ЮрФак: изучение права онлайн

Понятие и основные модели современной государственной антикоррупционной политики

Автор: Шорохов В.Е.

На сегодняшний день тема коррупции остается крайне актуальной, ее сущность рассматривается с различных позиций1, подчеркивается опасность последствий этого явления для развития общественных институтов и определяются оптимальные направления государственного регулирования в этой сфере2.

Противодействие коррупции выступает отдельным направлением государственной политики во многих странах мира. Оно, например, строго соотносится с уголовно-правовыми мерами в части наказания за преступления коррупционного характера3, непосредственно связано с управлением государственной службой в отношении соблюдения правил служебного поведения4, включает в себя определенные превентивные меры5 и т.д. Тем самым такая деятельность формирует особую область общественных отношений, регулируемых взаимосвязанными нормами права.

Институционально в первую очередь противодействие коррупции регулируется на уровне норм международного права, вместе с тем в каждой стране складываются свои особенности правового регулирования данных отношений. Несмотря на выработку правовых норм, способствующих предупреждению коррупционных действий, и противодействие им в рамках права отдельного государства, на содержание указанных норм значительное влияние оказывают различные факторы, например образовательный уровень и специфика культурных отношений6. Также велика роль общественного восприятия законодательных решений и принадлежности государства к определенной правовой семье. Ввиду этого, способы противодействия коррупции в различных странах мира различаются между собой, порой кардинально. Вместе с тем фактически они составляют определенные группы, различающиеся характером и механизмами противодействия коррупционным проявлениям.

Государственная антикоррупционная политика в этом контексте представляет собой совокупность мер и механизмов, закрепленных на уровне норм национального и связанного с ними международного права, направленных как на противодействие коррупционным правонарушениям, а также иным действиям коррупционного характера, так и на их предупреждение.

Основной тенденцией развития мер противодействия коррупции в различных странах мира следует считать формирование отдельных моделей, способствующих на основе правового закрепления реализации мер государственной антикоррупционной политики при одновременном сближении указанных мер. Основную роль в сближении правовых моделей противодействия коррупции в различных странах играет признание норм международного права, призванных обеспечить предупреждение коррупционных действий. Поэтому о правовых моделях противодействия коррупции как таковых можно говорить с определенной условностью. Одновременно следует учитывать, что реальные меры определяются не только наличием правового закрепления, но и действенностью этих правовых механизмов на практике.

Тем не менее в научной литературе выделяются определенные группы моделей противодействия коррупции.

Модель стран ЕС. В Евросоюзе противодействие коррупции ведется как на уровне отдельных стран, так и на наднациональном уровне, причем на уровне ЕС в целом основное значение имеет выработка положений об уголовной ответственности за коррупцию, в том числе с участием должностных лиц компаний, а также регулирование противодействия коррупции в иных сферах. От других моделей, помимо упора на предупредительные меры, она отличается прежде всего тенденцией к выработке единых норм, способствующих борьбе с коррупцией на наднациональном уровне, что связано со свободой перемещения капиталов между странами. Нормы европейского права сочетают в себе меры ответственности за коррупцию с мерами, направленными на поощрение должного поведения и активное пресечение коррупционных действий, в первую очередь на уровне крупных компаний. Велика роль консультаций для бизнеса, а также разъяснительной работы среди населения. Спецификой политики противодействия коррупции в странах ЕС следует признать де-факто взаимосвязь с экономическими отношениями, поскольку подобные действия нарушают условия конкуренции и, как следствие, не способствуют экономическому развитию стран Союза. Также предполагается активное участие компаний в мерах по предупреждению коррупции среди своих сотрудников, что отражает специфику моделей коррупционного поведения в странах Евросоюза, связанного с использованием дачи взяток, в основном в интересах коммерческого сектора.

Модель США. Данная модель близка к европейской модели, но США относятся к странам общего права, кроме того, коррупционные проявления в данной стране отличаются от других государств, вследствие чего, безусловно, существует своя специфика реализации государственной антикоррупционной политики на правовом уровне. Особенностью североамериканской модели противодействия коррупции следует считать тесную взаимосвязь экономических механизмов с предупреждением коррупционных действий, т.е. сама коррупция в основном понимается как посягательство на экономические, а не государственные интересы. Уголовная ответственность за коррупцию тесно связана с интересами государственной службы и бизнеса и в целом направлена на защиту конкуренции, в том числе путем установления специальных составов при злоупотреблениях в ходе государственных закупок. Значительное внимание в вопросах противодействия коррупции уделяется использованию денежных вознаграждений для должностных лиц как способу снижения коррупционной заинтересованности. На корпоративном уровне действуют стандарты, направленные на предупреждение коррупционного поведения сотрудников и руководства национальных компаний. Как следствие, в противодействии коррупции активно используются механизмы, характерные для рыночных отношений.

Модель азиатских стран. Такая модель предполагает установление исключительно высоких мер ответственности за коррупцию, включая, например, смертную казнь, а особенностью противодействия коррупционным преступлениям следует считать наличие развитой системы мер, способствующих их расследованию и изъятию коррупционных доходов, в сочетании со значительными ограничениями прав человека при расследовании коррупционных деяний. Общей же особенностью развития антикоррупционной политики в этих странах является первоначальное использование мер уголовной ответственности для противодействия коррупционным преступлениям с последующим расширением методов противодействия коррупции. Возрастает роль вознаграждений для государственных служащих, к совершенствованию мер по противодействию коррупции привлекаются частные компании, также особое внимание уделяется защите конкуренции.

Модель стран Латинской Америки. Модель основывается на сочетании правовых и неправовых средств противодействия коррупции, тесной взаимосвязи между представителями власти и представителями криминальных кругов, которая обеспечивает реализацию отдельных мер, а не единой антикоррупционной политики. Тем не менее специфические механизмы противодействия коррупции существуют. В странах Латинской Америки противодействие коррупции основывается в целом на нормах международного права, действуют этические стандарты, способствующие предупреждению коррупционных правонарушений. Определяющей чертой современной модели в этих странах следует считать преимущественное значение средств административного регулирования в области противодействия коррупции, в то время как меры, связанные с законодательством о государственной службе, реализуются в меньшей степени, по сравнению со странами, реализующими другие модели противодействия коррупции.

Модель стран Африки. Особенностью модели противодействия коррупции в странах Африки выступает несовершенство многих норм о противодействии коррупции. Наличие у органов публичной власти, обеспечивающих противодействие коррупции, неопределенного круга полномочий существенно снижает эффективность реализации правовых мер, направленных на предупреждение коррупционных действий. Нормами национального права не признан ряд основных положений международного права, направленных на противодействие коррупции, что играет определяющую роль в их нахождении в рейтингах наиболее коррумпированных стран мира.

Также дополнительно можно выделить индийскую модель и модель стран Ближнего Востока, отличающиеся своим уникальным опытом и подходом, в том числе в контексте региональной и религиозной составляющих.

Таким образом, в мире сложился ряд моделей противодействия коррупции, на них оказывают влияние принадлежность государства к определенной правовой семье, состояние коррупции в конкретном государстве и имеющиеся механизмы предупреждения коррупционных деяний. Одновременно происходит восприятие норм международного права, их реализация на уровне государственной антикоррупционной политики, как следствие, сближение правовых норм, регулирующих противодействие коррупции в странах, относящихся к различным моделям. Это находит свое выражение в тенденции к улучшению коррупционной ситуации в ряде стран, ранее отличавшихся наиболее высоким уровнем терпимости к коррупции и низкой эффективностью мер, направленных на противодействие данному явлению.

Для России совершенствование норм, способствующих противодействию коррупции, имеет особое значение, поскольку, несмотря на их развитие, по-прежнему коррупционные действия составляют высокую общественную опасность, препятствуя нормальному развитию экономики и реализации интересов граждан страны.

Формирование национальной модели противодействия коррупции, которую можно охарактеризовать как "смешанную" в силу географического положения, исторического и культурного развития и ряда других причин, должно учитывать международный подход к этой проблеме. Одновременно ее развитие должно вестись во взаимосвязи с уже сложившейся спецификой общественных институтов, способствующих противодействию коррупционным проявлениям, а также отдельным аспектам совершения действий коррупционного характера.

В этих вопросах, безусловно, значимыми являются восприятие и национальная адаптация положительного опыта других стран.

Литература

1. Мартьянов В.С. Противодействие коррупции в ситуации новой российской сословности / В.С. Мартьянов // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87. N 6.

2. Руденкин В.Н. Демократическая и авторитарная модели антикоррупционной политики: общее и особенное / В.Н. Руденкин // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2018. N 4 (45).

3. Савинов Л.В. Коррупция как ментальность нации и этноса / Л.В. Савинов // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 3.

4. Шорохов В.Е. Актуальные вопросы антикоррупционного образования и культуры / В.Е. Шорохов // Культура: управление, экономика, право. 2019. N 2.

5. Шорохов В.Е. Антикоррупционная политика ООН и России: сравнительно-правовой аспект / В.Е. Шорохов // Международное публичное и частное право. 2019. N 6.

6. Шорохов В.Е. Мировые практики формирования системы антикоррупционного образования и подготовки в контексте развития гражданского общества / В.Е. Шорохов // Гражданское общество в России и за рубежом. 2019. N 3.

7. Шорохов В.Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России / В.Е. Шорохов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. N 1 (37).

8. Шорохов В.Е. Правовые основы государственной антикоррупционной политики в России / В.Е. Шорохов // Российская юстиция. 2019. N 11.


1 Мартьянов В.С. Противодействие коррупции в ситуации новой российской сословности // Вестник Российской академии наук. 2017. Т. 87. N 6. С. 511 — 519; Руденкин В.Н. Демократическая и авторитарная модели антикоррупционной политики: общее и особенное // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2018. N 4 (45). С. 4 — 10; Савинов Л.В. Коррупция как ментальность нации и этноса // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 3. С. 37 — 39.

2 Шорохов В.Е. Перспективы антикоррупционной политики в современной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. N 1 (37). С. 66 — 70.

3 Шорохов В.Е. Антикоррупционная политика ООН и России: сравнительно-правовой аспект // Международное публичное и частное право. 2019. N 6. С. 36 — 39.

4 Шорохов В.Е. Правовые основы государственной антикоррупционной политики в России // Российская юстиция. 2019. N 11. С. 49 — 51.

5 Шорохов В.Е. Мировые практики формирования системы антикоррупционного образования и подготовки в контексте развития гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. 2019. N 3. С. 11 — 14.

6 Шорохов В.Е. Актуальные вопросы антикоррупционного образования и культуры // Культура: управление, экономика, право. 2019. N 2. С. 29 — 34.


Рекомендуется Вам: