ЮрФак: изучение права онлайн

Особенности аттестации научных работников

Автор: Соколова Т.В.

Несмотря на то что в Российской Федерации аттестации работников посвящено большое количество нормативных актов, законодательно до сих пор не определены ни ее легальное понятие, ни ее функциональная роль.

В Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ) термин "аттестация" употребляется в разных статьях и аспектах. Так, п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ позволяет работодателю расторгнуть трудовой договор по основанию несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, что подтверждено результатами аттестации. В свою очередь, ч. 10 ст. 332 и ст. 336.1 ТК РФ предусматривают проведение аттестации педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, а также научных работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям. В то же время в статьях 173 и 174 ТК РФ упоминается промежуточная аттестация, выступающая в качестве элемента образовательного процесса работников, совмещающих работу с обучением, и дающая им право на дополнительные оплачиваемые отпуска.

В юридических словарях аттестация рассматривается как свидетельство, определение квалификации работника, уровня знаний учащегося, отзыв или характеристика1, либо как проверка деловой квалификации работника в целях определения уровня его профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности или выполняемой работе2. Исходя из этих определений, аттестацию можно рассматривать в узком и широком смыслах. В узком смысле она обозначает проверку квалификации работника на соответствие его занимаемой должности. В широком смысле аттестация — это и определение квалификации работников, и присуждение ученых степеней и ученых званий, присуждение специальности и квалификации лицу, сдавшему экзамен государственной аттестационной комиссии, отзыв о способностях, деловых и иных качествах. Поэтому следует согласиться с Г.Г. Чочуа в том, что любое определение квалификации или иных качеств гражданина или работника применительно к конкретной деятельности может быть названо аттестацией3.

В науке трудового права сформулированы различные определения понятия аттестации. Так, Н.В. Закалюжная определяет аттестацию как организационно-правовую форму определения квалификации работников, выражающуюся в обязательной и периодической проверке уровня деловых, личностных, а иногда и моральных качеств работника при определении соответствия занимаемой должности (выполняемой работе), проводимую работодателем с участием члена комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа в соответствии с установленными правилами и положениями в целях рационального использования персонала, повышения квалификации, эффективности и качества труда, ответственности, содействия сохранению, изменению и прекращению трудовых правоотношений4. В.А. Пашиев понимает под аттестацией обязательные периодические процедурные отношения, обусловленные целями контроля и оценки соответствия профессионального уровня определенных категорий работников предъявляемым к ним требованиям, а также целью стимулирования к повышению этого уровня, имеющие в своем эпицентре деятельность аттестационной комиссии и протекающие в особой организационно-правовой форме на основании централизованных и (или) региональных нормативно-правовых или (и) локальных нормативных актов, по итогам которых выносится решение, направленное на сохранение, изменение или прекращение трудового правоотношения аттестуемых5. А. Татаринов под аттестацией понимает производимое в установленном порядке юридическое оформление оценки профессиональных и деловых качеств работника с целью определения его соответствия занимаемой должности, выполняемой работе (трудовой функции) и дальнейших перспектив развития и использования трудового потенциала работника6. Л.А. Чиканова рассматривает аттестацию как одно из наиболее действенных средств, позволяющих работодателю определять деловую квалификацию работников, создавать дополнительные стимулы к ее повышению, усилению ответственности исполнительской дисциплины работников, выявлять перспективы использования их потенциальных возможностей; определять степень необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки, обосновывать необходимость расторжения трудового договора с работниками, не соответствующими предъявляемым квалификационным требованиям7. Л.А. Егошина предлагает рассматривать аттестацию как процедуру, направленную на обоснованную объективную оценку профессионально-квалификационных, деловых, личных качеств работника и установление соответствия его занимаемой должности, а также стимулирование к повышению своего профессионального уровня8. Все приведенные определения достаточно объемны и включают ряд признаков аттестации, общим из которых является выявление соответствия занимаемой работником должности.

Наиболее лаконичное определение аттестации дано Ю.П. Орловским, который под аттестацией подразумевает правовую форму проверки деловых качеств работника9. Однако в данном определении используется термин "деловые качества", не раскрытый в законе, который в общем виде поясняется лишь в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 210.

В настоящее время аттестация научных работников имеет более узкое значение, чем впервые введенная Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров ССР и ВЦСПС от 22 мая 1985 г.11 аттестация руководящих, научных, инженерно-технических работников и специалистов научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных, изыскательских и других организаций науки, производственных и научно-производственных объединений и предприятий, которая была направлена на усиление материальной и моральной заинтересованности работников в ускорении научно-технического прогресса и обеспечении более тесной связи заработной платы с результатами их труда и в свое время заменила периодическое избрание (переизбрание) научных работников12 и аттестацию специалистов13. Более широкое значение придавалось аттестации и в Положении "О порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук"14. Так, помимо определения соответствия научных работников занимаемым должностям, аттестация была призвана способствовать рациональному использованию их образовательного и творческого потенциала, повышению их профессионального уровня, оптимизации подготовки, подбора и расстановки кадров, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на занятие должностей при сокращении численности или штата научных работников, либо при изменениях условий оплаты их труда, усилению роли моральной и материальной заинтересованности данных работников в результатах своего труда. Это отражалось и на вынесении решения аттестационной комиссией, в котором при необходимости, кроме соответствия и несоответствия занимаемым должностям, отмечались положительные и отрицательные стороны деятельности аттестуемого и выносились рекомендации о его дальнейшей профессиональной деятельности.

Должности научных работников, подлежащих аттестации, установлены Приказом Минобрнауки России от 2 сентября 2015 г. N 93715, за исключением должностей, которые по закону замещаются только по срочному трудовому договору, а также за исключением научных работников, трудовые договоры с которыми заключены на определенный срок по соглашению сторон при соблюдении условий, установленных статьей 59 ТК РФ. Кроме того, аттестации не подлежат беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, независимо от срока трудового договора.

Согласно ст. 336.1 ТК РФ, Приказом Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. N 538 был утвержден по согласованию с Министерством труда и социальной защиты РФ Порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников16 (далее — Порядок). Этот Порядок определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность.

Периодическая аттестация проводится в сроки, определяемые локальным нормативным актом организации, но не чаще одного раза в два года и не реже одного раза в пять лет (ст. 336.1 ТК РФ). Кроме того, в организации утверждается Положение об аттестационной комиссии, где закрепляются состав и порядок работы данной комиссии. Данный локальный акт, как и Положение об аттестации научных работников, размещается на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В состав аттестационной комиссии включаются: руководитель организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации, некоммерческих организаций, являющихся получателями и (или) заинтересованными в результатах (продукции) организации, а также ведущие ученые, приглашенные из других организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность сходного профиля. При формировании состава комиссии учитывается необходимость исключения возможности конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые ею решения. Председателем аттестационной комиссии утверждается руководитель организации.

Решение о проведении аттестации работников, дате, месте и времени ее проведения принимается руководителем организации или уполномоченным им лицом и доводится до сведения аттестуемых работников не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации под подпись, с помощью отправки электронного сообщения работнику, а также иным способом, принятым в организации.

При проведении аттестации объективно оцениваются: результаты научной деятельности работников и (или) результаты деятельности возглавляемых ими подразделений (научных групп) за период, предшествующий аттестации, в том числе достигнутые работниками количественные показатели результативности труда; их личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний и влияние такого вклада на результативность и развитие организации; повышение профессионального уровня работников возглавляемых работниками подразделений (научных групп).

Не позднее чем за два года до проведения очередной аттестации для научного работника определяются основные задачи и устанавливаются индивидуальные количественные показатели результативности труда, с учетом значений, достигнутых референтной группой самой организации17. Научная организация вправе определить критерии качества результатов результативности труда для каждого из видов показателей. В частности, количественные показатели результативности труда научных работников включают число публикаций, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования, общее количество опубликованных научных произведений, подготовленных под редакцией, при авторстве или соавторстве работника, организацию и число выпусков научных журналов и т.д.

Количественные показатели результативности труда могут быть достигнуты лично научным работником либо возглавляемым им подразделением (научной группой). Однако в Порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников, не установлены сроки их ознакомления с индивидуальными показателями. Этот вопрос решается в соответствии с условиями трудового договора. Поэтому отсутствует какая-либо координация с указанными в Положении двумя годами, устанавливаемыми индивидуальными показателями для научных работников. Следует учитывать важность истечения сроков в таком виде деятельности, как научная работа, исходя из специфики характера труда научных работников и особенностей направленности деятельности научной организации. Поэтому если на локальном уровне установлены необходимые сроки, то целесообразно указать их в Порядке как примерные — от минимума до максимума, в зависимости от особенностей деятельности научной организации и трудовой функции работника.

Это подтверждается и на практике. Так, учреждением было принято решение о проведении внеплановой аттестации работников научных организаций в соответствии с письмом в адрес подведомственных научных организаций Российской академии наук от 19 октября 2016 г. N 2-10104-6403/794 и ФАНО России от 18 октября 2016 г. N 007-18.2-11/НК-1212. По результатам аттестации было установлено недостижение количественных показателей результативности труда работников, а также возник вопрос, имеет ли значение при установлении количественных показателей размер занимаемой ставки.

Итак, аттестация проводится путем количественной и качественной оценки результативности труда работников. При проведении такой оценки учитываются личные результаты и (или) личный вклад работника и (или) вклад возглавляемого им подразделения (научной группы) по следующим направлениям:

а) формирование новых целей, направлений и тематик научной, научно-технической, инновационной деятельности организации;

б) соответствие количественных и качественных показателей результативности труда работника целям и задачам организации, ожидаемому вкладу работника в результативность организации с учетом эквивалентных показателей научных организаций референтной группы, в которую входит организация;

в) количественные и качественные показатели результативности труда работника, полученные им, в том числе возникающие в ходе выполнения основных научных, научно-технических проектов организации.

Представляется, что оценка работы аттестуемого должна также производиться с учетом исполнения им обязанностей согласно должностной инструкции, уровню его квалификации, размеру занимаемой ставки, своевременности, полноты и качества исполнения трудовых обязанностей.

В целях контроля полноты и достоверности сведений о результатах, содержащихся в информационной базе, указанные сведения должны быть открыты и доступны работнику. Работник лично осуществляет проверку этих сведений и при обнаружении неактуальных сведений о себе вправе обратиться в организацию с просьбой об устранении неточностей и (или) внести изменения самостоятельно. Указанную проверку, а при необходимости корректировку сведений, содержащихся в информационной базе, научный работник обеспечивает в течение 20 календарных дней со дня его оповещения о проведении аттестации.

Заседание аттестационной комиссии, исходя из положений Порядка, проводится в отсутствие аттестуемого работника, как и при аттестации работника — члена аттестационной комиссии.

Работник считается аттестованным, если при сопоставлении достигнутых им количественных показателей результативности труда установленным ему показателям выявлено достижение либо превышение запланированных показателей. Однако при недостижении работником установленных показателей на заседании комиссии рассматриваются количественные и качественные показатели в соответствии с направлениями деятельности организации при необходимости при личном участии работника.

Решение о соответствии либо несоответствии занимаемой должности научного работника принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляется протоколом. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.

При равенстве голосов окончательное решение принимает председательствующий на аттестационной комиссии. Следует отметить, что в Положении о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных РАН, установлена более демократичная норма, когда при равенстве голосов решение принималось в пользу аттестуемого работника. Также в Порядке никак не определена процедура голосования и не установлено, принимается ли решение открытым или закрытым голосованием. Представляется, что во всех случаях, когда решение принимается общественным коллегиальным органом, голосование должно носить закрытый характер.

Выписка из протокола заседания аттестационной комиссии, а также принятое ею решение в течение 10 календарных дней с момента его принятия направляются работнику и размещаются организацией в единой информационной системе по адресу "ученые-исследователи.рф".

Материалы аттестации работников передаются аттестационной комиссией работодателю на хранение не позднее 5 рабочих дней со дня проведения заседания.

Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении работников за достигнутые успехи, переводе их на вышестоящую должность, либо, напротив, по улучшению деятельности аттестуемого работника, о переводе его на нижестоящую должность. Однако специфика конкурсного замещения должностей научных работников исключает возможность их перевода на другую конкурсную должность. Подобный перевод невозможен, поскольку приведет к нарушению конкурсного порядка подбора научных работников, установленного Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2015 г. N 937 "Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса", который закрепляет, что при переводе на должности научных работников проводится конкурс, равно как и на замещение соответствующих должностей научных работников.

По результатам аттестации руководитель научной организации принимает решение о поощрении отдельных работников за достигнутые успехи, а в других случаях — о переводе на нижестоящую должность, соответствующую квалификации работника, путем конкурсного избрания. При отказе работника от перевода на нижестоящую должность трудовые отношения с ним прекращаются по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Работник вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством РФ.

Проведенный анализ Положения о проведении аттестации научных работников позволил сделать вывод о нецелесообразности замены конкурсного подбора кадров, проводимого в соответствии с устанавливаемыми сроками таким авторитетным органом научной организации или вуза, как ученый совет, на аттестацию, осуществляемую аттестационной комиссией, создаваемой руководителем организации. Как представляется, конкурс носит более демократичный, открытый и гласный характер. Кроме того, при вынесении аттестационной комиссией решения о возможности перевода научного работника на вышестоящую должность по результатам аттестации необходимо вновь проходить близкую аттестации процедуру конкурсного избрания.

 

Литература

 

1. Большой юридический словарь / под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 1997. 790 с.

2. Егошина Л.А. Аттестация как способ определения квалификации работников: проблемы правового регулирования и практика применения: диссертация кандидата юридических наук / Л.А. Егошина. М., 2017. 145 с.

3. Закалюжная Н.В. Аттестация как одна из форм определения квалификации работников / Н.В. Закалюжная // Законодательство и экономика. 2004. N 4. С. 75 — 79.

4. Орловский Ю.П. Правовое регулирование подготовки и расстановки кадров / Ю.П. Орловский. М.: Юридическая литература, 1983. 109 с.

5. Пашиев В.А. Аттестация в трудовом праве России (опыт широкого подхода): автореферат диссертации кандидата юридических наук / В.А. Пашиев. Пермь, 2004. 18 с.

6. Словарь по трудовому праву / ответственный редактор Ю.П. Орловский. М.: БЕК, 1998. 600 с.

7. Татаринов А. Аттестация: правовые основы и практика реализации выводов аттестационной комиссии / А. Татаринов // Вопросы трудового права. 2011. N 2. С. 25 — 34.

8. Чиканова Л.А. Организация и порядок проведения аттестации работников / Л.А. Чиканова // Хозяйство и право. 2008. N 9. С. 62 — 74.

9. Чочуа Г.Г. Правовые проблемы аттестации работников в условиях рынка труда: диссертация кандидата юридических наук / Г.Г. Чочуа. М., 2010. 180 с.


1 Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 1997. С. 6.

2 Словарь по трудовому праву / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова [и др.]. М.: БЕК, 1998. С. 8.

3 Чочуа Г.Г. Правовые проблемы аттестации работников в условиях рынка труда: дис. … канд. юрид. наук. М., 2010 С. 16.

4 Закалюжная Н.В. Аттестация как одна из форм определения квалификации работников // Законодательство и экономика. 2004. N 4. С. 78.

5 Пашиев В.А. Аттестация в трудовом праве России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Пермь, 2004. С. 16.

6 Татаринов А. Аттестация: правовые основы и практика реализации выводов аттестационной комиссии // Вопросы трудового права. 2011. N 2. С. 27.

7 Чиканова Л.А. Организация и порядок проведения аттестации работников // Хозяйство и право. 2008. N 9. С. 62.

8 Егошина Л.А. Аттестация как способ определения квалификации работников: проблемы правового регулирования и практика применения: дис. … канд. юрид. наук. М., 2017. С. 56.

9 Орловский Ю.П. Правовое регулирование подготовки и расстановки кадров. М.: Юридическая литература, 1983. С. 71.

10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 (в ред. от 28 декабря 2006 г. N 63) "О применение судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 2; 2007. N 3.

11 Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 22 мая 1985 г. N 462 "О совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов промышленности" // СПС "КонсультантПлюс".

12 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 мая 1962 г. N 441 "О мерах по дальнейшему улучшению подбора и подготовки научных кадров" // СПС "КонсультантПлюс".

13 Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 сентября 1968 г. N 760 "О мероприятиях по повышению эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений науки и техники" // СПС "КонсультантПлюс".

14 Приказ Минобрнауки РФ N 144, Минздравсоцразвития РФ N 352, РАН N 33 от 23 мая 2007 г. "Об утверждении Положения о порядке аттестации научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук" // СПС "КонсультантПлюс".

15 Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2015 г. N 937 "Об утверждении перечня должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу, и порядка проведения указанного конкурса" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 19.10.2015.

16 Приказ Минобрнауки России от 27 мая 2015 г. N 538 "Об утверждении Порядка проведения аттестации работников, занимающих должности научных работников" // СПС "КонсультантПлюс".

17 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 // СЗ РФ. 2009. N 15. Ст. 1841; 2013. N 45. Ст. 5815.


Рекомендуется Вам: