ЮрФак: изучение права онлайн

Влияние цифровизации на общественно-речевую практику адвоката в сети Интернет

Автор: Никулина И.А.

Современное информационное общество меняет существующий жизненный уклад, систему ценностей человека. Главным источником развития становится гуманитарный капитал, знания и творческие идеи личности, которые под воздействием информационно-коммуникационных технологий приобретают инновационный характер и сетевые модели распространения.

Развитие цифровой экономики как гуманитарной области знаний направлено на совершенствование общества в целом и человека в частности, а цифровые технологии — мощное средство углубления и ускорения этого процесса во всех сферах жизнедеятельности. В настоящее время внедрение и эксплуатация комплексной информационной системы адвокатуры (КИС АР) как одного из сегментов цифровой экосистемы адвокатуры отвечает стратегии развития информационного общества. Важность системного подхода в реализации проекта КИС АР отмечается в трудах ряда исследователей1.

Разработка концепции нормативного правового регулирования задействования цифровых технологий в деятельности адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи наряду с другими задачами является важнейшей частью цифровизации российской адвокатуры. Арсенал цифровых инструментов адвокатской деятельности увеличивается сейчас, будет увеличиваться в ближайшие годы. Речь идет о внедрении автоматизированного распределения поручений на оказание адвокатами юридической помощи по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда; о функционировании единой общероссийской платформы повышения квалификации адвокатов; возможном электронном адвокатском запросе и других инструментах.

Изменения в общественной жизни, связанные в первую очередь с появлением новых информационных технологий, отразились на работе юристов. Степень интенсивности использования цифровых технологий в профессиональной среде адвокатского сообщества зависит от разных причин, в том числе от потребности в них и готовности адвокатов к новым условиям жизнедеятельности. Общественно-речевая практика (межличностные и деловые отношения) в сети Интернет являются, с одной стороны, фактором профессионального становления и развития адвоката, с другой — показателем готовности к новым технологическим изменениям, связанным с развитием экосистемы адвокатуры. Междисциплинарный подход в исследовании вопроса влияния цифровизации как глобального явления на общественно-речевую практику адвоката обусловлен лингвоинтенсивным характером адвокатской деятельности, социальной ролью профессии адвоката. Применение научного знания позволит описать состояние современного социально-культурного и юридического дискурса интернет-коммуникации в условиях цифровизации адвокатуры.

В связи с этим важно понять, какие процессы оказывают влияние на общественно-речевую практику адвоката, какие появляются возможности, связанные с особым видом социальной интернет-коммуникации. Оговоримся, что адвокат обязан осуществлять любую деятельность в сети Интернет, руководствуясь Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Кодексом профессиональной этики адвоката, Правилами поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, утвержденными решением Совета ФПА РФ от 28 сентября 2016 г.

Интернет-коммуникация подразумевает виртуальное общение, включающее в себя опосредованное компьютером общение двух или более лиц, характеризующееся невидимостью коммуникантов, письменной формой посылаемых сообщений, возможностью немедленной обратной связи, а также взаимодействием или обменом электронными сообщениями или же взаимным обменом файловой, аудио- и видеоинформацией. Таким образом, происходит переплетение вербальной и невербальной коммуникации в рамках интернет-общения2.

В настоящее время приобрело популярность сравнительно "молодое" научное направление, предметом исследования которого стали способы, формы, средства и функции информационного и социально-культурного взаимодействия: от изучения информационных кодов наскальных рисунков до коммуникативных кодов компьютерного эпистолярного жанра, языка и стиля современного медиапространства — коммуникативистика, или наука о современном состоянии коммуникативного пространства. Это научное направление дает исследователю возможность изучения современных способов и средств передачи информации и современных коммуникативных продуктов. Коммуникативистику называют интегральной областью знания, теоретические основы которой синтетичны: аксиомы филологии, психологии, социологии, информатики, риторики, журналистики и антропологии. Благодаря своей интегральной природе "объединяет усилия ученых разных профилей к информационным аспектам культурной интеграции мира"3. Инструментальные возможности этой науки универсальны, при этом коммуникативистика по-новому осмысливает традиционные законы эффективного общения, такие как:

— диалоговые межличностные отношения (особая устно-разговорная тональность собеседования);

— закон адресации информации (обеспечение полноты и качества информации при ее передаче и получении);

— закон конвенциональности (обращение к этической, нравственной стороне коммуникативных отношений) и другие.

Освоение классических законов эффективного общения необходимо для формирования прочных дискурсивных связей в информационном обществе, для установления прецедента ответственности создателей и потребителей информации, для повышения общей коммуникативной культуры членов общества, их медиаграмотности. В социолингвистической науке существует понятие языковой личности, выведенное Ю.Н. Карауловым, и определяется оно как "личность, выраженная в языке (текстах) и через язык"4. Понятие включает три уровня речевой деятельности: вербально-семантический (собственно языковые знания), лингвокогнитивный (система знаний о мире), мотивационный, или уровень деятельностно-коммуникативных потребностей (система целей, мотивов, установок и интенций). Языковая личность адвоката рассматривается как специалист-юрист, владеющий юридическим дискурсом — совокупностью текстов, определенным образом организованных и отражающих профессиональную картину мира. К профессиональным слагаемым языковой личности адвоката можно отнести: интеллектуально-мыслительные (общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач — как типовых, так и нестандартных); коммуникативные (способность проведения бесед, диалогов, усвоение навыков публичных выступлений); мировоззренческие (общепринятые социальные ценности); правовое сознание (отношение к праву, закону, к государству, этические и моральные нормы); языковое сознание (особое мировидение, которое находит свое отражение в языке и речи). Исходя из того, что язык включен в сложнейшую систему познания мира человеком и взаимодействует с мышлением, памятью, сознанием, в нем формируется целостная картина мира, а значит, и языковая картина мира, которая и предопределяет поведение человека, в том числе коммуникативное. Современная языковая личность живет в медиапространстве: ее окружают, на нее воздействуют информационные потоки, порожденные разными событиями; от нее требуют с определенной периодичностью реагировать на получаемую информацию (отбирать, отслеживать для себя нужное, оценивать достоинства и недостатки). Коммуникативное пространство Интернета не отвечает требованиям "экологичности": благодаря искусству мультимедийных технологий информация становится инструментом воздействия. Можно с уверенностью говорить, что явления цифровизации требуют от языковой личности адвоката знаний о средствах восприятия, переработки, транслирования информации и соответствующих умений. Медиаграмотность — обязательное условие речевого поведения в сети Интернет, включает сумму знаний, соотнесенную с понятиями "речевое воздействие", "коммуникативная компетентность", "речевое манипулирование". Медиаграмотность адвоката может пониматься более широко: как процесс осмысленного коммуникативного дискурса в рамках осуществления профессиональной деятельности; образ мышления, который отличает не просто потребителя информации, а языковую личность, принадлежащую к определенному типу культуры. Пристальному вниманию должен подвергаться любой продукт общественно-речевой практики.

Благодаря изменениям в цифровой среде Интернет происходит рост значимости для адвоката межличностного и делового общения, увеличение его интенсивности и частоты, которое требует быстроты реагирования и ориентировки в меняющихся условиях коммуникации.

Конститутивными признаками коммуникативной цифровой среды Интернет являются:

— интерактивность (интеракциональность);

— наличие визуально-текстового контакта взамен визуально-личного; этот признак подразумевает: а) виртуальность (заочность, анонимность) собеседников вследствие ограничения сенсорного восприятия друг друга, то есть идентификацию не на основе реальных характеристик, а на основе некоего образа, зафиксированного в текстах; б) письменный способ передачи речи и вербальный текст как основную форму коммуникации;

— активизация метаязыковой рефлексии. Например, использование символов (смайликов) в качестве знаков препинания и для передачи чувств коммуникантов;

— влияние специального подъязыка информатики и информационных технологий (термины и жаргонизмы);

— влияние ненормативного варианта языка на общее употребление;

— информационная емкость высказывания при его небольшом объеме и другие.

Далее обратимся к рассмотрению возможностей коммуникативного пространства сети Интернет в целях эффективного взаимодействия адвоката и виртуальной аудитории. Особое влияние на общественно-речевую практику адвоката оказывают социальные платформы и мессенджеры (Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте, Telegram и другие), являющиеся инструментами повседневной коммуникации, своеобразным полем формирования и поддержания межличностных и профессиональных отношений. Анализ повседневных дискурсивных практик адвоката в сети Интернет позволяет говорить о возрастающей потребности управления впечатлением о себе, так называемом менеджменте общения. Социальные сети помогают в создании собственного коммуникативного образа, способствуют формированию самопрезентации перед виртуальным собеседником, которая будет соответствовать кратковременным актуальным потребностям индивида. Термин "самопрезентация", как правило, используется как синоним управления впечатлением для обозначения многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим. Кроме термина "самопрезентация" (калька с английского selfpresentation), который употребляется сравнительно недавно, для отечественной лингвистической традиции долгое время более характерными были понятия "самопредставление", "самореклама", "самоподача", "самоименование", "персонализация" и "самопредъявление", используемые как синонимы. В психолингвистике самопрезентация — это, прежде всего, умение влиять на аудиторию с помощью впечатлений. Объективное самосознание включает фокусировку внимания индивида на самом себе и на своем представлении о том, как его воспринимают и оценивают другие люди.

Рассматривая общественно-речевую практику адвоката с позиций коммуникативистики, приходим к выводу, что самопрезентация является формой передачи информации и способом социального взаимодействия с адресатом речи.

К ключевым моментам самопрезентации языковой личности адвоката можно отнести:

1) рефлексивность виртуального образа. Социальные профили предоставляют возможности объективации собственной личности не только в плане аккумуляции фото- и видеоматериалов о себе, но и представленности своих интересов, убеждений, хобби и привязанностей. Адвокат, интегрируя текстово-графический контент в свой профиль, способен осуществить взгляд на себя со стороны, а также корректировать свой образ и поведение. Аккаунт в социальной сети выполняет функцию индивидуальной памяти и автобиографии-мемуара;

2) использование средств виртуальной социальной атрибутики. При построении своего аккаунта адвокат может использовать различные средства виртуальной социальной атрибутики, что позволяет маркировать свою личность и статус символами с субкультурными значениями (весы правосудия; значок адвоката и т.д.): статусы, шаблоны персональных страниц, фильтры и другие;

3) возможность контролировать производимое впечатление. Контролирование впечатления на аудиторию за счет специального конструирования образа: сокрытие неблагоприятных обстоятельств и акцентуация достоинств (знаки статуса, награды, фотосессии с мероприятий, достижения).

Коммуникативное пространство сети Интернет предоставляет возможность для развертывания стратегий и тактик речевого поведения адвоката. Самопрезентация также является коммуникативной (речевой) стратегией, под которой понимают общий план речевых действий для достижения поставленных коммуникативных целей при помощи вербальных и невербальных средств, осознание ситуации в целом, определение направления развития и организацию воздействия в интересах достижения цели общения или стратегического результата, на который направлен коммуникативный акт. Стратегические цели адвоката могут быть направлены на завоевание авторитета и желание установления длительных отношений с клиентом; предостережение от нежелательных/небезопасных действий; желание заниматься делом, полезным для других; стремление обрести независимость, одержать победу; стремление обеспечить благосостояние и другие. Тактика коммуникативного поведения адвоката представляет собой совокупность практических способов выражения коммуникативного намерения в процессе речевого взаимодействия и реализуется с помощью определенных приемов. К речевым тактикам можно отнести такие как: контактоустанавливающая; эмоционально настраивающая; тактика "контроль за темой"; запрос информации; демонстрирование профессионального успеха; в меньшей степени тактика изменения модели мира собеседника и тактика, блокирующая контакт. Например, стратегия повышения авторитета тактически реализуется в выражении экспертного мнения по тематикам, обсуждаемым на различных форумах, в публикациях. Используя тактику демонстрации профессионального успеха, адвокаты обращают внимание виртуальной аудитории на определенные результаты проделанной им работы, на свой практический опыт, профессиональные успехи, достижения. Вербализируется она лексемами, семантика которых позволяет охарактеризовать адвоката как человека, обладающего определенным набором значимых профессиональных качеств. К числу таких лексем относятся, например, прилагательные "успешный", "достойный", "опытный", "надежный"; глаголы и глагольные сочетания "выиграть", "знать", "осуществлять", "быть рядом". Нередко адвокаты используют прилагательные в сравнительной и превосходной степени, например: "лучшие", "более надежный" и др. С особой осторожностью адвокатам следует относиться к использованию глаголов "обещать", "гарантировать", "обеспечить", "выиграть" как лексическим репрезентациям тактики демонстрирования профессионального успеха.

Коммуникативистика выдвигает принцип солидарности и ответственности членов информационного общества, который заключается в ограничении "экологически опасной" для пользователя информации, соблюдении общих правил этикета. Признание принципов солидарности и ответственности, следование им может свидетельствовать об интересе к правдивой, прагматически ценной информации. Для ее оценки экспертами вводится понятие достоверности. А для позиции отправителя информации — понятие добросовестности. Это коррелирует с Правилами поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В частности, основными принципами деятельности адвоката в сети Интернет, закрепленными в указанных Правилах, являются профессионализм, сдержанность и корректность, достоинство, безопасность, корпоративность.

Становление информационного общества, использование новых средств и форм социально-культурного взаимодействия создают иные условия, влияющие на профессионализацию языковой личности адвоката. Сегодня адвокат уверенно использует законы медиаграмматики: новые формы передачи информации в особом поликодовом режиме, который предполагает одновременное и дифференцированное "считывание информации"; понимание особенностей формата, атрибутики новых специфических медийных жанров (самопрезентация), особенности стилевого воплощения замысла говорящего в словесном ряде и видеообразе.

Создание и развитие экосистемы адвокатуры как части глобального информационного общества в Российской Федерации приведет к появлению новых цифровых инструментов адвокатской деятельности. При этом медиаграмотность языковой личности адвоката станет эталонным стабилизационным инструментом, необходимым в общественно-речевой практике адвоката в сети Интернет.

Литература

1. Антонова Л.Г. Современные коммуникативные процессы / Л.Г. Антонова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. 61 с.

2. Володина С.И. Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры в контексте экосистемы цифровой экономики России / С.И. Володина, С.Н. Гаврилов // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 6 (103). С. 156 — 166.

3. Доронина П.Д. Мем как инструмент коммуникации / П.Д. Доронина // Риторика. Семиотика. Языкознание. М.: Добросвет, 2016. 446 с.

4. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. 3-е изд., стер. М.: Едиториал УРСС, 2003. 261 с.

5. Короткова П.Е. К вопросу о важности скорейшей разработки и ввода в эксплуатацию комплексной информационной системы адвокатуры России / П.Е. Короткова // Адвокатская практика. 2020. N 3. С. 55 — 59.

6. Макаров С.Ю. Перспективы модернизации статусного права адвоката на получение информации с помощью адвокатских запросов в контексте процессов цифровизации / С.Ю. Макаров // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 11 (108). С. 120 — 125.

1 Володина С.И., Гаврилов С.И. Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры в контексте экосистемы цифровой экономики России // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 6 (103); Короткова П.Е. К вопросу о важности скорейшей разработки и ввода в эксплуатацию комплексной информационной системы адвокатуры России // Адвокатская практика. 2020. N 3; Макаров С.Ю. Перспективы модернизации статусного права адвоката на получение информации с помощью адвокатских запросов в контексте процессов цифровизации // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 11.

2 Доронина П.Д. Мем как инструмент коммуникации // Риторика. Семиотика. Языкознание. М.: Добросвет, 2016. С. 303.

3 Антонова Л.Г. Современные коммуникативные процессы. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. С. 5.

4 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2003.


Рекомендуется Вам: