ЮрФак: изучение права онлайн

Инвестиционный режим иностранных ценных бумаг: правовые аспекты

Авторы: Лаптева А.М., Скворцов О.Ю.

Отечественное законодательство регулирует инвестиционную деятельность посекторально или точечно. Это касается и такой сферы, как допуск российских инвесторов к приобретению ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Особенности российского инвестиционного законодательства нашли отражение в области регулирования рынка ценных бумаг, где сформирован собственный понятийный аппарат, определены правовые формы осуществления инвестиционной деятельности, требования к субъектам инвестиционной активности, а также круг объектов, подпадающих под нормативное регулирование. Авторы выделяют два возможных варианта, в рамках которых осуществляется допуск иностранных ценных бумаг на российский фондовый рынок. Первый вариант — это режим прямого доступа к таким ценным бумагам. Второй вариант — это режим их косвенного приобретения. Он предполагает выпуск специальной ценной бумаги — российской депозитарной расписки. Авторы уделяют внимание юридико-техническому инструментарию, который используется законодателем при формулировании правил допуска иностранных ценных бумаг на российский фондовый рынок.

Одним из сегментов финансового оборота является рынок ценных бумаг, составляющий значительную его часть по объему совершаемых сделок1. Роль этого рынка заключается в том, что он привлекает свободные средства в виде инвестиций для развития производства, обеспечивает перелив капитала из депрессивных отраслей в быстро прогрессирующие и т.д.2. Основным инструментом на указанном рынке являются ценные бумаги, опосредующие движение финансовых средств от инвесторов к реципиентам инвестиций.

Государство традиционно оказывает существенное влияние на рынок ценных бумаг, прежде всего за счет установления правового режима осуществления деятельности в этой области. При этом следует отметить, что инвестирование на рынке ценных бумаг по своему содержанию неоднородно, поскольку позволяет выделить ряд специальных инвестиционных режимов. Одним из таких специальных режимов является правовой режим иностранных ценных бумаг.

В российском законодательстве для обозначения иностранных ценных бумаг используются различные термины: "ценные бумаги иностранных эмитентов"3, "ценные бумаги зарубежных эмитентов"4, "иностранные ценные бумаги"5, но легальное определение этих терминов отсутствует. Указанное различие в терминологии не столь существенно, однако требует внимания со стороны законодателя, чтобы исключить потенциальные разночтения6.

Очевидно, что критерием выделения рассматриваемой категории ценных бумаг является их национальная принадлежность: к таковым относятся ценные бумаги, выпущенные в иностранном государстве. И эта характеристика (принадлежность к другому правопорядку) предполагает особые процедуры их допуска на национальный рынок, а также наличие особого правового режима.

Суть инвестиционного режима иностранных ценных бумаг состоит в том, что в его рамках устанавливаются условия для осуществления иностранных инвестиций с использованием такого инструмента, как иностранные ценные бумаги. Другими словами, этот режим вводит особый порядок доступа российских инвесторов к иностранным ценным бумагам. В свою очередь, это означает закрепление особого порядка "вхождения" иностранных ценных бумаг на российский рынок, а также установление нормативных требований к потенциальным инвесторам (приобретателям иностранных ценных бумаг).

Полагаем, что инвестиционный режим иностранных ценных бумаг является видовым по отношению к общему режиму вложений на фондовом рынке. Особенность этого режима состоит в том, что он определяет общий порядок осуществления инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг. В частности, в рамках такого режима устанавливаются требования к реципиентам инвестиций (эмитентам), инвесторам (например, тестирование, наличие статуса "квалифицированный инвестор"), посредникам (профессиональным участникам). При этом в рамках этого режима есть модификации (видовые инвестиционные режимы), которые могут предусматривать особые льготы, преимущества или, напротив, вводить дополнительные ограничения. Инвестиционный режим на фондовом рынке выделяется в системе инвестиционных режимов по объекту (ценные бумаги) и также может быть разделен на виды (например, инвестиционный режим российских и инвестиционный режим иностранных ценных бумаг).

Российский законодатель, регламентируя статус иностранных ценных бумаг и условия их допуска на отечественный рынок, использует доктрину множественности критериев, определяющих специфику инвестиционного режима этих финансовых инструментов.

Традиционно инвестиционное законодательство по сравнению с другими областями законотворческой деятельности шло по пути секторального или точечного регулирования, что подразумевает регламентацию инвестиционной деятельности в отдельных сферах экономической и социальной жизни. Законодатель, осознавая потребность в упорядочении инвестиционной активности в определенной сфере, принимает закон, распространяющийся на соответствующий сегмент экономики.

Некоторые авторы связывают это с тем, что правовые конструкции, закрепляющие инвестиционные отношения, изначально формировались стихийно, без разработки концептуальной базы формализации государственной инвестиционной политики, как результат лоббирования интересов крупных компаний или реализации антикризисного управления государства. Поэтому действующее инвестиционное законодательство характеризуется раздельным регулированием реальных и финансовых, долговых и долевых, отечественных и иностранных, публичных и частных инвестиций, которые не воспринимаются законодателем во взаимосвязи, что не отвечает потребностям рынка7. С приведенной позицией можно согласиться отчасти, поскольку, с одной стороны, законодатель действительно принимает нормативный акт в практических нуждах, а с другой — такой подход предопределяется самим характером инвестиционной деятельности, а рамках которой могут быть опосредованы отношения различной природы. Подобное можно наблюдать и в нормотворческой практике международного инвестиционного права8.

Указанные особенности инвестиционного законодательства нашли отражение и в области регулирования рынка ценных бумаг, где был сформирован собственный понятийный аппарат, определены правовые формы осуществления инвестиционной деятельности, требования к субъектам, а также круг объектов, подпадающих под регулирование. Все это в полной мере относится к инвестиционному режиму иностранных ценных бумаг.

Допуск иностранных финансовых инструментов на национальный рынок может иметь как негативные, так и позитивные последствия. К первым в специальной литературе относят возможность "утечки капитала", отвлечение внимания инвесторов от ценных бумаг отечественных эмитентов. Позитивным эффектом допуска иностранных ценных бумаг на российский фондовый рынок является расширение диапазона финансовых инструментов для инвесторов, повышение защиты прав инвесторов, легализация российских инвестиций в ценные бумаги иностранных инвесторов9. Среди позитивных моментов легитимации иностранных ценных бумаг на российском рынке можно также указать рост объемов торгов на фондовом рынке и, как следствие, увеличение объема налоговых платежей.

Регламентация допуска иностранных финансовых инструментов на внутренний рынок осуществляется с учетом особенностей соответствующей экономической системы и юридико-технических традиций. В рамках процедур регулирования учитываются различного рода риски (рыночные, ценовые, риск недобросовестных действий), сопутствующие использованию этого инструментария.

В настоящее время существуют два возможных варианта допуска иностранных ценных бумаг10 на российский фондовый рынок. Первый вариант условно можно назвать "режимом прямого доступа". Его особенностям посвящена ст. 51.1 Закона о РЦБ, а также ряд нормативных правовых актов Банка России11. Второй вариант допуска можно именовать "режимом косвенного приобретения таких ценных бумаг". Он предполагает выпуск специальной ценной бумаги — российской депозитарной расписки (далее — РДР).

Изначально режим допуска иностранных ценных бумаг появился в Законе о РЦБ в 2002 г.12. Однако в первоначальной редакции этой статьи такой допуск был возможен лишь при наличии международного договора РФ или соглашения, заключаемого между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании решения Правительства РФ и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента и предусматривающего порядок их взаимодействия. Такое положение, с одной стороны, допускало возможность появления иностранных эмитентов на отечественном рынке, а с другой — ограничивало ее, поскольку требовалось наличие либо международного договора, либо специального соглашения, которые заключались "штучно". Так, в Пояснительной записке к проекту федерального закона N 504019-4 "О внесении изменения в статью 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (который в результате был принят) указывалось, что ст. 51.1 Закона о РЦБ (ред. от 30 декабря 2002 г.) содержит запретительные нормы для допуска к публичному размещению и (или) обращению на российском рынке иностранных ценных бумаг. Это подтверждает отсутствие универсальных международных договоров, которые определяли бы допуск иностранных ценных бумаг, а также наличие только двух двухсторонних соглашений с регуляторами из Бразилии и Республики Беларусь. В 2009 г. в ст. 51.1 Закона о РЦБ были внесены изменения, значительно упростившие допуск и обращение иностранных ценных бумаг на российском рынке13. При этом следует иметь в виду, что второй механизм допуска на российский рынок иностранных ценных бумаг появился в 2006 г., однако он не стал особо популярным среди иностранных субъектов14.

Начнем с рассмотрения первого варианта допуска иностранных ценных бумаг на российский фондовый рынок. Итак, процедура прямого допуска иностранных ценных бумаг предполагает соблюдение нескольких условий.

Во-первых, такая процедура подразумевает присвоение иностранным финансовым инструментам международного кода (номера) идентификации ценных бумаг (International Securities Identification Number, ISIN) и международного кода классификации финансовых инструментов (Classification of Financial Instruments, CFI). Процедура носит заявительный характер.

ISIN — это 12-разрядный буквенно-цифровой код, служащий для стандартизации и идентификации ценных бумаг и финансовых инструментов; он определяет, к какому виду ценных бумаг и иных финансовых инструментов относится иностранный финансовый инструмент (например, акции, облигации, опционы)15. Присвоение кодов ISIN осуществляется в соответствии с международным стандартом ISO 6166 и нормативными документами Ассоциации национальных нумерующих агентств (Association of National Numbering Agencies, ANNA). Функции национального нумерующего агентства по России выполняет Национальный расчетный депозитарий (далее — НРД)16, который и присваивает коды ISIN.

CFI представляет собой 6-разрядный буквенный код и отражает информацию о финансовых инструментах (в том числе об их виде, типе и форме выпуска, особенностях обращения, погашения и других существенных характеристиках)17. Код CFI может быть присвоен только финансовому инструменту, имеющему код ISIN, поскольку он является дополнительным и указывает на содержательные характеристики этого инструмента. Так, первый разряд кода CFI указывает на общую категорию (например, акции), второй разряд — на группу (например, обыкновенные акции), следующие разряды — на особенности данного инструмента (наличие/отсутствие у держателя ценной бумаги права голоса, статус оплаты, форма выпуска). Код CFI, как и код ISIN, в России присваивается НДР.

Во-вторых, после присвоения кодов ISIN и CFI Департамент корпоративных отношений Банка России квалифицирует эти инструменты в качестве ценных бумаг либо принимает решение о невозможности такой квалификации18. Например, соответствующий инструмент квалифицируется в качестве акций, если первая буква кода — E, а вторая — S, P, R, C, F или V, за исключением случаев, когда шестой буквой значится Z или A. Процедура квалификации в качестве ценной бумаги носит заявительный характер.

В-третьих, большое значение имеют нормативные требования к субъектному составу иностранных эмитентов. Такими субъектами могут быть иностранные организации, международные финансовые организации, иностранные государства, а также центральные банки и административно-территориальные единицы таких иностранных государств, обладающие самостоятельной правоспособностью. При этом российское законодательство предусматривает дополнительные требования, которым должны соответствовать перечисленные выше субъекты. Например, международные финансовые организации должны быть включены в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ (подп. 3 п. 2 ст. 51.1 Закона о РЦБ)19. Среди организаций, включенных в такой перечень, можно назвать Международный банк экономического сотрудничества, Новый банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

В-четвертых, размещение иностранных ценных бумаг имеет свои особенности. Общее правило состоит в том, что для размещения и (или) публичного обращения таких ценных бумаг необходима регистрация проспектов ценных бумаг иностранных эмитентов. Данная регистрация осуществляется Банком России и одновременно с ней принимается решение о допуске иностранных ценных бумаг к обращению на российском рынке ценных бумаг20. Отечественное законодательство в зависимости от способа размещения иностранных ценных бумаг предусматривает различные требования к проспекту. Например, законодательство содержит требование об обязательном составлении и регистрации проспекта ценных бумаг на русском языке при публичном размещении (п. 15 ст. 51.1 Закона о РЦБ). В то же время при непубличном размещении предоставление и регистрация такого проспекта не требуются (абз. 2 п. 14 ст. 51.1 Закона о РЦБ).

Под публичным размещением ценных бумаг (размещение путем открытой подписки) понимается размещение ценных бумаг путем их предложения неограниченному кругу лиц, в том числе на организованных торгах и (или) с использованием рекламы. Не является публичным размещение на организованных торгах ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, либо ценных бумаг, на размещение которых в соответствии с федеральными законами распространяются требования и ограничения, установленные Законом о РЦБ для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, а также размещение ценных бумаг с использованием инвестиционных платформ (ст. 2 Закона о РЦБ).

Российское законодательство устанавливает различные требования для публичного и непубличного размещения иностранных ценных бумаг. Например, допуск иностранных ценных бумаг к публичному обращению по общему правилу осуществляется на основании решения биржи. Такое решение биржа может принять при условии завершения процедуры листинга на иностранной бирже, соответствующей критериям, установленным Банком России21, а также при отсутствии ограничений по предложению таких ценных бумаг неограниченному кругу лиц в России. Полагаем, что в данном случае можно говорить об упрощенном способе допуска иностранных ценных бумаг, поскольку принятие решения "делегировано" российской бирже. Такое "упрощение" связано с тем, что к иностранным биржам, где проходит процедура листинга, предъявляются довольно высокие требования, которым может соответствовать ограниченный круг иностранных бирж (крупные и устойчивые).

В некоторых случаях (в частности, когда отсутствуют условия, предусмотренные п. 4, 4.1 ст. 51.1 Закона о РЦБ) решение о допуске иностранных ценных бумаг к публичному обращению может принимать Банк России. При этом в любом случае ни в российском законодательстве, ни в иностранном праве не должно быть ограничений по предложению этих ценных бумаг неограниченному кругу лиц. Соответствующее решение Банк России принимает на основании заявления российской биржи, содержащего обоснование возможности допуска ценных бумаг иностранного эмитента к публичному размещению и (или) публичному обращению в России.

Российский законодатель дифференцирует требования к иностранным ценным бумагам в зависимости от их вида. Например, иностранные акции допускаются к публичному размещению в России при условии, что они входят в расчет хотя бы одного из индексов из перечня, утвержденного Банком России, либо при наличии договора о принятии обязательств по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов такими акциями или ценными бумагами, удостоверяющими права в отношении таких акций, на условиях, установленных этим договором (п. 4.1-1 ст. 51.1 Закона о РЦБ). Ценные бумаги коллективного инвестирования допускаются к публичному обращению на российском рынке при условии, что их доходность определяется одним из специальных показателей, установленных Банком России (п. 4.1-2 ст. 51.1 Закона о РЦБ). Иностранные облигации допускаются к публичному обращению при условии, что они предусматривают право их владельцев на получение в предусмотренный срок их номинальной стоимости и дохода (п. 4.1-3 ст. 51.1 Закона о РЦБ).

Что касается непубличного размещения иностранных ценных бумаг, то на такие ценные бумаги распространяются требования и ограничения, установленные Законом о РЦБ для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов (п. 13 — 14 ст. 51.1 Закона о РЦБ). Другими словами, такие ценные бумаги могут приобретаться/отчуждаться только квалифицированными инвесторами.

Учет прав по иностранным ценным бумагам осуществляется депозитариями, являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ и соответствующими требованиям нормативных актов Банка России к таким депозитариям22.

Полагаем, что наличие особой процедуры допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок продиктовано необходимостью защиты интересов участников российского рынка ценных бумаг, которые не всегда обладают достаточными профессиональными и квалификационными навыками, опытом для оценки инвестиционных рисков, сопутствующих обороту этих ценных бумаг. В целом можно констатировать, что процедура допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок сопоставима с процедурами, реализуемыми в зарубежных странах.

Второй вариант допуска иностранных ценных бумаг на российский фондовый рынок — это косвенный допуск, предполагающий выпуск специальной ценной бумаги — РДР. Эта ценная бумага позволяет ее владельцу иметь иностранные активы, не выходя за рамки национальной юрисдикции; другими словами, предполагается непрямое владение иностранными ценными бумагами. Как отмечается в юридической литературе, РДР упрощает резиденту управление и получение выгод от акций / облигаций иностранных эмитентов. Сам резидент не приобретает иностранные ценные бумаги, вместо него это делает депозитарий (соотечественник резидента), который обязуется управлять иностранными ценными бумагами согласно указаниям резидента, а также доставлять ему денежные выгоды от этих бумаг (дивиденды и др.)23. Фактически отношения, связанные с выпуском РДР существуют на стыке нескольких правовых систем24.

Легальное определение этой ценной бумаги закреплено в ст. 2 Закона о РЦБ. В соответствии с данной нормой РДР представляет собой эмиссионную ценную бумагу, не имеющую номинальной стоимости, удостоверяющую право собственности на определенное количество представляемых ценных бумаг (акций или облигаций иностранного эмитента либо ценных бумаг иного иностранного эмитента) и закрепляющую право ее владельца требовать от эмитента РДР получения взамен ее соответствующего количества представляемых ценных бумаг и оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем РДР прав, закрепленных представляемыми ценными бумагами. Если эмитент представляемых ценных бумаг принимает на себя обязательства перед владельцем РДР, указанная ценная бумага удостоверяет также право ее владельца требовать надлежащего выполнения этих обязанностей.

Из приведенного определения можно выделить следующие характеристики РДР: эмиссионная, именная, бездокументарная, производная, бессрочная и не имеющая номинала.

Российское законодательство предъявляет особые требования к эмитенту РДР. В соответствии с п. 1 ст. 27.5-3 Закона о РЦБ им может быть российский депозитарий, осуществляющий депозитарную деятельность не менее трех лет. Кроме того, законодательство устанавливает требования к размеру собственных средств депозитария25. Наличие таких требований к эмитенту РДР обусловлено тем, что он выступает в качестве посредника между эмитентами иностранных ценных бумаг и российскими инвесторами. С его помощью российский инвестор осуществляет права в отношении иностранных ценных бумаг на основании норм российского права. Подобного рода отношения неизбежно связаны с рисками, поскольку инвестор и эмитент иностранных ценных бумаг принадлежат различным юрисдикциям.

Опишем механизм выпуска РДР. Иностранный эмитент выпускает в своей стране ценные бумаги, которые должны учитываться иностранной организацией, осуществляющей учет прав на ценные бумаги. При этом российское законодательство устанавливает требования к таким организациям26. В случае отсутствия обязанности иностранного эмитента перед владельцами РДР (т.е. российскими инвесторами) ценные бумаги иностранного эмитента должны пройти процедуру листинга на иностранной бирже27. Возможна также ситуация, когда между иностранным эмитентом и эмитентом РДР (российским депозитарием) заключается договор, который фиксирует обязанности иностранного эмитента перед российскими инвесторами. Закон о РЦБ предусматривает требования к такому договору: указание на права, закрепленные представляемыми ценными бумагами; указание на то, что представляемые ценные бумаги выпускаются под размещение РДР и (или) находятся в обращении; положение о том, что договор может быть расторгнут без согласия владельцев РДР при условии, что представляемые ценные бумаги допущены к организованным торгам, и т.д. (п. 15 ст. 27.5-3 Закона о РЦБ).

Иностранные ценные бумаги депонируются организацией, осуществляющей их учет, для последующего выпуска РДР. Между организацией, осуществляющей учет иностранных ценных бумаг, и отечественным депозитарием заключается соглашение, в соответствии с которым иностранная организация осуществляет хранение и учет депонированных ценных бумаг. Затем российский депозитарий производит процедуру эмиссии РДР, которая состоит из трех этапов: 1) утверждение решения о выпуске РДР уполномоченным органом их эмитента — депозитария; 2) регистрация выпуска РДР, которая осуществляется биржей при наличии условий, перечисленных в законе (п. 5.1 ст. 27.5-3 Закона о РЦБ), либо Банком России; 3) их размещение. РДР могут размещаться путем открытой или закрытой подписки, а также путем их размещения на условиях передачи представляемых ценных бумаг.

Российское законодательство отдельно регламентирует содержание решения о выпуске РДР, порядок внесения в него изменений (п. 9, 16 ст. 27.5-3 Закона о РЦБ). Следует иметь в виду, что РДР одного выпуска могут удостоверять право собственности на представляемые ценные бумаги только одного иностранного эмитента и только одного их вида (категории, типа). Кроме того, на российского депозитария (эмитента РДР) возлагается обязанность ежеквартально представлять в Банк России справку о количестве российских депозитарных расписок, находящихся в обращении, и количестве представляемых ценных бумаг, находящихся на счете эмитента РДР, а также вести реестр владельцев РДР (п. 21, 22 ст. 27.5-3 Закона о РЦБ)28.

В юридической литературе указывается, что долгое время выпуск РДР не осуществлялся. Первой и на данный момент единственной известной компанией, реализовавшей программу выпуска РДР, в декабре 2010 г. стала объединенная компания "РУСАЛ" (UC Rusal, место регистрации — о. Джерси)29. Депозитарием выступил ПАО Сбербанк. Очевидно, что такой способ доступа на рынок ценных бумаг оказался не очень привлекательным для иностранных эмитентов.

Таким образом, российская модель регулирования оборота иностранных ценных бумаг основана на доктрине множественности классификационных критериев, касающихся как правового режима ценных бумаг, так и правовых условий совершения сделок с ними. Множественность критериев позволяет сравнительно гибко и в то же время точечно нормировать отношения с участием иностранных эмитентов, стремящихся на российский рынок.

Список литературы

  1. Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Белова Л.Г. и др. Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2020.
  2. Коммерческое (предпринимательское) право: в 2 т. / под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Проспект, 2009. Т. 2. 608 с.
  3. Корпоративное право: учеб. курс: в 2 т. / отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Статут, 2018. Т. 2. 990 с.
  4. Курилова А.А., Кирюшкина А.Н., Потапова Е.А., Быкова Н.Н. Депозитарные расписки как инструмент финансовой интеграции // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. N 4. С. 58 — 61.
  5. Михайленко М.Н. Рынок ценных бумаг: учеб. и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. 326 с.
  6. Огородов Д. РДР: долговой документ у должника? // ЭЖ-Юрист. 2006. N 33.
  7. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: моногр. / отв. ред. Е.П. Губин. М.: Юстицинформ, 2019. 664 с.
  8. Рынок ценных бумаг: учеб. / под общ. ред. Н.И. Берзона. М.: Юрайт, 2022. 514 с.
  9. Федотов И. Новый порядок квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг // Международные банковские операции. 2018. N 3. С. 80 — 91.

1Михайленко М.Н. Рынок ценных бумаг: учеб. и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2022. С. 16.

2Рынок ценных бумаг: учеб. / под общ. ред. Н.И. Берзона. М.: Юрайт, 2022. С. 20.

3Статья 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (в ред. от 16 апреля 2022 г.) "О рынке ценных бумаг" (далее — Закон о РЦБ).

4Статья 29 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г.) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации".

5Информационное письмо Банка России от 30 декабря 2020 г. N ИН-06-52/186 "О допуске к публичному обращению в Российской Федерации иностранных ценных бумаг".

6Даже в пределах одного нормативного акта не всегда прослеживается единство терминологии. Например, в Законе о РЦБ используется термин "ценные бумаги иностранных эмитентов" (ст. 51.1), однако в п. 7 ст. 3.1, п. 4.3 ст. 51.1 говорится уже об иностранных ценных бумагах. В настоящей статье мы будет использовать термин "иностранные ценные бумаги", который синонимичен всем упомянутым терминам.

7Подробнее см.: Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: моногр. / отв. ред. Е.П. Губин. М.: Юстицинформ, 2019. С. 536 — 538.

8Коммерческое (предпринимательское) право: в 2 т. / под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Проспект, 2009. Т. 2. С. 108.

9Курилова А.А., Кирюшкина А.Н., Потапова Е.А., Быкова Н.Н. Депозитарные расписки как инструмент финансовой интеграции // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. N 4. С. 60.

10Далее термин "иностранные ценные бумаги" будет использоваться применительно к иностранным эмиссионным ценным бумагам.

11Указания Банка России от 29 сентября 2021 г. N 5951-У "О порядке допуска Банком России ценных бумаг иностранных эмитентов к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации и порядке регистрации Банком России проспектов ценных бумаг иностранных эмитентов"; от 18 августа 2021 г. N 5887-У "О допуске ценных бумаг, относящихся в соответствии с личным законом лица, обязанного по ним, к ценным бумагам схемы коллективного инвестирования, к организованным торгам, проводимым российской биржей".

12Федеральный закон от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".

13Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

14Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 282-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".

15В юридической литературе отмечается, что основные критерии квалификации финансового инструмента при присвоении ему кода CFI — это экономико-финансовые характеристики инструмента, а не его название, используемое в законодательстве той или иной страны. Такой подход, по мнению автора, исключает споры о юридических терминах и заблуждения в отношении экономической составляющей инструмента при выборе стратегии операционной торговли или инвестирования. См.: Федотов И. Новый порядок квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг // Международные банковские операции. 2018. N 3. С. 82.

16Членом Ассоциации национальных нумерующих агентств от страны может быть только одна организация, на которую возлагаются функции национального нумерующего агентства. См.: НРД — член международной Ассоциации национальных нумерующих агентств от России // Национальный расчетный депозитарий. URL: https://www.isin.ru/ru/about/memb_anna/ (дата обращения: 02.03.2022).

17Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Белова Л.Г. и др. Комментарий к Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс". 2020.

18Пункт 3 указания Банка России от 3 октября 2017 г. N 4561-У "О порядке квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг".

19Распоряжения Правительства РФ от 10 февраля 2018 г. N 202-р "О размещении и публичном обращении в Российской Федерации ценных бумаг Международного банка экономического сотрудничества"; от 18 октября 2017 г. N 2295-р "О размещении и публичном обращении в Российской Федерации ценных бумаг Международной ассоциации развития".

20Указание Банка России от 29 сентября 2021 г. N 5951-У.

21Указание Банка России от 11 ноября 2019 г. N 5312-У "О критериях, которым должна соответствовать иностранная биржа, прохождение процедуры листинга на которой ценными бумагами, представляемыми российскими депозитарными расписками, является условием для эмиссии российских депозитарных расписок, по которым эмитент представляемых ценных бумаг не принимает на себя обязательства перед владельцами российских депозитарных расписок, или на которой начата либо завершена процедура листинга ценных бумаг иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, для принятия российской биржей решения об их допуске к организованным торгам".

22Приказ ФСФР РФ от 23 марта 2010 г. N 10-19/пз-н "Об утверждении Требований к депозитариям, осуществляющим учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации"; указание Банка России от 11 ноября 2019 г. N 5311-У "О критериях, которым должна соответствовать организация, осуществляющая учет прав депозитария на представляемые ценные бумаги на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц, в целях эмиссии российских депозитарных расписок, и которым должна соответствовать иностранная организация, осуществляющая учет прав на ценные бумаги, в которой депозитарию открыт счет лица, действующего в интересах других лиц, в целях учета прав на ценные бумаги иностранных эмитентов в случае их публичного размещения и (или) публичного обращения в Российской Федерации".

23Огородов Д. РДР: долговой документ у должника? // ЭЖ-Юрист. 2006. N 33. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

24В пояснительной записке к проекту федерального закона N 504019-4 "О внесении изменения в статью 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" отмечалось, что РДР, хотя и создают максимально удобный для инвестора способ приобретения и осуществления прав по иностранным ценным бумагам, не всегда удобны и интересны для иностранных эмитентов, прежде всего крупных корпораций. Разработчики считали, что такой инструмент, как РДР, будет востребован прежде всего средними компаниями сопредельных с Россией государств и розничными инвесторами, которые заинтересованы в услугах, оказываемых эмитентами депозитарных расписок. Однако, как показала практика, эта процедура доступа оказалась не вполне востребованной.

25Указание Банка России от 11 мая 2017 г. N 4373-У "О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг".

26Критерии иностранной организации, осуществляющей учет прав по ценным бумагам, установлены указанием Банка России от 11 ноября 2019 г. N 5311-У Перечень таких организаций размещен на его официальном сайте. В качестве примера можно назвать Банк ИМИ, Банк ББВА, Депозитарий ценных бумаг Саудовской Аравии и т.д. См.: Рынок ценных бумаг // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/registries/rcb/ (дата обращения: 21.03.2022).

27Банк России устанавливает критерии, которым должны соответствовать иностранные биржи, где проходит процедура листинга, а также формирует перечень иностранных бирж, соответствующих этим критериям. Одним из таких критериев является членство во Всемирной федерации бирж и (или) Международной ассоциации бирж стран СНГ (указание Банка России от 11 ноября 2019 г. N 5312-У).

28Положение Банка России от 19 декабря 2019 г. N 706-П "О стандартах эмиссии ценных бумаг"; Приказ ФСФР РФ от 18 марта 2008 г. N 08-9/пз-н "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра владельцев российских депозитарных расписок".

29Корпоративное право: учеб. курс: в 2 т. / отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Статут, 2018. Т. 2. 990 с. N 4 (145) 2022.


Рекомендуется Вам: