). [Текст по состоянию на 1650 г.]. СПб.: Воскресенье, 1997. Репринт. 1480 с.

3 Ференс-Сороцкий А.А. Проблемы брачного права православной церкви // Правоведение. 2017. N 1. С. 103.

4 Нижник Н.С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории. СПб., 2006. С. 12.

5 См.: Тарусина Н.Н. Брак по российскому семейному праву: учебное пособие. М.: Проспект, 2014. С. 6 — 7.

6 Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.). М.: Ладомир, 1997. С. 22.

7 Медведев В.Г. Условия и порядок заключения брака по русскому семейному праву (XIII — XV вв.) // История государства и права. 2009. N 21. С. 8.

8 Российское законодательство X — XX веков: Законодательство периода становления абсолютизма: в 9 т. Т. 4 / отв. ред. А.Г. Маньков; под общ. ред. О.И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1986. С. 297.

9 Тарусина Н.Н. Брак по российскому семейному праву: учебное пособие. М.: Проспект, 2014. С. 23.

10 Тарусина Н.Н. Семейное право: очерки из классики и модерна: монография. Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 82.

11 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2. Т. 5. СПб., 1830 — 1884. N 3807.

12 Ференс-Сороцкий А.А. Указ. соч. С. 103; Антокольская М.В. Семейное право: учебник. М.: Норма; Инфра-М, 2013. С. 91.

13 Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. N 37 (утратил силу).

14 Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят ВЦИК 16.09.1918) // СУ РСФСР. 1918. N 76 — 77. Ст. 818 (утратил силу).

15 Постановление ВЦИК от 19.11.1926 "О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке" // СУ РСФСР. 1926. N 82. Ст. 612 (утратило силу).

16 Иванов А.Б. История отечественного государства и права (советский период): учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2013. С. 55; Антокольская М.В. Указ. соч. С. 108.

17 Трофимец И.А. К вопросу о брачном возрасте в России // Права ребенка в РФ: законодательство, правоприменительная деятельность, российская наука: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Ю.Ф. Беспалова. М.: Проспект, 2018. С. 301.

18 Антокольская М.В. Указ. соч. С. 109.

19 Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. N 40. Ст. 591 (утратил силу).

20 См.: Рудык О.И. Эволюция института брака в советском семейном праве (1917 — 1996 гг.): дис. … канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2015. С. 126.

21 Закон СССР от 27.06.1968 N 2834-VII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье" // Ведомости ВС СССР. 1968. N 27. Ст. 241.

22 Кодекс о браке и семье РСФСР (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) // Ведомости ВС РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1397 (утратил силу).

23 Якушев П.А. Минимальный возраст вступления в брак: традиционное и правовое регулирование // Семейное и жилищное право. 2017. N 4. С. 34 — 35.

24 Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (заключена в г. Нью-Йорке 10.12.1962) // Международное частное право: сборник документов. М., 1997. С. 667.

25 См.: Альбиков И.Р. К вопросу о порядке заключения брака и установления некоторых проблем института брачного возраста в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2012. N 4. С. 8.

26 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. N 67 (с изм. и доп.).

27 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

28 Лушников А.М., Лушникова М.В., Тарусина Н.Н. Гендер в законе: монография. М.: Проспект, 2015. С. 139.

29 Решение Ирбитского районного суда г. Ирбиты Свердловской области от 8 августа 2013 года N 2-752/2013 // URL: http://docs.pravo.ru/document/view/57632378/65645033/ (дата обращения: 08.02.2019).

30 Tanner D. Die Mutter und ihr Kind: Monographie. , 2009. S. 151.

31 Решение Семеновского районного суда г. Семенова Нижегородской области от 10 ноября 2017 года по делу N 2а-1122/2017 // URL: http://sudact.ru/regular/doc/fWiB16KN2WNs/ (дата обращения: 09.02.2019).

32 Закон Московской области от 30 апреля 2008 г. N 61/2008-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2008. N 96; Закон Тамбовской области от 24.06.1997 N 120-З "О порядке и условиях вступления в брак на территории Тамбовской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" // Тамбовская жизнь. 1997; Закон Тюменской области от 10 января 2000 г. N 155 "Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" // URL: http://docs.cntd.ru/document/819069491; Областной закон Новгородской области от 02.02.2009 N 465-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак на территории Новгородской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" // Новгородские ведомости. 2009. N 3; Закон Мурманской области "Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" от 18 ноября 1996 N 42-01-ЗМО // Мурманский вестник. 1996. N 231; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 17.07.1998 N 9-РЗ "Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" // Кабардино-Балкарская правда. 1998. N 131.

33 Пояснительная записка "К проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Семейного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

34 Областной закон Новгородской области от 02.02.2009 N 465-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак на территории Новгородской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" // Новгородские ведомости. 2009. N 3.

35 См.: Юрченко О.Ю. Достижение брачного возраста как условие, необходимое для заключения брака // Семейное право на рубеже XX — XXI веков: к 20-летию Конвенции ООН о правах ребенка: материалы Международной научно-практической конференции, 18 декабря 2010 г. / отв. ред. О.Н. Низамиева. М.: Статут, 2011. С. 433.


Рекомендуется Вам: