ЮрФак: изучение права онлайн

Актуальные проблемы правового регулирования внутреннего круизного туризма в Российской Федерации

Авторы: Шевченко О.А., Морозов П.Е., Слюсарев Д.С.

Оглавление

1. Актуальность и постановка проблемы

2. Анализ нормативно-правового регулирования

3. Круизный туризм: понятие и содержание

4. Железнодорожные и автобусные круизы

5. О необходимости договора круиза

6. Основные выводы исследования

Литература


1. Актуальность и постановка проблемы

Круизный туризм рассматривается в Российской Федерации (далее также — РФ) как один из приоритетных видов внутреннего туризма1, что особенно важно в современных условиях, когда масштаб внутреннего туризма существенно увеличился2.

По нашему мнению, для оптимизации внутреннего круизного туризма необходимо решить ряд проблем, которые целесообразно классифицировать на три основные группы:

— проблемы неоднозначного понимания круизного туризма с точки зрения юридической техники, в результате чего он теряет свою специфику;

— проблемы появления новых видов круизного туризма;

— проблемы, связанные с отсутствием закрепления в законодательстве положений о договоре круиза.

2. Анализ нормативно-правового регулирования

Проанализируем каждую группу проблем более детально.

Следует отметить, что легальное определение круизного туризма отсутствует в законодательстве РФ, что порождает неоднозначность в его трактовке. Вместе с тем имеется ряд определений круизного туризма в различных федеральных и региональных концепциях, стратегиях и программах развития туризма. Однако эти дефиниции носят общий характер без раскрытия сущности круизного туризма.

Так, например, "круизный туризм" — "путешествие на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно-познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных, профессионально-деловых и других целях"3.

В свою очередь, "экспедиционный круизный туризм" — перемещение (путешествие) туриста по воде на научно-исследовательских судах, атомных ледоколах и иных круизных судах по обозначенному маршруту в исследовательско-экспедиционных, экскурсионно-познавательных и рекреационных целях"4.

Анализ данных определений позволяет заключить, что в них акцент приходится на путешествие (перемещение) на круизном судне.

Следовательно, речь прежде всего идет об услуге, которая предоставляется туристу, что приводит к противоречию с дефиницией "круиз", который понимается как "комплексный туристский продукт, включающий перевозку пассажиров по заранее согласованному туристскому маршруту по морским и (или) внутренним водным путям"5.

И действительно, если исходить из определения круизного туризма, то перемещение туриста на водном транспорте не будет включаться в круиз как комплексный туристский продукт, что явно не соответствует действительности, так как туроператор или турагент должен как раз и предоставить эту услугу прежде всего. В противном случае дефиниция круизного туризма теряет смысл.

Не добавляет ясности в этом вопросе и трактовка термина "круиз" в ряде подзаконных правовых актов: "перемещение (путешествие) туриста по воде на круизном судне, по обозначенному маршруту в экскурсионно-познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных, профессионально-деловых, исследовательско-экспедиционных и других целях"6.

Кроме того, в этих нормативных правовых актах, по существу, разводятся понятия "круизный туризм" и "услуги круиза", что явно не совсем корректно с точки зрения как юридической техники, так и практики правоприменения: ведь услуги, собственно, и входят в круизный туризм.

Другой аспект проблемы, по нашему мнению, состоит в том, что специфика круизного туризма определяется, собственно, из понятия круизного судна. По логике получается, что именно наличие круизного судна дает нам право утверждать, что данный вид туризма является собственно круизным, а не каким-то другим.

Вместе с тем из законодательства не совсем понятно, что собой представляет круизное судно. Так, например, "круизное судно: самоходное плавучее сооружение, построенное и оборудованное для перевозки пассажиров, представляющее собой коллективное специализированное средство размещения"7. Выходит, что понятие "круизное судно" носит исключительно общий характер, ввиду чего вряд ли может определить специфику круизного туризма.

3. Круизный туризм: понятие и содержание

Мы предлагаем следующее решение этих проблем.

Целесообразно точно и четко определиться с тем, что собой представляет круизный туризм. Для этого необходимо проанализировать термин "круиз", приводимый в различных словарях.

Так, например, круиз — путешествие, поездка, поход, турне, вояж, тур, странствие, странствование; бизнес-круиз, дорога, плавание8. Имеется и другое определение круиза — "морское или речное туристское путешествие по замкнутому или почти замкнутому маршруту обычно с короткими радиальными поездками из портов во внутренние районы посещаемых стран"9.

Полагаем, что круизный туризм можно определить следующим образом: "круизный туризм — организованная форма путешествия на коллективном транспортном средстве, в процессе которого туристу предоставляются услуги, необходимые ему для получения удовольствия от отдыха, включая и услуги по его перевозке". Мы сознательно акцентируем внимание на услугах, предоставляемых туристу.

Кроме того, самое главное в круизе то, что турист наслаждается самим путешествием на транспортном средстве, рассматривая морские, речные и иные пейзажи, общаясь с людьми в различных городах, посещая достопримечательности. Иными словами, он ощущает себя путешественником-исследователем. Полагаем, что услуги в рамках круиза должны предоставляться именно в этом аспекте.

Отметим, что существующие нормативные правовые акты в этой сфере носят общий характер, не учитывая специфику круиза.

Так, например, ГОСТ Р 56221-2014 "Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования" устанавливает, что услуги речных круизов — это "деятельность по организации речных круизов, размещению туристов и оказанию дополнительных услуг на круизном судне. К дополнительным услугам относят: услуги по организации питания, досуга, туристские и экскурсионные услуги"10.

Анализ данного документа позволяет сделать вывод о том, что услуги речного круиза носят общий характер, т.е. они не определяются целью круиза — обретение туристом ощущения то, что он становится путешественником-исследователем.

Так, например, ГОСТ Р 56221-2014 определяет, что услуги по организации питания и торговли включают: (1) услуги питания в ресторанах, барах, буфетах и предприятиях питания других типов; (2) доставку и обслуживание в каютах (рум-сервис); (3) продажу товаров в объектах торговли различного типа.

В свою очередь, спортивно-оздоровительные и физкультурные услуги включают: (1) услуги спортивных и тренажерных залов; (2) услуги бассейнов, бассейнов с джакузи, водных горок для детей и взрослых; (3) услуги саун, бань; (4) фитнес-услуги; (5) услуги солярия; (6) предоставление шезлонгов и лежаков; (7) услуги салонов красоты; (8) услуги массажа; (9) СПА-услуги. Таким образом, данные услуги носят общий характер.

Несомненно, они нужны, но они не определяют специфику круиза и по существу являются дополнительными. Считаем, что самая главная услуга круиза — это посещение речных и морских достопримечательностей. Вместе с тем данная услуга не устанавливается ГОСТ Р 56221-2014.

4. Железнодорожные и автобусные круизы

Интересным представляется и появление новых видов круизов помимо традиционных — морского и речного. Это прежде всего железнодорожный и автобусный круизы.

Железнодорожные круизы РЖД ТУР11 подразумевают путешествие по территории Российской Федерации на круизных поездах по различным маршрутам. Круизный туроператор "Мостурфлот" презентовал своим розничным партнерам принципиально новый продукт — автобусные экскурсионные круизы12. Так, в "Мостурфлоте" решили привнести в автобусный тур элементы, приближающие его к речному круизу по уровню сервиса, чтобы туристы чувствовали себя на маршруте так же комфортно, как и на теплоходах.

Еще одно отличие автобусных круизов от стандартных туров — в уровне размещения — туристы размещаются в лучших отелях города, где запланирована ночевка. При этом в любом автобусном круизе предусмотрено включенное в цену трехразовое горячее питание13.

5. О необходимости договора круиза

Современная ситуация в сфере круизного туризма характеризуется наличием противоречия: с одной стороны, в практике правоприменения туроператоров и турагентов пока еще не часто, но уже употребляется термин "договор круиза", который заключается с туристом, а с другой стороны, в законодательстве РФ отсутствуют положения о подобном виде договора.

Мы согласны с позицией ряда ученых о том, что самой серьезной проблемой в сфере морского круизного туризма является несовершенство нормативно-правовой базы14.

Считаем, что это противоречие можно решить, использовав правовой опыт дружественных стран, в нормативных правовых актах ряда из которых есть нормы о договоре круиза15.

6. Основные выводы исследования

Таким образом, анализ правового регулирования круизного туризма позволяет заключить, что оно нуждается в оптимизации в аспекте юридической техники и договорного регулирования, а также посредством расширения понятия "круизный туризм" за счет включения в него новых видов круизов — железнодорожного и автобусного.

Литература

1. Басюков Г.Т. Круизный туризм: особенности и тенденции в 2018 году / Г.Т. Басюков // Экономика. 2018. N 14. С. 108 — 110.

2. Маковская А.С. Некоторые вопросы правового регулирования морского круизного туризма в России / А.С. Маковская // Океанский менеджмент. 2019. N 1. С. 30 — 34.

3. Поддубная Т.Н. Тенденции развития круизного туризма в Краснодарском крае / Т.Н. Поддубная, Е.Л. Заднепровская, Т.А. Джум // Бизнес. Образование. Право. 2020. N 4 (53). С. 58 — 63.


1Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" // СЗ РФ. 2022. N 1 (ч. II). Ст. 147.

2Басюков Г.Т. Круизный туризм: особенности и тенденции в 2018 году // Экономика. 2018. N 14. С. 108 — 110; Поддубная Т.Н., Заднепровская Е.Л., Джум Т.А. Тенденции развития круизного туризма в Краснодарском крае // Бизнес. Образование. Право. 2020. N 4 (53). С. 58 — 63.

3Распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2019 г. N 369-р "Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года" // СЗ РФ. 2019. N 11. Ст. 1170.

4Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2022 г. N 117-р "Об утверждении Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года" // СЗ РФ. 2022. N 7. Ст. 997.

5Там же.

6ГОСТ Р 56221-2014 Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020.

7Там же.

8Словарь русских синонимов // Академик, 2000 — 2022. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/67858/круиз (дата обращения: 15.06.2022).

9Словарь по географии // Академик, 2000 — 2022. URL: https://geography_ru.academic.ru/3316/круиз (дата обращения: 15.06.2022).

10ГОСТ Р 56221-2014 Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования. Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020.

11Круизные поезда // РЖД ТУР. URL: https://rzdtour.com/kruiznyie-turyi/ (дата обращения: 15.06.2022).

12Что такое автобусные круизы и кому их продавать // Ассоциация туроператоров. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/42110.html (дата обращения: 15.06.2022).

13Там же.

14Маковская А.С. Некоторые вопросы правового регулирования морского круизного туризма в России // Океанский менеджмент. 2019. N 1. С. 30 — 34.

15См.: Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 321-З. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30414845 (дата обращения: 15.06.2022).


Рекомендуется Вам: