ЮрФак: изучение права онлайн

Учет в качестве члена семьи военнослужащего ребенка супруги (супруга) от предыдущего брака для обеспечения служебным жильем (по материалам судебной практики)

Автор: Майстренко В.С.

В правоприменительной практике очень часто возникают ситуации, когда в действующем законодательстве отсутствуют юридические нормы, необходимые для правового регулирования определенных общественных отношений. Такая ситуация называется пробелом в праве.

Причиной проявления правовых пробелов в основном является возникновение после принятия законодательного акта, регламентирующего определенную сферу, новых общественных отношений, требующих правового регулирования, которые не могли быть учтены законодателем. В некоторых случаях пробелы в законодательстве связаны с существующими недоработками законодательной техники.

Разнообразные проблемные вопросы пробелов в законодательстве также рассматривались сквозь призму военного права1.

Одной из составляющих военного права является институт жилищного обеспечения военнослужащих, спектр которого разнообразен. Актуальность данной темы не угасает и по сей день, о чем свидетельствует большое количество научных работ российских ученых2.

В сферу жилищного обеспечения военнослужащих входят вопросы права собственности на жилое помещение, социального найма жилья, обеспечения специализированным жилым помещением и многие другие вопросы.

В целом, исходя из комплексности военного права, жилищное обеспечение военнослужащих регламентируется как специальным военным законодательством, так и жилищным, гражданским и семейным правом.

Для правоприменителей всегда актуальными являются вопросы, связанные с отсутствием законодательной регламентации различных правоотношений, споры по которым разрешаются в судебном порядке.

Одним из таких вопросов, исходя из судебной практики, является установление факта нахождения на иждивении военнослужащего близких родственников члена его семьи (супруга или супруги), а также признание их членами его семьи для последующего обеспечения социальными гарантиями и компенсациями. Например, таковыми могут являться дети супруги военнослужащего, которые родились до вступления в брак с таким военнослужащим (дети от предыдущего брака).

В настоящей статье основное внимание сконцентрировано на социальных гарантиях, имеющих отчасти временный характер, например таких, как распределение служебного жилого помещения с учетом несовершеннолетнего члена семьи супруги военнослужащего.

Безусловно, что для разрешения судами указанного вопроса устанавливаются обстоятельства сложившихся правоотношений с учетом сопутствующих им условий.

Вместе с тем установленные судами обстоятельства в обязательном порядке должны быть мотивированы нормами материального права. Мотивировка осуществляется посредством толкования судами законодательства, на которое делается ссылка. При этом правовые нормы жилищного законодательства с учетом постоянного развития правоотношений и в буквальном толковании не могут наперед предусматривать условия, указывающие на то, какой конкретно правовой нормой необходимо руководствоваться.

Так, по часто возникающим у судов вопросам в целях обеспечения правильного правоприменения Пленум Верховного Суда Российской Федерации дает разъяснения в своих постановлениях.

Применительно к вопросам, вытекающим из жилищных правоотношений, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от 2 июля 2009 г. N 143 даны разъяснения относительно споров, в том числе даны разъяснения о том, кого следует относить к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Согласно разъяснениям, содержащимся в указанном Постановлении, круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся:

а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним;

б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Наряду с изложенным выше судами при принятии решений в аналогичных спорах обращается внимание на нормы семейного законодательства.

В силу ст. 47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Пункт 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации определяет, что родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и законных интересов без специальных полномочий.

По смыслу приведенных правовых норм несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которую на законном основании занимают их родители либо один из родителей и которая определяется им в качестве их места жительства по соглашению родителей.

Вместе с тем судами нередко отмечается, что цели обращения заявителей в суд с указанными требованиями содержат личную имущественную выгоду, проявляющуюся в предоставлении дополнительной жилой площади либо дополнительных выделенных денежных средств для приобретения дополнительной жилой площади.

Указанный вывод подтверждается Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2019 г. (гражданское дело N 47-КГ18-17)4.

Кроме того, в данном Определении указано, что жилищное и иное законодательство Российской Федерации не определяют учреждения либо другие организации, правомочные выдавать надлежащие документы, удостоверяющие факт нахождения на иждивении, наличия в семье единого бюджета, несения общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования.

Вывод суда является объективно состоятельным и, следовательно, ввиду многообразия судебной практики по вышеуказанным вопросам актуален для правоприменителей.

С учетом того что факт признания членом семьи военнослужащего может быть установлен только по решению суда, реализовать свое право на получение служебного жилья с учетом члена семьи своей супруги, родившегося в предыдущем браке, военнослужащий может только посредством подачи искового заявления в суд общей юрисдикции. Следует отметить, что такие споры подсудны не военным гарнизонным судам, а районным (городским) судам.

Наряду с изложенным для разрешения судами споров по аналогичным вопросам существенным является установление обстоятельств соблюдения семейного законодательства лицами, являющимися законными представителями несовершеннолетних детей.

Так, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в своем Определении от 20 мая 2021 г. (дело N 88-9612/2021)5, проверяя апелляционное определение, которым отменено решение суда первой инстанции, указала, что суд апелляционной инстанции правильно учел, что выплата алиментов на содержание дочери, которая не проживает совместно с отцом, является фактом исполнения им обязанностей родителя, соответственно, признать факт нахождения на иждивении лица, не являющегося родителем, в данном случае возможным не представляется.

Такой вывод также объективно отражен в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2021 г. (дело N 56-КГ21-3-К9)6.

По смыслу правовых норм Семейного кодекса Российской Федерации, а именно ст. 47 (права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке) и ст. 64 (родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и законных интересов без специальных полномочий), несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которую на законном основании занимают их родители либо один из родителей и которая определяется им в качестве их места жительства по соглашению родителей. При этом значимым обстоятельством является установление судом фактического места жительства законных представителей несовершеннолетнего.

Само по себе проживание совместно с военнослужащим лиц, не относящихся к его детям, закон связывает с установлением факта нахождения на иждивении военнослужащего, и это не свидетельствует о нахождении на его полном иждивении.

Для признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев обязательным условием является установление факта ведения общего хозяйства, под которым следует понимать наличие совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования.

Кроме того, в большей степени ведение совместного хозяйства военнослужащего и матери несовершеннолетнего не имеет правового значения, так как в спорах рассматривается право несовершеннолетнего на признание членом семьи военнослужащего, а не его матери.

Судебные решения носят казуальный характер, преимущественно основываясь на установленных в ходе судебных разбирательств обстоятельствах, и не распространяются на похожего рода отношения.

Также следует подчеркнуть выводы судов о том, что военнослужащий может реализовать свое право на получение служебного жилья с учетом члена семьи своей супруги только посредством подачи иска, т.е. в судебном порядке.

Таким образом, следует прийти к выводу о том, что в данном вопросе присутствует пробел в законодательстве, который возник как следствие появления новых общественных отношений и требует правового регулирования.

Библиографический список:

  1. Александрова Н.Г., Иванов В.Ю., Кириченко Н.С. О сроках обеспечения военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания / Н.Г. Александрова, В.Ю. Иванов, Н.С. Кириченко // Военное право. 2021. N 6 (70). С. 145 — 149.
  2. Землин А.И., Корякин В.М. Методология военно-правового исследования. Общая часть. Учебник и практикум для студентов, обучающихся в военных учебных центрах при федеральных образовательных организациях высшего образования. Москва, 2021. Сер. "Адъюнктура".
  3. Кинашенко И.А., Корякин В.М. Конституционный Суд Российской Федерации восстановил жилищные права детей, родившихся после смерти военнослужащих / И.А. Кинашенко, В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2022. N 2 (295). С. 42 — 50.
  4. Кудашкин А.В., Савенков А.Н., Конохов М.В., Корякин В.М., Свининых Е.А., Тарадонов С.В., Толкаченко А.А., Фатеев К.В. Военное право. Москва, 2021. Том I: История и теория военного права.
  5. Миронов В.С., Харитонов С.С. О рассмотрении военными судами дел в сфере обеспечения военнослужащих — участников НИС жилыми помещениями / В.С. Миронов, С.С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2022. N 1 (294). — С. 6 — 25.
  6. Холиков И.В. История и теория военного права: первое фундаментальное исследование / И.В. Холиков // Военное право. 2021. N 5 (69). С. 222 — 228.

1См., напр.: Землин А.И., Корякин В.М. Методология военно-правового исследования. Общая часть: учеб. и практикум для студентов, обучающихся в военных учебных центрах при федеральных образовательных организациях высшего образования. М., 2021. Сер. "Адъюнктура"; Военное право: моногр.: в 3 т. / под ред. А.Н. Савенкова, А.В. Кудашкина. М., 2021. Т. 1: История и теория военного права (с предисловием). 560 с.; Холиков И.В. История и теория военного права: первое фундаментальное исследование // Воен. право: электрон. науч. изд. 2021. Вып. N 5. С. 222 — 228.

2См., напр.: Александрова Н.Г., Иванов В.Ю., Кириченко Н.С. О сроках обеспечения военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания // Воен. право: электрон. науч. изд. 2021. Вып. N 6. С. 145 — 149; Кинашенко И.А., Корякин В.М. Конституционный Суд Российской Федерации восстановил жилищные права детей, родившихся после смерти военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2022. N 2. С. 42 — 50; Миронов В.С., Харитонов С.С. О рассмотрении военными судами дел в сфере обеспечения военнослужащих — участников НИС жилыми помещениями // Там же. N 1. С. 6 — 25.

3URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=7&nd=204002377&collection=1 (дата обращения: 29.01.2022).

4URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-29012019-n-47-kg18-17/ (дата обращения: 29.01.2022).

5URL: https://1kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=10496173&delo_id=2800001&new=2800001&text_number=1 (дата обращения: 29.01.2022).

6URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-sudebnoi-kollegii-po-grazhdanskim-delam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-20042021-n-56-kg21-3-k9/ (дата обращения: 29.01.2022).


Рекомендуется Вам: