ЮрФак: изучение права онлайн

Отдельные вопросы повышения статуса Следственного комитета Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности

Авторы: Кутуев Э.К., Логунов О.В.

Актуальность темы продиктована необходимостью обеспечения должных гарантий национальной безопасности Российской Федерации в части полного, объективного, всестороннего расследования отдельных категорий уголовных дел Следственным комитетом Российской Федерации.

Вопросы подследственности Следственного комитета Российской Федерации являются предметом научных исследований многих авторов: за последнее десятилетие А.М. Багмета, Р.И. Бардачевского, А.И. Бастрыкина, Ю.П. Боруленкова, В.В. Бычкова, А.Н. Волчанской, О.В. Выгловской, В.В. Гриба, А.М. Доросинской, Н.Н. Загвоздкина, А.Ю. Зотова, Д.А. Иванова, Д.А. Кузнецова, Т.В. Лозы, Я.Н. Лукоянова, О.В. Маркевич, О.В. Назарова, Н.В. Распутина, Т.И. Розовской, Н.В. Романенко, Е.А. Сунцовой, А.В. Худякова, Ю.А. Цветкова, О.В. Шоронова, А.В. Шуралева, А.Н. Яковлева и мн. др.

Неоднократно проводились конференции: 17 февраля 2016 г. — Общероссийская научно-практическая конференция "Следственный комитет Российской Федерации: место и роль в обеспечении национальной безопасности государства" (г. Москва), 16 марта 2017 г. — Международная научно-практическая конференция "Раскрытие и расследование преступлений серийных и прошлых лет" (г. Москва), 12 октября 2017 г. — Международная научно-практическая конференция "Следствие в России: три века в поисках концепции" (г. Москва), 7 февраля 2019 г. — Международная научно-практическая конференция "Следственный комитет Российской Федерации: второе десятилетие на службе Отечеству" и др.

Несмотря на множество работ, на сегодняшний день остро стоит вопрос обеспечения должных условий расследования уголовных дел следователями Следственного комитета Российской Федерации. В частности, все ли преступления, предусмотренные в ч. 1 ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ), должны относиться к подследственности Следственного комитета РФ?

В соответствии со ст. 151 УПК РФ к подследственности Следственного комитета РФ относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 105 — 110.2, ч. 4 ст. 111, ст. ст. 120, 126, ч. ч. 2 и 3 ст. 127, ч. ч. 2 и 3 ст. 127.1, ч. ч. 2 и 3 ст. 127.2, ст. ст. 128, 131 — 149, 151.2, 169, 170.1, 171.2, 172.1, 172.3, 185 — 185.6, 201, 201.1, 204, 204.1, 205 — 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 — 212.1, 215, 215.1, ч. ч. 2 — 5 ст. 215.3, ст. ст. 216 — 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.1, 242.2, 246 — 249, ч. ч. 2 и 3 ст. 250, ч. ч. 2 и 3 ст. 251, ч. ч. 2 и 3 ст. 252, ч. ч. 2 и 3 ст. 254, ч. 1 ст. 255, ч. ч. 2, 2.1, 3, 3.1 ст. 258.1, ст. ст. 263, 263.1, 270, 271, 271.1, 279, 282 — 282.3, 284.1, 285 — 291.1, 292 — 293, ч. ч. 2 и 3 ст. 294, ст. ст. 295, 296, 298.1 — 305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332 — 354.1 и 356 — 361 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ).

Также к подследственности Следственного комитета относятся уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью; уголовные дела о преступлениях, совершенных должностными лицами СК РФ, органов ФСБ, СВР РФ, ФСО РФ, ОВД РФ, учреждений и органов УИС, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов связи с использованием ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью; уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных лицами, перечисленных в п. п. "б" и "в" ч. 2 ст. 151 УПК РФ.

К подследственности отнесены также уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, и находится в непосредственном подчинении Президента РФ1. Такое подчинение и особенности персональной подследственности предопределяют приоритетные задачи Следственного комитета РФ: защита неотъемлемых и конституционных прав личности, противодействие коррупционным преступлениям, противодействие экстремизму и терроризму, защита несовершеннолетних, обеспечение национальной безопасности, расследование международных преступлений. Эти задачи неоднократно обсуждались и являлись основными в докладах Председателя Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкина2.

За 2017 год Следственным комитетом РФ было рассмотрено 727 383 сообщения о преступлениях, возбуждено уголовных дел 141 7763, за 2018 г. было расследовано 147 479 преступлений, за 2019 г. — 142 6304.

Всего на территории Российской Федерации в 2016 г. тяжкие преступления составили 16,2% от общего числа зарегистрированных преступлений, 5,0% — особо тяжкие; в 2017 г. тяжкие преступления составили 15,7%, особо тяжкие 5,5%; в 2018 г. тяжкие преступления составили 16,9%, особо тяжкие — 5,2; в 2019 г. — тяжкие преступления составили 19,2%, особо тяжкие — 5,2%5.

С момента принятия УПК РФ в ст. ст. 150 и 151 Кодекса было внесено 39 изменений и дополнений. Каждое изменение подследственности обязывает следователя изучить методики производства расследования по конкретной категории уголовных дел, выявить тактические особенности производства следственных действий, учитывать особенности личности подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего. Все это требует больших временных затрат от следователя.

Серьезное увеличение нагрузки не может не сказаться на качестве расследования. Ситуация усложняется еще и тем, что имеющиеся изменения имеют тенденцию расширения подследственности не только добавлением уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, но и добавлением составов, отнесенных к подследственности дознавателей, которые, как правило, в Следственном комитете РФ расследуются в форме предварительного следствия.

Такая нагрузка не может служить гарантией качественного расследования и требует существенного изменения подхода к подследственности.

Анализ уголовных дел, расследованных следователями СК РФ, показывает, что на сегодняшний день много преступлений по категории небольшой и средней тяжести отвлекает следователя от изначально планируемой подследственности, приводит к существенным временным затратам, искажению основной задачи СК РФ, ради которой он и был сформирован.

Например, неоднократно высказывались мнения6 о необходимости исключения из составов, отнесенных к подследственности Следственного комитета РФ, ст. 319 УК РФ ("Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением"). Такие дела в практике чаще всего связаны с оскорблением сотрудников ОВД. В общем объеме дела данной категории занимают значительное место и переносят внимание следователей с категории тяжких и особо тяжких преступлений на преступления небольшой тяжести.

Так, по ст. 319 УК РФ в 2017 г. было осуждено 10 342 человека, из них лишь одному было назначено наказание в виде лишения свободы; в 2018 г. было осуждено 10 154 человека, из них лишь одиннадцати было назначено наказание в виде лишения свободы, остальным назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества7.

Качество расследования не пострадает, если передать это преступление в подследственность следователей МВД РФ: во-первых, за следователями осуществляется должный контроль со стороны руководителя следственного органа и прокурорский надзор; во-вторых, у подозреваемого, обвиняемого есть право на квалифицированную юридическую помощь; в-третьих, у участников есть право обжалования действий (бездействия) и процессуальных решений должностных лиц.

Другим примером назревшей необходимости изменений подследственности является ст. 139 УК РФ ("Нарушение неприкосновенности жилища"). Причисленная к категории преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина данная статья относится к категории преступлений небольшой тяжести и, как правило, прекращается за примирением сторон в суде, либо в абсолютном большинстве случаев судья назначает вид наказания, не связанный с изоляцией от общества.

Так, в 2017 г. за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 139 УК РФ, было осуждено 7 277 человек, из них лишь шести назначено наказание в виде лишения свободы, по ч. 2 ст. 139 УК РФ осуждено 345 человек, из них пятидесяти шести назначено наказание в виде лишения свободы, по ч. 3 ст. 139 УК РФ осужден один с назначением наказания в виде штрафа; в 2018 г. по ч. 1 ст. 139 УК РФ было осуждено 7 040 человек, из них восемнадцати назначено наказание в виде лишения свободы, по ч. 2 ст. 139 УК РФ осуждено 300 человек, сорока пяти из них назначено наказание в виде лишения свободы, по ч. 3 ст. 139 УК РФ осужден один, ему назначено наказание в виде исправительных работ8.

Требуют должного изучения для решения вопроса об изменении подследственности отдельные преступления в части предпринимательской деятельности и налоговые преступления.

Многие преступления, которые совершают сотрудники соответствующих министерств и ведомств, также относятся к категории преступлений небольшой и средней тяжести. На наш взгляд, необходимо детальное изучение количественных показателей таких преступлений и разрешение возможности их расследования следователями МВД РФ.

Полное исключение из подследственности следователей СК преступлений небольшой или средней тяжести не будет нарушать достижение задач "дорожных карт" в части реформирования предварительного расследования, так как создание единого следственного аппарата не исключало существование полицейского дознания.

Следственный комитет РФ за все время своего существования доказал необходимость и значимость существования независимого следственного подразделения, но в последнее время наметилась тенденция включения в его подследственность категорий дел, относящихся к подследственности дознавателей, что нарушает принципы построения органов уголовного преследования, ведет к существенному увеличению количества уголовных дел, находящихся в производстве следователей, что не может не сказаться на качестве и своевременности расследования тяжких и особо тяжких преступлений. Следственный комитет РФ является гарантом защиты безопасности государства, должного выполнения своих обязанностей должностными лицами министерств и ведомств, поэтому следует вести уголовную политику государства по существенному изменению как полномочий, так и подследственности Следственного комитета Российской Федерации. Предлагаем рассмотреть возможность внесения следующих изменений:

1. Оставить в подследственности лишь уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ч. 1 ст. 447 УПК РФ (членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, выборными должностными лицами органа местного самоуправления; судьями Конституционного Суда Российской Федерации, судьями Верховного Суда Российской Федерации, кассационного суда общей юрисдикции, апелляционного суда общей юрисдикции, суда субъекта Российской Федерации, военного суда, районного суда, мировым судьей, судьями конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжными или арбитражными заседателями в период осуществления ими правосудия; председателем Счетной палаты, его заместителем или аудиторами Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации; Президентом Российской Федерации, прекратившим исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты Российской Федерации; Генеральным прокурором Российской Федерации, прокурором района, города, приравненными к ним прокурорами, председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителями следственного органа, следователями, адвокатами, членами избирательной комиссии, комиссии референдума и имеющими право решающего голоса; зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной думы, зарегистрированным кандидатом в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

2. Сохранить в подследственности в полном объеме преступления, совершенные должностными лицами как непосредственно Следственного комитета Российской Федерации, так и органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов России, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных и должностных обязанностей, а также преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

3. Исключить из подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации уголовные дела небольшой и средней тяжести, по преступлениям, совершенным иными субъектами, за исключением указанных выше.

4. Оставить в подследственности тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, общественной безопасности, против государственной власти, против мира и безопасности человечества.

5. Исключить из подследственности Следственного комитета преступления против общественного порядка, преступления в сфере экономики, против здоровья населения и общественной нравственности.

Таким образом, Следственный комитет Российской Федерации будет направлен на противодействие преступлений должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, прокуратуры, должной защиты высшей ценности государства — прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя Российской Федерации.

Литература

1. Багаутдинов Ф.Н. Некоторые вопросы подследственности следователей Следственного комитета / Ф.Н. Багаутдинов, Р.Р. Хасанов // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2017. Т. 27. N 5.

2. Бастрыкин А.И. Основные направления деятельности Следственного комитета Российской Федерации в 2019 году / А.И. Бастрыкин // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2019. N 3 (21).

3. Бастрыкин А.И. Следственный комитет Российской Федерации: законодательные инициативы и качество следствия / А.И. Бастрыкин // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. N 3 (17).

4. Бастрыкин А.И. Совершенствование следственной и экспертной деятельности в Следственном комитете Российской Федерации / А.И. Бастрыкин // Российский следователь. 2019. N 3.


1 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. (в ред. от 27.12.2019) "О Следственном комитете Российской Федерации". Ст. 1 // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108565/019eea665257980aca04050c9f33da30f551c857/ (дата обращения: 30.03.2020).

2 Бастрыкин А.И. Следственный комитет Российской Федерации: законодательные инициативы и качество следствия // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2017. N 3 (17). С. 9 — 13; Бастрыкин А.И. Совершенствование следственной и экспертной деятельности в Следственном комитете Российской Федерации // Российский следователь. 2019. N 3. С. 3 — 6; Бастрыкин А.И. Основные направления деятельности Следственного комитета Российской Федерации в 2019 году // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2019. N 3 (21). С. 11 — 15.

3 Сведения о деятельности Следственного комитета Российской Федерации за январь — декабрь 2017 года // Следственный комитет РФ: официальный сайт. URL: https://sledcom.ru/activities/statistic (дата обращения: 30.03.2020).

4 Состояние преступности в России за январь — декабрь 2019 года. URL: genproc.gov.ru.sbornik_12_2019.pdf (дата обращения: 30.03.2020).

5 Состояние преступности в России за январь — декабрь 2019 года // Сборник Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Структура зарегистрированных преступлений по категориям. URL: genproc.gov.ru.sbornik_12_2019.pdf (дата обращения: 30.03.2020).

6 Багаутдинов Ф.Н., Хасанов Р.Р. Некоторые вопросы подследственности следователей Следственного комитета // Экономика и право. 2017. Т. 27. Вып. 5. С. 111 — 112.

7 Судебная статистика. URL: http://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 (дата обращения: 30.03.2020).

8 Там же.


Рекомендуется Вам: