ЮрФак: изучение права онлайн

Ответы на частые вопросы по самозанятым

Вопрос: С какого периода самозанятые граждане могут пользоваться теми же преимуществами при закупках по Закону N 223-ФЗ, что и субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП)?

Ответ: С 28 марта 2020 года самозанятые граждане вправе пользоваться теми же преимуществами при закупках по Закону N 223-ФЗ, что и СМСП. Но при этом необходимо отметить, что на основании ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" самозанятыми можно считать граждан, местом ведения деятельности которых является только территория субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в ч. 1 ст. 1 данного Федерального закона.


Вопрос: Возникают ли налоговые риски, если мои работники будут оформлены как самозанятые?

Ответ: Сама фраза "мои работники оформлены как самозанятые" – это сигнал для налоговых органов усомниться в правильности начисления налогов и страховых взносов. Маскировка трудовых отношений под самозанятость подпадает под формальные критерии ст. 54.1 НК РФ, дающей основание контролерам проверить, не превышены ли налогоплательщиком законные пределы уменьшения налогов.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ не признаются объектом обложения НПД доходы от оказания физическими лицами услуг по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад. То есть переоформление отношений из трудовых в гражданско-правовые запрещено. Как минимум надо соблюсти временной интервал два года.

Кроме того, согласно Информации ФНС1 на 2020 год запланированы специальные проверки организаций, которые пытаются взять к себе самозанятых вместо штатных работников. При наличии признаков трудовых отношений налоговый орган начислит фактическому работодателю платежи по страховым взносам и НДФЛ, как это было бы при нахождении работника в штате. Таким образом, "передвижку" штатных работников в самозанятые можно квалифицировать как операцию с высоким налоговым риском.


Вопрос: Как работодатель может доказать, что перевод в самозанятые – это необходимость, а не уклонение от налогов?

Ответ: Пределы налоговой экономии установлены ст. 54.1 НК РФ. В частности, запрещено уменьшать размер налогов за счет искажения сведений или совершения сделок, основной целью которых является неуплата налога. Хотя НПД регулируется отдельным Законом, а не Налоговым кодексом, в силу п. 8 ст. 1 НК РФ положения ст. 54.1 НК РФ в равной степени могут быть применены как к этому, так и к прочим налогам, от которых, по мнению контролеров, налогоплательщик уклоняется.

Если организация действует под влиянием объективных обстоятельств, скорее всего, ей не придется доказывать налоговому органу свою невиновность. Контролеры опираются на доказательную базу, а при отсутствии умысла она будет скудна. Большинство сделок, в которых налоговая экономия является не основным, а сопутствующим эффектом, налоговые органы игнорируют.

Кроме того, привлекательность НПД не исчерпывается низкой налоговой нагрузкой на самозанятых. Развитие коммуникационных технологий приводит к тому, что организовать производственный процесс теперь можно в условиях территориальной отдаленности работника от работодателя, и это способствует замене трудовых договоров гражданско-правовыми сделками. Налогообложение в рамках самозанятости очень простое и комфортное, в техническом плане отвечает современным запросам (гражданин взаимодействует с налоговым органом с помощью смартфона). Все это создает выгоды использования НПД, отличающиеся от намерения уплатить меньше налогов.

Но незначительный налоговый риск остается, поскольку ст. 54.1 НК РФ относительно новая, а правоприменительная практика по ее положениям находится в стадии формирования. Значит, однозначно спрогнозировать реакцию налогового органа и суда на факт налоговой экономии за счет замены трудовых отношений договорами гражданско-правого характера нельзя.


Вопрос: Водителям скорой помощи предлагают зарегистрироваться в качестве самозанятых, поскольку так выгоднее работодателю. Это действительно так?

Ответ: С 2019 года в нашей стране действует новый низконалоговый режим – налог на профессиональный доход (НПД), более известный как "налог на самозанятых". Режим введен в ряде субъектов РФ Законом N 422-ФЗ2, а сам эксперимент продлится до 31.12.2028 включительно. Законодательно гарантировано, что до истечения этого срока не будут увеличены налоговые ставки и (или) уменьшен лимит доходов.

Предназначение НПД заключается в том, чтобы создать гражданам наиболее благоприятные условия для легализации доходов от самозанятости. То есть он рассчитан не на тех, кто состоит в трудовых отношениях с работодателем, а на тех, кто трудится в неформальном, "теневом" секторе. Ставка НПД составляет 4% при получении дохода от физических лиц и 6% – от юридических лиц и ИП. Новацией НПД является то, что он не требует (но и не запрещает) регистрации в качестве ИП. Это очень удобно, поскольку необходимость получения статуса ИП часто отпугивает от официального предпринимательства.

Если сравнить налоговое бремя при заключении трудового договора и гражданско-правового договора, в котором одна сторона – организация, а другая – самозанятый, результат будет однозначно в пользу НПД. Против совокупной нагрузки 43%, в которой НДФЛ составляет 13% и страховые взносы 30%, НПД предлагает ставку 6%, что снижает налоговые обязательства более чем в семь раз. Как показала практика 2019 года, высокая налоговая экономия при НПД заинтересовала работодателей и сформировала предпосылки для замены трудовых отношений договорами гражданско-правового характера.

Однако следует упомянуть потенциальные потери самого самозанятого. За счет НПД перечисляются взносы только в фонд обязательного медицинского страхования. В Пенсионный фонд отчислений не производится, то есть самозанятый не подлежит пенсионному страхованию. Также ему никто не оплачивает больничный лист, отпуск, у него нет иных прав, гарантированных ТК РФ.


Вопрос: Казенное учреждение заключило с физическим лицом, которое не является ИП и самозанятым, договор гражданско-правового характера (ГПХ) на уборку территории. Условиями договора предусмотрено перечисление суммы вознаграждения за оказанные услуги на банковскую карту исполнителя. Надо ли удерживать НДФЛ с суммы вознаграждения и платить страховые взносы? Как отразить в бюджетном учете расчеты с физическим лицом? На какие коды видов расходов (КВР) и КОСГУ отнести расходы по выплате вознаграждения?

Ответ: Договорные отношения. Договор ГПХ может заключаться заказчиком с исполнителем для выполнения определенных работ, оказания услуг разового или периодического характера согласно гл. 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ. По такому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить действия или осуществить деятельность), а заказчик – их оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Сроки и порядок оплаты указываются в договоре (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

При заключении договора с физическим лицом должны быть соблюдены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В рассматриваемом случае договор ГПХ может быть заключен в рамках п. 4 ст. 93 этого Закона с указанием обязательного условия об уменьшении суммы вознаграждения физическому лицу на сумму НДФЛ (п. 2 ч. 13 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц. Вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу по договору ГПХ, признается объектом обложения НДФЛ, а учреждение-заказчик является налоговым агентом по этому налогу (пп. 6 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 210, п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Соответственно, при выплате вознаграждения за оказанные услуги казенное учреждение обязано исчислить НДФЛ по ставке 13%, удержать его из доходов исполнителя и перечислить в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода (п. 1 ст. 224, п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы. В силу пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ выплаты, которые казенное учреждение производит в пользу физического лица по договору ГПХ, включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное медицинское страхование (ОМС). Тарифы страховых взносов устанавливаются в следующих размерах (п. 2 ст. 425 НК РФ):

– на ОПС (в пределах предусмотренной предельной величины базы для начисления страховых взносов) – 22%;

– на ОМС – 5,1%.

К сведению. Предельная величина базы для расчета страховых взносов на ОПС на 2020 год составляет 1 292 000 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.11.2019 N 1407).

При этом страховые взносы на обязательное социальное страхование по нетрудоспособности и материнству не начисляются, а взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляются, только если это предусмотрено самим договором ГПХ (пп. 2 п. 3 ст. 422 НК РФ, п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Также рекомендуется Вам:

Бюджетный учет. Расходы на выплату вознаграждения физическому лицу за оказанные по договору ГПХ услуги по уборке территории относятся на КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" и отражаются в бюджетном учете по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н3, п. 10.2.5 Порядка N 209н4).

Расходы на уплату страховых взносов, начисленных с суммы вознаграждения физическому лицу, подлежат отнесению на те же коды, что и расходы на соответствующие выплаты, – на КВР 244 и подстатью 225 КОСГУ (п. 46.2 Порядка N 85н, п. 10.1.3 Порядка N 209н).

В соответствии с положениями Инструкции N 162н5 в бюджетном учете будут оформлены следующие записи.

1. Начисление вознаграждения физическому лицу по договору ГПХ на оказание услуг по уборке территории отражается по дебету счета 1 401 20 225 и кредиту счета 1 302 25 737 (п. 102).

2. Начисление страховых взносов (п. 104):

– на ОМС – по дебету счета 1 401 20 225 и кредиту счета 1 303 07 731;

– на ОПС – по дебету счета 1 401 20 225 и кредиту счета 1 303 10 731.

3. Удержание НДФЛ из суммы вознаграждения – по дебету счета 1 302 25 837 и кредиту счета 1 303 01 731 (п. 104).

4. Перечисление с лицевого счета казенного учреждения суммы вознаграждения на банковскую карту физического лица – по дебету счета 1 302 25 837 и кредиту счета 1 304 05 225 (п. 111).

Пример. По договору ГПХ казенное учреждение выплатило физическому лицу вознаграждение за оказанные услуги по уборке территории в сумме 20 000 руб. Деньги перечислены на банковскую карту физлица.

В бюджетном учете указанные операции отразятся с применением следующих корреспонденций счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Первичный документ

Начислено вознаграждение физическому лицу по договору ГПХ

1 401 20 225

1 302 25 737

20 000

Договор ГПХ, акт приема-сдачи оказанных услуг

Удержан НДФЛ с суммы вознаграждения

(20 000 руб. x 13%)

1 302 25 837

1 303 01 731

2 600

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Начислены страховые взносы:

 

 

 

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

– на ОМС

(20 000 руб. x 5,1%)

1 401 20 225

1 303 07 731

1 020

– на ОПС

(20 000 руб. x 22%)

1 401 20 225

1 303 10 731

4 400

Перечислено вознаграждение на банковскую карту физического лица

(20 000 – 2 600) руб.

1 302 25 837

1 304 05 225

17 400

Выписка из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759)


1 Новость на официальном сайте ФНС "Гражданско-правовые договоры между работодателями и самозанятыми могут быть переквалифицированы в трудовые". Размещена по адресу https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9292663/.

2 Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

3 Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н.

4 Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 N 209н.

5 Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Рекомендуется Вам: