ЮрФак: изучение права онлайн

Влияние государственной (национальной) миграционной политики на процесс обеспечения экономической безопасности в реалиях современной России

Автор: Анищенко А.В.

В современных условиях масштабного переустройства экономических отношений на национальном уровне, обусловленного трансформацией монополярного мироустройства, возникающие проблемы обеспечения экономической безопасности России во многом связаны с происходящими внутренними и внешними, направленными как внутрь страны, так и из нее миграционными процессами.

Актуальность исследования определяется прежде всего тем, что по своей сути миграционные процессы являются сложным социальным явлением, которое необходимо умело и правильно регулировать на общефедеральном уровне при условии обязательного и непосредственного участия субъектов Федерации.

Обратная сторона рассматриваемой проблемы заключается в том, что неуправляемые миграционные потоки принесут только вред экономическому благополучию любой страны, сформировав отдельно взятую угрозу ее национальной безопасности.

Разрешить проблему правильного использования труда мигрантов в экономике страны, отсеивания незаконных миграционных потоков может только верно выстроенная государственная правовая политика, которую в Российской Федерации необходимо пересмотреть с учетом новых вызовов и угроз, о которых пойдет речь далее. При этом обоснованно следует признать, что в таких условиях сфера миграции выступает одним из ключевых политических направлений, которое развивается под воздействием ряда усложняющих факторов, в частности под влиянием специальной военной операции, проводимой на Украине в условиях санкционного воздействия со стороны западных стран, при котором закрываются границы множества государств в отношении России, а также возникает как внутри страны, так и за ее пределами ряд иных новых вызовов и угроз.

В этой связи и в целях недопущения дестабилизации общественных отношений в сфере миграции возникает потребность детально увязать сущность и содержание миграции, наличие новых благ и новых опасностей, источником которых является "особая" внешнеполитическая ситуация в России и в мире в целом.

На основании этого видоизменяется и конъюнктура, а также ключевой курс государственной миграционной политики. Такая закономерность должна учитывать все негативные и позитивные стороны миграции через призму правильного восприятия ценностей данного института, который призван служить принципу сближения государств и ассимиляции народов при условии соблюдения понятных всем ценностей, основных конституционных прав и свобод человека ценностных ориентиров и интересов России, а также зарубежных партнеров1. При этом важную роль в оптимизации государственной политики и в повышении эффективности деятельности органов государственной власти при обеспечении экономической безопасности страны играет организация масштабного или глобального мониторинга состояния миграционной сферы в целях:

— выявления причинно-следственных связей между миграционными процессами и социально-экономическими явлениями;

— своевременного установления фактов возникновения угрозообразующих явлений в рассматриваемой сфере;

— эффективной организации нейтрализации последних или минимизации последствий от их проявления;

— применения эффективных мер противодействия различным правонарушениям в сфере миграции.

Из заявленных целей непосредственно вытекает то, что выработка государственной миграционной политики и совершенствование правового механизма регулирования миграционных процессов, организационное обеспечение их реализации должны базироваться на фундаментальной научной основе, на основе учета объективных законов общественного развития, конкретного состояния российского общества и состояния всего мирового сообщества.

На современном этапе существенную угрозу для миграционных отношений представляют правонарушения, которые имеют распространение в данной сфере.

При комплексном анализе правонарушений в сфере миграции возникает потребность в разработке экономико-правового механизма, направленного:

— на выявление миграционных вызовов и угроз, имеющих криминальные источники;

— преодоление последствий причиненного вреда миграционным процессам;

— применение превентивных мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан или мигрантов, а также интересов отдельно взятой личности в целом, общества и государства.

Стоит согласиться с выводом А.Г. Хабибулина и К.Р. Мусалимова о том, что "необходимость увеличения миграционных потоков в Россию одновременно усложняет ситуацию с нелегальной миграцией. В этой связи нелегальная миграция влияет на рост преступности и расширение подпольного рынка труда, что подрывает национальную безопасность государства, и на его авторитет, отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность. Особое опасение вызывает появление коррупционных связей в сфере противодействия незаконной миграции"2.

Поэтому безотлагательной мерой по противодействию нелегальной миграции является совершенствование правовых инструментов антикоррупционного механизма, основанного на установлении уголовной, административно-правовой, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности3.

Таким образом противодействие нарушениям в сфере миграции предполагает применение комплекса мер юридической ответственности в рамках данного подхода. В результате распространения правонарушений в сфере миграции формируется устойчивая "теневизация" различных общественных отношений. Наибольшую общественную опасность и вред представляют экономические вызовы и угрозы, которые ложатся в основу теневой экономики. Данная группа вызовов и угроз формируется под воздействием незаконных миграционных процессов4.

В контексте данного исследования проблемы миграционной преступности возможно признать одной из системообразующих угроз экономической безопасности. При этом данная угроза не является основной и лишь частично находит отражение в соответствующем Указе Президента Российской Федерации5.

Подобный вывод может быть обоснован тем, что миграция выступает эффективным институтом, позволяющим компенсировать и даже восполнять убыль населения государства, повышать уровень межнациональных связей, осуществлять формирование миграционных союзов между государствами.

Преступность в сфере миграции выступает обратной — негативной стороной рассматриваемого явления. Так, например, факт привлечения в Россию дополнительных трудовых ресурсов обусловлен необходимостью формирования фонда социально и производственно-значимых специальностей как для конкретных субъектов Федерации, так и для страны в целом с учетом сложившейся долговременной ситуации, обусловленной активным неправовым санкционным давлением со стороны государств так называемого коллективного Запада, усилением и обострением военного противостояния России и НАТО во главе с США и вытекающими из них потребностями импортозамещения и реализации государственного оборонного заказа6. Таким образом, данный тезис подтверждает доказательство о том, что вопросы миграционных отношений, а также факты повсеместного распространения теневых миграционных потоков могут выступать куда более существенной проблемой в отечественной практике, чем может казаться, если исходить из сугубо узкой специализации рассматриваемой сферы общественных отношений.

Произошедший в конце ХХ в. государственный переворот в СССР образовал "новое" государство — Российскую Федерацию с совершенно иным политическим, социальным и экономическим устройством, одной из основ строя которого явилась провозглашенная Конституцией свобода экономической деятельности. В таких условиях среди многочисленных угроз как России, так миру и безопасности человечества в целом особую опасность представляет организованная преступность. Данная разновидность проявляется в различных сферах охраняемых уголовным законом правоотношений. Не является исключением и экономическая деятельность.

Борьба с организованной преступностью и ее проявлениями является актуальной социальной проблемой не только для России, но и для большинства стран мира. Организованная преступность находится у истоков международного терроризма, незаконной миграции, торговли людьми, незаконного оборота наркотиков и других негативных социальных процессов современности.

В этой связи незаконная миграция в своей основе носит организованный характер. Этому способствуют как позитивные процессы расширения связей, улучшения общественных отношений, интенсификация миграции населения, так и рост торговых и финансовых операций7.

Высокий уровень миграции из различных стран также признается в качестве одной из проблем противодействия организованной преступности. Усиливающийся процесс миграции населения в мире и образование в различных странах этнических диаспор успешно используются организованными преступниками из других стран для создания национальных группировок, которые отличаются большей сплоченностью и защищенностью от правоохранительных органов.

Национальная солидарность, а иногда и родственные связи, языковой и культурный барьеры надежно защищают такие группировки от проникновения в них посторонних лиц, в том числе и агентов спецслужб. Представленная проблема как угроза экономической и финансовой безопасности России так же активно распространяется в странах, в которых имеется высокий уровень притока мигрантов.

В целях противодействия обозначенным проблемам требуется незамедлительное применение комплексного экономико-правового механизма, направленного на противодействие миграции.

Комплекс специальных механизмов противодействия нелегальной миграции и созданный на этом базисе комплекс мер борьбы с организованными преступными формированиями экономической направленности, образуемыми в том числе и по этническим признакам, должен включать как меры, принимаемые и осуществляемые Главным управлением по вопросам миграции МВД России8 (ранее — Федеральная миграционная служба России), так и меры, принимаемые в рамках своей компетенции иными органами государственной власти, в том числе меры предупреждения, пресечения и профилактики миграционных правонарушений. Эффективная реализация этих мер, как предполагается, возможна на основании применения:

— анализа социально-экономического состояния регионов страны на предмет выявления свободных экономических сегментов, в которых может быть использован труд нелегальных мигрантов;

— разработки программ заполнения нуждающихся экономических сегментов за счет внутренней и легальной внешней миграции;

— исследований тенденций экономического развития регионов и динамики трудовых ресурсов с целью прогнозирования появления сегментов, в большей мере нуждающихся в трудовых миграционных ресурсах;

— анализа состояния и динамики развития теневой экономики и различных форм криминального бизнеса в связи с происходящими миграционными процессами.

Видится, что внедрение данных предложений позволит снизить уровень теневой миграции и обеспечить ее равномерное распространение среди субъектов Федерации, учитывая особенности исторического и культурного развития всех субъектов России.

Осуществление необходимых мер в указанных направлениях требует развертывания комплексных научных исследований в области смежных проблем экономической безопасности, миграции, миграционной стратегии и миграционной политики. Не менее важно организовать на строгих научных основаниях систему профессиональной подготовки кадров специалистов для работы в органах государственной исполнительной власти, структурах государственного и муниципального управления, в правоохранительных органах, а именно в Главном управлении по вопросам миграции МВД России в целях формирования и развития инфраструктуры регулирования миграции в Российской Федерации.

Без учета соответствующих стратегических мер в научной и образовательной сферах невозможно принятие взвешенных политических решений и мер эффективного государственного и общественного управления.

Литература

1. Анищенко В.Н. Криминальные и финансовые угрозы реализации социально-экономических реформ и проектов в России (экономико-правовой анализ): монография / В.Н. Анищенко, А.Г. Хабибулин. Москва: Издательство Московского университета, 2014. 349 с.

2. Анищенко Е.В. Безопасность России в условиях социально-экономических реформ / Е.В. Анищенко // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. N 14 (200). С. 51 — 62.

3. Воробьева О.Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики / О.Д. Воробьева // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации: аналитический сборник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2003. N 9 (202). С. 9 — 22.

4. Живов А. Анализ: мигранты — новое население Российской Федерации, или угроза национальной безопасности / А. Живов // Ридус. Агентство гражданской журналистики. 2016. 16 марта.

5. Ивахнюк И.В. Управление трудовой миграцией: противоречивые уроки глобального кризиса / И.В. Ивахнюк // Век глобализации. 2011. N 2 (8). С. 109 — 125.

6. Советов Д.И. Направления преодоления проблем миграционной политики в Российской Федерации / Д.И. Советов // Миграционное право. 2022. N 3. С. 3 — 6.

7. Финансовая безопасность. Финансовые расследования: учебное пособие / под редакцией А.Г. Хабибулина. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Московский университет, 2020. 574 с.

8. Хабибулин А.Г. Мониторинг правоприменения — основа правообразования в сфере обеспечения миграционной безопасности / А.Г. Хабибулин, К.Р. Мурсалимов // Миграционное право. 2022. N 2. С. 30 — 34.


1Анищенко В.Н., Хабибулин А.Г. Криминальные и финансовые угрозы реализации социально-экономических реформ и проектов в России (экономико-правовой анализ): монография. М.: Изд-во Московского университета, 2014.

2Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р. Мониторинг правоприменения — основа правообразования в сфере обеспечения миграционной безопасности // Миграционное право. 2022. N 2.

3Там же.

4Советов Д.И. Направления преодоления проблем миграционной политики в Российской Федерации // Миграционное право. 2022. N 3. С. 3 — 6.

5Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" // СЗ РФ. 2017. N 20. Ст. 2902.

6Живов А. Анализ: мигранты — новое население Российской Федерации, или Угроза национальной безопасности // Ридус. Агентство гражданской журналистики. 2016. 16 марта.

7Финансовая безопасность. Финансовые расследования: учебное пособие / под редакцией А.Г. Хабибулина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский университет, 2020. 574 с.

8Главное управление по вопросам миграции МВД России. URL: https://проверки.гувм.мвд.рф.


Рекомендуется Вам: