Авторы: Демченко М.В., Бердникова А.А.
Цель написания научной работы заключается в исследовании правового регулирования использования технологий искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе.
Данная тема пока не получила большого освещения в юридической литературе ввиду отсутствия всестороннего анализа правового регулирования использования искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе.
В работе исследуются действующие нормативные правовые акты в области развития технологий искусственного интеллекта. Особый акцент сделан на анализе стратегических прикладных документов в рамках программы "Цифровизация сельского хозяйства", где рассмотрены основные направления трансформации сельского хозяйства.
По результатам исследования констатируется, что в настоящее время установлены лишь правила регулирования отдельных отношений в рассматриваемой области. Последующее развитие правового регулирования использования искусственного интеллекта в агропромышленном комплексе при осуществлении предпринимательской деятельности будет более интенсивным. Применение искусственного интеллекта в агропромышленном комплексе в перспективе поможет оптимизировать и ускорить процесс проектирования, разработки и внедрения новых технологий, тем самым повысить доходность предпринимательской деятельности сельхозтоваропроизводителей за счет сокращения их времени труда и его автоматизации.
Результаты работы могут быть использованы при совершенствовании правового регулирования использования технологий искусственного интеллекта при осуществлении предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе, а также для развития науки предпринимательского права.
В последнее десятилетие появление и внедрение в сельское хозяйство цифровых технологий приобретает массовый характер. В развитых странах, где процессы цифровизации производства, хранения, дистрибуции и торговли сельскохозяйственной продукцией получили наибольшее распространение, данный феномен характеризуется понятием "Сельское хозяйство 4.0". По мнению отдельных экспертов, суть перехода к цифровому сельскому хозяйству заключается в повышении эффективности бизнес-процессов за счет применения разных цифровых технологий — интернета вещей (IoT), сенсорных датчиков, дронов и систем мониторинга посевов, роботов, систем радиочастотной идентификации (RFID), технологий машинного обучения и анализа больших данных1, использование которых связано с применением технологий искусственного интеллекта.
В сегодняшнем состоянии способность искусственного интеллекта автоматизировать процессы делает его ценным бизнес-инструментом для предпринимательской сферы. Ведь ранее все данные процессы выполнялись вручную в сочетании с машинным обучением2.
Таким образом, подобно использованию роботов и искусственного интеллекта в других отраслях, робототехника в сельском хозяйстве повысит производительность и приведет к более высоким и быстрым урожаям.
Впервые понятие "искусственный интеллект" было введено и юридически определено в Указе Президента Российской Федерации (далее — Президент РФ) "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации". Позднее понятие было включено и в Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве…"3. В целом в настоящее время под искусственным интеллектом принято понимать комплекс технологических решений, который позволяет имитировать когнитивные функции человека, а также получать результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Сам же комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений, а также и программное обеспечение4. Вместе с тем отмечается, что имитация содержит в себе и поиск решений, и самообучение без заранее заданного алгоритма. Следует отметить то, что данное определение содержит в себе всю необходимую информацию, которая описывает доступные на сегодняшний день разновидности искусственного интеллекта: это и искусственный интеллект, который работает на основе уже имеющихся знаний, и искусственный интеллект, который работает самостоятельно, то есть который потенциально может полностью заменить человека для выполнения каких-либо задач.
С 2017 г. в Российской Федерации активно применяются цифровые технологии в сельском хозяйстве. Несомненно, искусственный интеллект развивает предпринимательскую сферу и в агропромышленном комплексе.
К 2025 г. по отношению к 2020 г. прогнозируется тройной рост мировых расходов на "умные" технологии и системы на основе искусственного интеллекта в сельском хозяйстве. Прогнозируемая сумма расходов — 15,3 млрд долл. К 2026 г. затраты сельских хозяйств вырастут с 1 млрд до 4 млрд долл. только на технические решения с искусственным интеллектом (по данным Markets & Markets)5.
Несомненно, в современных условиях цифровизации мощным толчком развития отечественного агропромышленного комплекса стало принятие таких важнейших нормативных правовых актов, как: а) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации6, срок реализации — 2017 — 2030 гг., где сформулировано понятие цифровой экономики, отражающее всю ее сущность и основную задачу; б) Указ Президента РФ "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"7, в котором обозначено в качестве одного из приоритетов развития науки и технологий создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий, в частности в агропромышленном секторе; в) Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"8, принятая взамен предыдущей, утратившей силу Программы N 1632-р от 28 июля 2017 г. "Цифровая экономика"; г) Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия9, направленная на обеспечение развития агропромышленного комплекса путем внедрения платформенных решений и цифровых технологий; д) ведомственный проект Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Цифровое сельское хозяйство" на 2019 — 2024 гг.10, в ходе реализации которого планируется активная цифровая трансформация всей сельскохозяйственной отрасли с применением цифровых технологий и платформенных решений; е) Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 г.11, где одной из главных задач является совершенствование сельскохозяйственной техники, а также внедрение беспилотных сельскохозяйственных машин.
В 2020 г. был принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации"12. Такие специальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций13 также могут устанавливаться и в сельском хозяйстве. В соответствующих правоотношениях могут участвовать организации предпринимательского сообщества (пример, АНО "Цифровая экономика"), которые являются некоммерческими организациями и определяются Правительством Российской Федерации. Такие организации представляют собой предпринимательское сообщество по вопросам экспериментальных правовых режимов. Организации предпринимательского сообщества, определяемые Центральным банком Российской Федерации, участвуют в соответствующих правоотношениях согласно вышеуказанному Федеральному закону.
В рамках оптимизации процессов управления сельскохозяйственными предприятиями и повышения эффективности инвестиций в агропромышленный сектор, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ "Системы искусственного интеллекта (ИИ) в сельском хозяйстве. Требования к обеспечению характеристик эксплуатационной безопасности систем автоматизированного управления движением сельскохозяйственной техники"14, который был введен в действие 1 марта 2022 г. Настоящий Стандарт устанавливает требования к обеспечению и поддержанию надлежащего уровня эксплуатационной безопасности систем автоматизированного управления движением в сельском хозяйстве, которыми следует руководствоваться при разработке, создании, испытаниях и эксплуатации подобных систем. Также данный документ призван обезопасить использование систем с искусственным интеллектом в агропромышленном комплексе и ускорить применение отечественных разработок в сельскохозяйственной отрасли, разработанных вместе с Cognitive Pilot Corp. (совместное предприятие "Сбербанка" и Cognitive Technologies) и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ).
В целях реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы утверждена программа "Цифровая экономика Российской Федерации". Эта программа ориентирована на создание и дальнейшее развитие цифровой среды, которая способна снизить проблемы конкурентоспособности и национальной безопасности страны. Согласно Стратегии к 2030 г. каждое пятое предприятие в стране должно перейти на искусственный интеллект.
В рамках реализации данной Стратегии планируется внедрение следующих технологий:
— цифровые двойники;
— моделирование и прогнозирование;
— интернет вещей;
— искусственный интеллект, включая машинное обучение, компьютерное зрение;
— спутниковые системы связи и позиционирования;
— беспилотные летательные аппараты;
— беспилотная сельскохозяйственная техника и робототехника;
— сенсоры и маяки со спутниковым каналом передачи данных;
— обработка больших данных (Big Data).
Основными направлениями трансформации сельского хозяйства в рамках реализации программы "Цифровизация сельского хозяйства" являются такие инструменты, как "Умная ферма", "Умное поле", "Умное стадо", "Умная теплица", "Умная переработка", "Умный агроофис" и "Умный склад"15.
Важно также отметить, что применение новых цифровых технологий требует создания и развития новой нормативной правовой базы, регулирующей все аспекты внедрения цифровых технологий16. Такая правовая база должна будет охватывать вопросы правового регулирования статуса участников этих правоотношений, обеспечения безопасности, государственной поддержки и многие другие.
В контексте применения технологий искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе можно выделить три основных направления работы в ходе выращивания овощей, фруктов, зерновых и в животноводстве:
1. Возможность раннего обнаружения сорняков, вредителей и болезней.
Одной из основных сложностей для фермера является проверка вручную каждого участка своего поля с целью обнаружения "недочетов". Ведь для выявления болезней, сорняков или вредителей на ранних стадиях может не хватать ресурсов или же опыта. Более того, на тщательную проверку понадобится большое количество времени.
Для решения данной проблемы был создан специальный дрон, который оборудован компьютерным зрением, постоянно проводящий мониторинг участка или же стада. Например, сигналом может послужить изменение цвета колоса или листа, а также можно отслеживать изменения массы животных.
Летом 2021 г. в России были созданы первые беспилотные летательные аппараты, которые оснащены лазерной установкой для обработки сельскохозяйственных культур. Данные аппараты были разработаны компанией "Новбиотех" из Великого Новгорода.
Также в темное время суток лазер способен обрабатывать посевы с высоты 10 — 20 м путем подсветки. Разработчики заявляют, что облучение лазером позволяет увеличить урожайность сельскохозяйственных культур в среднем на 10 — 35% на различных фазах созревания, в зависимости от качества посевного материала.
2. Точное земледелие.
Следующей проблемой для аграриев может служить то, что они удобряют или поливают поле сплошным ковром. В то же время участки одного и того же поля могут иметь различный рельеф, условия и состав грунта. К примеру, где-то может быть дефицит ресурсов, а где-то, наоборот, переизбыток.
Таким образом, точное земледелие сочетает в себе лучшие методы управления почвой, технологию переменного внесения и наиболее эффективные методы управления данными, чтобы помочь фермерам максимизировать урожайность и минимизировать расходы.
Решением может служить использование датчиков, которые интегрированы в сеть интернета вещей (IoT), которые способны отслеживать наиболее важные показатели для оптимального ведения хозяйства, такие как температура, влажность почвы, освещенность участка. В процессе работы датчиков благодаря алгоритму для каждого квадратного метра поля выдаются специальные рекомендации, что приводит к экономии семян, химикатов и воды. Таким образом, роботы, как роботы для опрыскивания и прополки, могут сократить использование агрохимикатов на невероятные 90%.
Таким примером может служить создание цифровой платформы для точного земледелия в Аргентине. Данная система применяет машинное обучение, а также геоданные спутников и дронов, облачные вычисления для разработки рекомендаций фермерам в режиме реального времени.
В Российской Федерации, в Липецкой, Самарской и Орловской областях уже активно используются технологии точного земледелия. Применяемые технологии помогают снизить затраты на топливо, химические средства, минеральные удобрения и обработки растений.
Так, к примеру, с марта 2021 г. в Рязанской области введена в эксплуатацию беспилотная техника для уборки зерновых культур. Благодаря применению системы автономного управления комбайном на основе искусственного интеллекта агропредприятия могут существенно сократить расходы топлива, время уборки, сократить прямые потери урожая и повысить дневную выработку комбайнера.
3. Расчет урожайности.
Еще одной сложностью для фермеров является невозможность предсказать точный планируемый объем урожайности и сбора овощей, фруктов и зерна, особенно это касается введения новых сортов и пестицидов. На урожайность может влиять множество факторов, в первую очередь это погодно-климатические.
Для решения данной проблемы также были разработаны специальные сенсоры и дроны. Данные аппараты способны собрать и проанализировать полученную информацию посредством алгоритмов с машинным обучением. В свою очередь, такие алгоритмы имеют возможность оперировать историческими данными об изменении климата, создавать карты полей и выявлять паттерны. Тем самым это помогает фермеру подсчитать урожайность с каждого своего участка, а также изменение цены на свою продукцию и улучшить расход своих ресурсов.
Так, в Северной и Южной Америке крупные игроки сельского хозяйства уже используют технологию искусственного интеллекта, чтобы значительно повысить скорость и точность своих методов посадки и управления культурами. К примеру, Райзен (Raizen), ведущий бразильский производитель сахара и этанола, недавно объявил о партнерстве со Спейс Тайм Аналитикс (Space Time Analytics) (Бразилия) для использования искусственного интеллекта для прогнозирования размера урожая сахарного тростника.
В России сейчас лишь 10% пашни обрабатываются с применением цифровых систем. К примеру, в США уже 87% сельскохозяйственных предприятий используют технологии искусственного интеллекта17. Эти цифры говорят о том, что этот сектор идет в ногу с другими крупными отраслями, когда речь идет об инновациях и использовании технологических достижений.
Более того, в программе "Цифровизация сельского хозяйства" важное значение уделяется и обучению кадров. Причиной этому послужило создание первой отраслевой квазикорпоративной электронной образовательной системы "Земля знаний" в России. В результате в период с 2019 — 2021 гг. более 50 000 специалистов сельскохозяйственных предприятий прошли обучение по компетенциям цифровой экономики.
Как мы можем заметить, сельское хозяйство очень активно развивается и становится сектором с очень интенсивным потоком данных. Рынок сегмента программного обеспечения в основном обусловлен интеграцией мобильных технологий с методами ведения сельского хозяйства, растущим использованием программного обеспечения искусственного интеллекта для повышения эффективности ферм и растущим спросом на системы управления данными в реальном времени. Таким образом, агрономам, фермерам, консультантам становятся доступными мобильные или онлайн-приложения, благодаря которым они могут получить всю необходимую информацию и контролировать процесс своей деятельности. Благодаря таким приложениям можно извлекать информацию от различных устройств, расположенных на ферме или в поле, а также от дронов, датчиков, агротехники, метеорологических станций, внешних систем, спутников, партнерских платформ, поставщиков.
Таким образом, в настоящее время искусственный интеллект получил достаточно широкое распространение в предпринимательской деятельности, в том числе сельскохозяйственной. Искусственный интеллект действительно помогает повысить эффективность и производительность труда за счет автоматизации процессов и задач, а тем самым и качество работы, выполняемой сельхозтоваропроизводителями. Необходимо отметить, что правовое регулирование изучаемой области общественных отношений находится еще в стадии формирования и нередко его основу составляют документы стратегического характера.
Тем не менее с развитием общественных отношений в рассматриваемой отрасли экономики и в условиях активного развития цифровых сервисов требуется создание новых нормативных правовых актов18, которые в своих нормах определят правовой статус основных субъектов данных правоотношений, специальный понятийный аппарат в области цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта, применяемых в агропромышленном комплексе19, соответствующие меры государственной поддержки, отношения в области международной кооперации и др.
Следует также учитывать, что основной из самых важных потребностей каждого агропромышленного предприятия является организация продвижения и сбыта продукции20.
В целом стратегия цифровизации агропромышленного комплекса должна быть нацелена на создание и развитие интегрированной базы знаний и передовых практик с возможностью развития экосистемы комплексного взаимодействия сельхозпроизводителя с рыночными контрагентами и государством с помощью технологий интернета вещей21. Таким образом, применение информационных технологий в агропромышленном секторе поможет оптимизировать и ускорить процесс проектирования, разработки и внедрения программного обеспечения и тем самым повысить доходность предпринимательской деятельности сельхозтоваропроизводителей за счет сокращения их времени труда.
Литература
1. Бондаренко Е.В. Искусственный интеллект в предпринимательской деятельности // Студенческий научный форум — 2021: Материалы XIII Международной студенческой научной конференции (г. Москва, 1 января — 31 декабря 2021 г.): Сборник научных статей. URL: https://scienceforum.ru/2021/artide/2018025698.
2. Буценко Е.В. Умное земледелие на платформе однопалатных компьютеров / Е.В. Буценко, А.В. Курдюмов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2019. N 1(29). С. 95 — 107.
3. Колоткина О.А. Оценка эффективности правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации / О.А. Колоткина // Право и образование. 2019. N 8. С. 106 — 112.
4. Колоткина О.А. Современное состояние правового обеспечения процесса трансформации агропромышленного комплекса в условиях цифровизации / О.А. Колоткина // Российская юстиция. 2019. N 10. С. 47 — 49.
5. Огнивцев С.Б. Цифровизация экономики и экономика цифровизации АПК / С.Б. Огнивцев // Международный сельскохозяйственный журнал. 2019. N 2(368). С. 77 — 80.
6. Цифровая трансформация экономики: государство, бизнес, общество: Монография / Под научной редакцией Н.П. Кононковой. Москва: ТЕИС, 2019. 160 с.
7. Ягофарова И.Д. Влияние процессов глобализации на правовой статус личности / И.Д. Ягофарова // Право и образование. 2019. N 8. С. 23 — 28.
References
1. Newman D. Top Six Digital Transformation Trends in Agriculture / D. Newman // Forbes. 2018. 14 May.
1Newman D. Top Six Digital Transformation Trends in Agriculture // Forbes. 2018. 14 May.
2Бондаренко Е.В. Искусственный интеллект в предпринимательской деятельности // Студенческий научный форум — 2021: Материалы XIII Международной студенческой научной конференции (г. Москва, 1 января — 31 декабря 2021 г.): Сб. науч. ст. URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018025698.
3Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных" // СПС "Гарант".
4Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" // СПС "Гарант".
5Artificial Intelligence in Agriculture Market by Technology (Machine Learning, Computer Vision, and Predictive Analytics), Offering (Software, Hardware, AI-as-a-Service, and Services), Application, and Geography — Global Forecast to 2026. URL: https://www.marketsandmarkets.com/Market-Reports/ai-in-agriculture-market-159957009.html#:~:text=The%20overall%20AI%20in%20agriculture,25.5%25%20between%202020%20and%202026 (дата обращения: 15.06.2022).
6Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы" // СПС "Гарант".
7Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" // СПС "Гарант".
8Паспорт национального проекта Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 N 7) // СПС "Гарант".
9Паспорт государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (утв. решением Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 N ММ-П11-19122). URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/vedomstvennyj_proekt_cifrovoe_selskoe_hozyajstvo/ (дата обращения: 10.07.2022).
10Ведомственный проект "Цифровое сельское хозяйство". М.: Росинформагротех, 2019. 48 с.
11Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. N 1796-р "Об утверждении Долгосрочной стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года". URL: https://docs.cntd.ru/document/560974985 (дата обращения: 10.07.2022).
12Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
13Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций — применение в отношении участников экспериментального правового режима в течение определенного периода времени специального регулирования по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций.
14ГОСТ Р 59920-2021. Системы искусственного интеллекта. Системы искусственного интеллекта в сельском хозяйстве. Требования к обеспечению характеристик эксплуатационной безопасности систем автоматизированного управления движением сельскохозяйственной техники. URL: https://allgosts.ru/35/020/gost_r_59920-2021.pdf (дата обращения: 24.05.2022).
15Колоткина О.А. Современное состояние правового обеспечения процесса трансформации агропромышленного комплекса в условиях цифровизации // Российская юстиция. 2019. N 10.
16Буценко Е.В., Курдюмов А.В. Умное земледелие на платформе однопалатных компьютеров // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2019. N 1(29). С. 95 — 107.
1787% of U.S. agriculture businesses are currently using AI — AgriNews. URL: https://www.agrinews-pubs.com/news/science/2021/12/07/87-of-us-agriculture-businesses-are-currently-using-ai/ (дата обращения: 15.06.2022).
18Колоткина О.А. Оценка эффективности правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Право и образование. 2019. N 8. С. 106 — 112.
19Ягофарова И.Д. Влияние процессов глобализации на правовой статус личности // Право и образование. 2019. N 8. С. 23 — 28.
20Огнивцев С.Б. Цифровизация экономики и экономика цифровизации АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2021. N 2(368). С. 79.
21Цифровая трансформация экономики: государство, бизнес, общество: Монография / Под науч. ред. Н.П. Кононковой. М.: ТЕИС, 2019. 160 с.
Связанные статьи:
- Возникновение новых объектов правовой защиты в условиях цифровой экономики (76.5%)
- Проблемы правового регулирования криптовалюты в российском законодательстве (73.5%)
- Проблемы правового регулирования использования криптовалюты в Российской Федерации (73.5%)
- Место криптовалюты в системе объектов гражданских прав (73.5%)
- Блокчейн как инструмент защиты от недобросовестных действий при выдаче цифровых банковских гарантий (73.5%)
- Использование информационных технологий в контексте оптимизации гражданского судопроизводства (RANDOM - 20.6%)