ЮрФак: изучение права онлайн

Правовое регулирование деятельности криптовалютных бирж в ведущих финансовых центрах Восточной Азии

Автор: Алексеенко А.П.

Одним из актуальных направлений развития цифровой экономики в России является создание нормативной базы для регулирования деятельности операторов обмена цифровых валют. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1 хотя и дал определение цифровых валют, но не закрепил их правовой режим2, равно как и не разрешил проблемы регулирования их оборота3. Следовательно, возникает потребность принятия закона, посвященного криптовалютам, что подчеркивает важность изучения зарубежного опыта.

Страны Восточной Азии являются одними из лидеров в сфере цифровизации. В Азиатско-Тихоокеанском регионе сосредоточены 20 из 50 криптовалютных бирж, на которых совершается около 40% всех сделок с биткоинами4. При этом в странах Восточной Азии реализуются различные подходы к правовому регулированию криптовалют: полный запрет, частичный запрет, легитимизация в качестве средства платежа, признание ценными бумагами, оставление вне правового поля без какого-либо регулирования. Поэтому опыт каждой из юрисдикций может показать возможные сценарии для развития российского законодательства.

Последовательным сторонником полного запрета криптовалют выступает Китай5. С 2013 г. китайским финансовым учреждениям нельзя совершать любые операции с биткоином под угрозой лишения лицензии6. В 2021 г. в этой стране сделки с цифровыми валютами были приравнены к незаконной финансовой деятельности7, влекущей ответственность вплоть до уголовной8. При этом права инвесторов, ставших жертвой мошенников при вложении средств в криптовалюту, судебной защите не подлежат. Обоснованием этого является то, что не может быть взыскан доход от незаконной деятельности. Отказывая в защите, суды тем самым дают гражданам понять, что для их же блага выгоднее не инвестировать в криптовалюты.

Между тем, ввиду того что КНР представляет собой государство с множественностью правовых систем9, в специальных административных районах (далее — САР) Макао и Гонконг, а также в провинции Тайвань существует отдельное регулирование деятельности криптовалютных бирж, установленное региональными нормативными правовыми актами. Так, в САР Макао финансовым организациям нельзя проводить обмен цифровых валют на деньги10. Нарушителя ждут санкции, предусмотренные Законом Макао "О финансовой системе". Основной причиной принятия таких мер является использование криптовалют для отмывания денег, полученных преступным путем11. Что же касается операторов криптовалютных бирж, то специальные правила для них не разработаны.

САР Гонконг не регламентирует деятельность криптовалютных бирж, которые осуществляют операции с цифровыми валютами, не обладающими признаками ценных бумаг. Если же цифровая валюта может быть охарактеризована как ценная бумага, то к оператору обмена применяется Закон "О ценных бумагах и фьючерсах"12, а также акты Комиссии по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга. Таким образом, с точки зрения гонконгского законодательства оборот цифровых валют, которые нельзя классифицировать как ценные бумаги (например, биткоин), является частным делом граждан13.

Согласно ст. 1-17 Положения Комиссии по финансовому надзору Тайваня "О предотвращении отмывания денег и борьбе с терроризмом на платформах виртуальной валюты и торговых предприятиях"14, криптовалютная биржа обязана иметь лицензию, использовать систему "знай своего клиента", выяснять цели и направления трансакций, обладать системой управления рисками, информировать компетентные органы о крупных и подозрительных операциях, строго соблюдать антиотмывочное законодательство. Между тем на этом фоне активизировалась деятельность биткоин-киосков, где, обходя официальные платформы, можно обменивать наличные деньги на криптовалюту посредством ее покупки как товара15.

В других юрисдикциях Восточной Азии оборот цифровой валюты как средства платежа разрешен, а деятельность криптовалютных бирж регламентирована. В частности, в Сингапуре криптовалюта признается цифровым представлением стоимости16. Согласно ст. 6(4) Закона "О платежных услугах"17, деятельность организаций, совершающих операции с криптовалютой (купля-продажа, обмен), подлежит лицензированию с обязательным получением одного из трех видов лицензий: стандартная лицензия платежного учреждения, лицензия крупного платежного учреждения, лицензия на обмен денег. Согласно п. 9 ст. 6 Закона Сингапура "О платежных услугах", для получения, например, стандартной лицензии криптовалютная биржа обязана иметь зарегистрированный офис на территории страны; директором организации должен быть гражданин или постоянный житель Сингапура, имеющий право вести трудовую деятельность; неснижаемый минимальный уставный капитал должен составлять 100 тыс. сингапурских долларов. Кроме названных выше требований поставщик платежных услуг в сфере криптовалют обязан использовать технологии, позволяющие анализировать географию и структуру трансакции, состав сторон и попытки обойти санкции; осуществлять постоянный мониторинг выполнения всех обязанностей ПОД/ФТ; проводить независимую внутреннюю оценку посредством аудита структуры управления рисками18. Порядок подачи заявки, а также требования к раскрытию информации об учредителях, членах совета директоров и т.д. для получения лицензии установлен в Правилах платежных услуг19.

Схожая с Сингапуром модель регулирования реализуется в Японии, где, согласно п. 5 ст. 2 Закона Японии "О платежных услугах"20, криптовалюта провозглашена стоимостью имущества, которая может взаимно обмениваться с неопределенными лицами и передаваться через электронную систему обработки данных. В этой связи высказывается мнение, что в Японии цифровая валюта — это одновременно средство платежа и актив, который обменивается на уполномоченных площадках21. Оказание услуг по обмену цифровой валюты возможно только при наличии регистрации, для получения которой заявитель должен соответствовать требованиям, установленным в ст. 63-3 — 63-4 Закона Японии "О платежных услугах" к организационной форме, уставному капиталу, раскрытию информации; составу и репутации членов совета директоров и др.

В ряде стран криптовалюта не признается средством платежа, однако ее оборот на специализированных площадках разрешен и относится к лицензируемым видам деятельности. Так, в 2020 г. Республика Корея внесла поправки в Закон "Об отчетности и использовании указанной информации о финансовых операциях"22, объявив операторов криптовалют финансовыми организациями, тем самым введя запрет на использование анонимных учетных записей и разрешив осуществление операций с цифровыми валютами только при наличии привязанного к электронному кошельку счета в банке. Как банк, так и криптовалютная биржа должны проверять личность клиента в соответствии с правилами ПОД/ФТ не только при обналичивании, но и в том числе при обмене одних цифровых валют на другие.

В Таиланде в 2018 г. был издан Чрезвычайный королевский указ "О бизнесе с цифровыми активами"23, обязывающий получать лицензию на совершение операций с разрешенной криптовалютой (биткоин, эфир, стеллар и XRP). Основным требованием для получения лицензии является соблюдение правила "знай своего клиента", наличие финансовой устойчивости и регистрация бизнеса в Таиланде. Рассматриваемый нормативный правовой акт также содержит положения об ограничениях на ряд операций с цифровыми активами (ст. 26 — 31), нормы, направленные на обеспечение прав владельцев цифровых финансовых активов и их защиту (ст. 40 — 50), устанавливает правила надзора за отраслью (ст. 51 — 56), а также порядок привлечения к ответственности нарушителей (ст. 57 — 95). Указанные правила касаются и иностранных организаций. Так, в 2021 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам Таиланда совместно с полицией начали производство против международной криптовалютной биржи Binance, осуществлявшей деятельность в интернет-пространстве страны без лицензии24.

В Малайзии согласно ст. 2 Приказа Комиссии по ценным бумагам "Цифровая валюта и цифровой токен"25 все цифровые валюты объявлены ценными бумагами. В этой связи криптовалютные биржи обязаны получить лицензию участника рынка ценных бумаг. Нарушители данного требования могут быть наказаны лишением свободы до 10 лет или штрафом 10 млн ринггит. При этом организации, осуществляющие обмен фиатных денег на криптовалюты, обязаны проводить идентификацию клиентов и мониторинг их трансакций, включая выявление стран или географических районов, а также продуктов, услуг или операций, для которых цифровые валюты используются26.

Обобщая опыт ведущих финансовых центров Восточной Азии по регулированию деятельности в сфере оборота цифровой валюты, можно выделить несколько подходов как к определению оборотоспособности самой криптовалюты, так и к требованиям к организаторам ее обмена на фиатные деньги. В КНР любые операции по обмену криптовалюты на деньги запрещены (исключение составляют САР Гонконг и Макао, а также провинция Тайвань). В ряде стран криптовалюта регулируется в качестве объекта для инвестиций (Республика Корея, Малайзия, Таиланд) и не может использоваться в качестве средства платежа. В то время как в Сингапуре и Японии цифровые валюты признаются средством платежа (см. табл.).

Оборот криптовалюты в странах Восточной Азии

N

Правовой режим криптовалюты

Юрисдикция

1

не регулируется

КНР (САР Гонконг)

2

полный запрет на операции с криптовалютой

КНР (за исключением САР Гонконг и Макао, а также провинции Тайвань)

3

запрет банковским организациям совершать обменные операции, иные операции не регулируются

КНР (САР Макао)

4

разрешены обменные операции на имеющей лицензию бирже при условии полной деанонимизации; использование в качестве средства платежа запрещено

Малайзия

Республика Корея

Таиланд

5

разрешены обменные операции на имеющей лицензию бирже при условии полной деанонимизации; использование в качестве средства платежа разрешено

КНР (провинция Тайвань)

Сингапур

Япония

Таким образом, легализация цифровых валют в странах Восточной Азии сопровождается созданием правил, касающихся регулирования деятельности операторов обменных площадок. В основу регулирования криптовалютных бирж положены основные принципы противодействия легализации доходов, полученных незаконным способом. Как отмечают исследователи, "практика свидетельствует о том, что введение государственного контроля за деятельностью бирж виртуальных валют не может в полной мере обезопасить их клиентов от хищения денежных средств"27. Однако не стоит отрицать и тот факт, что именно благодаря реализации такого подхода снижаются риски массового мошенничества. Полная деанонимизация пользователей и их трансакций, лицензирование и строгие требования к предпринимательской деятельности криптовалютных бирж направлены как на защиту прав инвесторов, так и на обеспечение публичных интересов государства. Это превращает цифровые валюты в инвестиционный актив. Между тем придание криптовалюте в ряде стран платежной функции приводит к появлению так называемых биткоин-киосков, при помощи которых граждане пытаются обойти предъявляемые к криптовалютным биржам требования ПОД/ФТ. Это наглядно демонстрирует, что не стоит объявлять цифровые валюты средством платежа.

Литература

1. Алексеенко А.П. Криптовалюта как цифровое представление стоимости: опыт Сингапура / А.П. Алексеенко, В.С. Белых // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 7. С. 180 — 187.

2. Алексеенко А.П. Правовая политика Народного банка КНР в отношении инвестиций при помощи виртуальных токенов / А.П. Алексеенко // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 1 (8). С. 116 — 121.

3. Алексеенко А.П. Регулирование криптовалюты и ICO в России и САР Макао / А.П. Алексеенко, А.И. Светличный // Юрист. 2020. N 5. С. 62 — 67.

4. Алексеенко А.П. Регулирование оборота цифровых финансовых активов в Гонконге, Макао и материковом Китае / А.П. Алексеенко // Проблемы Дальнего Востока. 2021. N 2. С. 55 — 65.

5. Литвинова С.Ф. Применение права страны с множественностью правовых систем: постановка проблем и пути решения / С.Ф. Литвинова, В.Е. Варавенко // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2009. N 2 (2). С. 183 — 191.

6. Михеева И.Е. Виртуальные валюты в Японии и меры по предотвращению недобросовестного поведения / И.Е. Михеева // Юрист. 2019. N 7. С. 29 — 35.

7. Новоселова Л.А. О запрете использования криптовалют в Законе о цифровых финансовых активах / Л.А. Новоселова // Хозяйство и право. 2021. N 3. С. 3 — 8.

8. Новоселова Л.А. Цифровые финансовые активы как объекты имущественных отношений: актуальные вопросы теории и практики / Л.А. Новоселова, О.А. Полежаев // Власть закона. 2021. N 2. С. 75 — 91.

9. Ситник А.А. Правовое регулирование и контроль за обращением виртуальных валют в Японии / А.А. Ситник // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 7. С. 84 — 89.


1Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.06.2022).

2Новоселова Л.А. О запрете использования криптовалют в Законе о цифровых финансовых активах // Хозяйство и право. 2021. N 3. С. 3 — 8.

3Новоселова Л.А., Полежаев О.А. Цифровые финансовые активы как объекты имущественных отношений: актуальные вопросы теории и практики // Власть закона. 2021. N 2. С. 75 — 91.

4New Singapore Law Allows Global Crypto Firms to Expand Locally. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-01-27/singapore-launches-new-regime-for-cryptocurrency-payments-firms (дата обращения: 06.04.2022).

5Алексеенко А.П. Правовая политика Народного банка КНР в отношении инвестиций при помощи виртуальных токенов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 1 (8). С. 116 — 121.

6Извещение Народного Банка КНР и четырех ведомств от 3 декабря 2013 г. "О предупреждении рисков, вытекающих из биткоина" [на кит. яз.]. URL: http://www.csrc.gov.cn/pub/newsite/flb/flfg/bmgf/zh/gfxwjfxq/201401/t20140122_242972.html (дата обращения: 06.05.2022).

7Уведомление о дальнейшем предотвращении и устранении риска спекуляций в операциях с виртуальной валютой от 15 сентября 2021 г. [на кит. яз.]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2021-10/08/content_5641404.htm (дата обращения: 06.07.2022).

8Решение Верховного народного Суда КНР от 30 декабря 2021 г. [на кит. яз.]. URL: http://www.dyzxw.org/lawdb/show.php?fid=152991 (дата обращения: 23.02.2022).

9Литвинова С.Ф., Варавенко В.Е. Применение права страны с множественностью правовых систем: постановка проблем и пути решения // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2009. N 2 (2). С. 183 — 191.

10AMCM reiterates virtual currencies are not legal tenders. URL: https://www.amcm.gov.mo/files/press_releases/gap/2018/virtual_coin/20180806_amcm_reiterates_virtual_currencies_are_not_legal_tenders.pdf (дата обращения: 06.04.2021).

11Алексеенко А.П., Светличный А.И. Регулирование криптовалюты и ICO в России и САР Макао // Юрист. 2020. N 5. С. 62 — 67.

12Securities and Futures Ordinance (Cap. 571). URL: https://www.elegislation.gov.hk/hk/cap571 (дата обращения: 26.06.2022).

13Алексеенко А.П. Регулирование оборота цифровых финансовых активов в Гонконге, Макао и материковом Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2021. N 2. С. 55 — 65.

14Положение "О предотвращении отмывания денег и борьбе с терроризмом на платформах виртуальной валюты и торговых предприятиях" от 30 июня 2021 г. [на кит. яз.]. URL: https://law.moj.gov.tw/LawClass/LawAll.aspx?pcode=G0380268 (дата обращения: 06.06.2022).

15Никого не волнует перевод 2 миллионов за один раз! Почему BTM, который является более "мощным", чем ATM, считается рассадником мошенничества? [на кит. яз.]. URL: https://udn.com/news/story/6841/6238938?from=udn_ch2_menu_v2_main_index (дата обращения: 17.04.2022).

16Алексеенко А.П., Белых В.С. Криптовалюта как цифровое представление стоимости: опыт Сингапура // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 7. С. 180 — 187.

17Singapore Payment Services Act. 2019. N 2. URL: https://sso.agc.gov.sg/Acts-Supp/2-2019/Published/20190220?DocDate=20190220 (дата обращения: 15.05.2022).

18Guidelines to Notice PSN02 on Prevention of Money Laundering and Countering the Financing of Terrorism — Digital Payment Token Service 16 March 2020. URL: https://www.mas.gov.sg/regulation/guidelines/guidelines-to-notice-psn02-on-aml-and-cft—dpt (дата обращения: 05.05.2022).

19Payment Services Regulations NS 810/2019. URL: https://sso.agc.gov.sg/SL/PSA2019-S810-2019?DocDate=20191205#legis (дата обращения: 07.07.2022).

20Закон от 24 июня 2009 г. N 54 "О платежных услугах" [на яп. яз.]. URL: https://elaws.e-gov.go.jp/search/elawsSearch/elaws_search/lsg0500/detail?lawId=421AC0000000059#452 (дата обращения: 05.07.2022).

21Михеева И.Е. Виртуальные валюты в Японии и меры по предотвращению недобросовестного поведения // Юрист. 2019. N 7. С. 29 — 35.

22Act on reporting and using specified financial transaction information. URL: https://elaw.klri.re.kr/eng_service/lawTwoView.do?hseq=28979 (дата обращения: 06.06.2022).

23Emergency Decree on Digital Asset Businesses B.E. 2561, May 10, 2018. URL: https://www.sec.or.th/EN/Documents/EnforcementIntroduction/digitalasset_decree_2561_EN.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

24SEC files a criminal complaint against Binance for operating digital asset business without license. URL: https://www.sec.or.th/EN/Pages/News_Detail.aspx?SECID=9017&NewsNo=9017&NewsYear=9017&Lang=9017 (дата обращения: 01.02.2022).

25Digital Currency and Digital Token Order, 15.01.2019. URL: https://www.sc.com.my/api/documentms/download.ashx?id=8c8bc467-c750-466e-9a86-98c12fec4a77 (дата обращения: 25.04.2022).

26Anti-Money Laundering and Counter Financing of Terrorism (AML/CFT) — Digital Currencies (Sector 6), 27 February 2018. URL: https://www.bnm.gov.my/documents/20124/65312/20180515+-+PD+Digital+currency.pdf/7b78cbfe-96b5-b92c-f1a9-4c9fb21b80cf?t=1577084026315 (дата обращения: 25.04.2022).

27Ситник А.А. Правовое регулирование и контроль за обращением виртуальных валют в Японии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 7. С. 88.


Рекомендуется Вам: