ЮрФак: изучение права онлайн

Направления преодоления проблем миграционной политики в Российской Федерации

Миграция населения в настоящее время приобретает глобальный характер и одновременно является признаком самой глобализации. Глобализация, как известно, является процессом объединения народов, государств; ведет к стиранию границ между народами и созданию единого политического, экономического и духовного пространства1.

Ключевые направления миграционной политики России на современном этапе провозглашены в действующем Указе Президента России "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 — 2025 годы"2.

Положения данной концепции соответствуют Основному Закону России — Конституции Российской Федерации3. Данный документ имеет глубокое политико-правовое содержание и формирует основы миграционной политики, а также цели и задачи на национальном уровне4.

В базисе Концепции определено, что современные тенденции в сфере миграции в Российской Федерации обусловлены в основном экономическими и социальными факторами. Устойчивое социально-экономическое положение, сохранение исторических и культурных связей народов государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — СНГ), взаимные безвизовые поездки, учреждение Евразийского экономического союза являются мощными факторами миграционной привлекательности Российской Федерации.

Важно также в данном контексте в целях формирования правильного правопонимания определить понятие миграционных процессов, о которых и пойдет речь далее. Общепризнанным является подход, в силу которого миграция представляет собой процесс перемещения населения как внутри страны, так и за ее пределами с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания определенных лиц (мигрантов).

В свою очередь, миграционные процессы определяются как различные процессуальные действия мигрантов и должностных лиц, которые осуществляются в миграционной практике и образуют значимые юридические последствия. Принято выделять и различные классификации миграционных процессов, в частности легальные и теневые5.

Исследователи миграционных процессов Б.С. Хорев и В.Н. Чапек справедливо считают, что:

— легальная миграция — любые перемещения, совершаемые субъектом миграции с соблюдением законодательства всех государств, по территории которых они совершаются;

— нелегальная миграция — различные перемещения через границы территориальных образований, совершаемые с нарушением норм и положений действующего законодательства.

Таким образом, наиболее вероятно, что нелегальная миграция относится к международной миграции населения. Однако может иметь место и внутри стран, если на их территории существует запрет на несанкционированные властями так называемые междупоселенные передвижения6.

Рост теневизации миграционных процессов продолжает сохраняться на высоком уровне, что также представляет одну из угроз для экономической и финансовой безопасности России. Данные проблемы подтверждают актуальность затронутой темы исследования, приведенной в контексте данной статьи. В этой связи видится целесообразным предложить направления совершенствования миграционной политики России с учетом современных реалий.

Основываясь на анализе положений данного акта, следует определить и ключевую идею, на основании которой формируются задачи миграционной политики России на современном этапе. Такая идея заключается в открытости миграционной политики по отношению к дружественным странам, к числу которых относятся государства из группы СНГ, в частности такие государства, как Российская Федерация, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан и другие страны.

Интересным выступает и тот факт, что современную Россию и группу СНГ объединяет не только общая советская история, но и схожее правовое регулирование, которое уходит корнями в особенности существования романо-германской правовой семьи.

В корне противоположным образом складывается миграционная практика, связанная с сотрудничеством с западными странами, в которых условия по отношению к гражданам Российской Федерации включают ряд преград, императивных требований, которые представляются в некоторых случаях непреодолимыми. Другими словами, с группой стран англосаксонской правовой семьи.

В связи с этим политико-правовые отношения и сотрудничество России с западными странами усложняются. В результате этого Российская Федерация применяет зеркальные меры и устанавливает аналогичные законодательные пределы в рамках миграционных правоотношений применительно к гражданам иностранного государства из группы недружественных стран Запада.

Подобная конфронтация образует одну из ключевых проблем в сфере миграционной практики при взаимодействии со странами Запада. Данная проблема является ключевой на повестке дня на высоком, международном уровне.

Также нельзя не заметить, что в этой связи и в условиях проведения специальной военной операции на Украине миграционные отношения в 2022 г. усложнились со странами, которые приняли недружественную позицию по отношению к проводимой внешней политике России.

Конъюнктура и общий объем миграции существенно сократились, что привело к оттоку мигрантов из России. Представляется, что подобный статистический всплеск не представляет существенной угрозы для экономической и финансовой безопасности России в части оттока трудовых иностранных ресурсов.

Увеличение миграции из стран СНГ в условиях внешнего санкционного воздействия продолжает возрастать в настоящее время на национальном уровне на фоне сложностей, которые возникают в связи с проблемами российской демографии.

Таким образом, неблагоприятный демографический фон в сочетании с экономическим подъемом создали объективный импульс для взрывоподобного развития трудовой миграции иностранной рабочей силы, которая быстро стала самым массовым миграционным потоком и главной болевой точкой миграционной политики в России.

При этом, если вернуться к анализу Концепции, возможно сделать вывод о том, что актуальность темы данного исследования подтверждают и статистические данные, свидетельствующие о росте миграционных отношений в рамках правового поля на национальном уровне за последние годы в целом. Так, например, в 2012 — 2017 годах миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики.

Таким образом, одним из эффективных направлений преодоления проблем миграционной политики, которая обусловлена убылью населения, выступает создание эффективных условий для притока населения путем формирования лояльного отношения со стороны национальной экономики к мигрантам из стран СНГ.

Однако, несмотря на положительную сторону данного направления, следует выделить и его обратную сторону, которая связана с тем, что подобная тенденция и устойчивая трудовая миграция за несколько десятилетий в отечественной практике привели к некоторой сегментации рынков труда в развитых странах и выделению секторов, занятых преимущественно мигрантами. Данный процесс является закономерным явлением во многих странах. Таким образом, и Россия не стала в данном случае исключением.

Проблема связана с тем, что в первую очередь непрестижные рабочие места, не требующие высокой квалификации, с тяжелыми условиями и низкой оплатой труда — это наиболее дискриминируемые, неформальные или теневые сегменты занятости7.

Подобная проблема также создает угрозу невозможности трудоустройства на подобные вакансии граждан России в силу их замещения мигрантами. Интересным также выступает и тот факт, что центрами миграционной привлекательности для иностранных граждан становятся в первую очередь крупные экономически развитые города европейской части России, в частности Москва и Санкт-Петербург.

Таким образом, возникает еще одна проблема — неравномерности распространения мигрантов по территории России, что не позволяет всесторонне укреплять экономику государства в разрезе субъектов Федерации.

В этой связи видится целесообразным дифференцировать потоки миграции из крупных экономических центров в другие субъекты Федерации, в которых имеются проблемы недостатка трудовых ресурсов. Данные направления в субъектах Федерации возможно усовершенствовать путем формирования специализированных целевых программ, направленных на создание условий труда и жизни мигрантов в дотационных субъектах Федерации.

Продолжает сохраняться проблема незаконной миграции, а также последствий, которые связаны с повышением уровня преступности, совершаемой мигрантами. Незаконная миграция обусловлена применением административной и уголовной ответственности.

Под незаконной миграцией следует понимать совершение деяний, направленных на организацию процесса миграции или нарушение мигрантом процессуального порядка миграции. Данную категорию следует отличать от преступлений (правонарушений), совершаемых мигрантами, под которыми следует понимать совокупность уголовно-наказуемых или административных правонарушений, субъектом совершения которых выступает специальный субъект, т.е. мигрант.

Рост уровня миграции с точки зрения экономики преступности (подраздела криминалистики) образует прямую связь с ростом преступности на территории страны в любом развитом государстве. Возможно выделить типичные детерминанты, которые воздействуют на подобный рост и данную взаимосвязь, обусловленную следующим:

1. Низкий уровень правосознания и правопонимания, отсутствие знаний в сфере законодательства России.

2. Отсутствие механизмов ассимиляции вновь прибывших иностранцев.

3. Социальные конфликты, которые ежедневно возникают в обществе.

Помимо данных причин возможно выделить и множество других условий, которые объясняют подобный рост преступности мигрантов, который и так представляется очевидным. Обозначенные детерминанты образуют проблему, которую необходимо решить и минимизировать путем формирования соответствующего направления с целью минимизации.

Для решения данной проблемы необходимо предложить на уровне муниципальных образований обеспечить организацию культурно-просветительных мероприятий для мигрантов (вновь прибывших) в целях повышения их уровня правовой культуры и формирования ценностных ориентиров для осуществления ассимиляции.

В современной науке не менее активно обсуждаются вопросы глобализации миграционных процессов. В силу развития информационных технологий активным образом развивается совмещаемый с работой туризм, что возможно признать положительной тенденцией, которая также может формировать предложения для мигрантов, прибывающих на работу и туризм на территорию России на короткий промежуток времени.

На современном этапе в крупных экономических центрах России формируются отдельные отрасли бизнеса, которые направлены на удовлетворение жизненных благ мигрантов и оказание различных услуг, связанных с процедурами миграции.

В данном контексте речь идет об оказании услуг проживания (аренде жилья), оказании услуг организации питания, юридической помощи в оформлении документов и других сопутствующих и объективно необходимых для мигрантов, в особенности впервые прибывших, а также иных дополнительных услуг. Стоит отметить, что в данной нише рынка оказания подобных услуг, которые ориентированы на мигрантов, уже сформировалась некоторая конкуренция, что на первый взгляд кажется позитивной тенденцией, при этом данная сфера подвержена и ряду существенных проблем, которые вызывают необходимость в оперативном правовом регулировании. В частности, например, такие проблемы, как:

— отсутствие соблюдения техники безопасности при оказании услуг мигрантам;

— отсутствие нормы качества оказываемых услуг мигрантам;

— оказание неправомерных услуг под видом юридической консультации и др.

Вследствие развития данных проблем, обусловленных высоким уровнем миграции, повышается уровень общественной опасности, и в некоторых случаях факт игнорирования вышеобозначенных проблем приводит к летальным последствиям, например гибели мигранта, утрате трудоспособности мигрантом и прочим негативным последствиям, угрожающим жизни и здоровью. Из-за того что подобные проблемы активным образом распространяются на местном уровне, они зачастую остаются в тени. Таким образом, данные проблемы возможно признать латентными, что не коррелируется и не отражается в рамках ключевых направлений миграционной политики. Игнорирование данных проблем может косвенно и негативно сказаться на имидже России при оценке миграционной политики со стороны иных государств.

В этой связи при формировании направлений миграционной политики на будущие годы рекомендуется учитывать необходимость в проведении профилактических мероприятий от лица соответствующих правоохранительных органов, направленных на выявление фактов нарушения правил, а также техник безопасности при оказании услуг мигрантам соответствующими компаниями, которые специализируются в рамках данной сферы.

Стоит согласиться, что одним из основных приоритетных направлений современной государственной миграционной политики является совершенствование противодействия правонарушениям в сфере миграции. Важнейшим условием успешной борьбы с преступностью является проработанная нормативная правовая база8.

Последствия миграции, как видится, проявляются в различных сферах и могут быть как положительными, так и отрицательными. В этой связи одной из основных задач, стоящих перед странами в эпоху глобализации, является разработка эффективной миграционной политики, которая должна детально регулировать миграционные процессы, чтобы обеспечить бесконфликтное и благополучное развитие стран, их дальнейшее экономическое, политическое, культурное и социальное процветание с учетом возникновения новых вызовов и угроз, которые имеют широкое распространение в современных реалиях и под воздействием западного санкционного давления.

Литература

1. Вершинина И.А. Миграционные процессы в условиях глобализации: Социологический анализ факторов и тенденций развития: диссертация кандидата социологических наук / И.А. Вершинина. Москва, 2006. 138 с.

2. Советов Д.И. Миграционные процессы: правоприменительные ошибки и пути их преодоления / Д.И. Советов // Миграционное право. 2020. N 3. С. 7 — 11.

3. Хабибулин А.Г. Финансовая безопасность. Финансовые расследования / А.Г. Хабибулин [и др.]. Москва: Издательство Московского университета, 2020. 572 с.

4. Хабибулин А.Г. Мониторинг правоприменения — основа правообразования в сфере обеспечения миграционной безопасности / А.Г. Хабибулин, К.Р. Мурсалимов // Миграционное право. 2022. N 2. С. 30 — 34.

5. Хорев Б.С. Проблемы изучения миграции населения: статистико-географические очерки / Б.С. Хорев, В.Н. Чапек. Москва: Мысль, 1978. 254 с.


1Вершинина И.А. Миграционные процессы в условиях глобализации: социологический анализ факторов и тенденций развития: автореф. дис. … канд. социол. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. 138 с.

2Указ Президента России "О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 — 2025 годы". URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58986.

3Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".

4Там же.

5Советов Д.И. Миграционные процессы: правоприменительные ошибки и пути их преодоления // Миграционное право. 2020. N 3.

6Хорев Б.С., Чапек В.Н. Проблемы изучения миграции населения. М., 1978. 254 с.

7Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

8Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р. Мониторинг правоприменения — основа правообразования в сфере обеспечения миграционной безопасности // Миграционное право. 2022. N 2. С. 30 — 34.


Связанные статьи:

Рекомендуется Вам: