ЮрФак: изучение права онлайн

Пожилые люди: проблемы категоризации

Авторы: Березин Д.А., Маркина М.В.

Действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее правоотношения в сфере социального обеспечения, не приводит определения термина "пожилые люди (пожилой человек)", однако данная категория граждан, бесспорно, относится к субъектам этой отрасли права и участникам общественных отношений, связанных с пенсионным обеспечением, с управомоченной стороны этих правоотношений.

Пункт 2.4.23 "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание. Термины и определения"1 (далее — ГОСТ "Социальное обслуживание"), утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 532-ст2, приводит термин "гражданин пожилого возраста", который определяет, что к данной категории граждан относятся мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет. Как рекомендует СПС "КонсультантПлюс", при применении данного документа следует учитывать, что с 1 января 2015 г. правовое регулирование социального обслуживания граждан, в числе которых пожилые люди, в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"3 (далее — Федеральный закон N 442-ФЗ). Указанный Закон не приводит понятия "пожилые люди" ("гражданин пожилого возраста"), а только определяет понятие "получатель социальных услуг" — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга (услуги) (п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 442-ФЗ). К числу получателей этих социальных услуг относятся пожилые люди.

До вступления в силу Федерального закона N 442-ФЗ действовал Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"4, в котором ст. 5 определяла право на социальное обслуживание граждан пожилого возраста, к коим относились женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Ныне действующий законодательный акт федерального уровня о социальном обслуживании граждан адресован более широкому кругу лиц, в числе которых могут быть непожилые люди (например, молодые люди из числа беженцев). Федеральный закон N 442-ФЗ определяет среди своих адресатов людей пожилого возраста и включает их в число граждан, имеющих право на социальное обслуживание.

Таким образом, сегодня единственный действующий подзаконный акт — ГОСТ "Социальное обслуживание" в редакции от 17 октября 2013 г. — определяет пожилыми людьми мужчин в возрасте старше 60 лет и женщин старше 55 лет.

С момента введения в действие и вступления в законную силу последней редакции (от 17.10.2013) ГОСТ "Социальное обслуживание" в российском законодательстве, которое адресовано непосредственно пожилым людям, произошли и продолжают происходить существенные изменения. Ранее достижение гражданами вышеуказанного возраста предоставляло им право на получение страховой пенсии по старости. Сегодня, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"5 (далее — Федеральный закон N 400-ФЗ), возраст, с достижением которого гражданам предоставляется право на получение страховой пенсии по старости, составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, с учетом приложений к данному Закону. Однако эти существенные изменения в законодательстве рассмотренного выше подзаконного акта не коснулись. В соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ достижение гражданами указанного возраста служит одним из условий назначения им страховой пенсии по старости, если ранее эти граждане являлись застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно статье 3 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.

М.И. Акатнова на основании Федеральных законов N 400-ФЗ и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"6 (далее — Федеральный закон N 166-ФЗ) выделяет несколько основных признаков пенсии по старости, среди которых "…юридическим фактом… влекущим возникновение данного вида пенсионного обеспечения, является достижение указанного в законе возраста, с наступлением которого презюмируется возможный риск утраты источника средств существования, добываемого собственным трудом"7.

Таким образом, основной критерий, определяющий людей пожилыми, — это немолодой (пенсионный) возраст, указанный в законе. Или, как еще определяет закон, наступление старости (возникновение нетрудоспособности). Достижение человеком пенсионного возраста (старости), когда он становится пожилым, презюмирует его нетрудоспособность, а также порождает правоотношение, объектом которого является право обсуждаемого субъекта на пенсионное обеспечение.

Следовательно, пожилые люди — это физические лица, которые с достижением возраста, указанного в законе, приобретают право на пенсионное обеспечение по старости. Например, в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ граждане Российской Федерации, ранее застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, мужского пола, достигшие возраста 65 лет, женского пола, достигшие возраста 60 лет, с учетом приложений к данному Закону, имеют право на получение страховой пенсии по старости.

Федеральный закон N 166-ФЗ относит к нетрудоспособным вследствие немолодого возраста граждан, достигших возраста 70 и 65 лет (мужчины и женщины соответственно). В соответствии со ст. 18 рассматриваемого Закона указанная в нем категория нетрудоспособных граждан имеет право на получение социальной пенсии.

Социальная пенсия — ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая нетрудоспособным гражданам за счет средств федерального бюджета в целях предоставления им средств к существованию. Выплачивается гражданам, которые в связи с отсутствием необходимого страхового стажа не приобрели право на страховую пенсию8.

Д.И. Рогачев определяет понятие "социальная пенсия" как "…ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая в фиксированном размере, которая назначается нетрудоспособным лицам, указанным в законе, с целью предоставления им источника средств существования"9. Данный вид пенсионного обеспечения гарантируется "…каждому, даже не участвовавшему в общественно полезной деятельности… в случае наступления нетрудоспособности без доказательства нуждаемости в ней"10.

В соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 166-ФЗ размер социальной пенсии сегодня составляет 5 034 рубля 25 копеек в месяц.

Таким образом, исходя из норм Федеральных законов о страховых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении, выявляется средний возраст пожилого человека — 65 лет. Данной категории граждан действующее законодательство предоставляет право на получение страховой или социальной пенсии при соблюдении условий, определенных законом. Например, гражданин мужского пола, ранее застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию, относится к числу пожилых с момента достижения 65 лет (без учета приложений к Федеральному закону N 400-ФЗ). Такой же гражданин, но не имеющий определенного страхового стажа, становится пожилым по достижении 70 лет. Выявляется еще один критерий, определяющий людей пожилыми. Это наличие (отсутствие) страхового стажа. Страховой стаж имеют, как правило, граждане, ранее осуществлявшие трудовую или иную общественно полезную деятельность, являясь застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Как говорилось в СССР, "трудящиеся граждане", которые приобрели право на заслуженный отдых (пенсию).

Проект федерального закона N 817501-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях соблюдения прав лиц престарелого возраста"11 (далее — законопроект) в 2015 г. предлагал внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях12 положения об особенностях производства по делам об административных правонарушениях с участием лица престарелого возраста. Лицами престарелого возраста законопроект определяет лицо, достигшее возраста 75 лет.

Статья 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"13 определяет граждан предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости).

Таким образом, руководствуясь действующим законодательством РФ о пенсионном обеспечении и о занятости населения, гражданами предпенсионного возраста, которые являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию, сегодня следует считать мужчин в возрасте от 60 до 65 лет и женщин в возрасте от 55 до 60 лет, без учета приложений к Федеральному закону N 400-ФЗ.

Теперь предлагается рассмотреть одно из вышеупомянутых приложений к Федеральному закону N 400-ФЗ, с учетом которых с 2019 г. в России определяется пенсионный возраст, с достижением которого гражданина следует считать пожилым. Без учета обсуждаемых приложений этот возраст составляет 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин.

Часть 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ, которая определяет пенсионный возраст граждан на общих основаниях, отсылает к приложению 6 данного Закона. Согласно этому приложению для граждан в 2019 г. возраст, достижение которого предоставляет право на страховую пенсию по старости, определяется по состоянию Федерального закона N 400-ФЗ на 31 декабря 2018 г. плюс 12 месяцев. Например, если гражданину мужского пола исполнилось 60 лет 1 января 2019 г., то право на страховую пенсию по старости у него возникнет через 12 месяцев, т.е. 1 января 2020 г. Исходя из этого, следует понимать, что мужчины, достигшие возраста 60 лет в 2019 г., будут считаться пожилыми через год, т.е. в 2020 г., с достижением возраста 61 год.

Таким образом, исходя из положений Федерального закона N 400-ФЗ в 2019 г. на общих основаниях к пожилым людям относятся мужчины в возрасте от 61 года, женщины от 56 лет. В период до 2023 г. этот возраст ежегодно будет увеличиваться на 12 месяцев.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"14 (далее — Федеральный закон N 350-ФЗ) гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, предусмотренного приложением 6 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, если гражданину РФ мужского пола 1 января 2020 г. исполняется 61 год, право на страховую пенсию он может приобрести 1 июля 2019 г. В соответствии с Федеральным законом N 350-ФЗ пожилыми людьми в России со второго полугодия 2019 г. до 31 декабря 2020 г. следует считать мужчин в возрасте 60,5 года, женщин в возрасте 55,5 года. Далее в период до 2023 г. этот возраст будет повышаться ежегодно на 12 месяцев. Основной критерий — возраст, который определяет пожилых людей и граждан предпенсионного возраста, законодательством РФ сегодня четко не определен.

Литература

1. Право социального обеспечения: учебник / под редакцией В.Ш. Шайхатдинова. Москва: Юстиция, 2019. 552 с.

2. Право социального обеспечения России: учебник для бакалавров / ответственный редактор Э.Г. Тучкова. Москва: Проспект, 2019. 480 с.


1 ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст) (ред. от 17.10.2013). М.: Стандартинформ, 2006.

2 Приказ Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. N 532-ст "Об утверждении национального стандарта" // СПС "КонсультантПлюс". Документ опубликован не был.

3 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Российская газета. 2013. 30 декабря.

4 Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // Российская газета. 1995. 4 августа. Утратил силу с 1 января 2015 г. в связи с принятием Федерального закона N 442-ФЗ.

5 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О страховых пенсиях" // Российская газета. 2013. 31 декабря.

6 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета. 2001. 20 декабря.

7 Право социального обеспечения России / отв. ред. Э.Г. Тучкова. М.: Проспект, 2019. С. 191. (Автор главы — Акатнова М.И.)

8 Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: ЮСТИЦИЯ, 2019. С. 526. (Автор главы — Токарева (Силкина) Е.А.)

9 Право социального обеспечения России. С. 237. (Автор главы — Рогачев Д.И.)

10 Там же.

11 Проект федерального закона N 817501-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях соблюдения прав лиц престарелого возраста" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.06.2015) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на официальном сайте Государственной Думы. URL: http://asozd.duma.gov.ru (по состоянию на 17.06.2015).

12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Российская газета. 2001. 31 декабря.

13 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (ред. от 11.12.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" // Российская газета. 1996. 6 мая.

14 Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" // Российская газета. 2018. 5 октября.


Рекомендуется Вам: