Авторы: Васильева Ю.В., Шуралева С.В.
Право на получение пенсионного обеспечения предполагает эволюционное развитие, которое касается как повышения уровня обеспечения, так и выявления полного перечня случаев, в которых такое обеспечение предоставляется, и полного круга нуждающихся в нем субъектов.
Большинство трудящихся пока что по-прежнему состоит в трудовых отношениях, а следовательно, должно быть охвачено системой обязательного пенсионного страхования. По данным на май 2021 г., только лишь численность штатных работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства (без учета совместителей) составила 32,3 млн человек (96% от общей численности замещенных рабочих мест)1. Однако появление и стремительный рост в России так называемых самозанятых заставляет по-новому взглянуть на проблему устойчивости системы обязательного пенсионного страхования.
Самозанятыми принято называть граждан, являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, предусмотренного Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее — Федеральный закон N 422-ФЗ). С 1 января 2019 г. налог на профессиональный доход (далее — НПД) был введен в Москве, в Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан и постепенно распространился на всю Россию. Эксперимент рассчитан до 31 декабря 2028 г. включительно.
Применять НПД могут физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее — ИП). Зарегистрироваться в качестве самозанятых могут также граждане других государств — членов ЕАЭС. Однако есть ряд ограничений по субъектному составу. В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 422-ФЗ, например, не вправе применять данный налоговый режим лица, имеющие работников, сами состоящие в трудовых отношениях с работодателем, занимающиеся определенными видами деятельности, а также налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 млн руб., и др.). Государственные и муниципальные служащие вправе применять НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений (п. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 422-ФЗ). Согласно разъяснениям Минтруда Российской Федерации (далее также — РФ)2 сама по себе сдача в аренду (наем) жилых помещений не может быть квалифицирована в качестве занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой предусмотрен для отдельных лиц, однако это может свидетельствовать об осуществлении предпринимательской деятельности.
Об успехе эксперимента, преследующего в основном фискальные цели, свидетельствует стремительный рост числа самозанятых, а также рост налоговых поступлений на протяжении последних лет. Если по состоянию на 31 марта 2020 г. в РФ было зарегистрировано 563 722 самозанятых, то на 31 марта 2021 г. их численность составила 2 069 373 человек, а на 28 февраля 2022 г. — 4 285 828 чел. (из них 4 037 399 чел. — физические лица и 248 429 чел. — индивидуальные предприниматели). Больше всего самозанятых зарегистрировано в Москве — 935 065 чел., а меньше всего в федеральной территории "Сириус" — 8 чел. По сравнению с 2020 г. численность самозанятых выросла в 7,6 раза и превысила численность ИП (по данным ФНС России — 3 552 645 чел. на 31.12.2021)3. Всего с начала эксперимента самозанятые задекларировали 745 млрд рублей. В бюджеты субъектов РФ поступило 15 млрд рублей, в ФОМС — 8,7 млрд рублей4.
На фоне текущих темпов роста самозанятости вполне реалистичным выглядит прогноз Frank RG об увеличении официально зарегистрированных самозанятых в России к 2024 г. до 8,4 млн человек. При этом их совокупный доход может вырасти до 2,9 трлн руб5. По оценкам Минтруда РФ, к 2024 г. число самозанятых в России увеличится до 5 — 6 млн человек, а к 2030 г. может достигнуть 10 — 11 млн человек. В исследовании Frank RG также отмечается, что рынок будет расти благодаря оптимизации схем налогообложения (компании будут нанимать самозанятых вместо штатных работников), а также за счет закрытия предприятий и сокращения рабочих мест для наемных сотрудников6.
Примечателен анализ возрастных групп самозанятых с точки зрения распределения доходов и основных видов их деятельности, проведенный ФНС России в 2021 г. Средний возраст плательщиков НПД составляет 30 — 40 лет. Большинство из них (57%) принадлежит поколению Y (1985 — 2003 г. р.); 35% — представители поколения X (1964 — 1984 г. р.), 5% — приходится на старшее поколение (1963 г. р. и старше) и 1% — на поколение Z (2004 г. р. и младше). Наибольший среднемесячный доход отмечен у "иксов" (примерно 32 тыс. руб. в месяц). Основные виды деятельности — перевозка пассажиров, строительные (ремонтные) услуги, сдача квартир в аренду. У старшего поколения со средним доходом около 34 тыс. руб. в месяц пользуется популярностью сдача в аренду квартир. На третьем месте самозанятые "игреки" (около 25 тыс. руб.), которые получают доход в основном от строительных (ремонтных) работ и оказания маркетинговых услуг, услуг по доставке, перевозке пассажиров. Замыкают "рейтинг" представители поколения Z (порядка 10 тыс. руб. в месяц), которые в основном доставляют товары и работают в IT-сфере7.
При всей ее условности "поколенческая" классификация показывает, что наиболее активно включаются в самозанятость молодежь и люди среднего возраста, которые достигнут пенсионного возраста 60 и 65 лет (для женщин и мужчин соответственно) в 2040-е — 2060-е годы.
Плательщики НПД представляют собой достаточно неоднородную категорию граждан. На 28 февраля 2022 г. 6,2% от общего числа самозанятых является ИП. Важно отметить, что ИП, занимающиеся частной практикой, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения НПД (ч. 11 ст. 2 Федерального закона N 422-ФЗ, подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса РФ). Часть самозанятых одновременно работает по трудовому договору, следовательно, уже застрахована в системе обязательного пенсионного страхования. В этом случае профессиональный доход может быть постоянным или периодическим, больше или меньше заработной платы. В качестве самозанятых вправе регистрироваться и пенсионеры. Отдельную группу самозанятых формируют граждане, для которых профессиональный доход от трудовой деятельности является постоянным и единственным источником средств к существованию.
Преимуществами самозанятости считается относительно низкая налоговая ставка — в 4% при получении дохода от физлиц и 6% — при получении дохода от юрлиц и ИП, упрощенный порядок регистрации и отчетности. Часть уплаченного НПД по нормативу 37% зачисляется в ФОМС (ст. 146 Бюджетного кодекса РФ), оставшиеся 63% поступают в бюджет субъекта РФ, в котором самозанятый осуществляет свою деятельность.
Обязательных отчислений в ПФР для самозанятых не предусмотрено. Эта конструкция вполне созвучна общественному мнению. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ, идею предоставить самозанятым право самим выбирать, платить или не платить взносы в государственные социальные фонды, в 2021 г. поддерживали 51% респондентов. Больше всего сторонников этой точки зрения оказалось среди студентов и специалистов с высшим образованием из коммерческого сектора (по 69%)8.
Следовательно, если самозанятый добровольно не вступил в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 167-ФЗ)), при достижении пенсионного возраста право на страховую пенсию по старости у него не возникнет по причине отсутствия необходимой продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее — ИПК). И тогда единственным вариантом его пенсионного обеспечения может оказаться социальная пенсия по старости, назначаемая на пять лет позже. Эта пенсия хотя и подлежит периодической индексации (например, с 01.04.2022 она была повышена на 8,6%), но в 2022 г. по-прежнему остается ниже величины прожиточного минимума.
Казалось бы, возможность добровольного участия самозанятых в системе обязательного пенсионного страхования является для государства и граждан "Соломоновым решением". Однако в перспективе оно, на наш взгляд, станет дополнительным фактором дестабилизации отечественной системы обязательного пенсионного страхования.
Существующая в России система обязательного пенсионного страхования основана преимущественно на принципе социальной солидарности, что, безусловно, является ее сильной стороной. Однако последнее десятилетие ПФР функционирует в режиме хронического недофинансирования и необходимости дотаций из федерального бюджета. Возможно, проблема заключается в старении населения, уменьшении доли трудоспособного населения и иных подобных процессах, которые сейчас переживают многие развитые страны? Однако Ю.В. Воронин справедливо утверждает, что существующий дефицит ПФР не имеет демографической природы, как в странах Западной Европы, а связан с тем, что экономически обоснованный тариф снижен, введены различные льготы по уплате взносов, экономическая целесообразность которых не просчитана9.
Ситуация усугубляется невысоким уровнем основного дохода подавляющего большинства россиян и их недоверием к пенсионной системе в целом, непрозрачностью механизма определения размера будущей пенсии, отсутствием уверенности в том, что вложения в нее окупятся. Эти общественные опасения хорошо выразил А.Л. Сафонов: "Правила игры меняются так быстро, что в массовом сознании действует стереотип: какой-то минимум от государства я получу, а в остальном придется надеяться только на себя". По мнению экономиста, негативную роль в этом также сыграла заморозка пенсионных накоплений с 2014 г.10
Но и этот минимум от государства получить непросто. Пенсионный калькулятор на сайте ПФР — это "уравнение со многими неизвестными". Расчет пенсии, полученный с помощью такого калькулятора, имеет мало общего с реальной страховой пенсией, которую в будущем получит гражданин. Остается ориентироваться на текущий уровень пенсионного обеспечения. А он очень скромный и ненамного превосходит социальную пенсию11. Кроме того, существует практика отказов ПФР в назначении страховой пенсии по старости гражданам, достигшим пенсионного возраста, имеющим страховой стаж необходимой продолжительности, но не набравшим необходимое количество пенсионных баллов (ИПК)12.
Важный штрих: страховые взносы по ставке 30% (из которых 22% перечисляется в ПФР) за работников уплачивает работодатель, а не работник. Соответственно, для бизнеса это всегда дополнительное финансовое бремя. У самозанятых работодателя быть не может, следовательно, вся финансовая нагрузка в части формирования пенсионных прав ложится только на них, это позволяет говорить о прекаризации его статуса13. Какой должна быть эта нагрузка, чтобы отвечать основным финансовым критериям пенсионной системы (экономическая доступность размеров страховых взносов для работающих, индивидуальная справедливость в установлении связи между вкладом работника в систему и размером пенсии и социальная эффективность пенсионной системы в целом) с точки зрения уровня и надежности пенсионной защиты14? Отвечает ли этим критериям механизм добровольной уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?
Согласно ст. 29 Федерального закона N 167-ФЗ фиксированный платеж "добровольцев" соответствует платежу, обязательному для индивидуальных предпринимателей. В 2021 г. он составил 32 448 руб., что сопоставимо с суммой страховых взносов за год, поступивших в ПФР за работника, получающего заработную плату в размере МРОТ, т.е. очень мало. Учитывая механизм определения размера ИПК, ИП (а равно и лица, добровольно вступившие в отношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы в минимальном размере) сформируют за один год чуть более одного пенсионного балла!
Напомним, что с 2025 г. страховая пенсия по старости будет назначаться при наличии ИПК в размере 30. Гражданам с минимальными доходами и ИП для права на страховую пенсию потребуется почти 30 лет страхового стажа против закрепленной в ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительности страхового стажа в 15 лет для всех остальных застрахованных лиц. По прогнозу Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы Федерального Собрания РФ данная законодательная норма приведет к тому, что около 2,5 млн застрахованных лиц не смогут заработать 30 баллов до достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с низким заработком15.
Считаем, что условие о наличии ИПК разработано без учета положения низкооплачиваемых категорий застрахованных лиц, численность которых на декабрь 2021 г. составляла, по данным Росстата, 2,6% от численности всех работников. Думается, что реальное положение дел куда более критическое. Например, только в Минпросвещения, подводя итоги 2021 г., сообщили, что 76% школьных учителей имеют оклад ниже МРОТ16. Считаем, что данное условие необходимо исключить из числа условий, определяющих право на страховую пенсию по старости. Его цель — сокращение средств на выплату пенсий17, а не установление справедливых условий пенсионного обеспечения.
Высокие издержки участия в пенсионной системе при непривлекательном размере будущей страховой пенсии по старости, очевидно, не стимулируют самозанятых добровольно участвовать в пенсионных правоотношениях18. Самозанятым пенсионерам, например, это даже экономически невыгодно, так как, добровольно уплачивая страховые взносы, они лишаются права на индексацию пенсий. Налицо отсутствие управленческой логики и элементарной справедливости: работающие пенсионеры (НДФЛ 13%), за которых работодатель продолжает отчислять страховые взносы, лишились права на индексацию пенсий, а самозанятые пенсионеры, получающие профессиональный доход (НПД 4 — 6%) и не делающие добровольных страховых взносов, право на индексацию сохраняют!
Таким образом, при сохранении status quo постепенное сокращение рабочих мест вследствие цифровизации и других факторов, заинтересованность в уходе от налогового бремени и страховых взносов со стороны работодателей и граждан обеспечит уверенный рост числа самозанятых при одновременном уменьшении количества застрахованных в пенсионной системе. Объем поступающих в нее страховых взносов снизится, что неизбежно приведет к дальнейшему недофинансированию и фатальному ослаблению солидарной пенсионной системы.
Многие самозанятые молодые люди, которые сейчас откажутся от добровольного вступления в пенсионные правоотношения, с большой долей вероятности пополнят ряды прекариата. Появится отдельная категория самозанятых — бывших работников, которым не хватает пенсионных баллов для назначения пенсии по старости, поскольку раньше страховые взносы уплачивал работодатель, а делать это самостоятельно и добровольно они не считают нужным и/или не имеют финансовой возможности. Для них десятилетие эксперимента может стать временем, безвозвратно упущенным с точки зрения формирования пенсионных прав.
В итоге по сравнению с самозанятостью наем на условиях трудового договора становится неконкурентоспособным, тем самым государство стимулирует распространение лишенной профсоюзного представительства неустойчивой занятости, а в будущем получит прекаризованное нелояльное общество бедных.
Полагаем, что какого-либо одного "чудодейственного средства" для решения этой проблемы нет, речь идет о комплексе мероприятий. Для сколько-нибудь обоснованных выводов необходимо выработать научную классификацию и регулярно получать достоверную статистическую информацию о самозанятых (возраст, уровень образования, гражданство (РФ или других государств — членов ЕАЭС), дополнительный статус (ИП, работник, пенсионер, обучающийся и т.д.), род деятельности, субъект РФ, в котором она осуществляется, структура доходов, чтобы понимать, какой доход — основной, дополнительный или единственный — дает гражданину самозанятость. Также необходим мониторинг информации о самозанятых, добровольно вступивших в пенсионные правоотношения. От адекватного представления о различных категориях самозанятых могут зависеть предлагаемые им варианты участия в обязательных пенсионных правоотношениях.
В порядке научной дискуссии обозначим некоторые возможные направления для обсуждения. Для самозанятых, получающих профессиональный доход от трудовой деятельности в качестве основного, в порядке эксперимента можно рассмотреть вариант обязательного участия в пенсионных правоотношениях при условии государственного софинансирования части страховых взносов и/или возможности перераспределения определенного процента доходов от налоговых поступлений в ПФР. При этом важно учитывать сопутствующие риски (повышение цен на работы/услуги, уход в "тень" и др.).
Частичным решением проблемы могло бы стать признание платформенных трудящихся работниками, однако не все самозанятые работают посредством цифровых трудовых платформ, да и сами платформы существенно различаются между собой, поэтому единый подход тут вряд ли возможен.
В целом принципиально важно обеспечить коэффициент замещения пенсией утраченного заработка хотя бы на уровне 40% или близко к данному показателю, а в идеале — обеспечить упомянутые базовые финансовые параметры пенсионной системы. Когда страховая пенсия будет существенно выше социальной, люди будут стремиться достичь критериев, необходимых для ее получения.
А пока что государство посылает достаточно противоречивые сигналы: с одной стороны, борется за "белые" заработные платы и страховые взносы, с другой — формирует условия для расширения прекаризованной группы преимущественно молодых самозанятых граждан, исключенных из обязательных пенсионных правоотношений (и не стремящихся в них вступать добровольно), что в итоге работает против солидарной пенсионной системы.
Литература
1. Груа Ж.-В. Принципы и адекватность социального обеспечения / Ж.-В. Груа // К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. Москва: Изд. МОТ, 2001. Вып 1. С. 5 — 14.
2. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / Е.Г. Азарова, Н.В. Антонова, А.Л. Благодир [и др.]; ответственные редакторы М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. Москва: Контракт, 2017. 284 с.
3. Черных Н.В. Труд самозанятых — новая ли форма нетипичной занятости? / Н.В. Черных // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. N 12 (133). С. 98 — 108.
References
1. Chesalina O. Social and Labour Rights of "New" Self-Employed Persons (and in Particular Self-Employed Platform Workers) in Russia / O. Chesalina // Russian Law Journal. Vol. 8 (2). 2020. P. 49 — 78.
1Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России — 2021 г. Занятость и безработица. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b21_01/Main.htm (дата обращения: 02.04.2021).
2Письмо Минтруда от 19 апреля 2021 г. N 28-6/10/В-4623. URL: https://fas.gov.ru/p/anticorruption_items/352 (дата обращения: 02.04.2022).
3Статистика для национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (дата обращения: 02.04.2022).
4В 2021 году количество самозанятых выросло более чем в два раза (дата публикации: 26.11.2021). URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11632019/ (дата обращения: 02.04.2021).
5Эксперты оценили, сколько самозанятых в России выйдет из тени к 2024 году. URL: https://www.rbc.ru/economics/23/06/2021/60d1f58c9a7947deb2c7e718https://www.rbc.ru/economics/23/06/2021/60d1f58c9a7947deb2c7e718 (дата обращения: 21.03.2022).
6Минтруд сообщил о двукратном росте числа самозанятых в России к 2024 году. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/613176219a79477257b88d8a?https://www.rbc.ru/rbcfreenews/613176219a79477257b88d8a? (дата обращения: 21.03.2022).
7В России зарегистрировались 3 млн самозанятых (дата публикации: 07.09.2021). URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/11275333/ (дата обращения: 21.03.2022).
8Самозанятые в России: как защитить их социальные права? Аналитической обзор ВЦИОМ 26.05.2021. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/samozanjatye-v-rossii (дата обращения: 02.04.2022).
9См. об этом подробно: Невинная И. Юрий Воронин: Пенсионным возрастом нужно пользоваться аккуратно // Российская газета. 2015. 10 сентября. URL: https://rg.ru/2015/09/09/pensii.html (дата обращения: 21.03.2022).
10Опрос показал неготовность россиян к реформе пенсионных накоплений. URL: https://www.rbc.ru/economics/06/06/2019/5cf7bf0a9a794750016d37e2 (дата обращения: 03.04.2022).
11Для сравнения: согласно данным ПФР о среднем размере назначенных пенсий по видам пенсионного обеспечения по состоянию на 1 января 2022 г., средний размер страховой пенсии по старости составляет 18 084, 8 руб., а социальной пенсии — 10 195, 2 руб. URL: https://pfr.gov.ru/info/statistics/ (дата обращения: 03.04.2022).
12См., например: Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N 3325-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кутузова Азата Муллануровича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях".
13Черных Н.В. Труд самозанятых — новая ли форма нетипичной занятости? // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16. N 12 (133). С. 105.
14Груа Ж.-В. Принципы и адекватность социального обеспечения // К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. М.: Издание Бюро МОТ, 2001. С. 11 — 13.
15См.: Решение Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов от 14 ноября 2013 г. "О проекте федерального закона N 364062-6 "О страховых пенсиях" // СПС "КонсультантПлюс".
16URL: https://www.tadviser.ru/index.php/. Статья "Школьное образование". Дата публикации: 10.02.2022.
17Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. М., 2017. С. 99.
18См. об этом: Chesalina Olga. Social and Labour Rights of "New" Self-Employed Persons (and in Particular Self-Employed Platform Workers) in Russia // Russian Law Journal. 2020. Vol. 8 (2). P. 73. Со ссылкой на зарубежные источники автор указывает, что добровольное страхование самозанятых неэффективно не только в России, но и в других странах. По ее мнению, самозанятые в России будут накапливать сбережения на старость вне пенсионной системы, например в виде активов.
Связанные статьи:
- Налогообложение самозанятых и цифровая экономика: налог на профессиональный доход (63.9%)
- Налогообложение самозанятых лиц (некоторые вопросы применения налога на профессиональный доход) (52.2%)
- Правовой статус самозанятых граждан: гражданско-правовой и налоговый аспект (38.3%)
- Правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (36.1%)
- Дело о материнском капитале: проблемные вопросы и поиск решения (36.1%)
- Налоговый контроль в условиях развития цифровой экономики (RANDOM - 13.9%)