ЮрФак: изучение права онлайн

Уголовно-правовая регламентация неправомерного использования беспилотных летательных аппаратов (беспилотных воздушных судов) как потенциальной угрозы транспортной безопасности в национальном и зарубежном законодательстве

Авторы: Маслакова Е.А., Приходько Н.Ю.

В современном мире вряд ли осталась хоть одна сфера человеческой деятельности, в которую научно-технический прогресс не принес кардинальных изменений. Это касается и безопасности воздухоплавания как элемента транспортной безопасности, в рамках которой с развитием робототехники и автоматизации различного оборудования появились беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и позже беспилотные воздушные суда (БЛС), именуемые "дронами", "беспилотниками" или "квадрокоптерами".

Создание первого БПЛА обычно связывают с именем Ч. Кеттеринга, английского военного инженера, который сконструировал опытный образец самолета-снаряда, начиненного взрывчаткой. Практическое же применение БПЛА получили в 1933 г., когда в Великобритании был создан и эксплуатировался в течение 10 лет радиоуправляемый БПЛА многократного использования.

Сегодня БПЛА и БВС активно эксплуатируются военными структурами1, правоохранительными органами, пограничными службами, таможенными подразделениями многих стран (США, Франция, Германия, Канада, Великобритания, Сингапур, Китай, Япония и др.) для охраны общественного порядка, контроля акций протеста и массовых мероприятий, профилактического видеонаблюдения, предотвращения террористических актов, операций по поимке преступников и борьбы с организованной преступностью, предотвращения нелегальной миграции, изучения места преступления, анализа причин дорожно-транспортных происшествий, розыска пропавших людей, оперативной связи и т.п. В качестве современной тенденции стоит отметить стремительный рост использования беспилотников в гражданских целях.

В нашей стране БПЛА и БВС также получили широкое распространение не только в военных и правоохранительных структурах, но и в частном секторе. По оценкам экспертов, в 2018 г. в России было приобретено около 160 тыс. беспилотных летательных аппаратов, что на 70% больше, чем в 2017 г. (57 тыс. БПЛА). К 2020 г. рынок может вырасти в 1,5 раза2, возможно и дальнейшее увеличение данных показателей.

Полагаем, что в этих условиях особенно важным становится вопрос о правовой регламентации использования БПЛА и БВС гражданскими лицами и организациями в целях обеспечения транспортной безопасности. Стоит отметить, что ни в международном, ни в национальном законодательстве нет единого подхода к определению беспилотного воздушного (летательного) судна (аппарата).

Так, согласно Глобальной эксплуатационной концепции организации воздушного движения, беспилотный летательный аппарат представляет собой воздушное судно без пилота в смысле ст. 8 Конвенции о международной гражданской авиации, которое выполняет полет без командира воздушного судна на борту и либо полностью дистанционно управляется из другого места (с земли, с борта другого воздушного судна, из космоса), либо запрограммировано и полностью автономно3.

В Регламенте N 428/2009 Совета Европейского союза "Устанавливающий режим для контроля за экспортом, перемещением, продажей и транзитом продукции двойного назначения на территории Сообщества (в новой редакции)" в приложении I используется следующее определение беспилотного летательного аппарата (UAV): любой "летательный аппарат", способный инициировать полет и устойчиво контролировать полет и навигацию без присутствия человека на борту4. Необходимо отметить, что данное определение используется для аэрокосмических средств и двигательных установок, и его в полной мере нельзя отнести к беспилотному воздушному судну, используемому в гражданских целях.

Воздушный кодекс РФ использует другой термин: "беспилотное воздушное судно (БВС)", под которым в ч. 5 ст. 32 понимается воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна5. Такое определение существенно сужает круг механизмов, которые можно отнести к БВС, так как не охватывает автономный или смешанный способ управления подобным судном.

Аналогичные недостатки можно отметить и в определении, содержащемся в п. IV примечаний к Списку (подп. 8) Указа Президента РФ от 17 декабря 2011 г. N 1661 "Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооруженной и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль", где под беспилотным (воздушным) летательным аппаратом понимается любой летательный аппарат, способный взлетать и поддерживать контролируемый полет и аэронавигацию без какого-либо присутствия человека на борту6.

В абз. 11 п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации" предусмотрено определение "визуального полета беспилотного воздушного судна — как полета беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном"7. Полагаем, что данное определение, включающее описание различных способов управления БВС, является дополнением к ранее предложенным определениям.

Еще одной проблемой законодательной регламентации использования БПЛА и БВС является отсутствие их единой официально закрепленной классификации, что порождает существенные проблемы на практике. Согласно исследованиям А.И. Коробеева и А.И. Чучаева, можно заключить, что существующие системы классификации предназначены только для наземного беспилотного транспорта8.

С 5 июля 2017 г. вступили в силу положения Воздушного кодекса, согласно которым БПЛА с массой от 0,25 до 30 кг должны быть зарегистрированы в обязательном порядке в Единой системе организации воздушного движения России. Для запуска беспилотника над населенным пунктом владелец должен получить разрешение от органов местного самоуправления, а для фото- и видеосъемки необходимо пройти специальную сертификацию.

Согласно действующему законодательству, направленному на обеспечение транспортной (воздушной) безопасности, нарушение правил эксплуатации БПЛА и БВС влечет административную ответственность по ст. ст. 11.4 и 11.5 КоАП РФ (например, решение Московского городского суда от 6 сентября 2019 г. по делу N 7-10719/2019). В главе 27 УК РФ предусматриваются некоторые виды ответственности, например, за разработку программного обеспечения для БВС и ненадлежащую их эксплуатацию (ст. 263.1 УК РФ), за использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение обязательно согласно законодательству Российской Федерации, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, влечет уже уголовную ответственность по ст. 271.1 УК РФ.

Установление различных видов ответственности за неправомерное использование БПЛА является вполне обоснованным. По данным проводившихся за рубежом краш-тестов БВС и самолетов выяснилось, что дроны могут нанести значительно более сильные повреждения, чем столкновение воздушного судна с птицей в полете. Такая опасность с появлением все большего количества беспилотников в воздухе будет возрастать. Зачастую беспилотниками управляют неквалифицированные пилоты, что создает реальную опасность для жизни и здоровья людей.

В феврале 2018 г. в Южной Каролине вертолет, управляемый учеником, пытался избежать столкновения с дроном и врезался в дерево. Вертолет получил серьезные повреждения, среди людей пострадавших не было. Этот инцидент можно считать первым крушением, произошедшим по вине беспилотника9.

В России периодически выявляются факты использования воздушных судов без регистрации, с нарушением правил использования воздушного пространства, при отсутствии сертификатов эксплуатанта и летной годности. Подобные нарушения в первую очередь характерны при эксплуатации легких и сверхлегких воздушных судов.

Так, в ноябре 2016 г. неопознанный дрон кружил над аэропортом Шереметьево, залетая в зоны воздушных взлетно-посадочных коридоров, что потенциально могло спровоцировать катастрофу. В том же году квадрокоптер налетел на линии электропередачи в охраняемой зоне.

В марте 2017 г. дрон без разрешения летал над Пермским пороховым заводом, а в мае того же года 20 квадрокоптеров совершили несанкционированный полет над центром Красноярска. В сентябре 2017 г. в Хабаровске дрон приблизился к группе самолетов, летавших над городом в рамках празднования Дня Победы10.

Опасность представляет также факт существования реальной возможности использования беспилотников для совершения преступлений. Даже миниатюрные БПЛА с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг могут быть использованы для осуществления террористической и диверсионной деятельности, как произошло в Сирии, когда атаке подверглась российская авиабаза. С помощью дронов можно также доставлять взрывные устройства, оружие, распылять отравляющие вещества, транспортировать контрабанду, передавать информацию, наркотические средства и различные предметы заключенным.

Так, в 2016 г. был арестован и приговорен к трем годам заключения житель Лондона Ч. Адифей за три эпизода передачи в лондонскую тюрьму "Пентовиль" наркотических и психотропных веществ и мобильных телефонов с помощью БПЛА11.

Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации в четыре раза чаще стала перехватывать дроны, которыми заключенным в колонии и СИЗО пытаются доставить запрещенные предметы. Так, летом 2016 г. квадрокоптер с четырьмя телефонами и двумя зарядными устройствами был перехвачен в колонии в Удмуртии, еще один дрон с мобильным телефоном, тремя зарядными устройствами и сим-картами — в Новосибирской области. В феврале 2017 г. такие случаи были зафиксированы в Брянской области, в марте в Томской области, в апреле в Волгоградской области и на Камчатке, в мае в Тамбове, Нижневартовске, Свердловской области и Москве. В столичное СИЗО-3 "Пресня" пытались доставить заключенным сверток с двумя мобильными телефонами, сим-картами и ножовкой12.

Кроме того, БПЛА используются и как средства, облегчающие хищения. Например, В Сан-Паулу (Бразилия) были задержаны девять участников организованной преступной группы, которые совершили около 15 хищений из частных домовладений граждан при помощи БПЛА, который использовался ими как инструмент для рекогносцировки местности. Это давало возможность преступникам разработать оптимальную тактику совершения преступлений13.

БПЛА безусловно является тем средством, которое во многом облегчает совершение такого преступления, как нарушение неприкосновенности частной жизни. Европейский парламент в 2015 г. утвердил новые принципы Европейского союза для беспилотников и операторов дронов с целью обеспечить общий уровень безопасности полетов, при этом акцентируя внимание не только на безопасности, но и на неприкосновенности частной жизни, затронутой в результате использования беспилотных летательных аппаратов, которые способны собирать и хранить фото- и видеоизображения.

Сегодня многие государства разрабатывают и внедряют правила использования БПЛА для регулирования полетов и ликвидации потенциальных опасностей. Уголовная ответственность за несанкционированное управление ими, если речь идет об угрозе жизни и здоровью людей, безопасности воздушных судов, объектам критической инфраструктуры, предусмотрена в США, Канаде, Бразилии, Чехии, Великобритании, Италии, Японии, Таиланде, Китае и других странах. В Узбекистане не так давно была установлена уголовная ответственность за незаконный ввоз, сбыт, приобретение, хранение и использование БПЛА.

Некоторые выработанные зарубежными странами (например, США, Канада, Германия) подходы к рассматриваемой проблеме могли бы быть взяты на вооружение нашим законодательством.

В настоящее время нужно менять законодательство и ужесточить регулирование использования беспилотных летательных аппаратов, обеспечивая этим безопасность граждан, государства и транспорта, а также необходимо определить полномочия правоохранительных органов в данном аспекте. В связи с чем, можно сказать, своевременно зарегистрирован и вступил в действие с 4 апреля 2020 г. Приказ Росавиации от 28 октября 2019 г. N 1040-П "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по учету беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации"14. В нем определены предмет, объект и субъекты регулирования, требования по предоставлению услуг БВС, порядок и формы контроля.

Ввиду многоаспектности возрастающих потенциальных угроз нелегального использования БПЛА полагаем, что необходимо ужесточить ответственность за подобные деяния, ранее это предлагали М.С. Фокин и Н.С. Рязанов15, отразив это в административном (ст. ст. 11.15.1, 11.15.2 КоАП РФ) и в уголовном законодательстве (ст. ст. 263, 263.1, 264, 271.1 УК РФ), путем включения в отдельные составы преступлений соответствующих квалифицирующих признаков. Авторами предлагается консолидированно наделить Федеральную службу охраны, ФСБ и Росгвардию правом уничтожать, повреждать БПС, подавлять и преобразовывать их сигналы в случае несанкционированного использования в целях обеспечения безопасности.

В заключение хотелось бы согласиться с высказыванием А.И. Чучаева и А.И. Коробеева, которые отмечают, что указанные опасности являются негативным побочным продуктом развития научно-технического прогресса и потребуют разработки уголовно-правовых мер борьбы с ними с той же неизбежностью, с какой в недалеком прошлом научно-техническая революция породила саму систему транспортных преступлений16.

Литература

1. Карякин В.В. Беспилотные летательные аппараты — новая реальность войны / В.В. Карякин // Проблемы национальной стратегии. 2015. N 3. С. 130 — 145.

2. Коробеев А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности / А.И. Коробеев, А.И. Чучаев // Lex russica (Русский закон). 2019. N 2 (147). С. 9 — 28.

3. Фокин М.С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств / М.С. Фокин, Н.С. Рязанов // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 1. С. 103 — 110.

4. Чуриков А. В Бразилии арестовали банду, грабившую дома с помощью дрона / А. Чуриков // Российская газета. 2017. 13 сентября.


1 Карякин В.В. Беспилотные летательные аппараты — новая реальность войны // Проблемы национальной стратегии. 2015. N 3. С. 130 — 145.

2 Рынок дронов в России и мире. URL: http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-dronov-v-rossii-i-v-mire-2017-g-bespilotnye-letatelnye-apparaty-bla-bpla-20180427124557 (дата обращения: 02.03.2020).

3 Изменения и дополнения, внесенные Протоколами от 6 октября 1989 г. и от 26 октября 1990 г., вступили в силу для Российской Федерации 16 августа 2005 г. // СЗ РФ. 2006. N 44.

4 Данная редакция документа вступила в силу 31 декабря 2014 г. (официальный сайт законодательства Европейского союза. URL: http://eur-lex.europa.eu по состоянию на 21.02.2017). Россия не участвует.

5 СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.

6 СЗ РФ. 2011. N 52. Ст. 7563.

7 СЗ РФ. 2010. N 14. Ст. 1649.

8 Коробеев А.И., Чучаев А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex russica. (Русский закон). 2019. N 2. С. 9 — 28.

9 В США расследуется инцидент, который может оказаться первым крушением вертолета, вызванным дроном. URL: https://www.ixbt.com/news/2018/02/17/v-ssha-rassleduetsja-incident-kotoryj-mozhet-okazatsja-pervym-krusheniem-vertoleta-vyzvannym-dronom.html (дата обращения: 25.03.2020).

10 Беспилотный летательный аппарат (дрон, БПЛА). URL: http://www.tadviser.ru/index.php/.

11 В лондонскую тюрьму дронами переправляли наркотики. URL: https://politeka.net/news/286200-v-londonskuyu-tyurmu-dronami-perepravlyali-narkotiki-foto/ (дата обращения: 28.03.2020).

12 ФСИН стала в 4 раза чаще перехватывать дроны. URL: https://tass.ru/obschestvo/4311613 (дата обращения: 04.03.2020).

13 В Бразилии арестовали банду, грабившую дома с помощью дрона // Российская газета. 2017. 13 сентября.

14 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 24.03.2020.

15 Фокин М.С., Рязанов Н.С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 1. С. 103 — 110.

16 Коробеев А.И., Чучаев А.И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex russica. (Русский закон). 2019. N 2 (147). С. 25.


Рекомендуется Вам: