ЮрФак: изучение права онлайн

Опыт уголовно-правового противодействия нарушению интеллектуальных прав стран ближнего зарубежья и Азии

Автор: Титов С.Н.

Настоящая статья посвящена исследованию законодательства в области противодействия преступлениям против интеллектуальной собственности и практики его применения в странах ближнего зарубежья и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Автор преследует цель выявить основные тенденции в этой области, определить положительный опыт указанных стран, который мог бы быть использован в отечественном уголовном праве. При этом основное внимание уделяется правовой регламентации уголовной ответственности в этой сфере, сравнительной характеристике уголовной ответственности (виды, размеры наказаний), а также наличию стратегического подхода к противодействию преступлениям против интеллектуальной собственности.

Статья представляет собой изложение компаративистского исследования, основой которого выступает сравнительно-правовой метод. Автор не ставит перед собой задачу изучения законодательства всех стран в обозначенном регионе, а обращается к законодательству отдельных государств, опыт которых представляется показательным. Основой для исследования выступают в первую очередь законодательные акты. Кроме того, ценным материалом для исследования являются отчеты государств о практике охраны интеллектуальной собственности, представленные на международных площадках.

На основании проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что страны ближнего зарубежья в целом воспринимают опыт уголовно-правовой охраны интеллектуальной собственности континентальной Европы. Это относится к кругу охраняемых объектов интеллектуальной собственности, который является весьма широким, строгости ответственности за соответствующие посягательства, которая сопоставима с ответственностью за преступления против собственности, а также стратегическому, консолидированному подходу к решению проблем в обозначенной сфере законодательства и правоприменительной практики.

Большинство уголовно-правовых компаративистских исследований в области интеллектуальной собственности, представленных в современной отечественной науке, обращены к опыту стран Запада. Эта особенность понятна, если учесть богатство и продолжительность этого опыта, развитость рыночных отношений, количество и капитализацию западных компаний, их многолетнюю патентную активность и стоимость брендов производимой продукции.

Между тем для отечественного исследования в этой области полезно обратиться и к опыту стран ближнего зарубежья, а также стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Полезно это по двум причинам.

Во-первых, это исторические условия развития этих государств. После прекращения существования СССР на карте мира появилось полтора десятка стран, которые имели приблизительно равное социально-экономическое положение, правовой режим и в этом отношении имели равные "стартовые позиции" в создании системы охраны интеллектуальной собственности. Это придает наглядность опыту, а особенно достижениям этих стран.

Во-вторых, бесспорным является резко возрастающее промышленное производство и патентная активность стран Азии, которые по количеству подаваемых заявок на получение патентов в настоящее время не уступают европейским странам. Соответственно, этим странам приходится в короткие сроки создавать эффективную систему правовой охраны дорогостоящих объектов интеллектуальной собственности.

В настоящей работе внимание будет уделяться в первую очередь правовой регламентации уголовной ответственности в этой сфере, сравнительной характеристике уголовной ответственности (виды, размеры наказаний), а также наличию стратегического подхода к противодействию преступлениям против интеллектуальной собственности.

Расположение норм о преступлениях против интеллектуальных прав не должно рассматриваться как исключительно юридико-технический момент. Это расположение характеризует тот или иной подход к определению характера общественной опасности таких преступлений, их объекту; может свидетельствовать о том, рассматривается ли интеллектуальная собственность как единый объект уголовно-правовой охраны или нет.

В плане расположения соответствующих норм в структуре кодексов наблюдается три подхода. Согласно первому часть из них располагаются в главах об экономических преступлениях, а другая — в главах о преступлениях против прав человека (Азербайджан1, Беларусь2, Киргизия3, Латвия4, Украина5, Таджикистан6, Узбекистан7, Армения8).

Согласно второму подходу нормы о преступлениях против интеллектуальной собственности располагаются в главе об экономических преступлениях (Казахстан9).

Наконец, в ряде стран соответствующие нормы выделены в специальный структурный элемент кодекса, что демонстрирует оценку их объекта как специфические общественные отношения (Эстония10, Литва11).

Уголовный кодекс Казахстана предусматривает ответственность за посягательства на все признаваемые в республике интеллектуальные права. Установлена ответственность за незаконное использование объектов авторского и (или) смежных прав, а равно приобретение, хранение, перемещение или изготовление контрафактных экземпляров объектов авторского права и (или) смежных прав в целях сбыта либо присвоение авторства или принуждение к соавторству (ст. 184). Эти объекты зафиксированы в ст. 7 Закона Республики Казахстан от 10 июня 1996 г. N 6-1 "Об авторском праве и смежных правах". Этот перечень достаточно широк: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения; сценарные произведения; произведения хореографии и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики и другие произведения изобразительного искусства; произведения прикладного искусства; произведения архитектуры, градостроительства, дизайна и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; карты, планы, эскизы, иллюстрации и трехмерные произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; программы для ЭВМ; иные произведения; производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); сборники и другие составные произведения. Смежные права — имущественные права исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного и кабельного вещания и личные неимущественные права исполнителя12.

Охраняются и объекты промышленной собственности: изобретения полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения или топологии интегральной микросхемы (ст. 199).

По своей тяжести уголовная ответственность за нарушения в сфере интеллектуальной собственности сравнима с ответственностью за имущественные преступления13.

На постсоветском пространстве примером стратегического подхода к противодействию интеллектуальному пиратству может являться Республика Молдова. В 2018 г. здесь начинает реализовываться Программа культурной трансформации. Было проанализировано текущее состояние дел в области борьбы с пиратством. С этого времени отчет о текущем состоянии защиты интеллектуальной собственности публикуется ежегодно14. После этого был разработан и реализован план действий, для чего была создана специальная рабочая группа15.

В Грузии в качестве приоритетных задач противодействия интеллектуальному пиратству рассматривается координация действий между ведомствами, а также сотрудничество с крупнейшими торговыми платформами. Международные соглашения, в которых участвует эта страна, обязывают ее создать функциональную систему охраны интеллектуальных прав, в том числе в информационных системах. Создан Национальный центр интеллектуальной собственности Грузии (Сакпатенти). Сакпатенти планирует заключить соглашения о сотрудничестве с Amazon, Ebay, Alibaba и Rakuten в рамках финансируемого ЕС проекта Twinning "Создание эффективной системы защиты и контроля географических указаний (GI) в Грузии" (GE / 16 ENI EC 0318)16.

О важности борьбы с пиратством в Китае постоянно заявляет руководство страны. Так, в мае 2021 г. премьер Ли Кэцян в телеконференции, посвященной защите интеллектуальной собственности, заявил, что защита прав интеллектуальной собственности и борьба с контрафактом связаны с построением инновационной нации, а также здоровьем и безопасностью людей17.

Главное таможенное управление Китая заявляет от конфискации в течение первых четырех месяцев 2021 г. более 25 млн контрафактных товаров18.

О том, насколько большое значение в этой стране придают охране интеллектуальной собственности, можно судить по тому, насколько много ведомств занято в этой работе. В 2011 г. в этих целях здесь создана так называемая Передовая национальная группа, которую возглавляет один из членов Государственного совета и которая включает в настоящее время представителей почти тридцати федеральных ведомств19.

С самого своего создания эта группа имеет в основе своей работы жесткое планирование и систему отчетности. В начале каждого года составляется план мероприятий как на федеральном уровне, так и на местном уровне. В конце года осуществляется оценивание эффективности работы путем анализа отчетности. При этом основное внимание в настоящее время уделяется борьбе с распространением пиратской продукции в сети Интернет20.

Координация действий различных ведомств осуществляется и через реализацию специализированных проектов и государственных программ. В частности, в 2005 г. в Китае начала работу программа "Кибермеч". Эта программа объединила усилия четырех федеральных ведомств в расследовании нарушения прав авторов в сети Интернет, в первую очередь в отношении литературы, видео, музыкальных произведений. За пятнадцать лет функционирования этой программы благодаря ей было расследовано не менее шести с половиной тысяч уголовных дел о контрафакте в Интернете21.

Китайские власти также делают ставку на сотрудничество с негосударственными субъектами и общественностью. Так, еще в 2007 г. государством создан специальный фонд, в задачи которого входит получать сообщения о пиратстве за вознаграждение от физических и юридических лиц, а также поощрение частных компаний, которые ведут борьбу с нарушением интеллектуальных прав. Для этого создана специальная горячая линия22.

Признана эффективность такой масштабной кампании по выявлению и пресечению распространения контрафактных медикаментов и иных товаров, связанных со здравоохранением, на таких интернет-площадках, как "Железный кулак", которая проводилась в 2020 и 2021 г.23 Заявляется о более чем 46 тыс. выявленных нарушений24.

Перспективы противодействия интеллектуальному пиратству в Китайской Народной Республике связываются именно с межведомственным сотрудничеством25.

В настоящее время Корея входит в пятерку стран-лидеров по количеству патентных заявок. В стране остро стоит вопрос об охране интеллектуальной собственности (табл. 1).

Таблица 1 «Информация о незаконных действиях в сфере интеллектуальной собственности в Корее»

Год/Категория

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Количество арестов

139

302

376

430

378

351

362

361

Количество единиц конфискованных товаров

28 589

161 599

822 370

1 114 192

1 197 662

584 094

691 630

542 505

Стоимость подлинных товаров

8,5

24,6

56,7

88,0

97,6

74,4

41,6

36,4

Источник: https://www.wipo.int/.

Усиление борьбы с нарушением интеллектуальных прав осуществляется в первую очередь путем внесения изменений в законодательство. Эти изменения касаются увеличения перечня караемых действий и ужесточения наказания.

Первое направление можно проиллюстрировать на примере изменения закона об охране коммерческой тайны (табл. 2).

Таблица 2 «Первоначальный текст закона»

Первоначальный текст закона

Текст с внесенными в него поправками

Акт использования или раскрытия коммерческой тайны в целях получения неправомерной выгоды или причинения ущерба собственнику коммерческой тайны

1. Акт использования или раскрытия коммерческой тайны в целях получения неправомерной выгоды или причинения ущерба собственнику коммерческой тайны.

2. Акт несанкционированной утечки коммерческой тайны в целях получения неправомерной выгоды или причинения ущерба собственнику коммерческой тайны.

3. Акт продолжающегося использования коммерческой тайны, несмотря на просьбы о ее удалении из открытого доступа или возврате, в целях получения неправомерной выгоды или причинения ущерба собственнику коммерческой тайны.

4. Акт завладения коммерческой тайной посредством кражи, мошенничества, принуждения или других неправомерных действий или же последующего использования неправомерно приобретенной коммерческой тайны.

Источник: https://www.wipo.int/.

Более того, санкции за соответствующие нарушения существенно ужесточаются. До изменений распространение коммерческой тайны наказывалось "лишением свободы на срок до 5 лет или штрафом в размере, не превышающем 50 млн вон", а раскрытие коммерческой тайны за границей — "лишением свободы на срок до 10 лет и штрафом в размере, не превышающем 100 млн вон". В настоящее время это же деяние влечет "лишение свободы на срок до 10 лет или штраф в размере, не превышающем 500 млн вон" или "лишение свободы на срок до 15 лет или штраф в размере, не превышающем 1,5 млрд вон", соответственно26 (табл. 3).

Таблица 3 «Сведения об ужесточении наказания за разглашение коммерческой тайны в Корее»

Категория

Срок лишения свободы

Штраф

Раскрытие внутри страны

Раскрытие за пределами страны

Раскрытие внутри страны

Раскрытие за пределами страны

Первоначальный текст закона

5 лет

10 лет

50 млн вон

100 млн вон

Текст с внесенными в него изменениями

10 лет

15 лет

500 млн вон

1,5 млрд вон

Источник: https://www.wipo.int/.

В Республике Корея также функционирует специализированный орган полиции по противодействию интеллектуальному пиратству. Его создание имело целью наделение сотрудников правами по выявлению и пресечению нарушений прав патентной собственности.

Внесены соответствующие изменения в закон о полиции, которые наделили указанных сотрудников полномочиями по расследованию нарушений в отношении всех объектов промышленной собственности.

В Корее, в отличие от некоторых других стран, пока не создан единый координационный центр, включающий в себя правоохранительные и иные государственные структуры, а также частные ассоциации и бизнес-сообщества. Однако правительство заявляет, что подобная система будет создаваться. Кроме того, планируется и далее расширять круг наказуемых деяний в сфере использования интеллектуальной собственности27.

Проведенный анализ опыта уголовно-правовой охраны интеллектуальной собственности позволяет сделать несколько общих выводов.

Страны ближнего зарубежья в целом воспринимают опыт уголовно-правовой охраны интеллектуальной собственности континентальной Европы. Круг охраняемых уголовным законом интересов в области интеллектуальной собственности относительно широк. Уголовно-правовой охране подлежат права на большинство объектов интеллектуальной собственности. Не прослеживается обусловленность уголовной ответственности тяжестью последствий нарушения интеллектуальных прав. При этом санкции за такие нарушения являются весьма строгими, сопоставимым с ответственностью за нарушение прав собственности.

Наблюдается консолидация усилий государственных ведомств, а также частных компаний по совершенствованию правовой основы противодействия интеллектуальному пиратству и организационных мер в этом направлении.

Литература

1. Виеру Л. Программа культурной трансформации в Республике Молдова / Л. Виеру // Консультативный комитет по защите прав. Четырнадцатая сессия (г. Женева, 2 — 4 сентября 2019 г.). WIPO, 2019. URL: https://www.wipo.int/meetings/ru/details.jsp?meeting_id=50412.

2. Кан С. Онлайновая охрана авторского права в Китае / Кан Синь // Консультативный комитет по защите прав. Четырнадцатая сессия (г. Женева, 2 — 4 сентября 2019 г.). WIPO, 2019. URL: https://www.wipo.int/meetings/ru/details.jsp?meeting_id=50412.

3. Цзуньлян Х. Тенденции в борьбе с контрафакцией и пиратством в Интернете / Цзуньлян Хань // Консультативный комитет по защите прав: интерактивный диалог. Первый раунд (21 сентября 2021 г.). WIPO, 2021. С. 4 — 9. URL: https://www.wipo.int/meetings/ru/details.jsp?meeting_id=64708.

4. Чо Бон Хен. Последние законодательные изменения, призванные повысить эффективность охраны промышленной собственности в Республике Корея / Чо Бон Хен // Консультативный комитет по защите прав. Четырнадцатая сессия (г. Женева, 2 — 4 сентября 2019 г.). WIPO, 2019. С. 25 — 31. URL: https://www.wipo.int/edocs/mdocs/enforcement/ru/wipo_ace_14/wipo_ace_14_5_rev.pdf.


1Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30420353#pos=211;-60 (дата обращения: 28.09.2021).

2Уголовный кодекс Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk9900275 (дата обращения: 28.09.2021).

3Уголовный кодекс Кыргызской Республики. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=34350840#pos=6;-138 (дата обращения: 28.09.2021).

4Уголовный кодекс Латвийской Республики. URL: https://www.legislationline.org/download/id/9122/file/Latvia_Criminal%20Code%20as%20of%202020.pdf (дата обращения: 29.09.2021).

5Уголовный кодекс Украины. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30418109#pos=6;-106 (дата обращения: 23.03.2022).

6Уголовный кодекс Республики Таджикистан. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=30397325#pos=8;-144 (дата обращения: 29.09.2021).

7Уголовный кодекс Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/docs/111457#111470 (дата обращения: 23.03.2022).

8Уголовный кодекс Республики Армения. URL: http://www.parliament.am/legislation.php?ID=1349&lang=rus&sel=show (дата обращения: 23.03.2022).

9Уголовный кодекс Республики Казахстан. URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=31575252#pos=478;-46 (дата обращения: 29.09.2021).

10Уголовный кодекс Эстонской Республики. СПб.: Издательство "Юридический центр "Пресс", 2001.

11URL: https://www.legislationline.org/download/id/8272/file/Lithuania_CC_2000_am2017_en.pdf (дата обращения: 23.03.2022).

12Закон Республики Казахстан от 10 июня 1996 г. N 6-1 "Об авторском праве и смежных правах". URL: http://continent-online.com/Document/?doc_id=1005798#pos=69;-142 (дата обращения: 29.09.2021).

13См. об этом подробнее: Титов С.Н. Уголовно-правовое обеспечение интеллектуальной собственности в странах СНГ и Прибалтики // Юридическая наука. 2012. N 1. С. 101 — 104.

14Raport National privind respectarea drepturilor de proprietate intelectuala in Republica Moldova. URL: http://observatorpi.md/assets/files/raport/raport_national_2018.pdf (дата обращения: 20.09.2021).

15Лилана Виеру. Программа культурной трансформации в Республике Молдова. URL: https://www.wipo.int/meetings/ru/details.jsp?meeting_id=50412 (дата обращения: 20.09.2021).

16Sakpatenti Works on Conclusion of an Agreement on Cooperation with Amazon, Ebay, Alibaba and Rakuten. URL: https://www.sakpatenti.gov.ge/en/news_and_events/338/ (дата обращения: 26.09.2021).

17Premier Li stresses IPR protection, business environment. URL: http://english.www.gov.cn/premier/news/202105/21/content_WS60a7b05ac6d0df57f98d9dd5.html (дата обращения: 25.09.2021).

18China customs seizes over 25m IPR-infringing items in January-April. URL: http://english.www.gov.cn/statecouncil/ministries/202105/21/content_WS60a6ea07c6d0df57f98d9d4a.html (дата обращения: 25.09.2021).

19Хань Цзуньлян. Тенденции в борьбе с контрафакцией и пиратством в Интернете. URL: https://www.wipo.it/meetings/ru/details.jsp?meeting_id=64708 (дата обращения: 25.09.2021).

20Там же.

21Синь Кан. Онлайновая охрана авторского права в Китае. URL: https://www.wipo.int/meetings/ru/details.jsp?meeting_id=50412 (дата обращения: 23.09.2021).

22Там же.

23План действий "Железный кулак" по защите интеллектуальной собственности. URL: http://gkml.samr.gov.cn/nsjg/zfjcj/201904/t20190426_293160.html (дата обращения: 25.09.2021).

24Хань Цзуньлян. Тенденции в борьбе с контрафакцией и пиратством в Интернете. URL: https://www.wipo.int/meetings/ru/details.jsp?meeting_id=64708 (дата обращения: 25.09.2021).

25Отчет об укреплении сотрудничества и усилении защиты интеллектуальной собственности. URL: http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2021-05/24/content_5611192.htm (дата обращения: 25.09.2021).

26Чо Бон Хен. Последние законодательные изменения, призванные повысить эффективность охраны промышленной собственности в Республике Корея. URL: https://www.wipo.int/edocs/mdocs/enforcement/ru/wipo_ace_14/wipo_ace_14_5_rev.pdf (дата обращения: 18.09.2021).

27Чо Бон Хен. Последние законодательные изменения, призванные повысить эффективность охраны промышленной собственности в Республике Корея. URL: https://www.wipo.int/edocs/mdocs/enforcement/ru/wipo_ace_14/wipo_ace_14_5_rev.pdf (дата обращения: 18.09.2021).


Рекомендуется Вам: