ЮрФак: изучение права онлайн

Процессуальные гарантии имущественных прав несовершеннолетних при производстве дел о банкротстве физических лиц

Автор: Соловых С.Ж.

Законодательство Российской Федерации устанавливает цели государственной политики в области защиты прав детей, а именно осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации1, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; формирование правовых основ гарантий прав ребенка, и указывает на ее приоритетное направление, которое основано на принципе законодательного обеспечения прав ребенка2.

Таким образом, Российская Федерация, воспринимая международные стандарты защиты прав детей, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека3, Международном пакте о правах человека4, а также Конвенции о правах ребенка5, провозглашает право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей.

Статья 27 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа.

Российская Федерация в ст. 38 Конституции РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях и их воспитание являются правом и обязанностью родителей. Данное конституционное положение конкретизируется в Семейном кодексе Российской Федерации6 (далее — СК РФ), который является основополагающим нормативным правовым актом, в сферу регулирования которого включены вопросы содержания несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних детей. Закрепляя в ст. ст. 54 и 60 СК РФ права ребенка на заботу и получение содержания от родителей, закон устанавливает обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных, нуждающихся в помощи совершеннолетних детей.

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 гг.7 определены меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия, основными принципами и элементами которого являются, в частности, незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку.

Современный этап развития российской правовой системы характеризуется изменением тех функций, которые она выполняет в различные этапы существования трансформирующегося общества. За последнее десятилетие такая функция права, как установление легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения потребностей, а в особенности материальных потребностей, получила полное развитие. В обществе нарастает диспропорция правового обеспечения и правовой защиты прав отдельных категорий граждан, в том числе и прав детей, как неимущественного, так и имущественного характера. Правовое положение несовершеннолетних таково, что они не способны в полной мере защищать свои права, а государство не в полной мере создало действенную систему, способную минимизировать негативное воздействие на права несовершеннолетних.

Постановка проблемы защиты имущественных прав несовершеннолетних обусловлена рядом причин, а именно: изменением ценности и моральных устоев современного российского общества; отсутствием реальной юридической помощи несовершеннолетним; при разработке законодательных актов не всегда учитывается, что тем или иным образом затрагивается сфера отношений с участием несовершеннолетних.

Эта проблема, на наш взгляд, усугубляется в настоящее время и тем, что законодатель вводит дополнительные способы и средства защиты прав кредиторов при ненадлежащем исполнении обязательств со стороны должника без учета интересов иных субъектов, чьи права могут быть затронуты правовым регулированием. Так, например, механизм банкротства физических лиц рассматривается как цивилизованный способ решения проблем неплатежеспособных должников, позволяющий обеспечить развитие рынка потребительского кредитования, что в целом является выгодным как кредитным организациям, так и собственно физическому лицу-должнику8, однако в структуру механизма не включены элементы, позволяющие обеспечить интересы несовершеннолетних. Современные рыночные условия повлияли на востребованность института банкротства и сформировали повышенный интерес к правовому регулированию банкротства физических лиц9. Как отмечается в юридической науке, установление факта несостоятельности (банкротства) участника гражданского оборота влечет серьезные социально значимые последствия10. Любая из процедур банкротства физических лиц предполагает отчуждение имущества гражданина, что может негативно отразиться на имущественном положении членов его семьи, в том числе его детей, а также лиц, находящихся у него на иждивении.

Как следствие, возникает потребность проведения анализа гарантий имущественных прав несовершеннолетних при проведении процедур банкротства физических лиц, так как в данную сферу попадают вопросы, охватывающие содержание обязанностей как родителей, так и государства по созданию надлежащих условий физического, умственного, нравственного, духовного, социального и культурного развития несовершеннолетних. Это указывает на необходимость создания системы законодательно закрепленных процессуально-правовых средств (процессуальных гарантий), позволяющих обеспечить имущественные права несовершеннолетних при проведении процедуры банкротства физического лица.

Процессуальные гарантии как правовые средства, обеспечивающие правовые возможности, заложенные в субъективном праве, обладают свойством гарантирующего характера и выполняют функцию орудия достижения определенного результата. В контексте рассматриваемой тематики результатом при проведении процедуры банкротства можно назвать необходимость сохранения имущественного положения несовершеннолетнего, которое соответствует уровню жизни, необходимому для развития ребенка. Для достижения данного результата арбитражное процессуальное законодательство должно содержать тот объем процессуальных гарантий, который позволит определенным субъектам, уполномоченным арбитражным процессуальным законодательством, обеспечить фактическую реализацию имущественных прав несовершеннолетних. Такой подход предполагает необходимость анализа вопросов: о субъектах, уполномоченных арбитражным процессуальным законодательством, обеспечивающих фактическую реализацию имущественных прав несовершеннолетних (субъекты обеспечительной деятельности), и о системе правовых средств, использование которых позволяет реализовать полномочия указанных субъектов.

По общему правилу основным субъектом арбитражных процессуальных правоотношений является арбитражный суд. Именно он в силу указаний арбитражного процессуального законодательства, оставаясь независимым и беспристрастным, обеспечивает реализацию процессуальных прав иных участников арбитражного процесса в силу ч. 3 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ11 (далее — АПК РФ). В качестве основных направлений деятельности арбитражного суда по обеспечению прав можно назвать следующие:

— разъяснение процессуальных прав и законных интересов несовершеннолетних участников процедуры банкротства. В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"12 (далее — Закон N 127-ФЗ) за ребенком должника признается процессуально-правовой статус заинтересованного лица. И именно объем процессуальных прав и обязанностей в рамках данного процессуально-правового статуса подлежит разъяснению арбитражным судом;

— предоставление возможностей и условий реализовать указанные права. Данный вопрос также не нашел своего законодательного решения в специальном законе, и в силу этого арбитражный суд может основываться только на общих нормах АПК РФ, посвященных процессуально-правовому статусу того или иного субъекта. Имеется в виду, что несовершеннолетние могут реализовывать свои процессуальные права через институт законного представительства (ч. 2 ст. 59 АПК РФ). Однако в целях защиты прав несовершеннолетних арбитражный суд в определении о признании обоснованным заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов привлекает к участию в рассмотрении дела о банкротстве гражданина орган опеки и попечительства13.

Процессуально-правовое положение органов опеки и попечительства при рассмотрении дел о несостоятельности не имеет необходимой определенности, так как в специальном законе процессуально-правовое положение органов опеки и попечительства не определено. Статья 53 АПК РФ имеет бланкетный характер, устанавливая общие положения о процессуально-правовом статусе лиц, обладающих правом на обращение в арбитражный суд в защиту публичного интереса или интереса других лиц, указывает, что иные федеральные законы определяют круг их полномочий.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"14 устанавливает, что такие полномочия направлены на защиту прав и законных интересов граждан с определенным статусом (ст. ст. 7, 8), а именно нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством. Поэтому защита прав и интересов несовершеннолетних, находящихся в семье, не входит в круг их обязанностей;

— обязательное и эффективное исполнение субъектами процессуальных норм, содержащих гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних. Так, например, законодательно предусматривается, что в целях получения информации о наличии у гражданина обязанностей родителя, усыновителя и опекуна (п. 3 ст. 213.4 Закона N 127-ФЗ) к заявлению гражданина о признании его банкротом, наряду с документами, предусмотренными процессуальным законодательством, прилагается копия свидетельства о рождении ребенка, если гражданин является его родителем, усыновителем или опекуном. Однако ч. 6 ст. 213.5 Закона N 127-ФЗ не содержит требований о необходимости представления в отзыве гражданина информации о наличии у него обязанностей родителя, усыновителя и опекуна в случаях, когда возбуждение производства основано на заявлении конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом, что можно расценивать как законодательное упущение. В силу данного обстоятельства арбитражный суд при принятии заявления конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании гражданина банкротом должен указать в качестве обязанности должника представить такую информацию в отзыве гражданина;

— привлечение к процессуальной ответственности участников за действия либо бездействие, влекущее за собой нарушение либо необоснованное ограничение прав и законных интересов несовершеннолетних при проведении процедуры банкротства.

Обращаясь к системе правовых средств как второй составляющей обеспечительного процесса, следует указать, что субъективное право выступает как главное, хотя и не единственное, средство удовлетворения социальных интересов и потребностей людей. Еще И.Е. Фарбер указывал, что субъективное право, помимо прочих, выполняет функцию "распределения и определения точной меры обладания социальным благом. Без этого оно превращается в благочестивое пожелание, пустую фразу"15. Поэтому гарантированность предполагает признание субъективного права со стороны государства, которое возможно только путем нормативного закрепления содержания субъективных прав.

Из буквального анализа ст. 60 СК РФ можно выделить следующие имущественные права несовершеннолетних детей:

— право на финансовое содержание (алиментные платежи; пенсии по инвалидности несовершеннолетнего, по потере кормильца; государственное пособие);

— право собственности на свои доходы;

— право на любое имущество, полученное ребенком в наследство, в дар;

— право на имущественные ценности, приобретенные на собственные средства ребенка;

— право владения и использования имущества родителей при условиях совместного с ними проживания и наличия взаимного согласия на такое использование между ребенком и родителями.

Содержание любого имущественного права несовершеннолетнего составляют конкретные правомочия несовершеннолетнего либо его законного представителя: выбирать возможное поведение (совершать определенные действия или, наоборот, воздерживаться от действия) и пользоваться социальным благом; требовать соответствующего поведения от других лиц; обратиться за содействием в защите к государству. При этом на родителей либо на лиц, их заменяющих, возлагается обязанность не только защищать, но и в известной мере реализовать вместо ребенка его имущественные права.

Закон N 127-ФЗ устанавливает определенные гарантии несовершеннолетних на получение материального содержания от родителя, в отношении которого возбуждено производство о банкротстве.

Они обладают дополнительным правом — исключение из конкурсной массы имущества гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Однако общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями данной статьи, не может превышать десять тысяч рублей. С момента вынесения судом определения прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с гражданина. Однако исключению подлежит ряд исполнительных документов, к которым законодатель отнес и исполнительные документы о взыскании алиментов. Но здесь следует обратить особое внимание на некоторые аспекты действия данных законодательных положений.

Исполнение обязанностей по содержанию несовершеннолетних детей гарантируется только в виде алиментов, по которым уже имеется исполнительный лист. Обязанность имущественного содержания в тех случаях, когда не было обращения за взысканием алиментов в судебном порядке, а также в тех случаях, когда родители заключили соглашение об алиментах, т.е. отсутствует судебный акт, не гарантируется. С учетом указания закона о том, что исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения, то и предъявление алиментных требований на содержание несовершеннолетнего невозможно.

Таким образом, правовые основы гарантий имущественных прав детей при проведении процедур банкротства гражданина не являются достаточно определенными. В связи с этим арбитражный суд должен в каждом конкретном случае при проведении процедуры банкротства физического лица, в тех случаях, когда в процесс привлекаются несовершеннолетние дети, исходить из приоритета их имущественных прав.

Литература

1. Савельева Т.А. О некоторых проблемах применения норм законодательства о несостоятельности (банкротстве) граждан — физических лиц / Т.А. Савельева // Актуальные проблемы современных форм защиты прав и свобод человека и гражданина: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 16.12.2016): Сборник научных статей и тезисов. Нижний Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2017. С. 387 — 392.

2. Уксусова Е.Е. Специальный характер правового регулирования судопроизводства по делам о несостоятельности (банкротстве) / Е.Е. Уксусова // Журнал российского права. 2009. N 12. С. 106 — 119.

3. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве / И.Е. Фарбер. Саратов: Саратовский государственный университет, 1974. 190 с.


1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".

2 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

3 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС "КонсультантПлюс".

4 Международный пакт о правах человека (принят Резолюцей 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН). URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NL6/600/01/IMG/NL660001.pdf?OpenElement (дата обращения: 20.04.2019).

5 Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 20.04.2019).

6 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

7 Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 гг. (утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761). URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-01062012-n-761 (дата обращения: 23.03.2019).

8 Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

9 См.: Уксусова Е.Е. Специальный характер правового регулирования судопроизводства по делам о несостоятельности (банкротстве) // Журнал российского права. 2009. N 12. С. 106 — 107.

10 См.: Савельева Т.А. О некоторых проблемах применения норм законодательства о несостоятельности (банкротстве) граждан — физических лиц // Актуальные проблемы современных форм защиты прав и свобод человека и гражданина: Сборник научных статей и тезисов по материалам Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2017. С. 388.

11 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

12 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СПС "КонсультантПлюс".

13 Решение по делу N А39-6201/2016 от 16 декабря 2016 г. URL: http://kad.arbitr.ru/Card/76191fc2-e9b1-4c88-850b-b3859302202d; решение по делу N А39-5993/2016 от 7 декабря 2016 г. URL: http://kad.arbitr.ru/Card/9c451db4-68be-46d7-b754-4eb50dc90c75 (дата обращения: 23.03.2019).

14 Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" // СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.

15 См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. С. 34 — 35.


Рекомендуется Вам: