ЮрФак: изучение права онлайн

Финансовые активы и электронные средства платежа за пределами Российской Федерации: особенности валютного регулирования

Автор: Цепова Е.А.

Финансовая сфера постоянно трансформируется под влиянием цифровизации. Интернет объединил организации финансового рынка по всему миру и их клиентов. Открытие счетов, трансграничные денежные переводы, покупка и продажа ценных бумаг в разных странах доступны из любой точки планеты. Особое значение эти возможности приобрели на фоне пандемии COVID-19, когда границы многих государств были закрыты, а перемещение граждан — ограничено. Как следствие, нормативно-правовая база как на международном, так и на внутригосударственном уровне постепенно меняется под влиянием новых экономических условий, совершенствуются механизмы финансового контроля в сфере трансграничного движения капитала1.

За последние несколько лет Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"2 претерпел множество изменений. Понятийный аппарат валютного права был дополнен такими терминами, как "финансовый актив", "организация финансового рынка" и "электронное средство платежа", была расширена сфера регулирования операций по счетам, открываемым российскими резидентами за пределами страны3. Юридические и физические лица — владельцы счетов в банках и иных организациях финансового рынка за пределами Российской Федерации обязаны соблюдать валютные ограничения, а также исполнять дополнительные процессуальные обязанности. Указанные обязанности включают уведомление налоговых органов (выполняющих в том числе функции органов валютного контроля) об открытии, закрытии и изменении реквизитов иностранных счетов в течение одного календарного месяца; представление отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по таким счетам, а также документов, подтверждающих совершение валютных операций. Физические лица представляют налоговым органам отчеты ежегодно до 1 июня следующего календарного года, а юридические лица и индивидуальные предприниматели — ежеквартально в течение 30 дней после окончания отчетного квартала.

Важно подчеркнуть, что ранее обязанности по соблюдению валютных ограничений и представлению отчетности органам валютного контроля затрагивали только банковские счета, на которых учитывались денежные средства, а с 1 января 2020 г. указанные обязанности действуют в отношении всех финансовых счетов российских резидентов в других юрисдикциях, включая счета учета финансовых активов. Подотчетными стали счета, открытые не только в иностранных банках, но и в любых других организациях финансового рынка, имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и осуществления иных сделок в интересах резидента. К ним, в частности, относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, осуществляющие деятельность по добровольному страхованию жизни, негосударственные пенсионные фонды4. Таким образом, впервые обязанность представить отчеты о счетах учета ценных бумаг и иных финансовых активов, не являющихся денежными средствами5, возникла в отношении отчетных периодов, начинающихся в 2021 г.

Закон о валютном регулировании не содержит общего определения понятия "финансовый актив". В то же время, если законом не предусмотрено иное, институты, понятия и термины других отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства РФ6. Например, в НК РФ содержится перечень юридических конструкций, признаваемых "финансовыми активами", к ним относятся: "денежные средства, а также ценные бумаги, производные финансовые инструменты, доли участия в уставном (складочном) капитале юридического лица или доли участия в иностранной структуре без образования юридического лица, права требования из договора страхования, а также любой иной финансовый инструмент, связанный с указанными видами финансовых активов". Финансовыми активами не признается недвижимое имущество, а также драгоценные металлы (кроме обезличенных металлических счетов)7.

В соответствии с нормами международного права термин "финансовый актив" включает ценные бумаги (например, акции организации; доли прямого или бенефициарного владения в партнерстве или трасте, ценные бумаги которого обращаются на организованном финансовом рынке; векселя, облигации, различные типы долговых обязательств), доли участия в партнерстве, товарные активы, свопы, договоры страхования или договоры аннуитета или любые производные финансовые инструменты (включая фьючерсный или форвардный контракт или опцион), базисным активом которых являются ценные бумаги, доли участия в партнерстве, товарные активы, свопы, договоры страхования или договоры аннуитета8.

Валютное законодательство РФ содержит условия, освобождающие отдельных резидентов от выполнения процессуальных обязанностей. Например, физические лица, срок пребывания которых за пределами страны в истекшем календарном году в совокупности составил более 183 дней, вправе не направлять в налоговые органы отчет о движении средств по счету. Отчет также может не представляться физическим лицом, если счет открыт в банке или иной организации финансового рынка на территории государства — члена ЕАЭС или государства, которое осуществляет обмен с Российской Федерацией налоговой информацией в автоматическом режиме, и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на счет за отчетный год, не превышает 600 тыс. рублей или эквивалентную сумму в иностранной валюте либо остаток денежных средств на конец года не превышает указанную сумму.

Кроме того, в конце 2020 г. были приняты очередные поправки в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", вступающие в силу с 1 июля 2021 г., направленные на урегулирование вопроса расчетов без использования банковского счета с помощью иностранных электронных средств платежа, в частности, электронных кошельков. Легальное определение данного понятия содержится в Федеральном законе от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"9, в соответствии с которым "Электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств".

Изначально новые требования трактовались настолько широко, что можно было отнести к электронным средствам платежа в том числе личный кабинет некоторых интернет-магазинов (куда можно внести оплату авансом и в дальнейшем расходовать средства на покупки). Но позже ФНС России выпустила разъяснения, что отчитываться нужно, только если электронный кошелек открыт у иностранного оператора платежных услуг, действующего на основании лицензии на перевод денежных средств без открытия банковского счета (например, Payeer, Skrill и т.д.)10.

Российское валютное законодательство устанавливает запрет на прием электронных средств платежа на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также на совершение операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и расчетов по договорам займа, за исключением расчетов с использованием банковских карт иностранных платежных систем, таких как Mastercard и Visa11. Кроме того, российские резиденты обязаны отчитываться перед органом валютного контроля о переводах денежных средств с использованием иностранных электронных средств платежа при условии, что общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает 600 тыс. рублей или эквивалент в иностранной валюте. За непредставление отчета предусмотрен штраф в размере от 20 до 40% от суммы средств, зачисленных на электронный кошелек.

Необходимость введения ограничений и финансового контроля за движением средств на электронных кошельках объясняется в первую очередь менее жесткими требованиями иностранных юрисдикций к подобным финансовым операциям12. В отношении клиентов платежных систем как правило применяются менее строгие процедуры идентификации и проверки соответствия их транзакций законодательству по сравнению с клиентами банков.

Следует добавить, что в российском законодательстве понятие "Электронное средство платежа" применяется исключительно к расчетам денежными средствами, эмиссию которых осуществляет определенное государство, иными словами — к фиатным деньгам13. Не представляется возможным отнести к электронным средствам платежа криптовалютные кошельки, поскольку цифровой валютой признается "совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей"14. Из этого можно сделать вывод, что ранее упомянутые валютные ограничения по отношению к цифровым валютам не применяются, в первую очередь потому, что расчеты в них запрещены. Российские резиденты (юридические и физические лица) не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары, работы, услуги. В рамках российской правовой системы криптовалюты признаются имуществом и при этом лишены значительной части функций, которые выполняют денежные средства15. Кроме того, отсутствие применительно к криптовалюте лица, отвечающего перед ее держателями, делает затруднительным применение традиционных подходов, в частности, четкое разграничение операций с цифровыми валютами на совершаемые в юрисдикции Российской Федерации и за ее пределами.

В заключение необходимо отметить, что нормы валютного права, регулирующие отношения с владельцами имущества за пределами России, регулярно обновляются и дополняются под влиянием развивающихся экономических отношений, а в последнее время и под влиянием геополитики. В частности, в 2022 г. Закон о валютном регулировании дополнили специальные экономические меры, которые были приняты в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" и направлены на защиту российской финансовой системы в условиях беспрецедентных экономических санкций, введенных рядом иностранных государств. Указами Президента РФ были введены дополнительные ограничения на совершение трансграничных сделок, на зачисление средств на иностранные счета, а также на переводы электронных денежных средств без открытия банковского счета.

Таким образом, область применения валютного законодательства за последние несколько лет существенно расширилась16, что указывает на ужесточение регулирования в данной сфере, но в то же время права и обязанности сторон финансового правоотношения упорядочиваются. Это стало следствием сближения требований внутрироссийского валютного законодательства с требованиями международного Единого Стандарта Отчетности (Common Reporting Standard), применяемого в рамках реализации Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. (Multilateral Competent Authority Agreement on Automatic Exchange of Financial Account Information). Органы валютного контроля заинтересованы в том, чтобы резиденты сообщали информацию о своих финансовых счетах в других юрисдикциях в формате, аналогичном тому, в котором налоговые органы получают указанную информацию от компетентных органов других стран, что упростит ее администрирование. В то же время расширение области регулирования порождает ряд проблем практического характера, нуждающихся в дополнительном исследовании, связанных с особенностями заполнения резидентами форм отчетности в отношении иных финансовых активов, таких как ценные бумаги, производные финансовые инструменты или права требования из договора страхования.

Литература

1. Болотнова Е.А. Анализ развития электронных средств платежа / Е.А. Болотнова, Д.П. Позоян, Н.В. Гомолко // Вестник Академии знаний. 2020. N. 3(38). С. 319 — 324.

2. Калинченко Е.О. Валютное законодательство: какие новшества ожидают резидентов в 2021 году / Е.О. Калинченко // Главная книга. 2021. N 2. С. 65 — 67.

3. Крылов Г.О. Сравнительный анализ волатильности криптовалют и фиатных денег / Г.О. Крылов, А.Ю. Лисицын, Л.И. Поляков // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 22. N 2. С. 66 — 89.

4. Нехайчук Д.В. К вопросу внедрения электронных средств платежей и электронных денег как современных инновационных банковских технологий / Д.В. Нехайчук, Ю.С. Нехайчук, С.А. Будник // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. N 3-2. С. 122 — 128.

5. Фролова Е.Е. 30 лет валютной либерализации в России: перспективы отмены ограничений на движение капитала физических лиц / Е.Е. Фролова, Е.А. Цепова // Государство и право. 2020. N 4. С. 108 — 124.

References

1. Frolova E.E. Information security of Russia in the digital economy: the economic and legal aspects / E.E. Frolova, T.A. Polyakova, M.N. Dudin [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2018. Т. 9. N 1. С. 89 — 95.


1Frolova E.E., Polyakova, T.A., Dudin M.N., Rusakova E.P., & Kucherenko P.A. Information security of Russia in the digital economy: the economic and legal aspects. // J. Advanced Res. L. & Econ. 2018. Т. 9. С. 89.

2Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СПС "КонсультантПлюс".

3Калинченко Е.О. Валютное законодательство: какие новшества ожидают резидентов в 2021 году // Главная книга. 2021. N 2. С. 65 — 67.

4Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний" // Российская газета. 2017. 1 декабря.

5URL: https://login.consultant.ru/link/?rnd=45F61135292109D20A355E4FC9FFFE8B&req=doc&base=DOCS&n=358774&dst=100039&fld=134&REFFIELD=134&REFDST=100006&REFDOC=279086&REFBASE=PBI&stat=refcode%3D10881%3Bdstident%3D100039%3Bindex%3D8&date=.

6Федеральный закон от 10 декабря 2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

7Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний" // Российская газета. 2017. 1 декабря.

8Standard for Automatic Exchange of Financial Account Information in Tax Matters, Second Edition. OECD Publishing. 27 марта 2017 г. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/taxation/standard-for-automatic-exchange-of-financial-account-information-in-tax-matters-second-edition_9789264267992-en;jsessionid=IW0_TZBRjv88sDJiI20E2i1C.ip-10-240-5-179.

9Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СПС "КонсультантПлюс".

10ФНС России. Новости. ФНС России разъяснила, кому нужно сдавать отчет о переводах с использованием иностранных электронных средств платежа. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11360966/.

11Болотнова Е.А., Позоян Д.П., Гомолко Н.В. Анализ развития электронных средств платежа // Вестник Академии знаний. 2020. N. 3(38). С. 319 — 324.

12Нехайчук Д.В., Нехайчук Ю.С., Будник С.А. К вопросу внедрения электронных средств платежей и электронных денег как современных инновационных банковских технологий // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. N 3-2. С. 122 — 128.

13Крылов Г.О., Лисицын А.Ю., Поляков Л.И. Сравнительный анализ волатильности криптовалют и фиатных денег // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 22. N. 2. С. 66 — 89.

14Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2020. 6 августа.

15Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // Российская газета. 2021. 9 августа.

16Фролова Е.Е., Цепова Е.А. 30 лет валютной либерализации в России: перспективы отмены ограничений на движение капитала физических лиц // Государство и право. 2020. N 4. С. 108 — 124.


Рекомендуется Вам: