ЮрФак: изучение права онлайн

Административно-правовое обеспечение национальной безопасности России в области культуры: проблемы теории и практики

Автор: Горбунова Я.П.

По решению Президента Российской Федерации В.В. Путина 24 февраля 2022 г. началась специальная военная операции по демилитаризации и денацификации Украины. Это вызвало усиление сплоченности российского общества, укрепление гражданского самосознания, рост осознания необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, социальной активности граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.

В свою очередь, артистический мир оказался не един в своей позиции и разделился на два блока: сторонников Запада и Украины и сторонников России. Переживания многих звезд обратили их в бегство из России, в основном в Израиль. Причем начало военных действий в регионах Донбасса и Луганска никоим образом не угрожало их благополучию в Москве.

В связи с этим в обществе возник вопрос: что представляют собой современная культура России и ее активные звезды? Что они показывают, демонстрируют, несут в массы и особенно молодежи? Если многочисленные "культурные звезды" бежали из России при начале специальной военной операции, то какое влияние пропагандируемая ими "культура" оказывает на население и на национальную безопасность России?

С учетом того, что деятельность учреждений культуры регламентируется административным законодательством демократической России, само законодательство заслуживает самого пристального внимания, прежде всего законодательство в области культуры. Основным правовым актом, регламентирующим деятельность учреждений и работников культуры, является Закон Российской Федерации N 3612-1 от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"1. Одновременно с принятием Закона Верховный Совет Российской Федерации издал Постановление от 9 октября 1992 г. N 3613-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о культуре"2.

В сегодняшних условиях изменения типов существующих учреждений сферы культуры особенно обострена проблема сохранения всей совокупности культурных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Поэтому для понимания важнейших задач, стоящих перед государством в настоящий переходный период, особенно важно при осуществлении управления культурой учитывать исторический опыт, накопленный за период с момента осознанной постановки вопроса о государственном регулировании сферы культуры. Без осознания исторического фона невозможно понять нынешнее состояние культуры и ее влияние на национальную безопасность России.

В начале 80-х годов XX в. США разработали и ввели в действие программу уничтожения СССР и социалистической системы под названием "Гарвардский проект". План состоял из трех этапов: "Перестройка", "Реформа", "Завершение". Необходимость разрушения СССР и мировой системы социализма американские стратеги и политики объясняли тем, что планета Земля при неконтролируемом росте населения исчерпала запасы своих минеральных ресурсов. Населению планеты грозят голод, отсутствие воды, хаос, войны и т.п. Самой крупной страной с богатейшими запасами минеральных ресурсов, воды, лесов, сельскохозяйственных земель оставался СССР. Руководивший всей мировой системой социализма СССР подлежал уничтожению. Первый этап реализации Гарвардского проекта начался с пропаганды прав и свобод человека, свободы слова, межнационального культурного сотрудничества, "интеграции отечественной культуры в мировую культуру"; создания условий для самореализации творческой личности и т.п.3 В результате предательства интересов страны высшими должностными лицами Политбюро и ЦК КПСС, Правительства СССР, КГБ СССР, Министерства обороны СССР и др. Советский Союз и мировая система социализма рухнули в 1991 г. Как отмечают эксперты, "советское руководство во главе с Горбачевым медленно, но верно принялось отходить от геополитической конкуренции, приспосабливать свою позицию к интересам Запада, в одностороннем порядке уступать, что привело к трагичному развалу Советского Союза"4. На стадии реализации Гарвардского проекта, по мнению экспертов, на уровне руководств КПСС и СССР обсуждались вопросы, "как видоизменить общественную мораль с целью опустить уровень нравственности народа"5.

После этого победители и побежденные стали в открытую формировать нормы права, законодательство России, исходя из своих геополитических интересов.

Конституцию Российской Федерации6 1993 г. и основные, базовые федеральные законы разрабатывали в Москве сотрудники Агентства США по международному развитию (USAID). По сути дела, сотрудники американского Госдепа создали правовые механизмы и организационную структуру внешнего управления Россией7.

В частности, на территории России начались мощные процессы насаждения деидеологизации, депатриотизации, безнравственности и пр. То есть началось перепрограммирование населения России, и прежде всего молодежи, в "зверолюдей", ориентированных только на удовлетворение биологических потребностей. Именно под эти цели и был разработан и принят Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", реализация норм которого привела к политической, правовой, культурной, идеологической, нравственной деформации значительных слоев населения России.

Впоследствии в Основы законодательства неоднократно вносились изменения и дополнения. Достаточно назвать Федеральные законы: от 23 июня 1999 г. N 115-ФЗ; от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ; от 24 декабря 2002 г. и др. Но они практически не затрагивали основную суть Основ законодательства Российской Федерации о культуре.

В Законе Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" от 9 октября 1992 г. N 3612-1 много говорится о культуре. Даются понятия, что такое культурные блага; творческая деятельность; творческий работник; достоинство культур народов и национальных групп; культурное наследие народов Российской Федерации и др. Но нигде не дается понятие, что такое культура.

Между тем понятие "культура" является предметом изучения целого ряда наук: культурологии, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, философии, истории, этнологии, психологии, педагогики и др. Таким образом, понятие "культура" имеет большое количество значений в разных областях человеческой жизнедеятельности.

В широком смысле слова под культурой понимается человеческая "деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений"8. Одновременно "культура — это набор правил, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него тем самым управленческое воздействие"9. А значительная часть "набора правил" закреплена нормами административного права.

12 мая 2009 г. был издан Указ Президента РФ N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г."10. В п. 24 Указа в качестве одного из основных приоритетов национальной безопасности называется и культура. В Стратегии национальной безопасности отдельная седьмая глава посвящена культуре11. Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры называются: а) засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры; б) попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории; в) пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

В этой связи заслуживает внимания анализ Основ законодательства Российской Федерации о культуре через призму требований Стратегии национальной безопасности.

Культурная безопасность страны является одним из важнейших факторов национальной безопасности, поскольку проблемы сохранения и трансляции национальных культурных ценностей в современном глобализирующемся мире приобретают все большую остроту и значимость.

На наш взгляд, в ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре заложены предпосылки для конфликтов на культурном поприще и угрозы национальной безопасности России.

В статье дается понятие "культурная деятельность" — "деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей"12. В норме дается перечисление культурных ценностей, которые не имеют единого критерия и различаются обилием объектов. К культурным ценностям законодатель отнес: а) результаты чувственных восприятий "культурных ценностей", "нравственные и эстетические идеалы"; б) материальные изделия художественных промыслов и ремесел; в) произведения культуры и искусства (материальные, информационные?); г) национальные традиции и обычаи (имеющие правовое закрепление либо существующие на уровне народного восприятия?); д) инженерные сооружения, "имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения"; е) "уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты" и др.

Далее даются понятия субъектов формирования культурных благ, предоставляемых различного рода юридическими и физическими лицами "для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей".

Как следует из административной нормы закона, творческая деятельность выражается в двух видах: а) создание новых культурных ценностей и б) интерпретация ранее созданных культурных ценностей.

Перечисленные формы "творения" осуществляет творческий работник. Законодатель не устанавливает каких-либо ограничений по национальности, возрасту, образованию творческого работника. Законодатель устанавливает единственный критерий творческого работника: он "создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связан он или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников". В самой этой норме заложена агрессия творческого работника, который без каких-либо правовых, моральных, нравственных ограничений формирует и реализует в творческой деятельности свою манию величия.

Это выражается в выпуске продукции культурного назначения, потребление которой зрителями формирует конфликты между производителями продукции и зрителями, а также между различными слоями гражданского общества и органами власти. По сути дела, создаваемая учреждениями культуры продукция несет угрозу национальной безопасности России.

Прежде всего это кино. Кино обладает мощнейшим влиянием на сознание, психологию, поведение, патриотические и нравственные установки самых различных слоев населения. В советский период кино проникало в самые отдаленные селения и было доступно людям разных рас, национальностей, возраста, пола, образования. Политики и деятели культуры советского периода часто цитировали высказывание Ленина В.И. о том, что из всех искусств для нас важнейшим является кино13.

При написании сценариев сценаристы и режиссеры ориентировались на государственную коммунистическую идеологию, на высокий уровень нравственности советского общества. Все это исчезло после государственного переворота 1991 г., крушения СССР и мировой системы социализма.

Многие киностудии прекратили свое существование. Существующее административное законодательство в сфере кино не предъявляет к режиссерам и артистам никаких требований о высоком нравственно-историческом уровне производимых кино. Основной критерий высокой востребованности картины — прибыль проката. Стремление за получением прибыли толкает режиссеров и постановщиков на всевозможного рода исторические извращения продукции. Из кино ушли патриотизм, высокий уровень нравственности, забота о человеке. Современное демократическое кино является эталоном пошлости, безнравственности, разрушения патриотизма, пропаганды самых низменных инстинктов в поведении человека14. Демонстрация таких кинофильмов сопровождается конфликтами между различными категориями зрителей, которые нередко выливаются в силовую составляющую и сопровождаются вмешательством полиции.

После выхода на экраны фильма Андрея Кравчука "Викинг", ставшего лидером российского проката, в соцсетях развернулась кампания с требованиями его запрета15. Многочисленные эксперты особо обратили внимание на отсутствие в фильме исторической правды, а также на неоправданное количество сцен насилия, крови, откровенного секса.

Не менее негативную реакцию вызвал кинофильм "Матильда", посвященный сексуальным похождениям последнего русского императора Николая II.

В результате просмотра "кинопошлости" зрители "Матильды" разделились на две группы: сторонников и активных противников. Причем раскол этот произошел не по инициативе самих зрителей, а по вине различного рода "комментаторов событий", обладающих должностным статусом.

Значительная часть православного народа обратилась в различные структуры исполнительной власти с просьбами запретить показ фильма и "не допустить действия, оскорбляющего его религиозные и нравственные чувства"16.

В ответ в адрес этой категории зрителей зазвучали оскорбления и обвинения в экстремизме и терроризме. Возникла ситуация, схожая с событиями во Франции, где обиженные мусульмане расстреляли редакцию журнала Charlie Hebdo за публикацию карикатур на пророка Мухаммеда. "После того как против Charlie Hebdo был совершен кровавый теракт, всех критиков этого издания стали обвинять в поддержке террористов".

Подобное произошло в Москве по результатам демонстрации фильма "Матильда". Ряд народных избранников обратился с депутатскими запросами к директору Федеральной службы безопасности Александру Бортникову и министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву проверить лиц, выступающих против фильма "Матильда".

Практически современная киноиндустрия превратилась в мощнейший инструмент деидеологизации, уничтожения патриотизма, насаждения низменных пороков среди широких масс зрителей.

Не менее остро это выражается в деятельности театров, отсутствии надлежащего административно-правового регулирования качества "культурной продукции".

Современные эксперты в области культуры очень резко и негативно отзываются о постановочной, театральной культуре. Русский классический театр всегда пользовался высокой популярностью и авторитетом у различных слоев населения. На этапе демократических реформ и преобразований произошла деформация и деградация театра. По мнению экспертов, "в самом сердце России — Питере, культурной столице, и Москве — сатанисты правят бал, развращая молодое поколение своими постановками и своеобразным видением классики". И приводят многочисленные примеры нравственно-разрушительной деятельности известных актеров, пользующихся вниманием у молодежной аудитории. Актер Алексей Панин запустил в информационный видеооборот ролики пошлого, вульгарного содержания со своим участием в непотребном виде.

Получается, что актеры театров в ходе выступления постоянно нарушают ст. 6.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях17 (далее — КоАП РФ), демонстрируя нецензурную брань, "посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия"; ст. 6.21 "Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних" и др. И при этом они не привлекаются к административной ответственности.

Члены рабочей группы при Мосгордуме, изучив репертуары московских театров, пришли к выводу, что "сейчас под видом современного искусства в Москве проталкиваются интересы людей с педофильскими наклонностями, имеющих отношение к богеме. Театров, где это можно увидеть, по данным рабочей группы, в одной только Москве уже около двадцати".

Таким образом, когда-то высокое искусство кино и театра превратилось в развлекательный вертеп, пропагандирующий и прославляющий самые низменные формы поведения. Это самым негативным образом сказывается на национальной безопасности России. У населения, прежде всего молодежи, формируется резко негативное отношение к своей стране. Из лексикона значительного количества современной молодежи исчезло само понятие патриотизма. Появились жестокость, воспитанная на фильмах, безнравственность, бездуховность, забвение великой истории своего Отечества.

Реализация административно-правовых норм, регламентирующих деятельность культуры, провоцирует применение норм административного права к пользователям, потребителям произведений культуры. Зрители кинофильмов, обладающие патриотическим и православным восприятием произведений культуры, вовлекаются в конфликты с различного рода структурами исполнительной власти.

Эксперты отмечают, что в деятельности "творческих" лиц московских театров все чаще наблюдается пропаганда перверсий и оскорбление чувств верующих. Это провоцирует православных зрителей на активные формы протеста.

Специалисты разных отраслей знаний дали весьма жесткую оценку состояния нынешней культуры, прежде всего в ее постановочной форме, театров и кино. Между тем актеры и режиссеры театров, опираясь на нормы Основ законодательства Российской Федерации о культуре, впадают в манию величия и требуют создания для актеров и театров особого статуса неприкосновенности, вне зависимости от создаваемой продукции. Наиболее остро на сей счет высказался художественный руководитель театра "Сатирикон", актер и режиссер Константин Райкин. В октябре 2016 на Всероссийском театральном форуме Райкин заявил, что "государство не должно вмешиваться в творчество"18. Артист резко выступил против "цензуры толпы".

Наибольшую опасность для национальной безопасности России несет концертная деятельность. Концертные коллективы не ограничены театральными залами, они проникают во все регионы России. Они доступны для всех слоев населения, включая несовершеннолетних и молодежь.

Несовершенство административно-правового регулирования предоставления услуг концертной деятельности приводит к негативным последствиям. По словам экспертов, "российский шоу-бизнес превратился в механизм расчеловечивания русского народа (и других народов РФ), а раскрученные исполнители, получающие национальные музыкальные премии и прочие "Золотые граммофоны", стали его главным оружием"19.

Бездействие органов исполнительной власти по пресечению "музыкального вырожденчества" приводит к формированию гражданской инициативы, подрывающей авторитет власти.

Таким образом, реализация Основ законодательства Российской Федерации о культуре полностью противоречит Указу Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г."20, где требования национальной безопасности к культуре выделены в отдельную гл. 7 "Культура". Деятельность нынешних учреждений и деятелей культуры не обеспечивает "доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры" (ст. 79 Стратегии).

Национальной безопасности в сфере культуры угрожает "засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев" (ст. 80 Стратегии).

"Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в сфере культуры" оказывают "попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории" (ст. 81 Стратегии).

Качество главного доктринального документа страны в области национальной безопасности с каждым разом возрастает. Вместе с тем необходимо учитывать, что данная Стратегия не идеальна и нуждается в развитии.

Сторонники "раскрепощения культуры" любят ссылаться на положения ст. 44 Конституции Российской Федерации21 (далее — Конституция РФ), где "каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества". Российская Федерация является участником большого числа конвенций и международно-правовых договоров, посвященных регулированию творческих отношений в разных сферах и проявлениях. Наше предложение о детальном регулировании культуры ни в коей мере не противоречит ни Конституции РФ, ни международным договорам и конвенциям. Речь идет о качестве культурной продукции, создаваемой творческими личностями для широких слоев населения. Речь идет о защите нравственности, патриотизма, здоровья различных слоев населения как потребителей культурной продукции, духовных (нематериальных) благ. Потребитель, зритель или слушатель, имеет право предъявлять требования к содержанию различного рода творческих произведений, создаваемых работниками культуры художественных образов, и т.п.

На наш взгляд, достаточно жесткие правовые требования необходимо предъявлять не только к работникам культуры, но и к государственным чиновникам, чья деятельность на поприще культуры раскалывает российское общество.

Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России. Для этого необходимы согласованные действия по реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, направленные на нейтрализацию внешних и внутренних угроз и создание условий для достижения национальных целей развития.

Литература

1. Болтянский Г.М. Ленин и кино / Г.М. Болтянский. Москва; Ленинград: Государственное издательство, 1925. 88 с.

2. Джерелиевский Б. Спины противников "Матильды" ждут полицейские дубинки / Б. Джерелиевский // Колокол России. 2017. 15 сентября.

3. Клесов А. Очернители русских и научный патриотизм / А. Клесов // Колокол России. 2018. 9 августа.

4. Литвинов Н.Д. Конституция Российской Федерации 1993 г. — полностью ли она соответствует интересам России с позиций проводимой Западом гибридной войны / Н.Д. Литвинов // Мир политики и социологии. 2019. N 7. С. 34 — 69.

5. Соснин С. "Гарвардский проект". Уничтожение России в три этапа / С. Соснин // Maxpark. 2015. 2 февраля.


1Закон Российской Федерации N 3612-1 от 9 октября 1992 г. (ред. от 30.04.2021) "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" // СПС "КонсультантПлюс".

2СПС "КонсультантПлюс".

3См.: Соснин С. "Гарвардский проект". Уничтожение России в три этапа // Maxpark. 2015. 2 февраля.

4Глобальный проект "Русофобия". URL: http://kolokolrussia.ru/ideologiya/globalny-proekt-rusofobiya.

5Кто на Руси возвысил кабачно-балаганную челядь до уровня эталона современной культуры? URL: http://новости-россии.ru.

6Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

7См.: Литвинов Н.Д. Конституция Российской Федерации 1993 г. — полностью ли она соответствует интересам России с позиций проводимой Западом гибридной войны // Мир политики и социологии. 2019. N 7. С. 51.

8Культура. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki.

9Там же.

10На наш взгляд, в оценке национальной безопасности России в XXI в. особого внимания заслуживает работа А.И. Подберезкина "Стратегия национальной безопасности России в XXI веке": аналит. доклад. М., 2016.

11Статья 79. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются: а) расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов; б) создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; в) содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.

12Культурные ценности — это "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты".

13См.: Болтянский Г.М. Ленин и кино. М.: Л., 1925. С. 19.

14См.: Клесов А. Очернители русских и научный патриотизм // Колокол России. 2018. 9 августа.

15В России требуют запретить ставший лидером кинопроката фильм "Викинг". URL: http://kolokolrussia.ru/novosti/v-rossii-trebuut-zapretit-stavshiy-liderom-kinoprokata-film-viking.

16Джерелиевский Б. Спины противников "Матильды" ждут полицейские дубинки // Колокол России. 2017. 15 сентября.

17Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // СПС "КонсультантПлюс".

18Каминг-аут пятой колонны: актеры, ругающие Россию. URL: http://kolokolrussia.ru/pyataya-kolonna/kamingaut-pyatoy-kolonn-akter-rugauschie-rossiu.

19Музыкальные вырожденцы. URL: http://kolokolrussia.ru/sreda-obitaniya/muzkalne-vrojdenc.

20Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 (ред. от 01.07.2014) "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

21СПС "КонсультантПлюс".


Рекомендуется Вам: